Гибель минзага «Енисей»

1

114 лет назад, 29 января 1904 года (по старому стилю) произошел один из наиболее нелепых и трагичных для русского флота инцидентов Русско-японской войны. При установке минного заграждения у берегов Ляодунского полуострова на собственной мине подорвался минзаг "Енисей". Взрыв вызвал детонацию хранившихся в трюме запасов пироксилина, и корабль быстро пошел ко дну, а вместе с ним — 94 офицера и матроса, включая капитана. Только 35 человек смогли спастись.

Гибель минзага "Енисей"

Причиной катастрофы был конструктивный дефект русских якорных мин, из-за которого они нередко срывались с якорей и "отправлялись в свободное плавание", представляя смертельную угрозу не только для врагов, но и для своих. С палубы "Енисея" незадолго до гибели обнаружили несколько таких плавающих мин и попытались расстрелять их из пушек, но на один рогатый шар корабль все-таки напоролся.

Эта прискорбная история имела продолжение, столь же печальное и еще более абсурдное. На береговом наблюдательном посту, услышав выстрелы, а потом — мощный взрыв, решили, что "Енисей" атакован японскими кораблями и ведет бой. Соответствующую телеграмму тут же отправили в Порт-Артур. Там отреагировали незамедлительно, выслав на помощь минзагу бронепалубный крейсер "Боярин" и четыре миноносца. Однако их капитанам в спешке забыли передать координаты минных полей, выставленных накануне "Енисеем".

Не удивительно, что на подходе к месту гибели "Енисея" крейсер налетел на его же мину и получил пробоину. В затопленном трюме погибло девять моряков. Капитан "Боярина" Сарычев, поддавшись панике, приказал команде немедленно покинуть судно, вместо того чтобы организовать борьбу за его живучесть. В своем рапорте он позже написал, что опасался повторных подрывов, но для боевого офицера такое объяснение звучит, по меньшей мере, странно.

Экипаж спустил шлюпки и благополучно добрался до берега, благо он был совсем близко. Однако брошенный крейсер и не думал тонуть. Через несколько часов "Боярина" отнесло ветром на прибрежную отмель, где его на следующий день обнаружил миноносец капитана Матусевича. Осмотровая команда, отправленная на корабль, доложила, что его повреждения незначительны, машины исправны, затоплено несколько отсеков, но герметичные переборки сдерживают дальнейшее распространение воды.

Казалось бы, инцидент завершился относительно благополучно и крейсер удастся спасти, но не тут-то было. Следующей ночью разыгрался шторм, который сорвал "Боярина" с отмели и бросил его на то же самое минное заграждение, с которым он уже "познакомился". Еще два подрыва окончательно добили злосчастный крейсер. Если бы Матусевич догадался приказать осмотровой команде отдать якоря, то этого, скорее всего, удалось бы избежать. Однако, когда по окончании шторма к месту катастрофы прибыли спасательные суда, спасать там было уже нечего. "Боярин" лежал на дне на глубине 40 метров.

Капитана Сарычева признали виновным в преждевременном и необоснованном оставлении вверенного ему корабля (проще говоря — в трусости), но почему-то никакого наказания он не понес.

02

Чертеж однотипных минных заградителей "Амур" и "Енисей". В терминологии начала ХХ века их называли минными транспортами.



kreisera-rus-00197

04

"Боярин" по пути на Дальний Восток.



Enisey&Boyarin

Собратья по несчастью — "Енисей" и "Боярин" в Порт-Артурской гавани. Снимок сделан незадолго до гибели обоих кораблей.
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account