Голландский предшественник «аэрокобры». Опытный истребитель Koolhoven FK-55. Нидерланды
В ноябре 1936 года нидерландская авиастроительная компания N.V. Koolhoven (Koolhoven) удивила очень многих, когда на парижском авиасалоне представила макет очень перспективного самолета-истребителя. Установленный на подставках, чтобы казаться подвешенным в полете, макет истребителя Koolhoven FK.55 привлек всеобщее внимание. Впечатляющий макет был настолько подробным, что любой, кто не наблюдал за ним в течение некоторого времени, мог подумать, что перед ним настоящий самолет. Однако воплощение уникальных идей, которыми отличался макет, в реальный самолет создало компании Koolhoven серьезные проблемы.
Истребитель FK.55 был разработан основателем компании Фредериком (Фрицем) Колховеном. Макет самолета был цельнодеревянной конструкции и отличался аэродинамическим фюзеляжем с поперечным сечением, которое было близко к треугольному. Один угол треугольника образовывал нижнюю часть фюзеляжа, а консоли крыла выходили из двух других (верхних) углов. Консоли высокорасположенного крыла хорошо вписывались в фюзеляж и располагались сразу за кабиной пилота. Центроплан крыла был изготовлен как единое целое с фюзеляжем.
На макете истребителя FK.55 элероны отсутствовали. Управление по крену должно было осуществляться щелевыми интерцепторами, расположенными на консольных частях крыла. Хотя «слоты» действительно существовали, «интерцепторы» никогда на макет не были установлены, и слоты закрывались алюминиевыми панелями. Шарнирные узлы убирающихся основных стоек шасси находились недалеко от осевой линии самолета. Опоры основных стоек шасси имели изгиб, позволявший втягиваться заподлицо в борта фюзеляжа и нижние части консолей крыла. В задней части самолета был установлен неубирающийся хвостовой костыль.
Остается неизвестным, был ли на макете установлен двигатель или нет. Если на макет и устанавливалась силовая установка, то это был 12-цилиндровый V-образный рядный двигатель жидкостного охлаждения Lorraine Pétrel, размещавшийся в позади кабины пилота в центре тяжести самолета. Вал выходил из двигателя, проходил под сиденьем пилота и соединялся с редуктором, размещенным в носовой части самолета и вращавшим соосные винты противоположного вращения. На прототипе были установлены двухлопастные металлические винты фиксированного шага.
Пушка могла размещаться за редуктором и стрелять через полую втулку воздушного винта. В каждой консоли крыла размещался пулемет, стрелявший не зоны ометания пропеллера. Радиаторы системы охлаждения двигателя располагались по бортам фюзеляжа между обтекателем воздушного винта и консолями крыла. Воздух к двигателю поступал через два заборника, расположенные по бортам фюзеляжа макета на некотором расстоянии от обтекателя втулки винта. Расположение кабины пилота перед консолями крыла и в самой передней части самолета обеспечивало ему отличный обзор.
Макет FK.55 имел размах крыла 9,0 метров и длину 8,4 метров. Предполагалось, что масса пустого самолета будет составлять 1100 кг, а масса с полной нагрузкой – 1650 кг. Расчетные характеристики FK.55 включали в себя максимальную скорость 520 км/ч на высоте 4000 метров и крейсерскую скорость 450 км/ч на той же высоте. Самолет должен был иметь начальную скорость набора высоты 15,2 м/с, практический потолок 9600 метров и дальность полета 900 километров.
Вернувшись на свой завод, расположенный в Роттердаме на территории аэропорта Ваалхавен (Waalhaven), команда компании Koolhoven приступила к работам по созданию летающего прототипа истребителя FK.55. Самолет стал шире, длиннее, тяжелее и медленнее, чем предполагалось первоначально. Каждое изменение вело за собой новое изменение и по мере сборки прототипа FK.55 обтекаемый планер прототипа по меткому выражению одного нидерландского летчика превратился в «беременную утку».
Треугольное поперечное сечение фюзеляжа макета было заменено на более крупное более округлой формы. Консоли крыла потеряли свои зализы и теперь казались прикрепленными к фюзеляжу. Проблемы прочности с длинными и сложными убирающимися стойками шасси потребовали использования прикрепленной к фюзеляжу ходовой части; это использование должно было быть временным до тех пор, пока не будут разрешены проблемы с уборкой стоек. Передняя и средняя секции фюзеляжа были изготовлены из сварных стальных труб, в то время как задняя секция фюзеляжа и хвостовое оперение были изготовлены из дерева. Консоли крыла были изготовлены из дерева и получили элероны и щелевые закрылки. В качестве вооружения истребителя FK.55 предусматривалась установка 20-мм или 37-мм пушки, стреляющей сквозь полую втулку воздушного винта, и по два пулемета в каждой консоли крыла с боезапасом по 500 патронов. Однако вооружение на прототипе не устанавливалось.
Существуют некоторые разногласия по поводу того, какой двигатель был установлен на прототип FK.55. В большинстве источников указывается, что использовался двигатель Lorraine Pétrel 12Hars мощностью 860 л.с. (641 кВт), но 12Hars обычно развивал около 700 л.с. (522 кВт). Некоторые источники утверждают, что на прототип был установлен двигатель Lorraine Sterna мощностью 1000 л.с. (746 кВт). В ноябре 1938 года на парижском авиасалоне был представлен 900-сильный (671 кВт) двигатель Lorraine Sterna с удлинительным валом и редуктором воздушного винта. Табличка под двигателем указывала, что эта силовая установка была предназначена для истребителя FK.55, но сомнительно, что этот блок когда-либо устанавливался на самолет, поскольку прототип летал до салона 1938 года. Ни снимках прототипа истребителя FK.55 редукторный агрегат используется вместе с двигателем Lorraine Pétrel. Кроме того, передний винт двигателя Pétrel вращался по часовой стрелке. Как на макете, так и на прототипе истребителя FK.55 передний винт также вращался по часовой стрелке, однако вал двигателя Sterna вращался против часовой стрелки. Поэтому, скорее всего, использовался двигатель Pétrel, который в ближайшем будущем планировали заменить на авиамотор Sterna.
На самолет были установлены изготовленные компанией Ratier два двухлопастных металлических винта изменяемого шага. Воздухозаборники были увеличены в размерах и были установлены по бортам фюзеляжа непосредственно за обтекателем втулки винта. Радиаторы были сохранены на своем первоначальном месте, но также были увеличены в размерах, что снова испортило аэродинамику самолета.
Прототип FK.55 имел размах крыла 9,6 метров и длину 9,25 метров. Масса пустого самолета составляла 1600 кг, а масса с полной нагрузкой – 2280 кг. Расчетные летные характеристики истребителя FK.55 были снижены; максимальная скорость на высоте 3600 метров составляла 510 км/ч и крейсерская скорость на той же высоте – 450 км/ч. Самолет должен имел начальную скорость набора высоты 6,9 м/с, практический потолок 10100 метров и дальность полета 850 километров.
В июне 1938 года FK.55 был перевезен на грузовике на аэродром Валсхап (Walschap), который для проведения испытаний представлял собой более уединенное место. Прототипу был присвоен серийный номер 5501 и номер гражданской регистрации PH-APB, но сам номер на самолет никогда не наносился. Утром 30 июня 1938 года летчик-испытатель компании Koolhoven Томас Копперс (Thomas Coppers) выполнил высокоскоростные пробежки и трижды поднял прототип истребителя в воздух. В тот же день во второй половине дня Копперс совершил на прототипе FK.55 первый полет. Вскоре после взлета Томас Копперс развернул самолет на 180 градусов и быстро посадил самолет с попутным ветром. Фриц Колховен подошел к самолету и вступил с Копперсом в оживленное обсуждение относительно FK.55. Некоторые источники утверждают, что Томас Копперс нашел температуру в кабине пилота невыносимо высокой. Рулежечные испытания должны были дать некоторое представление о высокой температуре в кабине. Какой бы ни была причина, прототип истребителя FK.55 больше никогда не летал.
Макет представлял собой маневренный самолет-истребитель, который давал пилоту отличный обзор, а его соосные винты противоположного вращения ликвидировали крутящий момент двигателя, что делало самолет доступным для неопытных пилотов. Прототип FK.55 был странным, неуклюжим самолетом, который был некомплектным и имел силовую установку с недостаточной мощностью. Команда конструкторов компании Koolhoven пыталась переработать конструкцию, внедрив низкорасположенное крыло и 1100-сильный (820 кВт) двигатель Lorraine Sterna, но Фриц Кольховен не хотел иметь ничего общего с этим самолетом. 10 мая 1940 года немецкие бомбардировщики нанесли удар по аэропорту Ваалхавен. Макет и прототип истребителя FK.55 были уничтожены вместе со всей компанией Koolhoven, что фактически положило конец деятельности компании.
Источники:
-
-
- Jane’s All the World’s Aircraft 1936 by C. G. Grey and Leonard Bridgham (1936)
- Jane’s All the World’s Aircraft 1937 by C. G. Grey and Leonard Bridgham (1937)
- Jane’s All the World’s Aircraft 1938 by C. G. Grey and Leonard Bridgham (1938)
- The Complete Book of Fighters by William Green and Gordon Swanborough (1994)
- Koolhoven Vliegtuigen by Theo Wesselink (2012)
- Les Moteurs a Pistons Aeronautiques Francais Tome I by Alfred Bodemer and Robert Laugier (1987)
-
ПРИЛОЖЕНИЕ
источник: https://oldmachinepress.com/2016/07/20/koolhoven-fk-55-fighter/