Гибрид ужа и ежа. Броненосный крейсер «Дюпюи-де-Лом». Франция

20

15 мая 1895 года после долгих мучений с бракованными котлами в строй французского флота вступил ,наверно, сильнейший на тот момент крейсер мира —«Дюпюи де Лом». Невзирая на трудности с котлами и бракованными броневыми плитами, новый крейсер производил неизгладимое впечатление на современников. Хищный агрессивный силуэт с узким длинным сигарообразным корпусом, массивными боевыми мачтами, зарослями вентиляционных раструбов , двумя дымовыми трубами разного диаметра и множество маленьких башенок, ощетинившихся длинными стволами. Гибрид ужа и ежа.

Гибрид ужа и ежа. Броненосный крейсер "Дюпюи-де-Лом". Франция

Практически сразу крейсер вышел «в люди»- вместе с не менее харизматичным броненосцем «Ош» («Hoche») и бронепалубным крейсером «Сюркуф» («Surcouf») он посетил церемонию открытия Кильского канала в июне 1895 года. Приглашение кайзера на триумф тевтонской воли получили все морские державы.

На параде было две звезды-два броненосных крейсера двух союзных стран-французский «Дюпюи де Лом» и русский «Рюрик». У обоих был один и тот же враг-Британия. И совершенно разные концепции. Публика активно интересовалась обоими.

Крейсер вошел в состав Северной эскадры. На следующий год крейсер представлял Францию на франко-испанских торжествах 6 июня 1896 года,а в июле был дооборудован под президентскую яхту-на нем Президент Третьей республики провел круиз по атлантическому побережью.

Гибрид ужа и ежа. Броненосный крейсер "Дюпюи-де-Лом". Франция

5 октября 1896 года,в составе эскадры из 21 корабля крейсер встретил салютом прибывшую во Францию с визитом императорскую яхту Николая II. 16 августа 1897 года с ответным визитом отправились в Россию крейсера Pothuau, Bruix и Surcoufe с Президентом Франции Феликсом Фором на борту. «Брюи» (Bruix ) уже через полчаса сломался и был заменен на «Дюпюи де Лом» . На борту у него были подарки императору с супругой от республиканской Франции. Догоняя основную эскадру крейсер на 17 узлах проскочил Большой Бельт ночью, да еще и без лоцмана, отказавшегося от рискованной операции.«Лому» повезло,ни одна мель ему не попалась.Своих он догнал лишь 23 августа,в 30 милях от Кронштадта.

В том же 1897 году,в октябре, крейсеру,наконец,поставили скуловые кили,была решена проблема с бортовой качкой,корабль стал заметно устойчивее. Заодно попытались уменьшить влияние якорей на обзор комендоров(безуспешно),улучшили обзор наводчикам за счет изменения формы смотровых щелей с Т-образной на крестообразную. Замену же котлов на водотрубные отложили на следующий раз-до 1902 года.

Гибрид ужа и ежа. Броненосный крейсер "Дюпюи-де-Лом". Франция

В 1898 году с корабля демонтировали станки 65-мм десантных орудий, и два 37-мм орудия с верхнего марса фок-мачты.

28 января 1901 года крейсер отправили в Спитхед,выразить от имени Франции соболезнования в связи с кончиной королевы Виктории.С 30 января до 4 февраля «Лом» выполнял сию почетную и скорбную миссию.Летом крейсер впервые побывал на Средиземном море,где принял участие в больших маневрах.

В октябре-ноябре 1901 года с марса сняли все 37 мм скорострелки и демонтировали поставленную в 1895 году автоматическую пушку Максима.

В брестском арсенале, 1895 г:

В 1902 году пришло,наконец,время для большой модернизации,которая продлилась около пяти лет.

Поставили водотрубные котлы Гюйо-Дю Тампля ( Guyot-du-Temple) , у корабля появилась третья дымовая труба, боевую грот-мачту заменили на сигнальную, в башнях смонтировали системы продувки стволов сжатым воздухом. Хотя новые котлы неплохо проявили себя в эксплуатации и оказались весьма надежными,но скорости крейсеру это не прибавило,20 узлов он так и не достиг,максимум 18,628 при 12 887,5 л.с. на форсированной тяге. Зато из-за изменения центровки ухудшилась мореходность, крейсер стал зарываться носом, черпая воду башнями и погребами . Пришлось разгружать носовую часть. Длительный и дорогостоящий ремонт ,по общему мнению,себя не оправдал.Поэтому предложение продолжить модернизацию крейсера было отклонено.

Практически сразу после испытаний крейсер зачислили в резерв.

Включать устаревший экстравагантный корабль в состав боевых эскадр не стали-французы имели десятки более современных броненосных крейсеров.В итоге применение крейсеру все-таки нашли, он стал стационером в Марокко.1 октября 1908 года он заступил на вахту в Танжере, сменив броненосный крейсер «Клебер». В 1908 году прежнюю окраску(черный борт и надстройки цвета мокрой парусины)во французском флоте заменили на серо-голубую новую.

При осмотре в 1909 году было обнаружено,что подводная часть корабля подверглась сильной коррозии,но ремонтировать посчитали нерентабельным. Крейсер зачислили в категорию «В» как небоеспособный,перевели в резерв 2-й линии, поставили на прикол и стали готовить к списанию.

Старый крейсер постепенно терял жизнеспособность. К 20 марта 1910 года его разоружили,20 февраля 1911 года пришло распоряжение о демонтаже машин и котлов. Шла подготовка к списанию.

Судьбу исторического корабля чуть не решила случайность. В далекой Южной Америке,сотрясаемой в это время «южноамериканской дредноутной гонкой» случился очередной приступ соседской «дружбы» и среди более мелких субъектов. Дружили Перу с Эквадором. Эквадорцы решили завоевать локальное превосходство в регионе,сторговав древний итальянский бронепалубный крейсер «Умбрия»(тип «Регионы», развитие эльсвикцев).

Перуанцы ,из чувства глубокого противоречия,отправились к французам с надеждой пополнить свой флот чем-нибудь большим и могучим. Увы, количество медяков, которыми снабдило делегацию перуанское правительство,сильно ограничивало возможность выбора. Зато французы всего за три миллиона франков (с вооружением и боеприпасами) предложили отстаивающийся в резерве «Дюпюи де Лом». 29 июня 1911 года Перу согласилось на покупку.За возвращение корабля в приличный вид перуанцы должны были заплатить еще 700 тысяч. К началу мая 1912 года планировали прибытие перуанского экипажа.

Гибрид ужа и ежа. Броненосный крейсер "Дюпюи-де-Лом". Франция

Официальная дата передачи была запланирована на 20 марта 1912 года. Церемонию перенесли ,она состоялась 12 сентября 1912 года, крейсер получил новое имя — «Комманданте Агуирре» ( «Commandante Aguirre») в честь капитана 2 ранга Элиаса Агирре, геройски погибшего во время боя монитора «Huascar» с двумя чилийскими броненосцами.

Дальше состоялся обычный латиноамериканский конфуз- эквадорцы «Умбрию» так и не купили(купили гаитянцы и благополучно по дороге утопили),перуанцы логично решили ,что при таком раскладе оно и им особо не надо. «Комманданте Агуирре» под перуанским флагом стоял в Лориане, на счет французского казначейства попал только первый платеж по контракту-миллион франков, а перуанцы мелкими группами начали возвращаться на родину. С октября 1914 года Перу окончательно «забыло» о своем крейсере.В 1917 году Перу «вернуло» не покидавший Францию крейсер старому владельцу.Первый платеж был зачтен в счет стоимости восстановления корабля.Однако,по условиям соглашения ,если французам удалось бы продать корабль,то часть выручки свыше 400 тысяч должны были получить перуанцы.

В 1918 году корабль все-таки продали,уже бельгийцам(бельгийскому Ллойду), которые почему-то решили использовать его как углевоз. Корабль получил новое имя-«Перуанец»( «Peruvier») и был капитально переоборудован в Бордо-боковые машинные отделения были демонтированы,вместо них разместились угольные ямы,таран закрыли стальными листами,получив прямой форштевень и новые каюты для экипажа,демонтировали броню и вооружение . В декабре 1919 года владелец получил свой корабль.

Такого оскорбления именитый крейсер не перенес. 27 января 1920 года «Перуанец» вышел из Кардиффа в Рио- де-Жанейро с 5 000 тонн уэльсского угля. В первом же рейсе у него отказали машины(он встал посреди Атлантики) ,а потом загорелся уголь в трюме. Тащили его на буксире-сперва через Атлантику в Бразилию,а потом обратно-до Антверпена. Остатки корабля разобрали на металл в марте 1923 году в голландском Флиссингене.

Сухогруз Peruvier, бывший крейсер Dupuy de Lôme

Сухогруз Peruvier, бывший крейсер Dupuy de Lôme

Sic transit gloria mundi , «Так проходит мирская слава»…

Выдающийся,новаторский корабль погубила сущая мелочь-качество котлов. Причем не каких-то экспериментальных,а самых обычных,отработанных гигантскими тиражами.В итоге недолгая служба в боевом составе- меньше 15 лет,из которых половина прошла в ремонтах и переделках. Гибрид ужа и ежа оказался не слишком живучим.

С другой стороны непродолжительный период эксплуатации «Лома» в составе флота показал крайнюю эффективность быстроходного мощного и хорошо защищенного крейсера для защиты эскадры от вражеских разведчиков и прочих нежелательных гостей.

Интересно,конечно,как мог бы себя показать «Лом» на месте своего коллеги,«Рюрика» ,в бою 1 августа 1904 года. Ведь концепции их отличались кардинально.

Гибрид ужа и ежа. Броненосный крейсер "Дюпюи-де-Лом". Франция

Источник — https://zen.yandex.ru/media/marin/bronenosnye-kreisera-gibrid-uja-i-eja-diupiuidelom-5f40ca6a94780322115b3863

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account