30 лет назад, 8 декабря 1987 года, Михаил Горбачев и Рональд Рейган в Вашингтоне подписали бессрочный Договор о ликвидации всех ракет средней и меньшей дальности (РСМД), вступивший в силу
1 июня 1988 года. Теперь он по различным причинам вызывает значительно больше острых дискуссий, чем в те времена. При этом одни считают подписание договора шагом, граничащим с предательством интересов страны, а другие предлагают немедленно разорвать его.
Через три года условия договора были выполнены. СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, в том числе мобильные пусковые установки «Пионер» с ракетами, оснащенными разделяющимися головными частями индивидуального наведения, стационарные ракеты Р-12 и Р-14, крылатые ракеты типа РК-55, оперативно-тактические комплексы «Темп-С» и «Ока». США уничтожили 846 ракетных комплексов с ракетами «Першинг-2», с крылатыми ракетами типа «Томагавк» и оперативно-тактическими ракетами «Першинг-1А».
В России условия Договора РСМД периодически критикуют из-за того, что, во-первых, СССР ликвидировал в два с половиной раза больше ракет и более чем в три раза ядерных боезарядов, во-вторых, потому, что в непосредственной близости к нашей стране четыре ядерных государства располагают ракетами средней и меньшей дальности, а у нас их нет.
Однако неутомимым критикам следует напомнить, что американские баллистические ракеты «Першинг-2» были оснащены высокоточными головными частями, способными к заглублению в земную поверхность различной плотности с возможностью переключения боезарядов на различную мощность. Это было новейшим достижением, не применявшимся ранее на баллистических ракетах. Американские крылатые ракеты обладали повышенной точностью попадания за счет системы наведения по рельефу местности и были трудноуязвимы для ПВО. Все это вместе с коротким подлетным временем «Першингов-2» представляло колоссальную угрозу высокозащищенным центральным командным пунктам в Москве, где в угрожаемый период могло находиться высшее руководство государства, обеспечивающее управление Вооруженными силами и страной. Под угрозой находились также стационарные пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и другие объекты военной ядерной инфраструктуры в европейской части государства. Наконец, советские ракеты не достигали США, а американские были способны нанести удар на значительную глубину нашей территории.
Поэтому такие условия Договора РСМД следует считать разменом количества на качество, что в тех условиях было более чем оправданным. И вместо грубых обвинений нужно поблагодарить Михаила Сергеевича Горбачева, как и членов легендарной «пятерки», в которую вместе со специалистами входили профильные министры и члены Политбюро, детально обсуждавшие и одобрившие проект Договора РСМД.
Часто звучат требования присоединить к Договору РСМД все другие страны, обладающие ядерным оружием, поскольку в непосредственной близости к нашей стране находятся четыре государства (Китай, Индия, Пакистан, Израиль), чьи ядерные арсеналы содержат ракеты средней и меньшей дальности, которых лишена Россия.
Однако это требование представляется совершенно нереальным. Во-первых, в арсеналах Китая, Индии, Пакистана, Израиля и теперь уже Северной Кореи ракеты средней дальности составляют основную часть ядерного вооружения, и уговаривать их лишиться этого оружия бессмысленно. Во-вторых, любой договор такого типа не может существовать без надежной системы контроля. Но даже теоретически невозможно вообразить распространение системы контроля за ликвидацией вооружения по Договору РСМД на несколько стран. Советские и американские инспекторы контролировали все процессы ликвидации при подрывах ракет, их пусках (около 100 пусков ракет «Пионер»), при отделении от головной части боезарядов, обтекателей и сплющиванию их, постоянно присутствовали рядом с заводами-изготовителями ракет и контролировали их периметры. Очевидно, что создать подобную систему перекрестного контроля на многостороннем уровне с участием теперь уже шести государств в обозримой перспективе нельзя. Можно было бы лишь предложить другим странам добровольно ограничить дальнейший рост ядерных арсеналов.
Угроза существованию Договора РСМД связана со взаимными претензиями по нарушению его условий.
США обвиняют Россию в разработке и испытаниях в 2014 году крылатой ракеты наземного базирования с дальностью полета свыше 500 км. Российские претензии связаны в первую очередь со стационарными пусковыми установками ПРО в Румынии и Польше, аналогичными установленным на кораблях для запуска крылатых ракет «Томагавк».
Здесь необходимо отметить, что в соответствии с п. 11 ст. 7 Договора РСМД разрешаются испытательные пуски крылатых ракет большой дальности из наземной пусковой установки, «которая используется исключительно в целях испытаний и которая отличима от пусковых установок» крылатых ракет наземного базирования с дальностью не более 500 км.
То, что крылатые ракеты морского и воздушного базирования любой дальности на первых этапах летных испытаний запускают из приспособленных наземных пусковых установок, соответствует сложившейся практике.
Можно предположить, что претензии США связаны с тем, что американцы иначе, чем мы, трактуют признаки отличия, о которых сказано в упомянутом выше пункте Договора РСМД. Поскольку никакого развертывания в России крылатых ракет с дальностью выше 500 км нет, то нет никаких препятствий для согласования допустимых признаков отличия экспериментальной и серийной пусковой установки.
Анализ показывает, что все взаимные претензии носят технический характер, по существу, не оказывают влияния на изменения боевых потенциалов России и США и при согласии сторон могут быть разрешены на специальной контрольной комиссии в рамках Договора РСМД.
Между тем прекращение действия этого договора вернуло бы отношения России и Запада в условия значительно более жесткой конфронтации времен холодной войны, чем это было в середине 1980-х годов прошлого столетия.
Об авторе: Владимир Зиновьевич Дворкин – доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, генерал-майор в отставке.