Главная ударная сила будущих российских авианосцев. Палубные вариант истребителя Су-75 «Чекмет»
Каким должен быть будущий палубный истребитель для ВМФ России? Какие ещё требования к нему будут предъявляться, кроме возможности базироваться на авианесущих кораблях? Требования эти соответствуют 5 поколению истребителей.
Согласно российской терминологии, 5 поколение можно описать 5 признаками:
-
Сверхзвуковая крейсерская скорость, то есть полёт на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа. Это позволяет быстро перемещаться на дальние расстояния
-
Сверхманёвренность Этим уже обладают российские истребители поколения 4 и 4+. Это даёт возможность уверенно вести ближний воздушный бой и уклоняться от дальнобойных ракет
-
Мощная РЛС, что позволяет обнаруживать цели, в том числе малозаметные, и наводить ракеты на больших дистанциях
-
Малозаметность, чтобы самому оставаться незаметным для радаров противника на больших расстояниях
-
Размещение вооружения во внутренних отсеках, что снижает заметность для радаров
Среди российских истребителей к 5 поколению относятся новейший Су-57 и будущий Су-75 «Checkmate», что должен подняться в воздух уже в этом году.
Среди зарубежных, к 5 поколению относятся американские F-22 и F-35, китайские J-20 и J-31, японский X-2. В этом году должен подняться в воздух южнокорейский истребитель 5 поколения KAI KF-X.
5 поколение истребителей стремительно «выходит в море». Всё больше стран начинают получать на вооружение истребители F-35, включая их морские модификации F-35B с вертикальным взлётом и посадкой и F-35C, предназначенные для базирования на классических авианосцах.
Эти истребители обладают мощными радарами, дальнобойными ракетами и малой заметностью для радаров противника.
Если говорить о сравнении F-35 с российскими современными палубными истребителями Су-33 и МиГ-29К, то нашим самолётам также можно дать новые РЛС и вооружение, проведя модернизацию. К примеру, «сухопутные» Су-35С могут обнаружить F-35 на расстоянии в 200 км, а новая ракета под индексом «Изделие 180», что вскоре поступит на вооружение, позволит им поражать цели на расстояниях до 250 км, что превосходит дальность американских ракет. МиГ-35, также имеет мощный радар с активной фазированной антенной решёткой (АФАР).
Но формы истребителей поколения 4 и 4+ не способствуют малозаметности, что делает их видимыми на больших дистанциях, чем F-35. За малозаметностью будущее. Именно поэтому, такие самолёты строят во всех авиастроительных державах мира, включая Россию.
В Китае также разрабатывают морскую версию истребителя 5 поколения J-31. Ими планируется оснащать новые авианосцы ВМФ Китая.
Нашей стране также нужен самолёт, что будет достойным ответом морским F-35. И им может стать палубная модификация будущего Су-75. Его габариты сравнимы с МиГ-29К, что позволит размещать в ангарах авианосцев такое же число истребителей.
Су-75 это одномоторный самолёт, как и F-35. Но поворотное сопло F-35B было создано на основе поворотного сопла Як-141, документацию на которое купили Lockheed Martin — создатели F-35.
Вполне возможно поднять старые наработки и создать на их основе аналогичное сопло, адаптированное под Су-75. Это позволит разработать модификацию Су-75 с вертикальным взлётом и посадкой, для базирования на новых российских УДК «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко», что сейчас строятся в Керчи. Таким образом, через несколько лет, у ВМФ России может появиться 2 новых лёгких авианосца. Все предпосылки для этого есть.
Что касается возрождения работ по Як-141, то это сейчас не имеет большого смысла, так как этот проект устарел. Не только в плане малозаметности, но и в плане сверхманёвренности — него довольно малая площадь крыла.
2 подъёмных двигателя за кабиной пилота, это довольно прожорливые агрегаты. Вместо них, на F-35B используется подъёмный вентилятор с приводом от маршевого двигателя.
Таким образом, возрождение проекта Як-141 имеет смысл разве что в виде морского Су-75 с вертикальным взлётом и посадкой.
Также, на выставке МАКС-2021 демонстрировалась модель палубного истребителя 5 поколения от ОКБ МиГ. В этом проекте явно прослеживаются идеи опытного истребителя МиГ-МФИ.
Но по сравнению с Су-75, первый из которых должен полететь уже в следующем году, этому проекту ещё далеко до первого полёта. У него 2 двигателя, что сделает его более дорогим и затруднит создание модификации с вертикальным взлётом, как на Як-141 и F-35B. На Су-75 предполагается использование того же двигателя, что и на Су-57 — «Изделие 30». В целом, многие технологии, что планируется использовать на Су-75, уже отрабатываются на Су-57. Это упрощает разработку и производство самолёта.
Подводя итог стоит сказать, что именно Су-75 имеет более всего шансов стать новым морским истребителем ВМФ России.
Источник — https://dzen.ru/a/YeQNH3xrlmHjqjB0