Германские вспомогательные крейсера Первой мировой

17

Несмотря на все тщательно проработанные планы, всего лишь семь германских вспомогательных крейсеров вошли в состав флота в 1914 г. Это были шесть пассажирских пароходов «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» (14349 брт, NDL), «Виктория Луизе» (16703 брт, HAPAG), «Принц Эйтель Фридрих» (8797 брт, NDL), «Кронпринц Вильгельм» (15908 брт, NDL), «Кап Трафальгар» (18710 брт, HSDG — пароходная компания «Hamburg-Sudamerikanische Dampfschifffahrts-Gesellschaft» из Гамбурга.) и «Берлин» (17324 брт, NDL). Седьмым стал «Корморан» — бывший русский пароход Доброфлота «Рязань» (3433 брт), захваченный в самом начале войны германским легким крейсером «Эмден» на Дальнем Востоке. Добившись определенных успехов, среди которых стоит отметить гибель британского линкора «Одэшес» на минах, выставленных «Берлином» в Ирландском море, эти корабли очень быстро завершили свою карьеру рейдеров. «Викторию Луизе» вывели из состава флота всего через пять дней после включения в списки. 26 августа 1914 г. британский бронепалубный крейсер «Хайфлайер» потопил «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» у побережья Испании, а «Кап Трафальгар» 14 сентября погиб в бою с британским вспомогательным крейсером «Кармания» в Южной Атлантике. Остальные были интернированы — «Берлин» 18 ноября в Тронхейме, «Корморан» 13 декабря на острове Гуам, а «Принц Эйтель Фридрих» (8 апреля 1915 г.) и «Кронпринц Вильгельм» (26 апреля 1915 г.) в Нью-Йорке. В итоге, к апрелю 1915 г., когда в мировом океане не осталось ни одного германского коммерческого рейдера, завершился первый этап борьбы на торговых коммуникациях.

Содержание:

Новая точка зрения на коммерческий рейдер.

Тридцатилетний лейтенант-цур-зее запаса Теодор Вольф, служивший на миноносце V-162 предоставил командующему германским флотом адмиралу Гуго фон Полю меморандум, посвященный коммерческим рейдерам. Он предложил использовать в их качестве заурядные торговые суда, которые во множестве бороздили воды мирового океана. По его мнению, их невысокая скорость с лихвой компенсировалась множеством преимуществ, таких как малый расход топлива, большая грузоподъемность, обеспечивавшая большую автономность плавания, неприметность.

Вспомогательный крейсер "Вольф".

Вспомогательный крейсер «Вольф».

Выводы Вольфа подтверждались и результатами похода (май — июнь 1915 г.) вспомогательного крейсера «Метеор» (1912 брт), перестроенного из захваченного в Гамбурге с началом войны английского грузового парохода «Вьенна». Фон Поль одобрил план Вольфа, после чего бумаги были переданы в Адмирал-штаб, где их тут же отправили в архив. Но в это время командование флота решило возобновить постановки скрытных минных заграждений, практиковавшихся на начальном периоде войны, а заодно проверить идею лейтенанта. Меморандум затребовали обратно в штаб флота и 21 сентября 1915 г., после нескольких дней его тщательного изучения, корветтен — капитан граф Николаусцу Дона — Шлодин получил приказ переоборудовать торговое судно в коммерческий рейдер, способный также выполнять функции минного заградителя.

Дона-Шлодин выбрал для выполнения своего задания новый (1914 г.) 4778-тонный банановоз «Пунго» компании Ф. Лайша, который переименовал в «Мёве». Его вооружение составили четыре 150-мм и одно 105-мм орудия, 2 два 500-мм торпедных аппарата, а также 500 мин. Первоначальной задачей крейсера была постановка минный заграждений, и только после ее выполнения корветтен  — капитан мог по своему усмотрению заняться рейдерскими операциями. «Мёве» вышел из Киля 15 декабря 1915 г. маскируясь под шведский пароход. Когда он возвратился в Германию 4 марта 1916 г., Дона — Шлодин мог рапортовать о потоплении британского линкора «Кинг Эдуард VII» (погиб на минах, выставленных у северного побережья Шотландии), 13 паровых и 1 парусного грузовых судов (а также захвате одного парохода в качестве приза), общим тоннажем 159 400 т. Блестящее подтверждение идеи Вольфа! 22 ноября 1916 «Мёве» под командованием уже фрегаттен — капитана кавалера Железного Креста первого класса и ордена «Пурле Мерит» Дона — Шлодина вышел в свой второй поход, окончившийся 22 марта 1917 г. На этот раз на дно отправились 27 судов общей вместимостью 121 707 т.

Самый знаменитый рейдер Германии.

Однако все эти цифры меркнут перед результатами второго «Вольфа» — пожалуй, самого знаменитого коммерческого рейдера Германии периода Первой мировой войны. Бывший пароход «Вахтфельс» бременской компании «Ганза», включенный в состав германского флота в 1916 г., получил сильное вооружение в составе семи 150-мм орудий, четырех торпедных аппаратов и 465 мин. На рейдере имелся также гидросамолет «Фридрихсхафен» FF-33e для разведывательных полетов, получивший впоследствии наименование «Вольфхен» («Волчонок»). Запаса боеприпасов и продовольствия хватало на пятнадцать месяцев похода. Корабль переоборудовали таким образом, что он мог менять свой силуэт с помощью дополнительных матч и труб.

30 ноября 1916 г. рейдер под командованием корветтен-капитана Карла-Августа Нергера вышел из Киля в свое беспримерное плавание. Серой тенью «Вольф» прошел Атлантическим, Индийским и Тихим океанами, отправляя на дно суда противника. Кроме этого у мыса Доброй Надежды, Бомбея, Коломбо, Адена, Сингапура, побережья Новой Зеландии и Австралии были выставлены мины. «Вольфхен», оказавший очень удачным и неприхотливым самолетом, оказывал посильную помощь, ведя воздушную разведку и атакуя бомбами вражеские суда. 24 февраля 1918 г., через семь дней, после того как Адмирал-штаб разослал семьям членов команды крейсера уведомления, что тот пропал в море, самый удачливый рейдер всех времен и народов вошел в гавань Киля, сопровождаемый летящим над ним «Волчонком». Результаты достигнутые Нергером, действительно достойны восхищения. «Вольф» пробыл в плавании 452 дня, пройдя за это время около 64000 миль. Рейдер захватил и потопил за это время 14 судов, а жертвами его мин стали еще 13. Еще пять получили от подрывов тяжелые повреждения, Таким образом, общий тоннаж жертв составил около 214 000 т. Действия Нергера и его команды стали образцом проведения рейдерских операций, а результаты так и не были перекрыты ни во время Первой, ни Второй мировых войн. Успехи, достигнутые другими германскими вспомогательными крейсерами («Грайф», «Гейер» и другие), оказались гораздо скромнее, разве что, особняком стоит уникальное плавание парусного рейдера «Зееадлер» под командованием корветтен-капитана графа Феликса фон Лукнера, словно сошедшее со страниц книг капитана Мариэтта и Рафаэля Сабатини.

Гидросамолет "Вольвсхен" полнимают на борт вспомогательного коейсера "Вольф".

Гидросамолет «Вольвсхен» полнимают на борт вспомогательного коейсера «Вольф».

Трудности с использованием лайнеров как вспомогательных крейсеров.

При анализе результатов действий в начальный период Первой мировой войны был сделан вывод об ошибочности концепции применения в качестве коммерческих рейдеров крупных быстроходных лайнеров. При кажущейся выгоде от высокой скорости, недостатки таких кораблей оказались слишком велики. Лайнеры предоставляли собой слишком большую цель для вражеских орудий, легко опознавались и, самое главное, из-за очень большого расхода угля и продовольствия, пополнение их запасов становилось практически неразрешимой проблемой. Правда, педантичные немцы еще до начала военный действий позаботились о снабжении своих кораблей, построив целый флот угольщиков, а также развернули во многих портах мира сеть специальных агентов, занимавшихся закупкой и доставкой на рейдеры топлива, припасов и продовольствия.

Вспомогательный крейсер "Карморан".

Вспомогательный крейсер «Карморан».

Но всех этих мер оказалось недостаточно, и проблема пополнения запасов угля дамокловым мечом висела над германскими кораблями. В итоге, все уцелевшие вспомогательные крейсера прекратили свою боевую деятельность именно из-за нехватки топлива. Вдобавок, частые погрузки угля в открытом море очень изматывали команды (как тут не вспомнить Вторую тихоокеанскую эскадру!). Так «Кронпринц Вильгельм» проведя в море 250 дней, 65 их них потратил на погрузку угля. Когда он пришел в Нью-Йорк для интернирования, в бункерах оставалось только 25 т. Что удивительно, к выводу о нежелательности применения в качестве коммерческих рейдеров крупных быстроходных судов можно было прийти и ранее, проанализировав результаты их действий во время испано-американской и русско-японской войн, однако никто этого не удосужился сделать.

Английские вспомогательные крейсера.

Основной противник Германии в Первой мировой войне — Великобритания — также имела в составе флота вспомогательные крейсера, мобилизовав для этого большое количество лайнеров (около шестидесяти). Они в основном занимались охраной и патрулированием торговых маршрутов, а также несением дозорной службы. Дважды в течение войны произошли боевые столкновения между «одноклассниками». В первом, уже упоминавшемся, бою победа оказалась на стороне англичан: «Кармания» потопила «Кап Трафальгар». Во втором, произошедшем 29 февраля 1916 г. северо-восточнее Шетландских островов, счет оказался равным «Алькантара» затонула после попадания торпеды с «Грайфа», а затем немцы из-за сильного пожара, вызванного британскими снарядами, пустили свой корабль на дно подрывными зарядами.

Вспомогательный крейсер "кронпринц Вильгельм".

Вспомогательный крейсер «кронпринц Вильгельм».

Межвоенный период и начало войны

Каждый вспомогательный крейсер имел, как минимум пять обозначений:

  • первоначальное гражданское (присвоенное пароходной компанией);
  • номер, начинающийся с HSK, присваивавшийся военным флотом во время переоборудования;
  • оперативное обозначение «Schiff-НОМЕР» для использования в документации и каналах связи;
  • фактическое название в качестве рейдера (выбиралось командиром корабля);
  • английское обозначение «Raider-БУКВА» (Британское Адмиралтейство присваивало каждому рейдеру буквенное обозначение, как только получало о нем достаточные сведения. Оно оставалось постоянным на весь период его деятельности. Причем, так как отсчет шел по времени обнаружения, то вышедший первым, но обнаруженный позднее «Атлантис» получил обозначение «Raider „С“», в то время как шедший вторым, но «засветившийся» гораздо раньше «Орион» — «Raider „А“»).

Обозначения 2–4 использовались в германском флоте попеременно и считались равноценными без заметных преимуществ одного перед другими.

Вспомогательные крейсера, вышедшие в море, получили от Руководства войной на море следующие задачи:

  • нарушение судоходства противника ведением боевых действий, а также созданием угрозы нападения;
  • уничтожение или захват торговых судов противника;
  • создания напряжения боевых сил противника, заставляя его эскортировать торговые суда на всем Мировом океане и патрулировать на узлах коммуникаций, отвлекая тем самым столь нужные боевые единицы на важнейших театрах военных действий.

Контактов с кораблями противника следовало избегать до последнего момента. Так параграф 4 Главы F приказа, полученного командиром «Тора» О. Кэлером перед выходом в море гласил:

«Боевых соприкосновений с вражескими военно-морскими силами, в том числе со вспомогательными кораблями, необходимо избегать. Если столкновения, тем не менее, избежать не удастся, то, используя маскировку, внезапным и решительным применением всех боевых средств стремиться к уничтожению противника».

Обозначения вспомогательных крейсеров

Первоначальное наименование Номер Оперативное обозначение Фактическое наименование Британское обозначение
«Kurmark» HSK 1 Schiff 36 «Orion» Raider A
«Goldenfels» HSK2 Schiff 16 «Atlantis» Raider С
«Neumark» HSK3 Schiff 21 «Widder» Raider D
«Santa Cruz» HSK 4 Schiff 10 «Thor» Raider E
«Kandelfels» HSK 5 Schiff 33 «Pinguin» Raider F
«Cairo» HSK 6 Schiff 23 «Stier» Raider J
«Ems» HSK 7 Schiff 45 «Komet» Raider В
«Steiermark» HSK 8 Schiff 41 «Kormoran» Raider G
«Bielsko»/«Bonn» HSK 9 Schiff 28 «Michel» Raider H
«Togo» HSK 10 Schiff 14 «Coronel» Raider К
«Glengarry»/«Meersburg» Schiff 5 «Hansa»

Командиры и экипажи

От командира вспомогательного крейсера в походе зависит слишком многое. Для того чтобы суметь успешно воевать в сложнейших условиях и обстоятельствах, он должен быть умным, волевым, изобретательным, хладнокровным и являться образцом подражания для своих подчиненных. Почти постоянно предоставленный только сам себе, не имеющий всей необходимой информации, он обязан принимать единственно верное, зачастую нестандартное решение. В связи с этим, РВМ заранее составило перечень офицеров, которые по своим личностно-служебным качествам могли занять место на командирском мостике. Поэтому неудивительно, что рейдеры «первой волны» повели в поход такие авторитетные на флоте офицеры «старой закваски», начинавшие службу еще в кайзеровском флоте, как Бернгард Рогге, Курт Вайер и Отто Кэлер, командовавшие до войны учебными парусными судами, один из лучших минеров Эрнст-Феликс Крюдер и гидрографов Роберт Айссен. Особняком среди них выделяется фигура Гельмута фон Руктешелля, командовавшего подводными лодками еще в годы Первой мировой войны, а после ее окончания ушедшего в отставку. Тем не менее, его действия оказались не менее, а в кое-чем даже более эффективными, чем у строевых коллег. Командиры крейсеров «второй волны» Теодор Детмерс, Гюнтер Гумприх, Хорст Герлах, Ульрих Брокзин и Эрнст Тинеман были не столь популярны и известны, хотя тот же Тинеман являлся в немецком флоте главным специалистом по переоборудованию вспомогательных крейсеров.

Плавательный бассейн на палубе одного из рейдеров.

Плавательный бассейн на палубе одного из рейдеров.

Первоначально комплектация команд рейдеров осуществлялась по принципу пословицы «На тебе, Боже, что мне негоже». На начало войны в руководстве Кригсмарине существовало сильное лобби противников вспомогательных крейсеров, что сразу же отразилось в подборе экипажей — на корабли направлялись худшие люди, а также зачастую неквалифицированные резервисты и запасники. Точка зрения кадровой службы сводилась к рассуждению «Зачем убивать в начале войны такое количество первоклассных моряков?» Так из присланных 214 человек низших чинов Рогге после личной беседы с каждым отклонил 104 кандидатуры. Вайер пошел еще дальше, отказавшись от 2/3 своей первоначальной команды. На это у них были свои основания. Опыт Первой мировой показал, что не каждый моряк способен к длительному, до двух лет, нахождению в море. Никакого отдыха на берегу, маломальский комфорт в быту, отдых в кубриках, переделанных из грузовых трюмов, постоянное нормирование пищи и пресной воды, отсутствие свежих овощей и фруктов, никаких вестей из дома, не говоря уже о женском обществе. Служба на борту вспомогательного крейсера могла оказаться чрезвычайно скучной и монотонной: в течение нескольких месяцев ни одного встреченного судна. Таким образом, командирам очень важно было постоянно поддержать мораль своих людей на высоком уровне. В связи с этим все рейдеры хорошо снабжались кинофильмами, книгами, грампластинками. Постоянно проводились спортивные состязания, издавались корабельные газеты, по внутренней радиовещательной сети все время сообщались свежие новости и транслировалась музыка. Кое-где прямо на палубе устроили плавательный бассейн. Во время похода на «Комете» был проведен конкурс, куда каждый член экипажа представлял свое творчество (модели кораблей, картины, безделушки и т. п.), а на «Штире» состоялась вещевая лотерея с главным призом в 3000 рейхсмарок. На некоторых кораблях давались концерты и ставились театральные постановки. Рогге ввел на «Атлантисе» практику предоставления «отпуска на борту», когда нижние чины могли наслаждаться ничегонеделанием в пустующем лазарете сроком до двух недель.

Еще одной особенностью комплектования экипажей вспомогательных крейсеров было наличие на них призовых офицеров. Эти офицеры, обычно являвшимися опытными моряками торгового флота, переходили на захваченные суда и уводили призы к берегам рейха. Поэтому их количество на рейдерах постоянно менялось. По мере необходимости новых офицеров либо присылало РВМ, либо командиры крейсеров сами забирали людей со встреченных блокадопрорывателей или судов снабжения.

Средства связи

Радиоаппаратура на вспомогательных крейсерах являлась стандартной для Кригсмарине. Обеспечение связи на дальних расстояниях достигалось не увеличением мощности передающих устройств, что неизбежно привело бы к усложнению антенного и фидерного хозяйства, а за счет применения коротковолнового диапазона. Таким образом, мощность установленных на них передатчиков не превышала 800 Вт. Однако для рейдеров это не всегда являлось плюсом, так как известны жалобы радистов на недостаток мощности, когда требовалось забить сигнал о помощи атакуемого судна. Характерной особенностью корабельной радиоаппаратуры производства фирм «Лоренц» и «Телефункен» являлось широкое использование однотипных унифицированных деталей и конструктивных узлов, что в значительной мере упрощало производство и ремонт аппаратуры. Ящики — контуры, содержащие отдельные каскады, равно как и другие крупные и мелкие детали во всех передатчиках, были легко заменяемы запасными. Основные передатчики имели диапазон частот (исключая УКВ) в пределах от 100 КГц до 23 МГц (длина волны 3000-13 м). Диапазон частот УКВ передатчиков — 37,5-46 МГц (длина волны 8–6,5 м). Характерными значениями мощности, отдаваемой в антенну для передатчиков, были: 800, 200, 150, 70, 40, 15, 10, 3 и 1 Вт. Радиоприемные устройства имели диапазон частот в пределах от 15 КГц до 24 МГц (длина волны 20000-12 м).

Радиорубка крейсера "Михель".

Радиорубка крейсера «Михель».

Рядом с радиорубкой располагался шифровальный пост, оборудованный шифровальной машиной «Энигма». Для ведения радиоигры на некоторых рейдерах имелось по две радиорубки, разнесенные в оконечности, чтобы при одновременной работе создавать у противника видимость нахождения рядом друг с другом двух различных кораблей.

Для общения с РВМ и между собой вспомогательные крейсера использовали код «для иностранных вод». Его с 1941 года сменил «Эгир», которым пользовались все надводные военные корабли Кригсмарине, находившиеся в плавании вне контролируемых немцами водных пространств. Для связи с подводными лодками применялся код «Гидра», а для контактов с блокадопрорывателями — «Зондершлюссель-100». Кодовые таблицы менялись раз в месяц, за исключением шифров «Эгир» и «Зондершлюссель-100», у которых это происходило один раз в год. Остается лишь добавить, что оба этих кода так и остались не расшифрованными союзниками.

Самолеты воздушной разведки.

ля проведения воздушной разведки на каждом корабле находились от одного до трех гидросамолетов. При этом один из них находился в трюме собранным, а остальные использовались в качестве источников запасных частей. Применялись машины четырех типов: немецкие «Хейнкель» He-114А-2, «Арадо» Ar-196 серий А-1 и А-2, «Арадо» Ar-231 и закупленные в Японии «Накадзима» E8N1. Имеется информация, что на «Коронеле», если бы он вышел в поход, мог находится один автожир Fa-330 «Бахштельце».

Гидросамолет Хейнкель - 114А-2

Гидросамолет Хейнкель — 114А-2

Не-114А-2 представлял собой двухместный цельнометаллический двухпоплавковый полутороплан. Он вооружался одним 7,9-мм пулеметом и мог нести две 50-кг бомбы. Аппарат развивал скорость до 332 км/ч и имел максимальную дальность полета 930 км. Летчики не очень высоко оценивали «Хейнкель» из-за его плохих летных качеств, низкой маневренности, тенденции к вихлянию сразу после касания воды и слабости конструкции. Куда более удачной машиной оказался «Арадо» Ar-196 — двухместный двухпоплавковый гидросамолет, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом. Он развивал скорость 330 км/ч и имел дальность полета 800 км. Вооружение состояло из двух 20-мм пушек, двух 7,9-мм пулеметов и двух 50-кг бомб. По сравнению с «Хейнкелем», «Арадо-196» был меньше, маневреннее на воде и воздухе, а также имел более короткий разбег для взлета. Самой неудачной машиной оказался «Арадо-231», спроектированный для использования с подводных лодок, и представлявший собой одноместный двухпоплавковый моноплан с высокорасположенным крылом (скорость 170 км/ч, дальность 500 км). Он отличался крайней хрупкостью конструкции, в результате чего использовать гидросамолет не было возможности при наличии даже небольшого волнения на море. Вообще «Арадо-231» являлся опытным аппаратом (всего изготовили только шесть штук), и его появление на борту «Штира» была прихотью командира рейдера X. Герлаха, который очень скоро раскаялся о принятом решении. «Накадзимой» немцы остались в целом довольны, посчитав его медлительной, неповоротливой машиной, но при этом весьма надежной и удобной, обладавшей ко всему прочему очень малой посадочной скоростью — 50 км/ч. На всех типах гидросамолетов отсутствовала рация, поэтому сообщения передавались самыми примитивными, заранее оговоренными, способами — сбрасыванием записок на палубу корабли, покачиванием крыльев, запусками разноцветных ракет.

Для успешного взлета воздушного разведчика рейдер круто поворачивался бортом к ветру, создавая небольшую площадку спокойной воды, называвшуюся в германском флоте «утиным прудом», куда стрелой быстро опускали крылатую машину. Спуск гидросамолета на воду и его подъем на борт корабля был сложной технической операцией и требовал высокой квалификации и быстроты действий обслуживающего персонала. Джозеф Слэйвик в своей книге «Одиссея рейдера „Атлантис“» так описывает подъем крылатой машины:

«Сложный процесс посадки тоже требовал присутствие наблюдателя, который помогал пилоту выбраться из кабины, поймать болтающиеся в воздухе крюки и закрепить тросы в трех точках на верхней части гидросамолета. Два троса крепились к капоту двигателя, а один закреплялся перед кабиной. Когда тросы были заведены, пилот мог выключить двигатель и покинуть самолет. Когда стрела поднимала самолет с воды, оба члена экипажа прыгали с крыльев на палубу».

Зачастую машины получали серьезные повреждения именно во время этих операций.

Вооружение вспомогательных крейсеров.

Первоначально главный калибр каждого вспомогательных крейсеров составляли взятые из арсенала шесть 150-мм орудий SK L/45 образца 1906 г. в установках MPL С/13 на центральном штыре, снятых в свое время с линейных кораблей и линейных крейсеров кайзеровского флота, и установках MPL С/16, изготовленных для недостроенных легких крейсеров периода Первой мировой войны. Широко распространенная информация Э. Грёнера о том, что на корабли «первой волны» ставили орудия со старых линейных кораблей «Шлезвиг-Гольштейн» и «Шлезиен», очевидно, не соответствует действительности, поскольку эти орудия были сняты только в 1940 году. Большинство орудий оказалось уже порядком расстрелянными, так что реальная дальность не превышала и 10 тысяч метров. Боекомплект состоял из 300 снарядов (фугасные с донным и головным взрывателем) на орудие. Всего же в погребах хранилось 1500 150-мм фугасных снарядов L/4,6 с донным и L/4,5 с головным взрывателем. Они имели одинаковый вес 45,3 кг, но различались по количеству взрывчатки (3,058 и 3,892 кг). Кроме этого, было 250 150-мм фугасных трассирующих снарядов L/4,5 с головным взрывателем и 50 150-мм осветительных снарядов весом 41 кг.

150-мм орудие SK L/45, замаскированное под катушки с кабелем на «Виддере»

150-мм орудие SK L/45, замаскированное под катушки с кабелем на «Виддере»

На «Штире», «Коронеле», «Шифф-5» и вышедших во второй поход «Торе» и «Комете» находились уже новые 150-мм орудия типа Tbk С/36 L/48 (Schnellfeuerkanone in Torpedobootslafette — скорострельное орудие на миноносном станке С/36 с длиной ствола 48 калибров), аналогичные стоявшим на эсминцах типа 1936А.

Вспомогательные крейсера «первой волны» кроме главного калибра имели также погонные сигнальные пушки, предназначенные для подачи предупредительных выстрелов. Для этих целей ставились трофейные польские 75-мм скорострельные орудия производства французских фирм «Шнейдер» и «Крезо» (дальность стрельбы до 8000 м), а также абсолютно устаревшие корабельные 60-мм/18 пушки (дальность стрельбы — около 4000 м), использовавшиеся ранее как десантное вооружение для весельных баркасов еще кайзеровского флота. Они показали себя практически бесполезными и вскоре были сняты.

В качестве малокалиберной артиллерии на шести первых рейдерах устанавливались один спаренный 37-мм зенитный полуавтомат С/30 и четыре одинарных 20-мм зенитных автомата С/30 (оба типа имели боекомплект по 2000 выстрелов на ствол). В дальнейшем ее состав менялся.

Так, на «Корморане» из-за нехватки 37-мм зениток установили два противотанковых орудия того же калибра (боезапас 1500 снарядов на ствол), на «Михеле» и «Шифф-5» имелось дополнительное 105-мм зенитное орудие (боезапас 400 снарядов) а на «Коронеле» 37-мм полуавтоматы заменили на 40-мм «бофорсы» (2000 снарядов).

Кроме артиллерии на борту вспомогательных крейсеров имелись 533-мм торпедные аппараты — как надводные, так и подводные. Количество труб у них было разным — от одной до трех. Рейдеры использовали только парогазовые торпеды типа G7a (заряд 280 кг, режимы хода: 6000 м на 44 узлах, 8000 м на 40 уз. или 14000 м на 30 уз.). Они могли снабжаться контактным или магнитным взрывателем, однако в начале войны оба работали крайне ненадежно. Кроме того, в начале войны торпеды страдали от дефектов рулей глубины.

О составе СУАО имеется очень мало сведений. Известно, что на всех крейсерах стандартным было наличие одного 3-м дальномера, обычно находившегося на надстройке. На чертежах «Пингвина» видно, что у него имелось два таких дальномера. «Корморан», кроме 3-метрового, располагал еще двумя 1,25-метровыми.

На начальном периоде боевых действий тактика действий вспомогательных крейсеров сводилась к максимально возможному сближению с жертвой, после чего сбрасывалась маскировка, делался предупредительный выстрел из погонного орудия и прожектором передавался приказ остановиться и не пользоваться радио. Очень скоро выяснилось, что от сигнальных орудий совсем мало толку и в будущем предупредительные выстрелы уже делались из 150-мм орудий. В случае невыполнения приказа, огонь велся на поражение главным калибром. Первыми целями становились радиорубка, орудия и мостик. Однако, например, Г. фон Руктешелль на «Виддере», не желая подвергать опасности корабль и команду, сразу же избрал другую тактику, нападая только ночью с минимальной дистанции без предупредительного выстрела и открывая огонь сразу изо всех стволов. Когда же британское Адмиралтейство обязало капитанов торговых судов использовать радио в случае нападения, даже при наличии смертельного риска для жизни, то и командиры остальных рейдеров перешли на такую тактику. Торпеды немцы тратили неохотно, приберегая их для крайних случаев (как пример — бой «Корморана» с «Сиднеем») или для того, чтобы добить судно, тонувшее очень медленно. Бывали и исключения, когда требовалось добиться как можно большего максимального эффекта при нападении. Рейдерам «первой волны» не повезло — на их борту оказались «угри» (неофициальное название торпед в германском флоте) с дефектами рулей глубины, которые стали причиной пресловутого «торпедного кризиса» 1940 г. во время проведения операции «Везерюбунг». Поэтому зачастую торпедные залпы оказывались безуспешными — так «Орион» выпустил в британское судно «Чосер» восемь (!) торпед, но ни одна из них не взорвалась.

Памятуя об успехах германских рейдеров Первой мировой войны, четыре вспомогательных крейсера («Орион», «Атлантис», «Пингвин» и «Корморан») были приспособлены для постановки якорных контактных мин типа ЕМС (общий вес 1135 кг, заряд 250 кг). Командование также планировало разместить минное оружие на небольшом «Торе», но его командир сумел избежать этого, отговорившись нехваткой места для обустройства минного отсека.

Три крейсера — «Комет», «Корморан» и «Михель» — несли на борту своеобразное «вундерваффе» — легкие торпедные катера типа LS, спроектированные перед самой войной. Эти младшие братья знаменитых «шнелльботов» имели водоизмещение 11,5 т и развивали скорость 40 уз. По проекту они вооружались двумя 450-мм торпедными аппаратами и одной авиационной 20-мм пушкой MG151/20. Однако, поскольку торпедные аппараты калибра 450 мм в 1940 г. еще серийно не производились, чтобы не задерживать передачу катеров флоту, LS-2 и LS-3 вошли в строй в качестве минных заградителей, предназначенных для установки мин на входах в порты. Первый нес три магнитных донных мины типа ТМВ (общий вес 740 кг, заряд 540 кг), второй — четыре.

В качестве средств пассивной защиты на всех вспомогательных крейсерах устанавливалась аппаратура для постановки дымовой завесы, для которой имелось около 1000 литров дымообразующего состава. На вышедших во второй поход «Торе» и «Комете», а также «Коронеле» и «Шифф-5» устанавливались радары.

Суда снабжения, блокадопрорыватели и призы.

Наименование

Год

Тоннаж,брт

Владелец

Контакты с рейдерами

Судьба

«Alstertor»

1938

3039

Robert М. Sloman, Германия

«Komet» «Kormoran» «Orion» «Pinguin»

Судно снабжения. 23.6.1941 перехвачено британской авиацией и ЭМ «Faulknor», «Fearless», «Foxhound», «Fury» и «Forester» в 200 милях к юго-западу от м. Финнистере (41°12′ с.ш./13°10′ з.д.); затоплено экипажем.

«Alsterufer»

1939

2719

R. M. Sloman, Германия

«Atlantis» «Thor» «Kormoran»

Судно снабжения и блокадопрорыватель. 27.12.1943 потоплено авиацией в Бискайском заливе (46°32′ с.ш./18°35′ з.д.).

«Altmark»

1937

10 847

Kriegsmarine

«Michel»

Судно снабжения и блокадопрорыватель. Переименовано в «Uckermark». 30.11.1942 погибло от внутреннего взрыва в Иокогаме.

«Anneliese Essberger»

1935

5173

J. T. Essberger, Германия

«Komet»

Блокадопрорыватель. 21.11.1942 перехвачен американским КРЛ «Milwaukee» в Атлантике; затоплен экипажем в 400 милях к востоку от о. Сан-Паулу.

«Babitonga»

1922

4422

HSDG, Германия

«Atlantis»

Судно снабжения. 21.6.1941 перехвачено британским КРТ «London» в Атлантике (2°05′ ю.ш./27°42′ з.д.); затоплено экипажем.

«Brake»

1937

9925

«Juergens & van den Bergh», Германия

«Michel»

Судно снабжения. 21.3.1944 перехвачено британским ЭМ «Roebuck» в Индийском океане (32° ю.ш./72° в.д.); затоплено экипажем.

«Canadolite»

1926

11 309

«Imperial Oil Shipping Company», Великобритания

«Kormoran»

Приз. Вошло в состав Кригсмарине как «Sudetenland». 13/14.8.1944 потоплено британской авиацией в Бресте.

«Charlotte Schliemann»

1928

7747

«Schliemann & Menzell» AG, Германия

«Michel» «Stier»

Судно снабжения. 12.2.1944 потоплено британским ЭМ «Relentless» в Индийском океане (23’23’ ю.ш./74’37’ в.д.)

«Dresden»

1937

5567

NDL, Германия

«Atlantis»

Судно снабжения и блокадопрорыватель. 25.8.1944 затоплено экипажем в Бордо. Поднято в 1946 г., с 1949 г. под французским флагом. Погибло в 1950 г.

«Duquesa»

1918

8651

«Furness-Houlder Argentine Line», Великобритания

«Kormoran» «Pinguin» «Thor»

Приз. 17.2.1941 потоплен ВКР «Pinguin» из-      за нехватки топлива в Атлантике (27° ю.ш./12° з.д.).

«Durmitor»

1913

5623

«Dubrovacka Parobrodska Plovidba», Югославия

«Atlantis»

Приз. В феврале 1941 захвачен   в Могадишо британским KPT «Shropshire». Под британским флагом как   «Radwinter». В 1946 г. возвращено Югославии. Пошло на слом в 1963.

«Egerland»

1940

9789

Kriegsmarine

Судно снабжения. 5.6.1941 потоплено британскими КРТ «London» и ЭМ «Brilliant» в Атлантике (7° с.ш./31° з.д.).

«Ermland»

1922

6528

HAPAG, Германия

«Orion»

Судно снабжения и блокадопрорыватель. Переименовано в «Weserland». 3.1.1944 потоплено американским ЭМ «Somers» в Южной Атлантике (17° ю.ш./21° в.д.).

«Esso Hamburg»

1939

9848

«Waried TankschiffReederei», Германия

Судно снабжения. 4.6.1941 британскими КРТ «London» и ЭМ «Brilliant» потоплено в Атлантике (7°35′ с.ш./31°25′ з.д.).

«Eurofeld»

1917

5947

«Europaische Tankreederei», Германия

«Thor» «Widder»

Судно снабжения. 11.9.1944 затоплено в Сен-Назере. После войны поднято и разобрано.

«Herborg»

1931

7892

«Sigurd Herlofsen & C», Норвегия

«Thor»

Приз. Переименовано в «Hohenfriedberg». Использовалось как блокадопрорыватель. 26.2.1943 перехвачено и потоплено британским КРТ «Sussex» к западу от побережья Испании (41°45′ с.ш./20°58′ з.д.).

«III»

1928

7824

«Tschudi & Eitzen», Норвегия

«Thor»

Приз. Бывший норвежский TH «Turicum», захваченный в 1940. Использовалось как судно снабжение. В 1945 г. возвращено Норвегии. Пошло на слом в 1958 г.

«Kertosono»

1923

9289

«Koninklijke Rotterdamsche Lloyd», Нидерланды

«Thor»

Приз. Вошел в состав Кригсмарине в качестве судна снабжения подводных лодок. 10.8.1944 затоплен в Нанте. В 1946 г. поднят и отправлен на слом.

«Ketty Brovig»

1918

7031

Th. Brovig, Норвегия

«Atlantis»

Приз. Использовался как судно снабжения. 4.3.1940 обнаружен австралийским   КРТ «Canberra» в 200 милях к юго-западу от Сейшельских о-вов (4°50′ ю.ш./56° в.д.); затоплен экипажем.

«Kota Nopan»

1931

7322

«Koninklijke Rotterdamsche Lloyd», Нидерланды

«Komet»

Приз. Переименован в «Karin» и использовался в качестве блокадопрорывателя. 10.3.1943 перехвачен американскими КРЛ «Savannah» и ЭМ «Eberle»; затоплен экипажем в Атлантике (17°21′ ю.ш./20°45′ з.д.).

«Koenigsberg»

1924

6466

NDL, Германия

«Widder»

Судно снабжения. 16.6.1940 перехвачено французским вооруженным траулером «President Houduce» у Виго (41°36′ с.ш./10°37′ в.д.); затоплено экипажем.

«Krossfonn»

1935

9323

S. Bergesen, Норвегия

«Thor» «Widder»

Приз. Переименован в «Spichern». Использовался как судно снабжения подводных лодок  9.8.1944 тяжело поврежден авиацией союзников в Бресте. Затоплен как блокшив 31.8.1944. После войны поднят, отремонтирован и в 1949 г. возвращен Норвегии. Сдан на слом в 1964 г.

«Kulmerland»

1928

7363

HAPAG, Германия

«Komet» «Orion» «Kormoran»

Судно снабжения и блокадопрорыватель. 23.9.1943 тяжело повреждено во время воздушного налета в Нанте. В 1946 г. поднято и разобрано на металл.

«Lothringen»

1940

10476

Phs. van Ommenen , Нидерланды

Приз. Бывший голландский TH «Papendrecht». Использовался как судно снабжения. 15.6.1941 захвачен британским КРЛ «Dunedin» в Атлантике (19°49′ с.ш./25°31′ з.д.). После войны возвращен Нидерландам. Пошел на слом в 1964 г.

«Madrono»

1917

5894

«A. I. Langfeldt & Co», Норвегия

«Thor»

Приз. Переименован в «Rossbach». Использовался как блокадопрорыватель. 7.5.1944 потоплено американской ПЛ «Burrfish» в проливе Кии (33’13’ с.ш./134’14’в.д.).

«Muensterland»

1921

6315

HAPAG, Германия

«Atlantis» «Komet» «Orion»

Судно снабжения и блокадопрорыватель. Переименовано в «Walkenried». 20.1.1944 потоплено английской береговой артиллерией у м. Гри-Нэ в Ла-Манше.

«Nankin»

1912

7131

«Eastern and Australian Steamship Company», Великобритания

«Thor»

Приз. Переименован в «Leuthen». Сгорел 30.11.1942 в Иокогаме.

«Nordmark»

1937

10847

Kriegsmarine

«Atlantis» «Kormoran» «Pinguin» «Thor» «Widder»

Судно снабжения. В мае 1945 г. захвачено англичанами. С 1947 г. — флотский танкер «Bulawayo». Сдано на слом в 1955 г.

«Nordvard»

1925

4111

L. Kloster, Норвегия

«Pinguin»

Приз. Использовался Кригсмарине в качестве корабля-цели, а с 1943 г. как плавбаза ПЛ и судно снабжения в Норвегии. Потоплен британской авиацией во время ночного рейда 28—29.12.1944 в гавани Мосса.

«Odenwald»

1923

5098

HAPAG, Германия

Блокадопрорыватель. 6.11.1941 перехвачен американскими КРЛ «Omaha» и ЭМ «Somers» неподалеку от Сана-Хуана. Служил под американским флагом как «Blenheim». Пошел на слом в 1949 г.

«Ole Jacob»

1938

8306

«Johannes Hansen Tankreederei», Норвегия

«Atlantis» «Komet» «Orion» «Pinguin»

Приз. Переименован в «Веппо».   Использовался как судно снабжения и блокадопрорыватель. 24.12.1941 потоплен британской авиацией у Пуэрто де Карино, Испания (43°44′ с.ш./7°52′ з.д.).

«Ole Wegger»

1914

12201

Th. Dahl, Норвегия

«Pinguin»

Приз. Использовался Кригсмарине. 22.8.1944 затоплен на р. Сена в Руан-Саур. В 1945 г. поднят и в 1947 г. разобран на металл.

«Pelagos»

1901

12083

Bruun & von der Lippe, Норвегия

«Pinguin»

Приз. Использовался Кригсмарине. После войны возвращен владельцу. Продан на слом в 1962 г.

«Pol VIII»

1936

298

Melsom & Melsom, Норвегия

«Pinguin»

Приз. 28.4.1942 включен в состав Кригсмарине как UJ-1711, с 6.5.1942 -NS-06 («Brachvogel»), с 16.7.1944 — V-5312. В 1945 г. возвращен Норвегии, служил до 1981 г., затем разобран.

«Pol IX»

1937

354

Melsom & Melsom, Норвегия

«Pinguin»

Приз. Переименован в «Adjutant» и включен в состав Кригсмарине в качестве разведчика и вспомогательного минного заградителя. 1.7.1941 ввиду плохого технического состояния потоплен ВКР «Komet» в Тихом океане (41°36′ ю.ш./173°03′ з.д.).

«Pol X»

1937

360

Melsom & Melsom, Норвегия

«Pinguin»

Приз. 20.4.1942 включен в состав Кригсмарине как UJ-1710. Возвращен Норвегии в 1945 г.

«Python»

1936

3664

F. Leaisz, Германия

Судно снабжения. 1.12.1941 потоплено британским КРТ «Dorsetshire» в Атлантике (27°53′ ю.ш./03°55′ з.д.).

«Regensburg»

1927

8068

NDL, Германия

«Komet» «Orion» «Thor»

Судно снабжения и блокадопрорыватель. 30.3.1943 потоплено в Атлантике британским КРЛ «Glasgow» (66°41° с.ш./25°31′ з.д.).

«Rekum»

1919

5540

E. Glaessel, Германия

«Thor» «Widder»

Судно снабжения. 20.3.1944 потоплено британской береговой артиллерией у Булони.

«Rhakotis»

1928

6753

HAPAG, Германия

«Michel»

Блокадопрорыватель. 1.1.1943 потоплен британским КРЛ «Scylla» в 140 милях к северо-западу от м. Финистерре (45°01′ с.ш./10°50′ з.д.).

«Rio Grande»

1939

6062

HSDG, Германия

«Thor»

Блокадопрорыватель. 4.1.1944   перехвачен в Атлантике американским КРЛ «Omaha» (6’40’ ю.ш./25’39’ з.д.); затоплен экипажем.

«Rudotf Albrecht»

1922

3817

Dr. Max Albrecht K.G., Германия

«Kormoran»

После войны захвачен Великобританией. Служил под различными флагами. Пошел на слом в 1960 г.

«Silvaplana»

1939

4793

«Tschudi & Eitzen», Норвегия

«Atlantis»

Приз. Переименован в «Irene», использовался в качестве блокадопрорывателя. 10.3.1943 перехвачен британским КРЛ «Adventure» у м. Финнистере (43°18′ с.ш./14°26′ з.д.); затоплен экипажем.

«Solglimt»

1900

12246

A/S Odd, Норвегия

«Pinguin»

Приз. Переименован в «Sonderburg». Затоплен в Шербуре в июне 1944 г. В 1947 г. остов судна уничтожен с помощью подрывных зарядов.

«Speybank»

1926

5154

«Andrew Weir & Co/ Bank Line», Великобритания

«Atlantis» «Michel»

Приз. Переименован в «Doggerbank». Использовался как минный заградитель и блокадопрорыватель. 3.3.1943 потоплен по ошибке ПЛ U-43 в Атлантике (29°10′ с.ш./34°40′ з.д.).

«Star XIV»

1929

248

J. Rasmussen & M. Konow, Норвегия

«Pinguin»

Приз. 24.4.1942 включен в состав Кригсмарине как UJ-1215, с 1.5.1944 -NH-03, с 15.5.1944 — V-6503. Возвращен Норвегии в 1945 г., служил как грузовое судно до 1991 г., исключен 2.7.1992.

«Star XIX»

1930

249

J. Rasmussen & M. Konow, Норвегия

«Pinguin»

Приз. 13.3.1941 перехвачен британским ШЛ «Scarborough» в 350 милях от м. Финнистере (44°50′ с.ш./22° з.д.); затоплен экипажем.

«Star XX»

1930

249

J. Rasmussen & M. Konow, Норвегия

«Pinguin»

Приз. 7.5.1942 включен в состав Кригсмарине как UJ-1107, погиб 14.1.1943 в результате столкновения с ПХ «Dessau» в 2 милях юго-зап. Ротваера.

«Star XXI»

1935

298

J. Rasmussen & M. Konow, Норвегия

«Pinguin»

Приз. 20.4.1942 включен в состав Кригсмарине как UJ-1216, потоплен 26.8.1942 советским ТКА-152 в Финском заливе.

«Star XXII»

1935

298

J. Rasmussen & M. Konow, Норвегия

«Pinguin»

Приз. 20.4.1942 включен в состав Кригсмарине как UJ-1217, потоплен 11.9.1943 советской ПЛ М-107 в Сюльте-фьорде.

«Star XXIII»

1936

360

J. Rasmussen & M. Konow, Норвегия

«Pinguin»

Приз. 16.5.1942 включен в состав Кригсмарине как UJ-1112, с 16.7.1944 — V-5313. Возвращен Норвегии в июне 1945 г. Погиб 23.2.1966 в результате потери остойчивости.

«Star XXIV»

1937

361

J. Rasmussen & M. Konow, Норвегия

«Pinguin»

Приз. 13.3.1941 перехвачен британским ШЛ «Scarborough» в 350 милях от м. Финнистере (44°50′ с.ш./22° з.д.); затоплен экипажем.

«Storstad»

1926

8998

«A. F. Klaveness & Co» Норвегия

«Atlantis» «Pinguin»

Приз. Переименован в «Passat». Использовался как вспомогательный минный заградитель и судно снабжения 11.8.1944   затоплен в Нанте. После войны поднят; разобран в 1949 г.

«Tannenfels»

1938

7840

«Hansa», Германия

«Atlantis» «Michel» «Stier»

Блокадопрорыватель. 25.8.1944 затоплен экипажем в Бордо. Поднят и разобран на металл в декабре 1956 г.

«Tirranna»

1938

7230

W. Wilhelmsen, Норвегия

«Thor» «Atlantis»

Приз. 23.9.1940 потоплен британской ПЛ «Tuna» в устье р. Жиронда (45°19′ с.ш./1°20′ з.д.).

«Torlyn»

1929

247

Th. Dahl, Норвегия

«Pinguin»

Приз. 16.5.1942 включен в состав Кригсмарине как Ш-1218, С 1.5.1944 -NH-05, с 15.5.1944 — V-6506. С 1945 г. служил в Германской администрации траления; в 1947 г. возвращен Норвегии, служил до 1981 г., затем продан в Чили, 14.2.1988 выскочил на мель; разобран.

«Tropic Sea»

1920

8755

Chr. Ostberg, Норвегия

«Orion»

Приз. Переименован в «Kurmark». 3.9.1940 перехвачено британской ПЛ «Truant» в Бискайском заливе в 200 милях от Бордо (46°50′ с.ш./11°50′ з.д.); затоплен экипажем.

«Weser»

1929

9179

NDL, Германия

Судно снабжения. 25.9.1940 захвачено канадским ВКР «Prince Robert» у побережья Мексики. Переименовано в «Vancouver Island». 15.10.1941 потоплено ПЛ U-558 в Атлантике (53°37′ с.ш./25°37′ з.д.).

«Winnetou»

1913

5113

Atlantik Reederei F. & W. Joch), Германия

«Orion»

Судно снабжения. В октябре 1942 г. передано Японии как «Teikan Maru». 12.8.1944  потоплено американской ПЛ «Puffer» у о. Самар (13°18′ с.ш./120°11′ з.д.).

 

Жертвы вспомогательных крейсеров Германии

Название

Тип

Тоннаж, брт

Год постр.

Владелец

Флаг

Дата гибели/ захвата

Судьба

Координаты

ВКР

«Afric Star»

рефрижератор

11900

1926

«Blue Star Line»

Великобр.

29.1.1941

потоплен

8°44’с.ш./24°38′ з.д.

«Kormoran»

«Agnita»

танкер

3552

1931

«Anglo-Saxon Petroleum Co»

Великобр.

22.3.1941

потоплен

3°20’с.ш./23°48′ з.д.

«Kormoran»

«American Leader»

сухогруз

6778

1941

«United States Line»

США

10.9.1942

потоплен

34°21′ ю.ш./2° в.д.

«Michel»

«Anglo Saxon»

сухогруз

5596

1929

«Nitrate Producers Steamship Co»

Великобр.

21.8.1940

потоплен

26°12′ с.ш./34°08’з.д.

«Widder»

«Antonios Chandris»

сухогруз

5866

1918

J.D. Chandris

Греция

8.9.1940

потоплен

11°36’с.ш./34°30′ з.д.

«Widder»

«Antonis»

сухогруз

3729

1915

«A.G. Lemos»

Греция

6.1.1941

потоплен

8°17’с.ш./23°32′ з.д.

«Kormoran»

«Arabistan»

сухогруз

5874

1929

«Strick Line»

Великобр.

14.8.1942

потоплен

11°30’ю.ш./26° з.д.

«Michel»

«Aramis»

танкер

7984

1931

«B. Hansen & Co»

Норвегия

17.7.1942

потоплен

5°14’ю.ш./3°04′ з.д.

«Michel»

«Athelking»

танкер

9557

1926

«United Molasses Co»

Великобр.

9.9.1940

потоплен

22° ю.ш./67°30′ в.д.

«Atlantis»

«Aust»

сухогруз

5630

1920

«Lundegaard & Sonner»

Норвегия

3.4.1942

потоплен

21°00′ ‘ю.ш.16°00’ з.д.

«Thor»

«Australind»

сухогруз

5019

1929

«Australind Steamship Co»

Великобр.

14.8.1941

потоплен

4°08′ ю.ш./91°30′ 3.д.

«Komet»

«Automedon»

сухогруз

7528

1922

«Alfred Holt & Co»

Великобр.

11.11.1940

потоплен

4°18′ с.ш./89°20′ в.д.

«Atlantis»

«Balzac»

сухогруз

5372

1920

«Lamport & Holt»

Великобр.

22.6.1941

потоплен

15°16′ ю.ш./27°-43′ з.д.

«Atlantis»

«Beaulieu»

танкер

6114

1930

«Bjorn Bjornstad & Co»

Норвегия

4.8.1940

потоплен

26°30′ с.ш.48° 00′ з.д.

«Widder»

«Benarty»

сухогруз

5800

1926

«Ben Line Steamers»

Великобр.

10.9.1940

потоплен

18’40’ю.ш./70°54′ з.д.

«Atlantis»

«Benavon»

сухогруз

5872

1930

«Ben Line Steamers»

Великобр.

12.9.1940

потоплен

25°20′ ю.ш./52°17′ в.д.

«Pinguin»

«Britannia»

грузо­пассажирский

8799

1926

«Anchor Line»

Великобр.

25.3.1941

потоплен

8°37′ с.ш./25°28′ з.д.

«Thor»

«British Commander»

танкер

6901

1922

«British Tanker Co»

Великобр.

27.8.1940

потоплен

29°37′ ю.ш./45°50′ в.д.

«Pinguin»

«British Emperor»

танкер

3663

1916

«British Tanker Co»

Великобр.

7.5.1941

потоплен

8°30′ с.ш./56°25′ в.д.

«Pinguin»

«British Petrol»

танкер

6891

1925

«British Tanker Co»

Великобр.

13. 6.1940

потоплен

20°10′ с.ш./46°56′ з.д.

«Widder»

«British Union»

танкер

6987

1927

«British Tanker Co»

Великобр.

18.1.1941

потоплен

26°24′ с.ш./30°58′ з.д.

«Kormoran»

«Bruges»

сухогруз

4983

1904

«Armement Deppe S.S»

Бельгия

9.7.1940

потоплен

10°59′ ю.ш./23°54′ з.д.

«Thor»

«Cambridge»

сухогруз

10846

1916

«Federal Steam Navigation Co»

Великобр.

7.12.1940

затонул

«Passat»

«Canadolite»

танкер

11309

1926

«Imperial Oil Shipping Co»

Великобр.

25.3.1941

приз

«Kormoran»

«Chaucer»

сухогруз

5792

1929

«Glover Brosers»

Великобр.

29.7.1941

потоплен

16°46′ ю.ш./38°01′ з.д.

«Orion»

«City of Bagdad»

сухогруз

7506

1920

«Ellerman Line»

Великобр.

11.7.1940

потоплен

0°16′ ю.ш./86° в.д.

«Atlantis»

«City of Rayville»

сухогруз

5883

1920

American Pioneer Line

США

9.12.1940

затонул

38°51′ ю.ш/143°39′ в.д.

«Passat»

«Clan Buchanan»

сухогруз

7266

1938

«Kaiser Irvin»

Великобр.

28.4.1941

потоплен

5°24′ с.ш./62°46′ в.д.

«Pinguin»

«Commissaire Ramel»

грузо­пассажирский

10061

1921

Services Contractuels des Messageries Maritimes (под управлением «Shaw, Saville and Albion Co»)

Франция (Великобр.

20.9.1940

потоплен

28°25- ю.ш./74°23′ в.д.

«Atlantis»

«Connecticut»

танкер

8684

1938

«Texaco»

США

23.4.1942

потоплен

23° ю.ш./20° з.д.

«Michel»

«Craftsman»

сухогруз

8022

1922

«T. & J.Harrison»

Великобр.

9.4.1941

потоплен

0°32′ с.ш./23° 37′ з.д.

«Kormoran»

«Cymbeline»

танкер

6317

1927

«C.T. Bowring & Co»

Великобр.

2.9.1940

потоплен

27°55′ с.ш./36°01′ з.д.

«Widder»

«Dalhousie»

сухогруз

7072

1942

«Dalhousie Co»

Великобр.

9.8.1942

потоплен

20°22′ ю.ш./24°40′ з.д.

«Stier»

«Davisian»

сухогруз

6433

1923

«T. & J.Harrison»

Великобр.

10.7.1940

потоплен

18°09′ с.ш./54°40′ з.д.

«Widder»

«Delambre»

сухогруз

7032

1917

«Lamport & Holt»

Великобр.

7.7.1940

потоплен

6°13′ ю.ш./25°06′ з.д.

«Thor»

«Devon»

сухогруз

9036

1915

«British India Steam Navigation Co»

Великобр.

19.8.1941

потоплен

4°08′ ю.ш./92°23′ з.д.

«Komet»

«Domingo de Larrinaga»

сухогруз

5358

1929

«Larrinaga Steamship Co»

Великобр.

31.7.1940

потоплен

5°26′ ю.ш./18°06′ з.д.

«Pinguin»

«Durmitor»

сухогруз

5623

1913

«Dubrovacka Parobrodska Plovidba»

Югославия

22.9.1940

приз

«Atlantis»

«Empire Dawn»

сухогруз

7241

1941

«Walter Runciman and Co»

Великобр.

11.4.1942

потоплен

34°00′ ю.ш./2° з.д.

«Michel»

«Empire Light»

сухогруз

6828

1940

«British India Steam Navigation Co»

Великобр.

25.4.1941

потоплен

0°24′ с.ш./58°14′ в.д.

«Pinguin»

«Empire March»

сухогруз

7040

1942

Ministry of War Transport

Великобр.

2.1.1943

потоплен

35°00′ ю.ш./15° з.д.

«Michel»

«Eugenie Livanos»

сухогруз

4816

1936

«N.G. Livanos»

Греция

7.12.1942

потоплен

27°48′ ю.ш./53°58′ в.д.

«Michel»

«Eurylochus»

сухогруз

5723

1912

«Alfred Holt & Co»

Великобр.

29.1.1941

потоплен

8°19′ с.ш./25°01′ з.д.

«Kormoran»

«Ferncastle»

танкер

9940

1936

«Fearnley & Eger»

Норвегия

17.6.1943

потоплен

25°ю.ш./97′ в.д.

«Michel»

«Filefjell»

танкер

7616

1930

«Olsen & Ugelstad»

Норвегия

26.8.1940

потоплен

30°21′ ю.ш./47°10′ в.д.

«Pinguin»

«Gemstone»

сухогруз

4986

1938

«Gemstone Co»

Великобр.

4.6.1942

потоплен

1°52′ с.ш./26°38′ з.д.

«Stier»

«George Clymer»

сухогруз

7176

1942

«American Mail Line»

США

7.6.1942

потоплен

14°32′ ю.ш./20°31′ з.д.

«Michel»

«Gloucester Castle»

грузо пассажирский

8006

1911

«Union Castle Mail Steamship Co»

Великобр.

15.7.1942

потоплен

8°ю.ш./1° в.д.

«Michel»

«Gracefield»

сухогруз

4631

1928

«E.J. Sutton & Co»

Великобр.

14.6.1940

потоплен

20°25′ ю.ш./30°43’з.д.

«Thor»

«Haxby»

сухогруз

5207

1929

«R. Ropner & Co»

Великобр.

24.4.1940

потоплен

31°38′ с.ш./51°40′ з.д.

«Orion»

«Herborg»

танкер

7892

1931

«S. Herlofsen & Co»

Норвегия

19.6.1942

приз

«Thor»

«Holmwood»

сухогруз

546

1911

«Holm Shipping Co»

Великобр.

25.11.1940

потоплен

43°44′ ю.ш./173°30′ з.д.

«Komet» & «Orion» «Michel»

«Hoegh Silverdawn»

сухогруз

7715

1940

«L. Heegh & Co»

Норвегия

15.6.1943

потоплен

25°40’ю.ш./92°00′ в.д.

«India»

танкер

9977

1939

«Texaco»

Норвегия

11.9.1943

потоплен

12°ю.ш./114° з.д.

«Michel»

«Indus»

рефрижератор

5187

1940

«James Nourse Ltd»

Великобр.

20.7.1942

потоплен

26°44′ ю.ш./82°50′ в.д.

«Thor»

«Kattegat»

сухогруз

4245

1936

O. Ditlev-Simonsen

Норвегия

20.5.1942

потоплен

28°07′ ю.ш./12°27- з.д.

«Michel»

«Kemmendine»

грузо­пассажирский

7769

1924

«British & Burmese Steam Navigation Co»

Великобр.

13.7.1940

потоплен

4°12′ ю.ш./81°47′ в.д.

«Atlantis»

«Kertosono»

сухогруз

9289

1923

«Koninklijke Rotterdamsche Lloyd»

Нидерланды

1.7.1940

приз

«Thor»

«Ketty Brovig»

танкер

7031

1918

Th. Brovig

Норвегия

2.2.1941

приз

«Atlantis»

«Killoran»

парусный барк

1817

1900

G. Erikson

Финляндия

10.8.1940

потоплен

33°06′ с.ш./34°19′ з.д.

«Widder»

«King John»

сухогруз

5228

1928

«Dodd Thomson & Co»

Великобр.

13.7.1940

потоплен

20°40′ с.ш./59°26′ з.д.

«Widder»

«King City»

сухогруз

4744

1928

«Reardon Smit & Sons-

Великобр.

24.8.1940

потоплен

17°35′ ю.ш./65°28′ в.д.

«Atlantis»

«Kirkpool»

сухогруз

4842

1928

«R. Ropner & Co»

Великобр.

10.4.1942

потоплен

ЗЗ° ю.ш./7′ з.д.

«Thor»

«Komata»

сухогруз

3900

1938

«Union Steam Ship Company of New Zealand»

Великобр.

7.12.1940

потоплен

2°42′ ю.ш./ 167°17′ в.д.

«Komet»

«Kosmos»

китобойная база

17801

1929

A. Jahre

Норвегия

26.9.1940

потоплен

0°30′ ю.ш./32°06 ‘з.д.

«Thor»

«Kota Nopan»

сухогруз

7322

1931

«Koninklijke Rotterdamsche Lloyd»

Нидерланды

17.8.1941

приз

«Komet»

«Krossfonn»

танкер

9323

1935

S. Bergesen

Норвегия

25.6.1940

приз

«Widder»

«Lylepark»

сухогруз

5186

1929

«J.& J. Denholm»

Великобр.

11.6.1942

потоплен

14° ю.ш./10° з.д.

«Michel»

«Madrono»

танкер

5894

1917

«A. I. Langfeldt & Co»

Норвегия

4.7.1942

приз

«Thor»

«Maimoa»

сухогруз

10123

1920

«Shaw, Saville and Albion Co»

Великобр.

20.11.1940

потоплен

32°14′ ю.ш./100°56′ в.д.

«Pinguin»

«Mandasor»

сухогруз

5144

1920

«T. & J. Brocklebank &Co»

Великобр.

24.1.1941

потоплен

4°18′ ю.ш./61°36′ в.д.

«Atlantis»

«Mareeba»

сухогруз

3472

1921

«Australasian United Steam Navigation Co»

Великобр.

26.6.1941

потоплен

8°15′ с.ш./88°06′ в.д.

«Kormoran»

«Millimumul»

траулер

287

1915

«Red Funnel»

Великобр.

26.3.1941

затонул

«Pinguin»

«Morviken»

сухогруз

5008

1938

«Wallem & Co»

Норвегия

27.8.1940

потоплен

30°08′ ю.ш.46°15′ в.д.

«Pinguin»

«Nankin»

грузо-пассажирский

7131

1912

«Eastern and Australian Steamship Co»

Великобр.

6.5.1942

приз

«Thor»

«Natia»

рефрижератор

8715

1920

«Royal Mail»

Великобр.

8.11.1940

потоплен

0°44’с.ш./32°12′ з.д.

«Thor»

«Niagara»

грузо­пассажирский

13415

1913

«Canadian-Australasian Royal Mail»

Великобр.

19.6.1940

затонул

35°53′ ю.ш./174°54′ з.д.

«Orion»

«Nicolaos D.L.»

сухогруз

5486

1939

N.D. Lykiardopoulos

Греция

12.4.1941

потоплен

01°54’ю.ш./22°12′ з.д.

«Kormoran»

«Nimbin»

сухогруз

1052

1927

«Federal Steam Navigation Co»

Великобр.

5.12.1940

затонул

33°15′ ю.ш./151°47′ в.д.

»Pinguin»

«Norvard»

сухогруз

4111

1925

L. Kloster

Норвегия

16.12.1940

приз

«Pinguin»

«Notou»

сухогруз

2489

1930

«Societe du Nickel»

Франция

16.8.1940

потоплен

23°44′ ю.ш./164°42′ з.д.

«Orion»

«Nowshera»

сухогруз

7920

1919

«British India Steam Navigation Co»

Великобр.

18.11.1940

потоплен

31°02′ ю.ш./100°51′ в.д.

«Pinguin»

«Ole Jacob»

танкер

8306

1939

«Johannes Hansen Tankreederei»

Норвегия

10.11.1940

приз

«Atlantis»

«Ole Wegger»

китобойная база

12201

1914

Th. Dahl

Норвегия

14.1.1941

приз

«Pinguin»

«Olivia»

танкер

6307

1939

«Curacaoschen Sheepvaart Maatschaappij»

Нидерланды

14.6.1942

потоплен

26° ю.ш./77° в.д.

«Thor»

«Oostplein»

сухогруз

5059

1921

«NV Stoomvaart Maatschappij Nederland»

Нидерланды

8.8.1940

потоплен

28°58’с.ш./34°28′ з.д.

«Widder»

«Pagasitikos»

сухогруз

3492

1914

«M.A. Embiricos Line»

Греция

23.3.1942

потоплен

31°00′ ю.ш./11°35′ з.д.

«Thor»

«Patella»

танкер

7468

1927

«Anglo-Saxon Petroleum Co»

Великобр.

19.4.1942

потоплен

23° ю.ш./20° з.д.

«Michel»

«Pelagos»

китобойная база

12201

1901 .

Bruun & von der Uppe

» Норвегия

15.1.1941

приз

«Pinguin»

«Pol VIII»

китобоец

298

1936

«Melsom & Melsom»

Норвегия

14.1.1941

приз

«Pinguin»

«Pol IX»

китобоец

354

1937

«Melsom & Melsom»

Норвегия

14.1.1941

приз

«Pinguin»

«Pol X»

китобоец

354

1937

«Melsom & Melsom»

Норвегия

14.1.1941

приз

«Pinguin»

«Port Brisbane»

сухогруз

8739

1923

«Port Line»

Великобр.

21.11.1940

потоплен

29°29′ ю.ш./95°35’в.д.

«Pinguin»

«Port Wellington»

сухогруз

8303

1924

«Port Line»

Великобр.

30.11.1940

потоплен

31°10′ ю.ш./70°37′ в.д.

«Pinguin»

«Puriri»

вспомогательный тральщик

927

1938

Royal Australian Navy

Великобр.

15.5.1941

затонул

35°55′ ю.ш./174°50′ в.д.

«Orion»

«Rabaul»

сухогруз

5618

1916

W.R. Carpenter Overseas Shipping Ltd

Великобр.

14.5.1941

потоплен

19°30′ ю.ш./4°30′ в.д.

«Atlantis»

«Rangitane»

грузо­пассажирский

16712

1929

«New Zealand Shipping Company»

Великобр.

27.11.1940

потоплен

36°48′ ю.ш./175°07′ з.д.

«Komet» & «Orion»

«Ringwood»

сухогруз

7203

1926

Ol. Ringdal

Норвегия

14.10.1940

потоплен

5°29′ с.ш./159°42′ в.д.

«Orion»

«Sawokla»

сухогруз

5882

1920

«American Export line»

США

29.11.1942

потоплен

29°ю.ш./80°54′ в.д.

«Michel»

«Scientist»

сухогруз

6199

1938

«Т. & J. Harrison»

Великобр.

3.5.1940

потоплен

20°50′ ю.ш./4°30′ з.д.

«Atlantis»

«Sir Ernest Cassel»

сухогруз

7739

1910

«Grangesberg-Oxelosund»

Швеция

16.4.1941

потоплен

32°00′ с.ш./35°00′ з.д.

«Thor»

«Silvaplana»

сухогруз

4793

1938

«Tschudi & Eitzen»

Норвегия

10.9.1941

приз

«Atlantis»

«Solglimt»

судно снабжения

12246

1900

A/S ODD

Норвегия

14.1.1941

приз

«Pinguin»

«Speybank»

сухогруз

5154

1926

«Andrew Weir & Co»

Великобр.

31.1.1941

приз

«Atlantis»

«Stamatios

сухогруз

3941

1936

«M.A. Embiricos Line»

Греция

23.9.1941

потоплен

3°30′ с.ш./70° в.д.

«Kormoran»

G. Embiricos» «Stanvac Calcutta»

танкер

10170

1941

«Socony-Vacuum Co»

Панама

26.6.1942

потоплен

5°30′ ю.ш./27°30′ з.д.

«Stier»

«Star XIV»

китобоец

247

1929

«J. Rasmussen & M. Konow»

Норвегия

15.1.1941

приз

«Pinguin»

«Star XIX»

китобоец

249

1930

«J. Rasmussen & M. Konow»

Норвегия

15.1.1941

приз

«Pinguin»

«Star XX»

китобоец

249

1930

«J. Rasmussen & M. Konow»

Норвегия

15.1.1941

приз

«Pinguin»

«Star XXI»

китобоец

298

1935

«J. Rasmussen & M. Konow»

Норвегия

15.1.1941

приз

«Pinguin»

«Star XXII»

китобоец

303

1935

«J. Rasmussen & M. Konow»

Норвегия

15.1.1941

приз

«Pinguin»

«Star XXIII»

китобоец

357

1936

«J. Rasmussen & M. Konow»

Норвегия

15.1.1941

приз

«Pinguin»

«Star XXIV»

китобоец

361

1937

«J. Rasmussen & M. Konow»

Норвегия

15.1.1941

приз

«Pinguin»

«Stephen Hopkins»

сухогруз

8500

1942

«Luckenbach Steamship Co»

США

27.9.1942

потоплен

24°44′ ю.ш./2°50′ з.д.

«Stier»

«Storstad»

танкер

8998

1926

«A.F. Klaveness & Co»

Норвегия

7.11.1940

приз

«Pinguin»

«Sydney»

легкий крейсер

8815*

1935

Royal Australian Navy

Великобр.

19.11.1941

потоплен

26°14′ ю.ш./111°13′ з.д.

«Kormoran»

«Talleyrand»

сухогруз

6732

1927

W. Wilhelmsen

Норвегия

2.8.1940

потоплен

30°30′ ю.ш./67° в.д.

«Atlantis»

«Teddy»

танкер

6748

1930

«A.F. Klaveness & Co»

Норвегия

9.11.1940

потоплен

2°21′ с.ш./93°23′ в.д.

«Atlantis»

«Tela»

сухогруз

3777

1911

«Vrachtvaart Maatschappij»

Нидерланды

17.7.1940

потоплен

24°30′ ю.ш./35°05′ з.д.

«Thor»

«Tirranna»

сухогруз

7230

1938

W. Wilhelmsen

Норвегия

10.6.1940

приз

«Atlantis»

«Torlyn»

китобоец

247

1929

Th. Dahl

Норвегия

14.1.1941

приз

«Pinguin»

«Tottenham»

сухогруз

4762

1940

«Watts, Watts & Co»

Норвегия

17.6.1941

потоплен

7°39′ ю.ш./19°12′ з.д.

«Atlantis»

«Trafalgar»

сухогруз

4530

1924

«Glen Co»

Великобр.

24.5.1941

потоплен

25°17′ ю.ш./14° в.д.

«Atlantis»

«Triadic»

сухогруз

6378

1939

«British Phosphate Commissioner»

Великобр.

8.12.1940

потоплен

0°43′ ю.ш./167°20′ в.д.

«Orion»

«Triaster»

сухогруз

6032

1935

«British Phosphate Commissioner»

Великобр.

8.12.1940

потоплен

0°54′ ю.ш./167°24′ в.д.

«Orion»

«Triona»

сухогруз

4413

1931

«British Phosphate Commissioner»

Великобр.

6.12.1940

потоплен

5°12′ ю.ш./165°39′ в.д.

«Komet» & «Orion»

«Trolleholm»

сухогруз

5047

1922

«Svenska Amerika-Mexiko»

Швеци

я 25.3.1941

потоплен

9°05′ с.ш./24°38′ з.д.

«Thor»

«Tropic Sea»

сухогруз

8755

1920

Chr. Ostberg

Норвегия

19.6.1940

приз

«Orion»

«Turakina»

сухогруз

9691

1923

«New Zealand Shipping Co»

Великобр.

20.8.1940

потоплен

38°33′ ю.ш./167°12′ в.д.

«Orion»

«Velebit»

сухогруз

4153

1911

«Yugoslovenska Oceanska Plovidba»

Югославия

26.6.1941

уничтожен

«Kormoran»

«Vinni»

сухогруз

5181

1937

«S. Ditlev-Simonsen &Co»

Норвегия

7.12.1940

потоплен

2″28′ ю.ш./166-55′ в.д.

«Komet»

«Voltaire»

Вспомогательный крейсер

13245

1923

Royal Navy («Lamport & Holt»)

Великобр.

4.04.1941

потоплен

14°25′ с.ш./40°40′ з.д.

«Thor»

«Wellpark»

сухогруз

4649

1938

«J. & J. Denholm»

Великобр.

30.3.1942

потоплен

25° ю.ш./10° з.д.

«Thor»

«Wendover»

сухогруз

5489

1928

«Watts, Watts & Co»

Великобр.

16.7.1940

потоплен

23°08′ ю.ш./34°49′ з.д.

«Thor»

«Willesden»

сухогруз

4563

1925

«Watts, Watts & Co»

Великобр.

1.4.1942

потоплен

16° ю.ш./16° з.д.

«Thor»

«William F. Humphrey»

танкер

7983

1921

«Tide Water Associated Oil Co»

США

16.7.1942

потоплен

5°37 ю.ш./0°56′ в.д.

«Michel»

«Zamzam»

грузо­пассажирский

8299

1909

Societe Misr de Navigation Maritime

Египет

17.4.1941

потоплен

27°41′ ю.ш./8°10′ з.д.

«Atlantis»

 

Нагрудный знак: «Член экипажа вспомогательного крейсера».

Успешные действия вспомогательных крейсеров потребовали от командования военно-морского флота Германии введе­ния специальной награды для особо отли­чившихся офицеров и матросов этих ко­раблей. 24 апреля 1941 г. приказом глав­нокомандующего ВМФ гросс-адмирала Э. Редера был учрежден нагрудный знак «Член экипажа вспомогательного крейсе­ра» (Kriegsabzeichen fur Hilfskreuzer).

Германские вспомогательные крейсера Первой мировой

Приказ гласил:

  1. «В сражении против Англии наши вспо­могательные крейсера во всех мировых океанах, вдали от родины совершали ге­роические походы и наносили чувстви­тельные потери противнику. В ознамено­вание этих успехов я учреждаю боевой знак для вспомогательных крейсеров, за­действованных в этой войне.
  2. Знаком награждаются экипажи крейсе­ров (включая погибших и умерших солдат, а также всех прочих правомерных кандида­тов), участвовавших в крейсерской войне. Награждение производит командир крей­сера.
  3. Правила ношения знака аналогичны правилам для знака «Член экипажа под­водной лодки».

Исполнительные инструкции Главного командования ВМФ содержали обычные формальности; наградные требования от 24 апреля 1941 г. были короткими:

  1. Общие требования: достоинство, при­мерное поведение.
  2. Особые требования: участие в успеш­ном дальнем походе.

Сам знак был разработан берлинским художником Вильгельмом Пикхаузом. Он представлял собой золоченный венок из дубовых листьев, внутри которого поме­щалось посеребренное изображение зем­ного шара и плывущей ладьи викингов, а над ним — имперский орёл. Знак изготав­ливался путем штамповки из цинка или бунт-металла. Только в редких случаях для земного шара, который почти всегда был накладным, использовался алюми­ний. Знак изготавливался в Германии, Франции и Японии. Он крепился на булав­ке и носился на левой стороне ниже Же­лезного креста 1-го класса.

Не существует никаких документов, подтверждающих учреждение особого ва­рианта знака с бриллиантами (Kriegsabzeichen fur Hilfskreuzer mit Brillanten), имевшего такой же вид, что и обычный знак, но изготовлявшегося из серебра и со свастикой, украшенной де­вятью небольшими бриллиантами. Если исходить из неоднократно выраженного мнения, что подобные знаки вручались лишь после награждения Рыцарским крестом с Дубовыми листьями, то в отно­шении именно знака «Член экипажа вспо­могательного крейсера» это не так. Изве­стно только об одном таком награждении командира «Атлантис» капитана-цур-зее Бернхарда Рогге, получившего 31 декабря 1941 г. Дубовые листья к Рыцарскому кресту за номером 45. В 1958 г. он указал в одном из частных писем, «Вслед за этим награждением, я в январе 1942 г. был наг­ражден главнокомандующим ВМФ знаком с бриллиантами». Остальным трем коман­дирам вспомогательных крейсеров, наг­ражденным Дубовыми листьями — контр­адмиралу О. Кэлеру, капитану-цур-зее за­паса Г. фон Руктешеллю и вдове погибшего 8 мая 1941 г. капитана-цур-зее Э.-Ф. Крюдера — знак с бриллиантами не вручался.

Источник http://www.korabli.eu/blogs/kreysera/germaniya/vspomogatelnye/tehnicheskie-osobennosti

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account