0

Дважды в истории ВМС Голландии 20-го века планировалось приступить к разработке и стрoительству для ВМС Голландии крупных боевых кораблей. В обоих случаях попытки были предприняты не за долго до начала обеих мировых войн и по этой причине обе эти программы провалились.

Для кораблей строительство которых планировалась начать с 1914 года точно еще не были определены ни модель артиллерисйских систем, ни фирмы которая должны были заниматься выполнением этих заказов. Для линейных крейсеров разработка которых велась в 1939/1940-x годах планировалось использовать немецкие 28 cm SK L/54, 5. Эти артиллерийские системы были усовершенствованным вариантом немецких корабельных орудий ГК установленных на карманных линкорах. Усовершенствованные артсистемы немцы устанавливали на известные немецкие ЛК ВМВ «Шарнхорст « и «Гнейзенау». В качестве универсальной артиллерии предполагалось использовать 120 мм. спаренные стабилизированные полуавтоматические установки фирмы Bofors с длиной ствола 45 калибров. Эти установки были доведены до необходимого уровня только в 1943 году. Вес ствола данной артсистемы составлял 3, 4 тонны, вес снаряда 21 кг. Дальность стрельбы при угле возвышения ствола 30 градусов достигала 19 км. Максимальный угол возвышения стволов составлял 80 градусов. Практическая скорострельность составляла 10-12 выстр/ мин на ствол. Общий вес спаренной артиллерийской установки 58 тонн. Установку обслуживал расчет из 16-ти человек. В качестве МЗА корабли должны были получить скорострельные спаренные артиллерийские установки той же фирмы Bofors калибра 40 мм с длиной ствола 60 калибров разработанные в 1936 году. Вес ствола этих артиллерийских орудий составлял 0, 18 тонны, вес снаряда 0, 95 кг. Максимальный угол возвышения стволов составлял 90 градусов, максимальная дальность стрельбы 7, 2 км, скорострельность 90 выстр/мин. Общий вес установки 3, 5 тонны.

Голландский ВМФ еще в 1911/1912-х годах приступил к разработке плана по формированию корабельной эскадры которая презназначалась для Голландской Индии. Основу этой эскадры должны были ссотавлять 4 броненосца береговой обороны водоизмещением по 7600 тонн вооруженных 4-мя 280 мм орудиями ГК, 10-ю 102 мм орудиями противоминой артиллерии, 3-мя торпедными аппаратами. Броненосцы должны были получить силовую установку из 2-х паровых машин тройного расширения мощностью в 10000 лс. и развивать скорость 18 узлов. В 1912-ом году этот план был отвергнут как не отвечающий требованиям времени. На общем заседании в присутствии короля было решено создать специальную государственную комиссию в задачи которой входило определить как можно было бы осуществлять действенную защиту Голландской Индии. В мае 1913 года комиссия завершила свою работу и подготовила соответствующий доклад. Согласно выводов комиссии основную нагрузку по защите Голландской Индии должен был нести ВМФ. ВМФ следовало значительно усилить. Для этих целей необходимо было построить 9 ЛК, 6 ЭМ, 18 миноносцев, 8 больших ПЛ и больших минных заградителя. Суммарная стоимость данной программы оценивалась в 258 млн. гульденов. Стоимость каждого ЛK оценивалась в 25 млн гульденов. Особенностью данной программы был не обычайно долгий срок в 35 лет в течении которого должны были строиться корабли. Завершение программы планировалось осуществить в 1949 году. Это означало, что к моменту ввода в строй последнего ЛК созданного по этой программе первые из созданных по этой же программе кораблей уже должны были основательно устареть. Из этого следовало, что не реально было бы ожидать что все эти 9 ЛК должны были стать кораблями одного и того же типа. Скорее всего следовало ожидать, что данные ЛК должны бы были относиться к 3-4 различным типам являвшимися улучшенными вариантами своих предшественников. По первоначальным планам в Голландской Индии постоянно должны были находиться 4 ЛК плюс один в резерве. 4 устаревших ЛК должны были находиться в Голландской митрополии. Согласно требованиям моряков. ЛК должны были иметь конструкционное водоизмещение в 21 тыс тонн, скорость в 21 узел, вооружение 8 343 мм орудий ГК, 16 152 мм орудий и 12 7, 5 мм орудий. Хотя Голландия имела развитиую судостроительную промышленность было решено обратиться за помощью в разработке ЛК к более опытным в данной области зарубежным фирмам. 2 из них были немецкие: Germania-Werft, Kiel и Blohm & Voss, Hamburg, и одна английская Vickers LtdРазработанные этими фирмами в соответствии с пожеланиями заказчика проекты были представлены на рассмотрение комиссии в июле 1914 года. Из за начавшейся войны и связанной с ней неразберихой, поступлением более срочных заказов и невозможностью начать строительство ЛК комиссия не смогла отдать предпочтение какому либо из представленных на рассмотрение проектов. Даже основательно оценить все их недостатки и примущества не представилось возможным. Кроме того не сохранились полные данные этих проектов поэтому нам придётся довольствоваться тем, что имеелось в распоряжении автора издания откуда и взяты эти материалы.

Проект Germania-Werft, Kiel

Водоизмещение конструкционное 24605 тонн, максимальное 26671 тонн. Длина корпуса по ватерлинии 184 метра, ширина 28 метров, осадка 8, 4 метра. Нормальный запас угля 900 тонн, максимальный запас угля 2362 тонны. Данные о количестве нефти на борту отсутствуют.Вес брони составляет 34, 97 %, вес корпуса 28, 45 %, вес силовой установки 8, 14 % от максимального водоизмещения.

Бронирование: Траверзы 200 мм, пояс 150, 250, 150 мм, цитатель 180 мм, крыша казематов СА 25 мм, верхняя палуба 25 мм, броневая палуба 25-50 мм, противоторпедная перегородка 40 мм, барбеты башен ГК 300-100 мм, башни нет данных, казематы 180 мм, носовая и кормовая рубки 300 мм.

3 паровые турбины, 3 винта, 7 паровых котлов со смешанным отоплением (уголь+ нефть). Мощность силовой установки 38000 лс., максимальная скорость 22 узла.

Проект Blohm & Voss, Hamburg

Водоизмещение конструкционное 24506 тонн, максимальное 26056 тонн. Длина корпуса по ватерлинии 172, 8 метра, ширина 29 метров, осадка 8, 7 метра. Нормальный запас угля 836 тонн, максимальный запас угля 2982 тонны. Данные по количеству нефти отсутствуют. Вес брони составляет 34, 8 %, вес корпуса 29, 2 %, вес силовой установки 7, 96 % от максимального водоизмещения.

Бронирование: Траверзы не известно, пояс 100, 250, 150 мм, крыша казематов СА 27 мм, верхняя палуба 25 мм, броневая палуба 30 мм, противоторпедная переборка 30 мм, барбеты башен КГ 300-75 мм, башни нет данных, казематы 180 мм, рубки нет данных.

4 паровые турбины, 4 винта, 6 2-х топочных котлов со смешанным отоплением. Мощность силовой установки 38000 лс., скорость 22 узла.

Проект Vickers Ltd

Водоизмещение конструкционное 25294 тонн, максимальное 28033 тонн. Длина корпуса по ватерлинии 179 метров, ширина 27, 7 метра, осадка 9, 5 метра. Нормальный запас угля 984 тонны, максимальный запас угля 2952 тонн. Данные по количеству нефти отсутствуют. Вес брони 31, 77 %, вес корпуса 30, 76 %, вес силовой установки 8, 67 % от максимального водоизмещения.

Бронирование: Траверзы 150-100 мм, пояс 250 мм, цитадель 180 мм, крыша казематов СА 37 мм, верхняя палуба 37 мм, броневая палуба 25 мм, противоторпедная переборка 37 мм, барбеты ГК 300 мм, бронирование башен ГК не известно, носовая рубка 300 мм, задняя 150 мм.

4 паровые турбины, 4 винта, 15 паровых котлов смешанного отопления. Мощность силовой установки 34000 лс., 1 руль.. Скорость 22 узла.

Все эти 3 разработанных варианта ЛК имели в качестве ГК 8 356 мм орудий. По 2 2-х орудийные башни ГК размещались в носовой и кормовой оконечностях всех 3-х проектов.16 152 мм орудий СА размещались в казематах, 12 76 мм орудий размещались открыто над казематами СА без какой либо защиты.5 подводных торпедных аппараратов, 1 установлен в корме и 4 бортовых.

Первоначально запланированное конструкционное водоизмещение в 21000 тонн выдержать не удалось поскольку заказчик к тому времени изменил своё первоначальное решение в отношении 8-ми орудий ГК калибра 343 мм и решил установить 8 орудий калибра 356 мм. Возможно на подобное решение заказчика по влияли данные о том, что строящийся по заказу Греции в городе Hamburg на верфи AG Vulcan ЛК Salamis при довольно малых размерах получил такие мощные орудия ГК так или иначе как то по влияло на подобное решение заказчика и представители Голландии решили, что их корабли должны иметь такое же вооружение как и греческий ЛК. В итоге конструкционное водоизмещение у всех 3-х проектов приблизилось к 25000 тонн. По уже сложившейся традиции проекты немецких ЛК отличались несколько более низкой в сравнении с английским проектом высотой надводного борта. Это было выполнено с целью получить несколько меньшую по размерам мишень которой являлся ЛК для противника. С другой стороны это имело и оборотную сторону медали поскольку мореходность ЛК разработанными немецкими специалистами pуководствовавшимися данными принципами как правило была несколько хуже чем у английских разработок. Еще одной общей отличительной особенностью всех 3-х проектов разработанных по заказу голландского ВМФ было слабое для ЛК такого водоизмещения и с таким вооружением бронирования которое могло сравнительно не плохо защищать от снарядов калибра 305 мм, но в то же самое время уже не обеспечивало надёжной защиты от довольно распространённых в то время снарядов корабельной артиллерии калибра 356 мм и выше. Проект разработанный Germania-Werft имеет довольно большое сходство с ЛК типа Salamis.Строительство первого ЛК создаваемого согласно данной программе развития ВМФ была запланировано начать в Thronrede осенью 1913 года. К строительству второго корабля данной программы было решено приступить после открытого заседания кораблестроительной комиссии. В итоге заказ на начало работ по второму ЛК не было выдан.

Более подробная информация по ЛК ПМВ которые планировалось строить для Гoлландского ВМФ в данном источнике отсутствует.

Slagkruisers-линейные крейсера

Ухудшение политической ситуации которое всё более явно проявлялось в Юго-восточной Азии во второй половине 30-х годов прошлого столетия стало причиной по которой не за долго до начала ВМВ в Голландии вновь вспомнили о имевших место ранее перед ПМВ попытках усилить свой ВМФ крупными боевыми кораблями в этом крайне важном для страны удaлённом регионе. Для этих целей решено было разработать и начать строительство 3-х линейных крейсеров. Соответствующие предварительные работы в этих целях были начаты в феврале 1939 года. И в данном случае уже в самом начале работ стала ясна необходимость обратиться за помощью в решении данной задачи к какой либо другой более опытной в данной области стране. Сначала голландцы обратились к Германии. В Германии они решили получить необходимые на этот счет рекомендации технического характера и также заказать там артиллерию ГК и материал для броневых плит. Первые переговоры на этот счет между немецкими и голландскими специалистами состоялись в апреле 1939 года. Немецкая сторона хотя и проявила интерес к просьбе голландцев, но в то же время немцы отнеслись к данным предложениям довольно сдержанно. Немецкие специалисты предлагали вместо котельных установок Werkspoor использовать на будущих голландских линейных крейсерах более производительные котлы с высокими параметрами пара. Голландцы в ходе предварительной оценки проекта установили, что подобный шаг приведёт к некоторой переработке уже разработанного ими предварительного проекта в части расположения ряда отсеков и в первую очередь в связи с тем, что это вынудит переработать противоторпедную защиту.

Немцы были не готовы назвать стоимость системы противоторпедной защиты своих быстроходных ЛК Scharnhorst Scharnhorst над официально заявленными данными. В случае ознакомления голландских специалистов с технической документацией по этим ЛК данное несоответствие между величинами фактического и официально заявленного водоизмещения могло бы быстро стать достоянием гласности что для немцев было крайне не желательно. В итоге в начале 1940 года голландцы обратились за помощью к Италии где им хотелось осмотреть один из новых итальянских ЛК. Но и тут их ждал отказ в части основательного ознакомления с системой противоторпедной защиты новых итальянских ЛК. После возвращения голландских специалистов из Италии голландские проектировщики изменили систему противоторпедной защиты как это необходимо было сделать согласно ранее сделанному предложению немецких специалистов и решили вновь возобновить работу по данным проекту с немцами. Немецкое наступление начавшееся 10 мая 1940 года сразу привело к быстрому завершению всех работ по данной теме. В годы немецкой оккупации голландские специалисты эти работы не возобновляли.

Всего в 1939-1940-х годах голландскими специалистами один за другим были разработаны 3 проекта линейных крейсеров для голландского флота.

Первый проект был готов 11.07.1939 года. Его разработкой занимались специалисты ВМФ Голландии. Второй проекта был разработан к 18.03.1940 года инженерным бюро Jngenieurskantoor voor Scheepsbouw (JvS). В этом же инженерном бюро был разработан к 10.04.1940 года и последний окончательный вариант проекта.

Обо всех этих проектах так же сохранилась довольно не полная информация.

Проект 1

Водоизмещение: Cтандартное 27500 тонн, максимальное водоизмещение 30890 тонн. Максимальная длина 235 метров, ширина 29 метров, осадка 7, 5 метра. Максимальный запас нефти 2950 тонн. Дальность плавания 20-ти узловым ходом 4500 миль.

Бронирование: Пояс 225 мм, цитадель отсутствует, верхняя бронированная палуба 100 мм, нижняя бронированная палуба 30 мм, скосы нижней бронированной палубы 30 мм, противоторпедная переборка 40 мм.

4 паровые турбины, 4 винта, 8 паровых котлов с нефтяным отоплением Werkspoor, мощность силовой установки 155000 лс., 1 руль установленный в диаметральной плоскости корабля между винтами.

Вооружение: 9 283 мм. орудий ГК с длиной ствола в 54, 5 калибра в 3-х 3-х орудийных башнях 2 из которых располагались в носу и одна в корме. 8 универсальных орудий калибра 120 мм. фирмы Bofors с длиной ствола 45 калибров в 4-х спаренных установках установленных по 2 на каждый борт ближе к носовой и кормовой рубкам на верхней палубе. В качестве МЗА корабли должны были получить скорострельные спаренные артиллерийские установки фирмы Bofors калибра 40 мм с длиной ствола 60 калибров-8 спаренных установок и 8 спаренных установок калибра 20 мм., 1 катапульта, 3 гидросамолёта. Торпедные аппараты устанавливать не предполагалось.

Проект 2

Водоизмещение: Cтандартное 29815 тонн, максимальное водоизмещение 33200 тонн. Максимальная длина 238 метров, ширина 29 метров, осадка 8, 4 метра. Максимальный запас нефти 2950 тонн. Дальность плавания 20-ти узловым ходом 4500 миль. Макстимальная скорость 34 узла.

Бронирование: Пояс 225 мм, цитадель отсутствует, верхняя бронированная палуба 100 мм, нижняя бронированная палуба 30 мм, скосы нижней бронированной палубы 30 мм, противоторпедная переборка 40 мм.

Вооружение: 9 283 мм. орудий ГК с длиной ствола в 54, 5 калибра в 3-х 3-х орудийных башнях 2 из которых располагались в носу и одна в корме. 12 универсальных орудий калибра 120 мм фирмы Bofors с длиной ствола 45 калибров в 6-ти спаренных установках установленных по 3 на каждый борт ближе к носовой и кормовой рубкам на верхней палубе. В качестве МЗА корабли должны были получить скорострельные спаренные артиллерийские установки фирмы Bofors калибра 40 мм с длиной ствола 60 калибров-8 спаренных установок и 8 спаренных установок калибра 20 мм, 1 катапульта, 3 гидросамолёта. Торпедные аппараты устанавливать не предполагалось.

3 паровые турбины, 3 винта, 8 паровых котлов с нефтяным отоплением Werkspoor, мощность силовой установки 180000 лс., 1 руль установленным в диаметральной плоскости корабля в струе среднего винта.

Голландские линейные корабли и линейные крейсеры

Голландские линейные корабли и линейные крейсеры

Проект 3

Водоизмещение стандартное 28407 тонн, максимальное водоизмещение 31357 тонн Максимальная длина 237, 1 метр, ширина 30 метров, осадка 7, 8 метра Максимальный запас нефти 2950 тонн Дальность плавания 20-ти узловым ходом 4500 миль Максимальная скорость 34 узла. Экипаж 1500 человек

Бронирование: Траверзы 300 мм, пояс 100, 225, 100 мм, цитадель отсутствует, верхняя бронированная палуба 100 мм, нижняя бронированная палуба 30 мм, скосы нижней бронированной палубы 30 мм, противоторпедная переборка 40 мм, ширина ПТЗ 5, 3 метра, барбеты башен ГК 250 мм, башни ГК 250, 100, 130 мм. Артиллерия среднего калибра не имела защиты. Данные о бронирование рубок отсутствуют.

Вооружение: 9 283 мм. орудий ГК с длиной ствола в 54, 5 калибра в 3-х 3-х орудийных башнях 2 из которых располагались в носу и одна в корме. 12 универсальных орудий калибра 120 мм фирмы Bofors с длиной ствола 45 калибров в 6-ти спаренных установках установленных по 3 на каждый борт ближе к носовой и кормовой рубкам на верхней палубе. В качестве МЗА корабли должны были получить скорострельные спаренные артиллерийские установки фирмы Bofors калибра 40 мм с длиной ствола 60 калибров-7 спаренных установок и 8 спаренных установок калибра 20 мм. В итоге вместо 8-ми спаренных установок крейсер получил 8 одноствольных 20 мм установок, 1 катапульта, 3 гидросамолёта. Торпедные аппараты устанавливать не предполагалось.

Для данного варианта решено было вернуться к 4-х вальной силовой установке, 4 винта, 8 паровых котлов с нефтяным отоплением Werkspoor, мощность силовой установки 180000 лс., 2 параллельно установленных руля. Рули устанавливались в струях винтов внутренних валов. Такое расположение рулей было более эффективным с точки зрения управляемости и несколько повышало надёжность рулевого управления в целом.

Весовые нагрузки распределялись следующим образом: Корпус 8782 тонн-28 %, силовая установка и вспомогательные механизмы 3445 тонн-11 %, бронирование 11190 тонн-36 %, вооружение 3000 тонн-10 %, прочее оборудование и материалы-6 %, стандартное водоизмещение 28407 тонн-91 %, топливо 2950 тонн-9%.

Данный окончательный вариант внешне имел довольно много общего с проектировавшимися в то же время немецкими линейными крейсерами O-Q и немецкими ЛК типа Scharnhorst. В то же время голландский проект отличался характерными для голландского кораблестроения того времени простотой и не сложными архитектурными формами. Для постройки данных 3-х линейных крейсеров в то время голландские кораблестроительные фирмы располагали 4-мя оборудованными соответствующим образом верфями:

  • Rotterdamsche Droogdock Mij, Rotterdam;
  • Nederlandsche Scheepsbouw Mij, Amsterdam;
  • Koninklijke Maatschappij De Schelde, Vlissingen;
  • Wilton-Fijenoord, Schiedam.

Окончательное решение о закладке этих кораблей и выдачу заказов на строительство должно было быть принято в 1940 году. Закладка первого корабля планировалась на 1940 год. В строй линейный крейсер должны был вступить в декабре 1944 года. Закладка второго и третьего корабля данной серии планировалась на 1940/1941 годы. Вступление в строй ожидалось в 1945 году.

В ожидании получения заказа на строительство данных линейных крейсеров уже частично начались подготовительные работы для обеспечения возможности постройки таких крупных кораблей. Так на судостроительной верфи в Amsterdam-e был возведён новый стапель длиной 250 метров.Этот стапель долгое время называли «Cтапель для линейных крейсеров».Из за начавшегося немецкого наступления в мае 1940 года и быстрого захвата Голландии немецкими войсками заказы на строительство данных кораблей так и не были выданы. 

Голландские линейные корабли и линейные крейсеры

Голландские линейные корабли и линейные крейсеры

Голландские линейные корабли и линейные крейсеры

Проекты линейных кораблей 1914 года

 

 

Голландские линейные корабли и линейные крейсеры

Голландские линейные корабли и линейные крейсеры

Голландские линейные корабли и линейные крейсеры

Проекты 1-3 линейных крейсеров разрабатывавшихся в 1939-1940-х годах

Источник: Siegfried Breyer „Schlachtschiffe uhd Schlachtkreuzer 1905-1970“

Цветные иллюстрации: http://www.shipbucket.com/forums/viewtopic.php?f=14&t=2565

 

NF
Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account