Гидросамолеты-разведчики и истребители Fairey Pintail. Великобритания
Первым самолетом компании Fairey, полностью разработанным и построенным после окончания Первой Мировой войны, стал поплавковый гидросамолет-разведчик и истребитель. Этот гидросамолет, равно как и его конкурент Parnall Puffin, был спроектирован и построен в ответ на спецификацию XXI, датированную 20 мая 1919 года и требовавшую создания двухместной амфибии, способной действовать с воды, наземных аэродромов и авианесущих кораблей. Были построены всего три прототипа N133 (F.339), N134 (F.340) и N135 (F.341), отличавшихся только длиной фюзеляжа и типом колесно-поплавкового шасси. Четвертая версия, обычно называвшаяся Mk.IV и отличавшаяся увеличенным межкрыльевым интервалом и другими изменениями, была завершена в 1924 году для Императорского флота, который в августе 1923 года заказал компании Fairey три гидросамолета (F.478-480).
Pintail I N133, который под управлением Винсента Николла (Vincent Nicholl) совершил свой первый полет 7 июля 1920 года, первоначально был оснащен амфибийным шасси, в котором колеса были установлены на поворачивающейся раме и после уборки размещались в поплавках. Сами поплавки были оснащен подпружиненными створками, размещенными над колесными нишами. Однако данная компоновка оказалась неудачной: после закрытия створок они оставались водопроницаемыми, а в открытом положении внутри ниш скапливалась грязь. Скорее всего позднее на этот прототип было установлено шасси Mark 2, в котором колеса снова были смонтированы на поворотной раме и между поплавков. Подобное техническое решение ранее было использовано в шасси амфибийного варианта первого прототипа Fairey III [N10; F.128], который, как уже было сказано ранее, принимал участие в конкурсе коммерческих амфибий, проводившемся в 1920 году в Феликсстоу и Мартлем-Хите.
Согласно информации из архивов компании Fairey второй прототип Pintail II N134 совершил первый полет 25 мая 1921 года под управлением Николла. Затем к полетам на Pintail II приступил Норман Макмиллан (Norman Macmillan), а потом внештатный летчик-испытатель, который и завершил программу испытаний. Второй прототип имел удлиненный фюзеляж и аналогичное амфибийное шасси, хотя теперь колеса теперь перемещались вверх и вниз, находясь с внешних сторон поплавков. Позднее шасси этого самолета было модифицировано по аналогии с Pintail III N135 (первый полет состоялся 8 ноября 1921 года под управлением Николла), который имел фиксированные колеса внутри поплавков. Эти колеса выступали достаточно далеко для выполнения взлетов и посадок и рулежек на аэродромах и в то же самое время не слишком мешали перемещениям по воде и не снижали летные характеристики.
Этот тип шасси Mark 3, который позднее был установлен на истребители Fairey Flycatcher, включал в себя очень длинные (20 футов [6,1 м]) поплавки и индивидуальную (т.е. колеса не были связаны между собой) установку колес на неподвижных осях на расстоянии 1½ фута (0,46 м) перед реданом. Кожухи, установленные перед выступавшими колесами, снижали сопротивление при гидропланировании, а задние стойки шасси были оснащены небольшими масляными амортизаторами, уменьшавшими колебания, когда Pintail перемещался по земле. Первый из трех построенных для Японии гидросамолетов Pintail впервые поднялся в небо 20 августа 1924 года и в течение ноября того же года все три машины были доставлены заказчику.как Mk.IV. Три самолета данной модели были экспортированы в Японию для использования в составе Императорского флота. Данный вариант имел сокращенный центроплан и более совершенный вариант амфибийного шасси с фиксированными колесами внутри поплавков
Амфибия Pintail, которая первоначально была известна как Type XXI или 21 (название по номеру спецификации), была впервые представлена в июле 1920 года в Олимпии в варианте чистого гидросамолета. На этом этапе машина имела собственное наименование Flycatcher, но Министерство авиации отклонило это название. Оснащенный 475-сильным 12-цилиндровым рядным двигателем жидкостного охлаждения Napier Lion V гидросамолет имел экипаж из двух человек. Вооружение машины состояло из одного фиксированного синхронизированного пулемета Vickers (на ранних версиях пулемет устанавливался выше крыла), управлявшегося пилотом, и одного пулемета Lewis, размещенного в кабине наблюдателя-стрелка в стандартной для тех лет кольцевой установке Скраффа. Основными отличительными особенностями конструкции самолета были:
- фюзеляж, имевший большое поперечное сечение и состоявший из трех основных узлов;
- отсутствие вертикальных поверхностей над стабилизатором для обеспечения стрелку широкого сектора обстрела над фюзеляжем;
- использование стартерной батареи (хотя генератор установлен не был);
- усовершенствованная версия устройства изменения кривизны крыла, которая, начиная с Hamble Baby, была одной из отличительных особенностей самолетов компании Fairey.
- Тремя основными узлами конструкции фюзеляжа были:
- передний, представлявший собой моторную раму, на которую устанавливался двигатель и к которой крепились радиаторы;
- центральный, который имел стальной силовой набор и был соединен с лонжеронами крыльев, соединительными стойками и стойками шасси;
- задний, включая и кабину стрелка-наблюдателя (хотя в опубликованных описаниях границ данного узла есть расхождения).
Передний и задний фюзеляжные узлы могли быть вручную отсоединены от центрального узла.
Система изменения кривизны крыла была установлена на всей задней кромке и ее внешние части могли отклоняться также как элероны. Новой особенностью конструкции гидросамолета Pintail было соединение системы изменения кривизны крыла и колеса, регулировавшего угол атаки стабилизатора (они устанавливались на одном шпинделе). В результате продольная балансировка изменялась в соответствии с изменениями центра давления, вызванными отклонением или уборкой закрылков. Еще одной особенностью конструкции машины было использование шарниров со смещенной назад осью для обеспечения некоторой степень баланса для элеронов/закрылков и уменьшения нагрузок на пилота при управлении колесом системы изменения кривизны крыла и полуколеса управления элеронами. Для хранения на борту корабля консоли крыльев были складывающимися. Для сиденья пилота была предусмотрена регулировка по вертикали так, чтобы голова пилота в нормальных условиях находилась выше центроплана верхнего крыла или же чтобы этот центроплан находился выше пилота. Такое расположение верхнего крыла было неудобным для пилота и, возможно, неоптимальным с аэродинамической точки зрения. Как уже было сказано ранее, на построенных для Японии самолетах верхнее крыло было приподнято на 9 дюймов (229 мм) – также, как это было затем сделано на легких бомбардировщиках Fairey Fawn, которые можно рассматривать в качестве наземной версии Fairey Pintail.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Fairey Pintail
Назначение: гидросамолет-разведчик и истребитель
Статус: единичное производство
Экипаж: 2 чел.
Силовая установка: 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Napier Lion V, развивавший мощность 475 л.с. и вращавший двухлопастный винт
Размеры:
размах крыльев
• в рабочем положении 40 футов (12,2 м)
• в сложенном положении 15 футов 8 дюймов (4,77 м)
длина 32 фута 3 дюйма (9,83 м)
высота 11 футов (3,35 м)
площадь крыльев 400 кв. футов (37,2 м²)
Масса:
с полной нагрузкой
• для Королевского флота 4700 фунтов (2132 кг)
• для Императорского флота 4750 фунтов (2155 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость 125 миль в час (201 км/ч)
время набора высоты 5000 футов (1524 м) 5,13 мин
источник: H. A. Taylor «Fairey Aircraft since 1915», pages 90-93
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-gidrosamolety-razvedchiki-i-istrebiteli-fairey-pintail-velik