Несмотря на все тщательно проработанные планы, всего лишь семь германских вспомогательных крейсеров вошли в состав флота в 1914 г. Это были шесть пассажирских пароходов «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» (14349 брт, NDL), «Виктория Луизе» (16703 брт, HAPAG), «Принц Эйтель Фридрих» (8797 брт, NDL), «Кронпринц Вильгельм» (15908 брт, NDL), «Кап Трафальгар» (18710 брт, HSDG — пароходная компания «Hamburg-Sudamerikanische Dampfschifffahrts-Gesellschaft» из Гамбурга.) и «Берлин» (17324 брт, NDL). Седьмым стал «Корморан» — бывший русский пароход Доброфлота «Рязань» (3433 брт), захваченный в самом начале войны германским легким крейсером «Эмден» на Дальнем Востоке. Добившись определенных успехов, среди которых стоит отметить гибель британского линкора «Одэшес» на минах, выставленных «Берлином» в Ирландском море, эти корабли очень быстро завершили свою карьеру рейдеров. «Викторию Луизе» вывели из состава флота всего через пять дней после включения в списки. 26 августа 1914 г. британский бронепалубный крейсер «Хайфлайер» потопил «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» у побережья Испании, а «Кап Трафальгар» 14 сентября погиб в бою с британским вспомогательным крейсером «Кармания» в Южной Атлантике. Остальные были интернированы — «Берлин» 18 ноября в Тронхейме, «Корморан» 13 декабря на острове Гуам, а «Принц Эйтель Фридрих» (8 апреля 1915 г.) и «Кронпринц Вильгельм» (26 апреля 1915 г.) в Нью-Йорке. В итоге, к апрелю 1915 г., когда в мировом океане не осталось ни одного германского коммерческого рейдера, завершился первый этап борьбы на торговых коммуникациях.
Содержание:
Новая точка зрения на коммерческий рейдер.
Тридцатилетний лейтенант-цур-зее запаса Теодор Вольф, служивший на миноносце V-162 предоставил командующему германским флотом адмиралу Гуго фон Полю меморандум, посвященный коммерческим рейдерам. Он предложил использовать в их качестве заурядные торговые суда, которые во множестве бороздили воды мирового океана. По его мнению, их невысокая скорость с лихвой компенсировалась множеством преимуществ, таких как малый расход топлива, большая грузоподъемность, обеспечивавшая большую автономность плавания, неприметность.
Выводы Вольфа подтверждались и результатами похода (май — июнь 1915 г.) вспомогательного крейсера «Метеор» (1912 брт), перестроенного из захваченного в Гамбурге с началом войны английского грузового парохода «Вьенна». Фон Поль одобрил план Вольфа, после чего бумаги были переданы в Адмирал-штаб, где их тут же отправили в архив. Но в это время командование флота решило возобновить постановки скрытных минных заграждений, практиковавшихся на начальном периоде войны, а заодно проверить идею лейтенанта. Меморандум затребовали обратно в штаб флота и 21 сентября 1915 г., после нескольких дней его тщательного изучения, корветтен — капитан граф Николаусцу Дона — Шлодин получил приказ переоборудовать торговое судно в коммерческий рейдер, способный также выполнять функции минного заградителя.
Дона-Шлодин выбрал для выполнения своего задания новый (1914 г.) 4778-тонный банановоз «Пунго» компании Ф. Лайша, который переименовал в «Мёве». Его вооружение составили четыре 150-мм и одно 105-мм орудия, 2 два 500-мм торпедных аппарата, а также 500 мин. Первоначальной задачей крейсера была постановка минный заграждений, и только после ее выполнения корветтен — капитан мог по своему усмотрению заняться рейдерскими операциями. «Мёве» вышел из Киля 15 декабря 1915 г. маскируясь под шведский пароход. Когда он возвратился в Германию 4 марта 1916 г., Дона — Шлодин мог рапортовать о потоплении британского линкора «Кинг Эдуард VII» (погиб на минах, выставленных у северного побережья Шотландии), 13 паровых и 1 парусного грузовых судов (а также захвате одного парохода в качестве приза), общим тоннажем 159 400 т. Блестящее подтверждение идеи Вольфа! 22 ноября 1916 «Мёве» под командованием уже фрегаттен — капитана кавалера Железного Креста первого класса и ордена «Пурле Мерит» Дона — Шлодина вышел в свой второй поход, окончившийся 22 марта 1917 г. На этот раз на дно отправились 27 судов общей вместимостью 121 707 т.
Самый знаменитый рейдер Германии.
Однако все эти цифры меркнут перед результатами второго «Вольфа» — пожалуй, самого знаменитого коммерческого рейдера Германии периода Первой мировой войны. Бывший пароход «Вахтфельс» бременской компании «Ганза», включенный в состав германского флота в 1916 г., получил сильное вооружение в составе семи 150-мм орудий, четырех торпедных аппаратов и 465 мин. На рейдере имелся также гидросамолет «Фридрихсхафен» FF-33e для разведывательных полетов, получивший впоследствии наименование «Вольфхен» («Волчонок»). Запаса боеприпасов и продовольствия хватало на пятнадцать месяцев похода. Корабль переоборудовали таким образом, что он мог менять свой силуэт с помощью дополнительных матч и труб.
30 ноября 1916 г. рейдер под командованием корветтен-капитана Карла-Августа Нергера вышел из Киля в свое беспримерное плавание. Серой тенью «Вольф» прошел Атлантическим, Индийским и Тихим океанами, отправляя на дно суда противника. Кроме этого у мыса Доброй Надежды, Бомбея, Коломбо, Адена, Сингапура, побережья Новой Зеландии и Австралии были выставлены мины. «Вольфхен», оказавший очень удачным и неприхотливым самолетом, оказывал посильную помощь, ведя воздушную разведку и атакуя бомбами вражеские суда. 24 февраля 1918 г., через семь дней, после того как Адмирал-штаб разослал семьям членов команды крейсера уведомления, что тот пропал в море, самый удачливый рейдер всех времен и народов вошел в гавань Киля, сопровождаемый летящим над ним «Волчонком». Результаты достигнутые Нергером, действительно достойны восхищения. «Вольф» пробыл в плавании 452 дня, пройдя за это время около 64000 миль. Рейдер захватил и потопил за это время 14 судов, а жертвами его мин стали еще 13. Еще пять получили от подрывов тяжелые повреждения, Таким образом, общий тоннаж жертв составил около 214 000 т. Действия Нергера и его команды стали образцом проведения рейдерских операций, а результаты так и не были перекрыты ни во время Первой, ни Второй мировых войн. Успехи, достигнутые другими германскими вспомогательными крейсерами («Грайф», «Гейер» и другие), оказались гораздо скромнее, разве что, особняком стоит уникальное плавание парусного рейдера «Зееадлер» под командованием корветтен-капитана графа Феликса фон Лукнера, словно сошедшее со страниц книг капитана Мариэтта и Рафаэля Сабатини.
Трудности с использованием лайнеров как вспомогательных крейсеров.
При анализе результатов действий в начальный период Первой мировой войны был сделан вывод об ошибочности концепции применения в качестве коммерческих рейдеров крупных быстроходных лайнеров. При кажущейся выгоде от высокой скорости, недостатки таких кораблей оказались слишком велики. Лайнеры предоставляли собой слишком большую цель для вражеских орудий, легко опознавались и, самое главное, из-за очень большого расхода угля и продовольствия, пополнение их запасов становилось практически неразрешимой проблемой. Правда, педантичные немцы еще до начала военный действий позаботились о снабжении своих кораблей, построив целый флот угольщиков, а также развернули во многих портах мира сеть специальных агентов, занимавшихся закупкой и доставкой на рейдеры топлива, припасов и продовольствия.
Но всех этих мер оказалось недостаточно, и проблема пополнения запасов угля дамокловым мечом висела над германскими кораблями. В итоге, все уцелевшие вспомогательные крейсера прекратили свою боевую деятельность именно из-за нехватки топлива. Вдобавок, частые погрузки угля в открытом море очень изматывали команды (как тут не вспомнить Вторую тихоокеанскую эскадру!). Так «Кронпринц Вильгельм» проведя в море 250 дней, 65 их них потратил на погрузку угля. Когда он пришел в Нью-Йорк для интернирования, в бункерах оставалось только 25 т. Что удивительно, к выводу о нежелательности применения в качестве коммерческих рейдеров крупных быстроходных судов можно было прийти и ранее, проанализировав результаты их действий во время испано-американской и русско-японской войн, однако никто этого не удосужился сделать.
Английские вспомогательные крейсера.
Основной противник Германии в Первой мировой войне — Великобритания — также имела в составе флота вспомогательные крейсера, мобилизовав для этого большое количество лайнеров (около шестидесяти). Они в основном занимались охраной и патрулированием торговых маршрутов, а также несением дозорной службы. Дважды в течение войны произошли боевые столкновения между «одноклассниками». В первом, уже упоминавшемся, бою победа оказалась на стороне англичан: «Кармания» потопила «Кап Трафальгар». Во втором, произошедшем 29 февраля 1916 г. северо-восточнее Шетландских островов, счет оказался равным «Алькантара» затонула после попадания торпеды с «Грайфа», а затем немцы из-за сильного пожара, вызванного британскими снарядами, пустили свой корабль на дно подрывными зарядами.
Межвоенный период и начало войны
Каждый вспомогательный крейсер имел, как минимум пять обозначений:
- первоначальное гражданское (присвоенное пароходной компанией);
- номер, начинающийся с HSK, присваивавшийся военным флотом во время переоборудования;
- оперативное обозначение «Schiff-НОМЕР» для использования в документации и каналах связи;
- фактическое название в качестве рейдера (выбиралось командиром корабля);
- английское обозначение «Raider-БУКВА» (Британское Адмиралтейство присваивало каждому рейдеру буквенное обозначение, как только получало о нем достаточные сведения. Оно оставалось постоянным на весь период его деятельности. Причем, так как отсчет шел по времени обнаружения, то вышедший первым, но обнаруженный позднее «Атлантис» получил обозначение «Raider „С“», в то время как шедший вторым, но «засветившийся» гораздо раньше «Орион» — «Raider „А“»).
Обозначения 2–4 использовались в германском флоте попеременно и считались равноценными без заметных преимуществ одного перед другими.
Вспомогательные крейсера, вышедшие в море, получили от Руководства войной на море следующие задачи:
- нарушение судоходства противника ведением боевых действий, а также созданием угрозы нападения;
- уничтожение или захват торговых судов противника;
- создания напряжения боевых сил противника, заставляя его эскортировать торговые суда на всем Мировом океане и патрулировать на узлах коммуникаций, отвлекая тем самым столь нужные боевые единицы на важнейших театрах военных действий.
Контактов с кораблями противника следовало избегать до последнего момента. Так параграф 4 Главы F приказа, полученного командиром «Тора» О. Кэлером перед выходом в море гласил:
«Боевых соприкосновений с вражескими военно-морскими силами, в том числе со вспомогательными кораблями, необходимо избегать. Если столкновения, тем не менее, избежать не удастся, то, используя маскировку, внезапным и решительным применением всех боевых средств стремиться к уничтожению противника».
Обозначения вспомогательных крейсеров |
||||
Первоначальное наименование | Номер | Оперативное обозначение | Фактическое наименование | Британское обозначение |
«Kurmark» | HSK 1 | Schiff 36 | «Orion» | Raider A |
«Goldenfels» | HSK2 | Schiff 16 | «Atlantis» | Raider С |
«Neumark» | HSK3 | Schiff 21 | «Widder» | Raider D |
«Santa Cruz» | HSK 4 | Schiff 10 | «Thor» | Raider E |
«Kandelfels» | HSK 5 | Schiff 33 | «Pinguin» | Raider F |
«Cairo» | HSK 6 | Schiff 23 | «Stier» | Raider J |
«Ems» | HSK 7 | Schiff 45 | «Komet» | Raider В |
«Steiermark» | HSK 8 | Schiff 41 | «Kormoran» | Raider G |
«Bielsko»/«Bonn» | HSK 9 | Schiff 28 | «Michel» | Raider H |
«Togo» | HSK 10 | Schiff 14 | «Coronel» | Raider К |
«Glengarry»/«Meersburg» | — | Schiff 5 | «Hansa» | — |
Командиры и экипажи
От командира вспомогательного крейсера в походе зависит слишком многое. Для того чтобы суметь успешно воевать в сложнейших условиях и обстоятельствах, он должен быть умным, волевым, изобретательным, хладнокровным и являться образцом подражания для своих подчиненных. Почти постоянно предоставленный только сам себе, не имеющий всей необходимой информации, он обязан принимать единственно верное, зачастую нестандартное решение. В связи с этим, РВМ заранее составило перечень офицеров, которые по своим личностно-служебным качествам могли занять место на командирском мостике. Поэтому неудивительно, что рейдеры «первой волны» повели в поход такие авторитетные на флоте офицеры «старой закваски», начинавшие службу еще в кайзеровском флоте, как Бернгард Рогге, Курт Вайер и Отто Кэлер, командовавшие до войны учебными парусными судами, один из лучших минеров Эрнст-Феликс Крюдер и гидрографов Роберт Айссен. Особняком среди них выделяется фигура Гельмута фон Руктешелля, командовавшего подводными лодками еще в годы Первой мировой войны, а после ее окончания ушедшего в отставку. Тем не менее, его действия оказались не менее, а в кое-чем даже более эффективными, чем у строевых коллег. Командиры крейсеров «второй волны» Теодор Детмерс, Гюнтер Гумприх, Хорст Герлах, Ульрих Брокзин и Эрнст Тинеман были не столь популярны и известны, хотя тот же Тинеман являлся в немецком флоте главным специалистом по переоборудованию вспомогательных крейсеров.
Первоначально комплектация команд рейдеров осуществлялась по принципу пословицы «На тебе, Боже, что мне негоже». На начало войны в руководстве Кригсмарине существовало сильное лобби противников вспомогательных крейсеров, что сразу же отразилось в подборе экипажей — на корабли направлялись худшие люди, а также зачастую неквалифицированные резервисты и запасники. Точка зрения кадровой службы сводилась к рассуждению «Зачем убивать в начале войны такое количество первоклассных моряков?» Так из присланных 214 человек низших чинов Рогге после личной беседы с каждым отклонил 104 кандидатуры. Вайер пошел еще дальше, отказавшись от 2/3 своей первоначальной команды. На это у них были свои основания. Опыт Первой мировой показал, что не каждый моряк способен к длительному, до двух лет, нахождению в море. Никакого отдыха на берегу, маломальский комфорт в быту, отдых в кубриках, переделанных из грузовых трюмов, постоянное нормирование пищи и пресной воды, отсутствие свежих овощей и фруктов, никаких вестей из дома, не говоря уже о женском обществе. Служба на борту вспомогательного крейсера могла оказаться чрезвычайно скучной и монотонной: в течение нескольких месяцев ни одного встреченного судна. Таким образом, командирам очень важно было постоянно поддержать мораль своих людей на высоком уровне. В связи с этим все рейдеры хорошо снабжались кинофильмами, книгами, грампластинками. Постоянно проводились спортивные состязания, издавались корабельные газеты, по внутренней радиовещательной сети все время сообщались свежие новости и транслировалась музыка. Кое-где прямо на палубе устроили плавательный бассейн. Во время похода на «Комете» был проведен конкурс, куда каждый член экипажа представлял свое творчество (модели кораблей, картины, безделушки и т. п.), а на «Штире» состоялась вещевая лотерея с главным призом в 3000 рейхсмарок. На некоторых кораблях давались концерты и ставились театральные постановки. Рогге ввел на «Атлантисе» практику предоставления «отпуска на борту», когда нижние чины могли наслаждаться ничегонеделанием в пустующем лазарете сроком до двух недель.
Еще одной особенностью комплектования экипажей вспомогательных крейсеров было наличие на них призовых офицеров. Эти офицеры, обычно являвшимися опытными моряками торгового флота, переходили на захваченные суда и уводили призы к берегам рейха. Поэтому их количество на рейдерах постоянно менялось. По мере необходимости новых офицеров либо присылало РВМ, либо командиры крейсеров сами забирали людей со встреченных блокадопрорывателей или судов снабжения.
Средства связи
Радиоаппаратура на вспомогательных крейсерах являлась стандартной для Кригсмарине. Обеспечение связи на дальних расстояниях достигалось не увеличением мощности передающих устройств, что неизбежно привело бы к усложнению антенного и фидерного хозяйства, а за счет применения коротковолнового диапазона. Таким образом, мощность установленных на них передатчиков не превышала 800 Вт. Однако для рейдеров это не всегда являлось плюсом, так как известны жалобы радистов на недостаток мощности, когда требовалось забить сигнал о помощи атакуемого судна. Характерной особенностью корабельной радиоаппаратуры производства фирм «Лоренц» и «Телефункен» являлось широкое использование однотипных унифицированных деталей и конструктивных узлов, что в значительной мере упрощало производство и ремонт аппаратуры. Ящики — контуры, содержащие отдельные каскады, равно как и другие крупные и мелкие детали во всех передатчиках, были легко заменяемы запасными. Основные передатчики имели диапазон частот (исключая УКВ) в пределах от 100 КГц до 23 МГц (длина волны 3000-13 м). Диапазон частот УКВ передатчиков — 37,5-46 МГц (длина волны 8–6,5 м). Характерными значениями мощности, отдаваемой в антенну для передатчиков, были: 800, 200, 150, 70, 40, 15, 10, 3 и 1 Вт. Радиоприемные устройства имели диапазон частот в пределах от 15 КГц до 24 МГц (длина волны 20000-12 м).
Рядом с радиорубкой располагался шифровальный пост, оборудованный шифровальной машиной «Энигма». Для ведения радиоигры на некоторых рейдерах имелось по две радиорубки, разнесенные в оконечности, чтобы при одновременной работе создавать у противника видимость нахождения рядом друг с другом двух различных кораблей.
Для общения с РВМ и между собой вспомогательные крейсера использовали код «для иностранных вод». Его с 1941 года сменил «Эгир», которым пользовались все надводные военные корабли Кригсмарине, находившиеся в плавании вне контролируемых немцами водных пространств. Для связи с подводными лодками применялся код «Гидра», а для контактов с блокадопрорывателями — «Зондершлюссель-100». Кодовые таблицы менялись раз в месяц, за исключением шифров «Эгир» и «Зондершлюссель-100», у которых это происходило один раз в год. Остается лишь добавить, что оба этих кода так и остались не расшифрованными союзниками.
Самолеты воздушной разведки.
ля проведения воздушной разведки на каждом корабле находились от одного до трех гидросамолетов. При этом один из них находился в трюме собранным, а остальные использовались в качестве источников запасных частей. Применялись машины четырех типов: немецкие «Хейнкель» He-114А-2, «Арадо» Ar-196 серий А-1 и А-2, «Арадо» Ar-231 и закупленные в Японии «Накадзима» E8N1. Имеется информация, что на «Коронеле», если бы он вышел в поход, мог находится один автожир Fa-330 «Бахштельце».
Не-114А-2 представлял собой двухместный цельнометаллический двухпоплавковый полутороплан. Он вооружался одним 7,9-мм пулеметом и мог нести две 50-кг бомбы. Аппарат развивал скорость до 332 км/ч и имел максимальную дальность полета 930 км. Летчики не очень высоко оценивали «Хейнкель» из-за его плохих летных качеств, низкой маневренности, тенденции к вихлянию сразу после касания воды и слабости конструкции. Куда более удачной машиной оказался «Арадо» Ar-196 — двухместный двухпоплавковый гидросамолет, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом. Он развивал скорость 330 км/ч и имел дальность полета 800 км. Вооружение состояло из двух 20-мм пушек, двух 7,9-мм пулеметов и двух 50-кг бомб. По сравнению с «Хейнкелем», «Арадо-196» был меньше, маневреннее на воде и воздухе, а также имел более короткий разбег для взлета. Самой неудачной машиной оказался «Арадо-231», спроектированный для использования с подводных лодок, и представлявший собой одноместный двухпоплавковый моноплан с высокорасположенным крылом (скорость 170 км/ч, дальность 500 км). Он отличался крайней хрупкостью конструкции, в результате чего использовать гидросамолет не было возможности при наличии даже небольшого волнения на море. Вообще «Арадо-231» являлся опытным аппаратом (всего изготовили только шесть штук), и его появление на борту «Штира» была прихотью командира рейдера X. Герлаха, который очень скоро раскаялся о принятом решении. «Накадзимой» немцы остались в целом довольны, посчитав его медлительной, неповоротливой машиной, но при этом весьма надежной и удобной, обладавшей ко всему прочему очень малой посадочной скоростью — 50 км/ч. На всех типах гидросамолетов отсутствовала рация, поэтому сообщения передавались самыми примитивными, заранее оговоренными, способами — сбрасыванием записок на палубу корабли, покачиванием крыльев, запусками разноцветных ракет.
Для успешного взлета воздушного разведчика рейдер круто поворачивался бортом к ветру, создавая небольшую площадку спокойной воды, называвшуюся в германском флоте «утиным прудом», куда стрелой быстро опускали крылатую машину. Спуск гидросамолета на воду и его подъем на борт корабля был сложной технической операцией и требовал высокой квалификации и быстроты действий обслуживающего персонала. Джозеф Слэйвик в своей книге «Одиссея рейдера „Атлантис“» так описывает подъем крылатой машины:
«Сложный процесс посадки тоже требовал присутствие наблюдателя, который помогал пилоту выбраться из кабины, поймать болтающиеся в воздухе крюки и закрепить тросы в трех точках на верхней части гидросамолета. Два троса крепились к капоту двигателя, а один закреплялся перед кабиной. Когда тросы были заведены, пилот мог выключить двигатель и покинуть самолет. Когда стрела поднимала самолет с воды, оба члена экипажа прыгали с крыльев на палубу».
Зачастую машины получали серьезные повреждения именно во время этих операций.
Вооружение вспомогательных крейсеров.
Первоначально главный калибр каждого вспомогательных крейсеров составляли взятые из арсенала шесть 150-мм орудий SK L/45 образца 1906 г. в установках MPL С/13 на центральном штыре, снятых в свое время с линейных кораблей и линейных крейсеров кайзеровского флота, и установках MPL С/16, изготовленных для недостроенных легких крейсеров периода Первой мировой войны. Широко распространенная информация Э. Грёнера о том, что на корабли «первой волны» ставили орудия со старых линейных кораблей «Шлезвиг-Гольштейн» и «Шлезиен», очевидно, не соответствует действительности, поскольку эти орудия были сняты только в 1940 году. Большинство орудий оказалось уже порядком расстрелянными, так что реальная дальность не превышала и 10 тысяч метров. Боекомплект состоял из 300 снарядов (фугасные с донным и головным взрывателем) на орудие. Всего же в погребах хранилось 1500 150-мм фугасных снарядов L/4,6 с донным и L/4,5 с головным взрывателем. Они имели одинаковый вес 45,3 кг, но различались по количеству взрывчатки (3,058 и 3,892 кг). Кроме этого, было 250 150-мм фугасных трассирующих снарядов L/4,5 с головным взрывателем и 50 150-мм осветительных снарядов весом 41 кг.
На «Штире», «Коронеле», «Шифф-5» и вышедших во второй поход «Торе» и «Комете» находились уже новые 150-мм орудия типа Tbk С/36 L/48 (Schnellfeuerkanone in Torpedobootslafette — скорострельное орудие на миноносном станке С/36 с длиной ствола 48 калибров), аналогичные стоявшим на эсминцах типа 1936А.
Вспомогательные крейсера «первой волны» кроме главного калибра имели также погонные сигнальные пушки, предназначенные для подачи предупредительных выстрелов. Для этих целей ставились трофейные польские 75-мм скорострельные орудия производства французских фирм «Шнейдер» и «Крезо» (дальность стрельбы до 8000 м), а также абсолютно устаревшие корабельные 60-мм/18 пушки (дальность стрельбы — около 4000 м), использовавшиеся ранее как десантное вооружение для весельных баркасов еще кайзеровского флота. Они показали себя практически бесполезными и вскоре были сняты.
В качестве малокалиберной артиллерии на шести первых рейдерах устанавливались один спаренный 37-мм зенитный полуавтомат С/30 и четыре одинарных 20-мм зенитных автомата С/30 (оба типа имели боекомплект по 2000 выстрелов на ствол). В дальнейшем ее состав менялся.
Так, на «Корморане» из-за нехватки 37-мм зениток установили два противотанковых орудия того же калибра (боезапас 1500 снарядов на ствол), на «Михеле» и «Шифф-5» имелось дополнительное 105-мм зенитное орудие (боезапас 400 снарядов) а на «Коронеле» 37-мм полуавтоматы заменили на 40-мм «бофорсы» (2000 снарядов).
Кроме артиллерии на борту вспомогательных крейсеров имелись 533-мм торпедные аппараты — как надводные, так и подводные. Количество труб у них было разным — от одной до трех. Рейдеры использовали только парогазовые торпеды типа G7a (заряд 280 кг, режимы хода: 6000 м на 44 узлах, 8000 м на 40 уз. или 14000 м на 30 уз.). Они могли снабжаться контактным или магнитным взрывателем, однако в начале войны оба работали крайне ненадежно. Кроме того, в начале войны торпеды страдали от дефектов рулей глубины.
О составе СУАО имеется очень мало сведений. Известно, что на всех крейсерах стандартным было наличие одного 3-м дальномера, обычно находившегося на надстройке. На чертежах «Пингвина» видно, что у него имелось два таких дальномера. «Корморан», кроме 3-метрового, располагал еще двумя 1,25-метровыми.
На начальном периоде боевых действий тактика действий вспомогательных крейсеров сводилась к максимально возможному сближению с жертвой, после чего сбрасывалась маскировка, делался предупредительный выстрел из погонного орудия и прожектором передавался приказ остановиться и не пользоваться радио. Очень скоро выяснилось, что от сигнальных орудий совсем мало толку и в будущем предупредительные выстрелы уже делались из 150-мм орудий. В случае невыполнения приказа, огонь велся на поражение главным калибром. Первыми целями становились радиорубка, орудия и мостик. Однако, например, Г. фон Руктешелль на «Виддере», не желая подвергать опасности корабль и команду, сразу же избрал другую тактику, нападая только ночью с минимальной дистанции без предупредительного выстрела и открывая огонь сразу изо всех стволов. Когда же британское Адмиралтейство обязало капитанов торговых судов использовать радио в случае нападения, даже при наличии смертельного риска для жизни, то и командиры остальных рейдеров перешли на такую тактику. Торпеды немцы тратили неохотно, приберегая их для крайних случаев (как пример — бой «Корморана» с «Сиднеем») или для того, чтобы добить судно, тонувшее очень медленно. Бывали и исключения, когда требовалось добиться как можно большего максимального эффекта при нападении. Рейдерам «первой волны» не повезло — на их борту оказались «угри» (неофициальное название торпед в германском флоте) с дефектами рулей глубины, которые стали причиной пресловутого «торпедного кризиса» 1940 г. во время проведения операции «Везерюбунг». Поэтому зачастую торпедные залпы оказывались безуспешными — так «Орион» выпустил в британское судно «Чосер» восемь (!) торпед, но ни одна из них не взорвалась.
Памятуя об успехах германских рейдеров Первой мировой войны, четыре вспомогательных крейсера («Орион», «Атлантис», «Пингвин» и «Корморан») были приспособлены для постановки якорных контактных мин типа ЕМС (общий вес 1135 кг, заряд 250 кг). Командование также планировало разместить минное оружие на небольшом «Торе», но его командир сумел избежать этого, отговорившись нехваткой места для обустройства минного отсека.
Три крейсера — «Комет», «Корморан» и «Михель» — несли на борту своеобразное «вундерваффе» — легкие торпедные катера типа LS, спроектированные перед самой войной. Эти младшие братья знаменитых «шнелльботов» имели водоизмещение 11,5 т и развивали скорость 40 уз. По проекту они вооружались двумя 450-мм торпедными аппаратами и одной авиационной 20-мм пушкой MG151/20. Однако, поскольку торпедные аппараты калибра 450 мм в 1940 г. еще серийно не производились, чтобы не задерживать передачу катеров флоту, LS-2 и LS-3 вошли в строй в качестве минных заградителей, предназначенных для установки мин на входах в порты. Первый нес три магнитных донных мины типа ТМВ (общий вес 740 кг, заряд 540 кг), второй — четыре.
В качестве средств пассивной защиты на всех вспомогательных крейсерах устанавливалась аппаратура для постановки дымовой завесы, для которой имелось около 1000 литров дымообразующего состава. На вышедших во второй поход «Торе» и «Комете», а также «Коронеле» и «Шифф-5» устанавливались радары.
Суда снабжения, блокадопрорыватели и призы.
Наименование |
Год |
Тоннаж,брт |
Владелец |
Контакты с рейдерами |
Судьба |
«Alstertor» |
1938 |
3039 |
Robert М. Sloman, Германия |
«Komet» «Kormoran» «Orion» «Pinguin» |
Судно снабжения. 23.6.1941 перехвачено британской авиацией и ЭМ «Faulknor», «Fearless», «Foxhound», «Fury» и «Forester» в 200 милях к юго-западу от м. Финнистере (41°12′ с.ш./13°10′ з.д.); затоплено экипажем. |
«Alsterufer» |
1939 |
2719 |
R. M. Sloman, Германия |
«Atlantis» «Thor» «Kormoran» |
Судно снабжения и блокадопрорыватель. 27.12.1943 потоплено авиацией в Бискайском заливе (46°32′ с.ш./18°35′ з.д.). |
«Altmark» |
1937 |
10 847 |
Kriegsmarine |
«Michel» |
Судно снабжения и блокадопрорыватель. Переименовано в «Uckermark». 30.11.1942 погибло от внутреннего взрыва в Иокогаме. |
«Anneliese Essberger» |
1935 |
5173 |
J. T. Essberger, Германия |
«Komet» |
Блокадопрорыватель. 21.11.1942 перехвачен американским КРЛ «Milwaukee» в Атлантике; затоплен экипажем в 400 милях к востоку от о. Сан-Паулу. |
«Babitonga» |
1922 |
4422 |
HSDG, Германия |
«Atlantis» |
Судно снабжения. 21.6.1941 перехвачено британским КРТ «London» в Атлантике (2°05′ ю.ш./27°42′ з.д.); затоплено экипажем. |
«Brake» |
1937 |
9925 |
«Juergens & van den Bergh», Германия |
«Michel» |
Судно снабжения. 21.3.1944 перехвачено британским ЭМ «Roebuck» в Индийском океане (32° ю.ш./72° в.д.); затоплено экипажем. |
«Canadolite» |
1926 |
11 309 |
«Imperial Oil Shipping Company», Великобритания |
«Kormoran» |
Приз. Вошло в состав Кригсмарине как «Sudetenland». 13/14.8.1944 потоплено британской авиацией в Бресте. |
«Charlotte Schliemann» |
1928 |
7747 |
«Schliemann & Menzell» AG, Германия |
«Michel» «Stier» |
Судно снабжения. 12.2.1944 потоплено британским ЭМ «Relentless» в Индийском океане (23’23’ ю.ш./74’37’ в.д.) |
«Dresden» |
1937 |
5567 |
NDL, Германия |
«Atlantis» |
Судно снабжения и блокадопрорыватель. 25.8.1944 затоплено экипажем в Бордо. Поднято в 1946 г., с 1949 г. под французским флагом. Погибло в 1950 г. |
«Duquesa» |
1918 |
8651 |
«Furness-Houlder Argentine Line», Великобритания |
«Kormoran» «Pinguin» «Thor» |
Приз. 17.2.1941 потоплен ВКР «Pinguin» из- за нехватки топлива в Атлантике (27° ю.ш./12° з.д.). |
«Durmitor» |
1913 |
5623 |
«Dubrovacka Parobrodska Plovidba», Югославия |
«Atlantis» |
Приз. В феврале 1941 захвачен в Могадишо британским KPT «Shropshire». Под британским флагом как «Radwinter». В 1946 г. возвращено Югославии. Пошло на слом в 1963. |
«Egerland» |
1940 |
9789 |
Kriegsmarine |
— |
Судно снабжения. 5.6.1941 потоплено британскими КРТ «London» и ЭМ «Brilliant» в Атлантике (7° с.ш./31° з.д.). |
«Ermland» |
1922 |
6528 |
HAPAG, Германия |
«Orion» |
Судно снабжения и блокадопрорыватель. Переименовано в «Weserland». 3.1.1944 потоплено американским ЭМ «Somers» в Южной Атлантике (17° ю.ш./21° в.д.). |
«Esso Hamburg» |
1939 |
9848 |
«Waried TankschiffReederei», Германия |
|
Судно снабжения. 4.6.1941 британскими КРТ «London» и ЭМ «Brilliant» потоплено в Атлантике (7°35′ с.ш./31°25′ з.д.). |
«Eurofeld» |
1917 |
5947 |
«Europaische Tankreederei», Германия |
«Thor» «Widder» |
Судно снабжения. 11.9.1944 затоплено в Сен-Назере. После войны поднято и разобрано. |
«Herborg» |
1931 |
7892 |
«Sigurd Herlofsen & C», Норвегия |
«Thor» |
Приз. Переименовано в «Hohenfriedberg». Использовалось как блокадопрорыватель. 26.2.1943 перехвачено и потоплено британским КРТ «Sussex» к западу от побережья Испании (41°45′ с.ш./20°58′ з.д.). |
«III» |
1928 |
7824 |
«Tschudi & Eitzen», Норвегия |
«Thor» |
Приз. Бывший норвежский TH «Turicum», захваченный в 1940. Использовалось как судно снабжение. В 1945 г. возвращено Норвегии. Пошло на слом в 1958 г. |
«Kertosono» |
1923 |
9289 |
«Koninklijke Rotterdamsche Lloyd», Нидерланды |
«Thor» |
Приз. Вошел в состав Кригсмарине в качестве судна снабжения подводных лодок. 10.8.1944 затоплен в Нанте. В 1946 г. поднят и отправлен на слом. |
«Ketty Brovig» |
1918 |
7031 |
Th. Brovig, Норвегия |
«Atlantis» |
Приз. Использовался как судно снабжения. 4.3.1940 обнаружен австралийским КРТ «Canberra» в 200 милях к юго-западу от Сейшельских о-вов (4°50′ ю.ш./56° в.д.); затоплен экипажем. |
«Kota Nopan» |
1931 |
7322 |
«Koninklijke Rotterdamsche Lloyd», Нидерланды |
«Komet» |
Приз. Переименован в «Karin» и использовался в качестве блокадопрорывателя. 10.3.1943 перехвачен американскими КРЛ «Savannah» и ЭМ «Eberle»; затоплен экипажем в Атлантике (17°21′ ю.ш./20°45′ з.д.). |
«Koenigsberg» |
1924 |
6466 |
NDL, Германия |
«Widder» |
Судно снабжения. 16.6.1940 перехвачено французским вооруженным траулером «President Houduce» у Виго (41°36′ с.ш./10°37′ в.д.); затоплено экипажем. |
«Krossfonn» |
1935 |
9323 |
S. Bergesen, Норвегия |
«Thor» «Widder» |
Приз. Переименован в «Spichern». Использовался как судно снабжения подводных лодок 9.8.1944 тяжело поврежден авиацией союзников в Бресте. Затоплен как блокшив 31.8.1944. После войны поднят, отремонтирован и в 1949 г. возвращен Норвегии. Сдан на слом в 1964 г. |
«Kulmerland» |
1928 |
7363 |
HAPAG, Германия |
«Komet» «Orion» «Kormoran» |
Судно снабжения и блокадопрорыватель. 23.9.1943 тяжело повреждено во время воздушного налета в Нанте. В 1946 г. поднято и разобрано на металл. |
«Lothringen» |
1940 |
10476 |
Phs. van Ommenen , Нидерланды |
|
Приз. Бывший голландский TH «Papendrecht». Использовался как судно снабжения. 15.6.1941 захвачен британским КРЛ «Dunedin» в Атлантике (19°49′ с.ш./25°31′ з.д.). После войны возвращен Нидерландам. Пошел на слом в 1964 г. |
«Madrono» |
1917 |
5894 |
«A. I. Langfeldt & Co», Норвегия |
«Thor» |
Приз. Переименован в «Rossbach». Использовался как блокадопрорыватель. 7.5.1944 потоплено американской ПЛ «Burrfish» в проливе Кии (33’13’ с.ш./134’14’в.д.). |
«Muensterland» |
1921 |
6315 |
HAPAG, Германия |
«Atlantis» «Komet» «Orion» |
Судно снабжения и блокадопрорыватель. Переименовано в «Walkenried». 20.1.1944 потоплено английской береговой артиллерией у м. Гри-Нэ в Ла-Манше. |
«Nankin» |
1912 |
7131 |
«Eastern and Australian Steamship Company», Великобритания |
«Thor» |
Приз. Переименован в «Leuthen». Сгорел 30.11.1942 в Иокогаме. |
«Nordmark» |
1937 |
10847 |
Kriegsmarine |
«Atlantis» «Kormoran» «Pinguin» «Thor» «Widder» |
Судно снабжения. В мае 1945 г. захвачено англичанами. С 1947 г. — флотский танкер «Bulawayo». Сдано на слом в 1955 г. |
«Nordvard» |
1925 |
4111 |
L. Kloster, Норвегия |
«Pinguin» |
Приз. Использовался Кригсмарине в качестве корабля-цели, а с 1943 г. как плавбаза ПЛ и судно снабжения в Норвегии. Потоплен британской авиацией во время ночного рейда 28—29.12.1944 в гавани Мосса. |
«Odenwald» |
1923 |
5098 |
HAPAG, Германия |
|
Блокадопрорыватель. 6.11.1941 перехвачен американскими КРЛ «Omaha» и ЭМ «Somers» неподалеку от Сана-Хуана. Служил под американским флагом как «Blenheim». Пошел на слом в 1949 г. |
«Ole Jacob» |
1938 |
8306 |
«Johannes Hansen Tankreederei», Норвегия |
«Atlantis» «Komet» «Orion» «Pinguin» |
Приз. Переименован в «Веппо». Использовался как судно снабжения и блокадопрорыватель. 24.12.1941 потоплен британской авиацией у Пуэрто де Карино, Испания (43°44′ с.ш./7°52′ з.д.). |
«Ole Wegger» |
1914 |
12201 |
Th. Dahl, Норвегия |
«Pinguin» |
Приз. Использовался Кригсмарине. 22.8.1944 затоплен на р. Сена в Руан-Саур. В 1945 г. поднят и в 1947 г. разобран на металл. |
«Pelagos» |
1901 |
12083 |
Bruun & von der Lippe, Норвегия |
«Pinguin» |
Приз. Использовался Кригсмарине. После войны возвращен владельцу. Продан на слом в 1962 г. |
«Pol VIII» |
1936 |
298 |
Melsom & Melsom, Норвегия |
«Pinguin» |
Приз. 28.4.1942 включен в состав Кригсмарине как UJ-1711, с 6.5.1942 -NS-06 («Brachvogel»), с 16.7.1944 — V-5312. В 1945 г. возвращен Норвегии, служил до 1981 г., затем разобран. |
«Pol IX» |
1937 |
354 |
Melsom & Melsom, Норвегия |
«Pinguin» |
Приз. Переименован в «Adjutant» и включен в состав Кригсмарине в качестве разведчика и вспомогательного минного заградителя. 1.7.1941 ввиду плохого технического состояния потоплен ВКР «Komet» в Тихом океане (41°36′ ю.ш./173°03′ з.д.). |
«Pol X» |
1937 |
360 |
Melsom & Melsom, Норвегия |
«Pinguin» |
Приз. 20.4.1942 включен в состав Кригсмарине как UJ-1710. Возвращен Норвегии в 1945 г. |
«Python» |
1936 |
3664 |
F. Leaisz, Германия |
— |
Судно снабжения. 1.12.1941 потоплено британским КРТ «Dorsetshire» в Атлантике (27°53′ ю.ш./03°55′ з.д.). |
«Regensburg» |
1927 |
8068 |
NDL, Германия |
«Komet» «Orion» «Thor» |
Судно снабжения и блокадопрорыватель. 30.3.1943 потоплено в Атлантике британским КРЛ «Glasgow» (66°41° с.ш./25°31′ з.д.). |
«Rekum» |
1919 |
5540 |
E. Glaessel, Германия |
«Thor» «Widder» |
Судно снабжения. 20.3.1944 потоплено британской береговой артиллерией у Булони. |
«Rhakotis» |
1928 |
6753 |
HAPAG, Германия |
«Michel» |
Блокадопрорыватель. 1.1.1943 потоплен британским КРЛ «Scylla» в 140 милях к северо-западу от м. Финистерре (45°01′ с.ш./10°50′ з.д.). |
«Rio Grande» |
1939 |
6062 |
HSDG, Германия |
«Thor» |
Блокадопрорыватель. 4.1.1944 перехвачен в Атлантике американским КРЛ «Omaha» (6’40’ ю.ш./25’39’ з.д.); затоплен экипажем. |
«Rudotf Albrecht» |
1922 |
3817 |
Dr. Max Albrecht K.G., Германия |
«Kormoran» |
После войны захвачен Великобританией. Служил под различными флагами. Пошел на слом в 1960 г. |
«Silvaplana» |
1939 |
4793 |
«Tschudi & Eitzen», Норвегия |
«Atlantis» |
Приз. Переименован в «Irene», использовался в качестве блокадопрорывателя. 10.3.1943 перехвачен британским КРЛ «Adventure» у м. Финнистере (43°18′ с.ш./14°26′ з.д.); затоплен экипажем. |
«Solglimt» |
1900 |
12246 |
A/S Odd, Норвегия |
«Pinguin» |
Приз. Переименован в «Sonderburg». Затоплен в Шербуре в июне 1944 г. В 1947 г. остов судна уничтожен с помощью подрывных зарядов. |
«Speybank» |
1926 |
5154 |
«Andrew Weir & Co/ Bank Line», Великобритания |
«Atlantis» «Michel» |
Приз. Переименован в «Doggerbank». Использовался как минный заградитель и блокадопрорыватель. 3.3.1943 потоплен по ошибке ПЛ U-43 в Атлантике (29°10′ с.ш./34°40′ з.д.). |
«Star XIV» |
1929 |
248 |
J. Rasmussen & M. Konow, Норвегия |
«Pinguin» |
Приз. 24.4.1942 включен в состав Кригсмарине как UJ-1215, с 1.5.1944 -NH-03, с 15.5.1944 — V-6503. Возвращен Норвегии в 1945 г., служил как грузовое судно до 1991 г., исключен 2.7.1992. |
«Star XIX» |
1930 |
249 |
J. Rasmussen & M. Konow, Норвегия |
«Pinguin» |
Приз. 13.3.1941 перехвачен британским ШЛ «Scarborough» в 350 милях от м. Финнистере (44°50′ с.ш./22° з.д.); затоплен экипажем. |
«Star XX» |
1930 |
249 |
J. Rasmussen & M. Konow, Норвегия |
«Pinguin» |
Приз. 7.5.1942 включен в состав Кригсмарине как UJ-1107, погиб 14.1.1943 в результате столкновения с ПХ «Dessau» в 2 милях юго-зап. Ротваера. |
«Star XXI» |
1935 |
298 |
J. Rasmussen & M. Konow, Норвегия |
«Pinguin» |
Приз. 20.4.1942 включен в состав Кригсмарине как UJ-1216, потоплен 26.8.1942 советским ТКА-152 в Финском заливе. |
«Star XXII» |
1935 |
298 |
J. Rasmussen & M. Konow, Норвегия |
«Pinguin» |
Приз. 20.4.1942 включен в состав Кригсмарине как UJ-1217, потоплен 11.9.1943 советской ПЛ М-107 в Сюльте-фьорде. |
«Star XXIII» |
1936 |
360 |
J. Rasmussen & M. Konow, Норвегия |
«Pinguin» |
Приз. 16.5.1942 включен в состав Кригсмарине как UJ-1112, с 16.7.1944 — V-5313. Возвращен Норвегии в июне 1945 г. Погиб 23.2.1966 в результате потери остойчивости. |
«Star XXIV» |
1937 |
361 |
J. Rasmussen & M. Konow, Норвегия |
«Pinguin» |
Приз. 13.3.1941 перехвачен британским ШЛ «Scarborough» в 350 милях от м. Финнистере (44°50′ с.ш./22° з.д.); затоплен экипажем. |
«Storstad» |
1926 |
8998 |
«A. F. Klaveness & Co» Норвегия |
«Atlantis» «Pinguin» |
Приз. Переименован в «Passat». Использовался как вспомогательный минный заградитель и судно снабжения 11.8.1944 затоплен в Нанте. После войны поднят; разобран в 1949 г. |
«Tannenfels» |
1938 |
7840 |
«Hansa», Германия |
«Atlantis» «Michel» «Stier» |
Блокадопрорыватель. 25.8.1944 затоплен экипажем в Бордо. Поднят и разобран на металл в декабре 1956 г. |
«Tirranna» |
1938 |
7230 |
W. Wilhelmsen, Норвегия |
«Thor» «Atlantis» |
Приз. 23.9.1940 потоплен британской ПЛ «Tuna» в устье р. Жиронда (45°19′ с.ш./1°20′ з.д.). |
«Torlyn» |
1929 |
247 |
Th. Dahl, Норвегия |
«Pinguin» |
Приз. 16.5.1942 включен в состав Кригсмарине как Ш-1218, С 1.5.1944 -NH-05, с 15.5.1944 — V-6506. С 1945 г. служил в Германской администрации траления; в 1947 г. возвращен Норвегии, служил до 1981 г., затем продан в Чили, 14.2.1988 выскочил на мель; разобран. |
«Tropic Sea» |
1920 |
8755 |
Chr. Ostberg, Норвегия |
«Orion» |
Приз. Переименован в «Kurmark». 3.9.1940 перехвачено британской ПЛ «Truant» в Бискайском заливе в 200 милях от Бордо (46°50′ с.ш./11°50′ з.д.); затоплен экипажем. |
«Weser» |
1929 |
9179 |
NDL, Германия |
|
Судно снабжения. 25.9.1940 захвачено канадским ВКР «Prince Robert» у побережья Мексики. Переименовано в «Vancouver Island». 15.10.1941 потоплено ПЛ U-558 в Атлантике (53°37′ с.ш./25°37′ з.д.). |
«Winnetou» |
1913 |
5113 |
Atlantik Reederei F. & W. Joch), Германия |
«Orion» |
Судно снабжения. В октябре 1942 г. передано Японии как «Teikan Maru». 12.8.1944 потоплено американской ПЛ «Puffer» у о. Самар (13°18′ с.ш./120°11′ з.д.). |
Жертвы вспомогательных крейсеров Германии
Название |
Тип |
Тоннаж, брт |
Год постр. |
Владелец |
Флаг |
Дата гибели/ захвата |
Судьба |
Координаты |
ВКР |
«Afric Star» |
рефрижератор |
11900 |
1926 |
«Blue Star Line» |
Великобр. |
29.1.1941 |
потоплен |
8°44’с.ш./24°38′ з.д. |
«Kormoran» |
«Agnita» |
танкер |
3552 |
1931 |
«Anglo-Saxon Petroleum Co» |
Великобр. |
22.3.1941 |
потоплен |
3°20’с.ш./23°48′ з.д. |
«Kormoran» |
«American Leader» |
сухогруз |
6778 |
1941 |
«United States Line» |
США |
10.9.1942 |
потоплен |
34°21′ ю.ш./2° в.д. |
«Michel» |
«Anglo Saxon» |
сухогруз |
5596 |
1929 |
«Nitrate Producers Steamship Co» |
Великобр. |
21.8.1940 |
потоплен |
26°12′ с.ш./34°08’з.д. |
«Widder» |
«Antonios Chandris» |
сухогруз |
5866 |
1918 |
J.D. Chandris |
Греция |
8.9.1940 |
потоплен |
11°36’с.ш./34°30′ з.д. |
«Widder» |
«Antonis» |
сухогруз |
3729 |
1915 |
«A.G. Lemos» |
Греция |
6.1.1941 |
потоплен |
8°17’с.ш./23°32′ з.д. |
«Kormoran» |
«Arabistan» |
сухогруз |
5874 |
1929 |
«Strick Line» |
Великобр. |
14.8.1942 |
потоплен |
11°30’ю.ш./26° з.д. |
«Michel» |
«Aramis» |
танкер |
7984 |
1931 |
«B. Hansen & Co» |
Норвегия |
17.7.1942 |
потоплен |
5°14’ю.ш./3°04′ з.д. |
«Michel» |
«Athelking» |
танкер |
9557 |
1926 |
«United Molasses Co» |
Великобр. |
9.9.1940 |
потоплен |
22° ю.ш./67°30′ в.д. |
«Atlantis» |
«Aust» |
сухогруз |
5630 |
1920 |
«Lundegaard & Sonner» |
Норвегия |
3.4.1942 |
потоплен |
21°00′ ‘ю.ш.16°00’ з.д. |
«Thor» |
«Australind» |
сухогруз |
5019 |
1929 |
«Australind Steamship Co» |
Великобр. |
14.8.1941 |
потоплен |
4°08′ ю.ш./91°30′ 3.д. |
«Komet» |
«Automedon» |
сухогруз |
7528 |
1922 |
«Alfred Holt & Co» |
Великобр. |
11.11.1940 |
потоплен |
4°18′ с.ш./89°20′ в.д. |
«Atlantis» |
«Balzac» |
сухогруз |
5372 |
1920 |
«Lamport & Holt» |
Великобр. |
22.6.1941 |
потоплен |
15°16′ ю.ш./27°-43′ з.д. |
«Atlantis» |
«Beaulieu» |
танкер |
6114 |
1930 |
«Bjorn Bjornstad & Co» |
Норвегия |
4.8.1940 |
потоплен |
26°30′ с.ш.48° 00′ з.д. |
«Widder» |
«Benarty» |
сухогруз |
5800 |
1926 |
«Ben Line Steamers» |
Великобр. |
10.9.1940 |
потоплен |
18’40’ю.ш./70°54′ з.д. |
«Atlantis» |
«Benavon» |
сухогруз |
5872 |
1930 |
«Ben Line Steamers» |
Великобр. |
12.9.1940 |
потоплен |
25°20′ ю.ш./52°17′ в.д. |
«Pinguin» |
«Britannia» |
грузопассажирский |
8799 |
1926 |
«Anchor Line» |
Великобр. |
25.3.1941 |
потоплен |
8°37′ с.ш./25°28′ з.д. |
«Thor» |
«British Commander» |
танкер |
6901 |
1922 |
«British Tanker Co» |
Великобр. |
27.8.1940 |
потоплен |
29°37′ ю.ш./45°50′ в.д. |
«Pinguin» |
«British Emperor» |
танкер |
3663 |
1916 |
«British Tanker Co» |
Великобр. |
7.5.1941 |
потоплен |
8°30′ с.ш./56°25′ в.д. |
«Pinguin» |
«British Petrol» |
танкер |
6891 |
1925 |
«British Tanker Co» |
Великобр. |
13. 6.1940 |
потоплен |
20°10′ с.ш./46°56′ з.д. |
«Widder» |
«British Union» |
танкер |
6987 |
1927 |
«British Tanker Co» |
Великобр. |
18.1.1941 |
потоплен |
26°24′ с.ш./30°58′ з.д. |
«Kormoran» |
«Bruges» |
сухогруз |
4983 |
1904 |
«Armement Deppe S.S» |
Бельгия |
9.7.1940 |
потоплен |
10°59′ ю.ш./23°54′ з.д. |
«Thor» |
«Cambridge» |
сухогруз |
10846 |
1916 |
«Federal Steam Navigation Co» |
Великобр. |
7.12.1940 |
затонул |
|
«Passat» |
«Canadolite» |
танкер |
11309 |
1926 |
«Imperial Oil Shipping Co» |
Великобр. |
25.3.1941 |
приз |
|
«Kormoran» |
«Chaucer» |
сухогруз |
5792 |
1929 |
«Glover Brosers» |
Великобр. |
29.7.1941 |
потоплен |
16°46′ ю.ш./38°01′ з.д. |
«Orion» |
«City of Bagdad» |
сухогруз |
7506 |
1920 |
«Ellerman Line» |
Великобр. |
11.7.1940 |
потоплен |
0°16′ ю.ш./86° в.д. |
«Atlantis» |
«City of Rayville» |
сухогруз |
5883 |
1920 |
American Pioneer Line |
США |
9.12.1940 |
затонул |
38°51′ ю.ш/143°39′ в.д. |
«Passat» |
«Clan Buchanan» |
сухогруз |
7266 |
1938 |
«Kaiser Irvin» |
Великобр. |
28.4.1941 |
потоплен |
5°24′ с.ш./62°46′ в.д. |
«Pinguin» |
«Commissaire Ramel» |
грузопассажирский |
10061 |
1921 |
Services Contractuels des Messageries Maritimes (под управлением «Shaw, Saville and Albion Co») |
Франция (Великобр. |
20.9.1940 |
потоплен |
28°25- ю.ш./74°23′ в.д. |
«Atlantis» |
«Connecticut» |
танкер |
8684 |
1938 |
«Texaco» |
США |
23.4.1942 |
потоплен |
23° ю.ш./20° з.д. |
«Michel» |
«Craftsman» |
сухогруз |
8022 |
1922 |
«T. & J.Harrison» |
Великобр. |
9.4.1941 |
потоплен |
0°32′ с.ш./23° 37′ з.д. |
«Kormoran» |
«Cymbeline» |
танкер |
6317 |
1927 |
«C.T. Bowring & Co» |
Великобр. |
2.9.1940 |
потоплен |
27°55′ с.ш./36°01′ з.д. |
«Widder» |
«Dalhousie» |
сухогруз |
7072 |
1942 |
«Dalhousie Co» |
Великобр. |
9.8.1942 |
потоплен |
20°22′ ю.ш./24°40′ з.д. |
«Stier» |
«Davisian» |
сухогруз |
6433 |
1923 |
«T. & J.Harrison» |
Великобр. |
10.7.1940 |
потоплен |
18°09′ с.ш./54°40′ з.д. |
«Widder» |
«Delambre» |
сухогруз |
7032 |
1917 |
«Lamport & Holt» |
Великобр. |
7.7.1940 |
потоплен |
6°13′ ю.ш./25°06′ з.д. |
«Thor» |
«Devon» |
сухогруз |
9036 |
1915 |
«British India Steam Navigation Co» |
Великобр. |
19.8.1941 |
потоплен |
4°08′ ю.ш./92°23′ з.д. |
«Komet» |
«Domingo de Larrinaga» |
сухогруз |
5358 |
1929 |
«Larrinaga Steamship Co» |
Великобр. |
31.7.1940 |
потоплен |
5°26′ ю.ш./18°06′ з.д. |
«Pinguin» |
«Durmitor» |
сухогруз |
5623 |
1913 |
«Dubrovacka Parobrodska Plovidba» |
Югославия |
22.9.1940 |
приз |
|
«Atlantis» |
«Empire Dawn» |
сухогруз |
7241 |
1941 |
«Walter Runciman and Co» |
Великобр. |
11.4.1942 |
потоплен |
34°00′ ю.ш./2° з.д. |
«Michel» |
«Empire Light» |
сухогруз |
6828 |
1940 |
«British India Steam Navigation Co» |
Великобр. |
25.4.1941 |
потоплен |
0°24′ с.ш./58°14′ в.д. |
«Pinguin» |
«Empire March» |
сухогруз |
7040 |
1942 |
Ministry of War Transport |
Великобр. |
2.1.1943 |
потоплен |
35°00′ ю.ш./15° з.д. |
«Michel» |
«Eugenie Livanos» |
сухогруз |
4816 |
1936 |
«N.G. Livanos» |
Греция |
7.12.1942 |
потоплен |
27°48′ ю.ш./53°58′ в.д. |
«Michel» |
«Eurylochus» |
сухогруз |
5723 |
1912 |
«Alfred Holt & Co» |
Великобр. |
29.1.1941 |
потоплен |
8°19′ с.ш./25°01′ з.д. |
«Kormoran» |
«Ferncastle» |
танкер |
9940 |
1936 |
«Fearnley & Eger» |
Норвегия |
17.6.1943 |
потоплен |
25°ю.ш./97′ в.д. |
«Michel» |
«Filefjell» |
танкер |
7616 |
1930 |
«Olsen & Ugelstad» |
Норвегия |
26.8.1940 |
потоплен |
30°21′ ю.ш./47°10′ в.д. |
«Pinguin» |
«Gemstone» |
сухогруз |
4986 |
1938 |
«Gemstone Co» |
Великобр. |
4.6.1942 |
потоплен |
1°52′ с.ш./26°38′ з.д. |
«Stier» |
«George Clymer» |
сухогруз |
7176 |
1942 |
«American Mail Line» |
США |
7.6.1942 |
потоплен |
14°32′ ю.ш./20°31′ з.д. |
«Michel» |
«Gloucester Castle» |
грузо пассажирский |
8006 |
1911 |
«Union Castle Mail Steamship Co» |
Великобр. |
15.7.1942 |
потоплен |
8°ю.ш./1° в.д. |
«Michel» |
«Gracefield» |
сухогруз |
4631 |
1928 |
«E.J. Sutton & Co» |
Великобр. |
14.6.1940 |
потоплен |
20°25′ ю.ш./30°43’з.д. |
«Thor» |
«Haxby» |
сухогруз |
5207 |
1929 |
«R. Ropner & Co» |
Великобр. |
24.4.1940 |
потоплен |
31°38′ с.ш./51°40′ з.д. |
«Orion» |
«Herborg» |
танкер |
7892 |
1931 |
«S. Herlofsen & Co» |
Норвегия |
19.6.1942 |
приз |
|
«Thor» |
«Holmwood» |
сухогруз |
546 |
1911 |
«Holm Shipping Co» |
Великобр. |
25.11.1940 |
потоплен |
43°44′ ю.ш./173°30′ з.д. |
«Komet» & «Orion» «Michel» |
«Hoegh Silverdawn» |
сухогруз |
7715 |
1940 |
«L. Heegh & Co» |
Норвегия |
15.6.1943 |
потоплен |
25°40’ю.ш./92°00′ в.д. |
|
«India» |
танкер |
9977 |
1939 |
«Texaco» |
Норвегия |
11.9.1943 |
потоплен |
12°ю.ш./114° з.д. |
«Michel» |
«Indus» |
рефрижератор |
5187 |
1940 |
«James Nourse Ltd» |
Великобр. |
20.7.1942 |
потоплен |
26°44′ ю.ш./82°50′ в.д. |
«Thor» |
«Kattegat» |
сухогруз |
4245 |
1936 |
O. Ditlev-Simonsen |
Норвегия |
20.5.1942 |
потоплен |
28°07′ ю.ш./12°27- з.д. |
«Michel» |
«Kemmendine» |
грузопассажирский |
7769 |
1924 |
«British & Burmese Steam Navigation Co» |
Великобр. |
13.7.1940 |
потоплен |
4°12′ ю.ш./81°47′ в.д. |
«Atlantis» |
«Kertosono» |
сухогруз |
9289 |
1923 |
«Koninklijke Rotterdamsche Lloyd» |
Нидерланды |
1.7.1940 |
приз |
|
«Thor» |
«Ketty Brovig» |
танкер |
7031 |
1918 |
Th. Brovig |
Норвегия |
2.2.1941 |
приз |
|
«Atlantis» |
«Killoran» |
парусный барк |
1817 |
1900 |
G. Erikson |
Финляндия |
10.8.1940 |
потоплен |
33°06′ с.ш./34°19′ з.д. |
«Widder» |
«King John» |
сухогруз |
5228 |
1928 |
«Dodd Thomson & Co» |
Великобр. |
13.7.1940 |
потоплен |
20°40′ с.ш./59°26′ з.д. |
«Widder» |
«King City» |
сухогруз |
4744 |
1928 |
«Reardon Smit & Sons- |
Великобр. |
24.8.1940 |
потоплен |
17°35′ ю.ш./65°28′ в.д. |
«Atlantis» |
«Kirkpool» |
сухогруз |
4842 |
1928 |
«R. Ropner & Co» |
Великобр. |
10.4.1942 |
потоплен |
ЗЗ° ю.ш./7′ з.д. |
«Thor» |
«Komata» |
сухогруз |
3900 |
1938 |
«Union Steam Ship Company of New Zealand» |
Великобр. |
7.12.1940 |
потоплен |
2°42′ ю.ш./ 167°17′ в.д. |
«Komet» |
«Kosmos» |
китобойная база |
17801 |
1929 |
A. Jahre |
Норвегия |
26.9.1940 |
потоплен |
0°30′ ю.ш./32°06 ‘з.д. |
«Thor» |
«Kota Nopan» |
сухогруз |
7322 |
1931 |
«Koninklijke Rotterdamsche Lloyd» |
Нидерланды |
17.8.1941 |
приз |
|
«Komet» |
«Krossfonn» |
танкер |
9323 |
1935 |
S. Bergesen |
Норвегия |
25.6.1940 |
приз |
|
«Widder» |
«Lylepark» |
сухогруз |
5186 |
1929 |
«J.& J. Denholm» |
Великобр. |
11.6.1942 |
потоплен |
14° ю.ш./10° з.д. |
«Michel» |
«Madrono» |
танкер |
5894 |
1917 |
«A. I. Langfeldt & Co» |
Норвегия |
4.7.1942 |
приз |
|
«Thor» |
«Maimoa» |
сухогруз |
10123 |
1920 |
«Shaw, Saville and Albion Co» |
Великобр. |
20.11.1940 |
потоплен |
32°14′ ю.ш./100°56′ в.д. |
«Pinguin» |
«Mandasor» |
сухогруз |
5144 |
1920 |
«T. & J. Brocklebank &Co» |
Великобр. |
24.1.1941 |
потоплен |
4°18′ ю.ш./61°36′ в.д. |
«Atlantis» |
«Mareeba» |
сухогруз |
3472 |
1921 |
«Australasian United Steam Navigation Co» |
Великобр. |
26.6.1941 |
потоплен |
8°15′ с.ш./88°06′ в.д. |
«Kormoran» |
«Millimumul» |
траулер |
287 |
1915 |
«Red Funnel» |
Великобр. |
26.3.1941 |
затонул |
|
«Pinguin» |
«Morviken» |
сухогруз |
5008 |
1938 |
«Wallem & Co» |
Норвегия |
27.8.1940 |
потоплен |
30°08′ ю.ш.46°15′ в.д. |
«Pinguin» |
«Nankin» |
грузо-пассажирский |
7131 |
1912 |
«Eastern and Australian Steamship Co» |
Великобр. |
6.5.1942 |
приз |
|
«Thor» |
«Natia» |
рефрижератор |
8715 |
1920 |
«Royal Mail» |
Великобр. |
8.11.1940 |
потоплен |
0°44’с.ш./32°12′ з.д. |
«Thor» |
«Niagara» |
грузопассажирский |
13415 |
1913 |
«Canadian-Australasian Royal Mail» |
Великобр. |
19.6.1940 |
затонул |
35°53′ ю.ш./174°54′ з.д. |
«Orion» |
«Nicolaos D.L.» |
сухогруз |
5486 |
1939 |
N.D. Lykiardopoulos |
Греция |
12.4.1941 |
потоплен |
01°54’ю.ш./22°12′ з.д. |
«Kormoran» |
«Nimbin» |
сухогруз |
1052 |
1927 |
«Federal Steam Navigation Co» |
Великобр. |
5.12.1940 |
затонул |
33°15′ ю.ш./151°47′ в.д. |
»Pinguin» |
«Norvard» |
сухогруз |
4111 |
1925 |
L. Kloster |
Норвегия |
16.12.1940 |
приз |
|
«Pinguin» |
«Notou» |
сухогруз |
2489 |
1930 |
«Societe du Nickel» |
Франция |
16.8.1940 |
потоплен |
23°44′ ю.ш./164°42′ з.д. |
«Orion» |
«Nowshera» |
сухогруз |
7920 |
1919 |
«British India Steam Navigation Co» |
Великобр. |
18.11.1940 |
потоплен |
31°02′ ю.ш./100°51′ в.д. |
«Pinguin» |
«Ole Jacob» |
танкер |
8306 |
1939 |
«Johannes Hansen Tankreederei» |
Норвегия |
10.11.1940 |
приз |
|
«Atlantis» |
«Ole Wegger» |
китобойная база |
12201 |
1914 |
Th. Dahl |
Норвегия |
14.1.1941 |
приз |
|
«Pinguin» |
«Olivia» |
танкер |
6307 |
1939 |
«Curacaoschen Sheepvaart Maatschaappij» |
Нидерланды |
14.6.1942 |
потоплен |
26° ю.ш./77° в.д. |
«Thor» |
«Oostplein» |
сухогруз |
5059 |
1921 |
«NV Stoomvaart Maatschappij Nederland» |
Нидерланды |
8.8.1940 |
потоплен |
28°58’с.ш./34°28′ з.д. |
«Widder» |
«Pagasitikos» |
сухогруз |
3492 |
1914 |
«M.A. Embiricos Line» |
Греция |
23.3.1942 |
потоплен |
31°00′ ю.ш./11°35′ з.д. |
«Thor» |
«Patella» |
танкер |
7468 |
1927 |
«Anglo-Saxon Petroleum Co» |
Великобр. |
19.4.1942 |
потоплен |
23° ю.ш./20° з.д. |
«Michel» |
«Pelagos» |
китобойная база |
12201 |
1901 . |
Bruun & von der Uppe |
» Норвегия |
15.1.1941 |
приз |
|
«Pinguin» |
«Pol VIII» |
китобоец |
298 |
1936 |
«Melsom & Melsom» |
Норвегия |
14.1.1941 |
приз |
|
«Pinguin» |
«Pol IX» |
китобоец |
354 |
1937 |
«Melsom & Melsom» |
Норвегия |
14.1.1941 |
приз |
|
«Pinguin» |
«Pol X» |
китобоец |
354 |
1937 |
«Melsom & Melsom» |
Норвегия |
14.1.1941 |
приз |
|
«Pinguin» |
«Port Brisbane» |
сухогруз |
8739 |
1923 |
«Port Line» |
Великобр. |
21.11.1940 |
потоплен |
29°29′ ю.ш./95°35’в.д. |
«Pinguin» |
«Port Wellington» |
сухогруз |
8303 |
1924 |
«Port Line» |
Великобр. |
30.11.1940 |
потоплен |
31°10′ ю.ш./70°37′ в.д. |
«Pinguin» |
«Puriri» |
вспомогательный тральщик |
927 |
1938 |
Royal Australian Navy |
Великобр. |
15.5.1941 |
затонул |
35°55′ ю.ш./174°50′ в.д. |
«Orion» |
«Rabaul» |
сухогруз |
5618 |
1916 |
W.R. Carpenter Overseas Shipping Ltd |
Великобр. |
14.5.1941 |
потоплен |
19°30′ ю.ш./4°30′ в.д. |
«Atlantis» |
«Rangitane» |
грузопассажирский |
16712 |
1929 |
«New Zealand Shipping Company» |
Великобр. |
27.11.1940 |
потоплен |
36°48′ ю.ш./175°07′ з.д. |
«Komet» & «Orion» |
«Ringwood» |
сухогруз |
7203 |
1926 |
Ol. Ringdal |
Норвегия |
14.10.1940 |
потоплен |
5°29′ с.ш./159°42′ в.д. |
«Orion» |
«Sawokla» |
сухогруз |
5882 |
1920 |
«American Export line» |
США |
29.11.1942 |
потоплен |
29°ю.ш./80°54′ в.д. |
«Michel» |
«Scientist» |
сухогруз |
6199 |
1938 |
«Т. & J. Harrison» |
Великобр. |
3.5.1940 |
потоплен |
20°50′ ю.ш./4°30′ з.д. |
«Atlantis» |
«Sir Ernest Cassel» |
сухогруз |
7739 |
1910 |
«Grangesberg-Oxelosund» |
Швеция |
16.4.1941 |
потоплен |
32°00′ с.ш./35°00′ з.д. |
«Thor» |
«Silvaplana» |
сухогруз |
4793 |
1938 |
«Tschudi & Eitzen» |
Норвегия |
10.9.1941 |
приз |
|
«Atlantis» |
«Solglimt» |
судно снабжения |
12246 |
1900 |
A/S ODD |
Норвегия |
14.1.1941 |
приз |
|
«Pinguin» |
«Speybank» |
сухогруз |
5154 |
1926 |
«Andrew Weir & Co» |
Великобр. |
31.1.1941 |
приз |
|
«Atlantis» |
«Stamatios |
сухогруз |
3941 |
1936 |
«M.A. Embiricos Line» |
Греция |
23.9.1941 |
потоплен |
3°30′ с.ш./70° в.д. |
«Kormoran» |
G. Embiricos» «Stanvac Calcutta» |
танкер |
10170 |
1941 |
«Socony-Vacuum Co» |
Панама |
26.6.1942 |
потоплен |
5°30′ ю.ш./27°30′ з.д. |
«Stier» |
«Star XIV» |
китобоец |
247 |
1929 |
«J. Rasmussen & M. Konow» |
Норвегия |
15.1.1941 |
приз |
|
«Pinguin» |
«Star XIX» |
китобоец |
249 |
1930 |
«J. Rasmussen & M. Konow» |
Норвегия |
15.1.1941 |
приз |
|
«Pinguin» |
«Star XX» |
китобоец |
249 |
1930 |
«J. Rasmussen & M. Konow» |
Норвегия |
15.1.1941 |
приз |
|
«Pinguin» |
«Star XXI» |
китобоец |
298 |
1935 |
«J. Rasmussen & M. Konow» |
Норвегия |
15.1.1941 |
приз |
|
«Pinguin» |
«Star XXII» |
китобоец |
303 |
1935 |
«J. Rasmussen & M. Konow» |
Норвегия |
15.1.1941 |
приз |
|
«Pinguin» |
«Star XXIII» |
китобоец |
357 |
1936 |
«J. Rasmussen & M. Konow» |
Норвегия |
15.1.1941 |
приз |
|
«Pinguin» |
«Star XXIV» |
китобоец |
361 |
1937 |
«J. Rasmussen & M. Konow» |
Норвегия |
15.1.1941 |
приз |
|
«Pinguin» |
«Stephen Hopkins» |
сухогруз |
8500 |
1942 |
«Luckenbach Steamship Co» |
США |
27.9.1942 |
потоплен |
24°44′ ю.ш./2°50′ з.д. |
«Stier» |
«Storstad» |
танкер |
8998 |
1926 |
«A.F. Klaveness & Co» |
Норвегия |
7.11.1940 |
приз |
|
«Pinguin» |
«Sydney» |
легкий крейсер |
8815* |
1935 |
Royal Australian Navy |
Великобр. |
19.11.1941 |
потоплен |
26°14′ ю.ш./111°13′ з.д. |
«Kormoran» |
«Talleyrand» |
сухогруз |
6732 |
1927 |
W. Wilhelmsen |
Норвегия |
2.8.1940 |
потоплен |
30°30′ ю.ш./67° в.д. |
«Atlantis» |
«Teddy» |
танкер |
6748 |
1930 |
«A.F. Klaveness & Co» |
Норвегия |
9.11.1940 |
потоплен |
2°21′ с.ш./93°23′ в.д. |
«Atlantis» |
«Tela» |
сухогруз |
3777 |
1911 |
«Vrachtvaart Maatschappij» |
Нидерланды |
17.7.1940 |
потоплен |
24°30′ ю.ш./35°05′ з.д. |
«Thor» |
«Tirranna» |
сухогруз |
7230 |
1938 |
W. Wilhelmsen |
Норвегия |
10.6.1940 |
приз |
|
«Atlantis» |
«Torlyn» |
китобоец |
247 |
1929 |
Th. Dahl |
Норвегия |
14.1.1941 |
приз |
|
«Pinguin» |
«Tottenham» |
сухогруз |
4762 |
1940 |
«Watts, Watts & Co» |
Норвегия |
17.6.1941 |
потоплен |
7°39′ ю.ш./19°12′ з.д. |
«Atlantis» |
«Trafalgar» |
сухогруз |
4530 |
1924 |
«Glen Co» |
Великобр. |
24.5.1941 |
потоплен |
25°17′ ю.ш./14° в.д. |
«Atlantis» |
«Triadic» |
сухогруз |
6378 |
1939 |
«British Phosphate Commissioner» |
Великобр. |
8.12.1940 |
потоплен |
0°43′ ю.ш./167°20′ в.д. |
«Orion» |
«Triaster» |
сухогруз |
6032 |
1935 |
«British Phosphate Commissioner» |
Великобр. |
8.12.1940 |
потоплен |
0°54′ ю.ш./167°24′ в.д. |
«Orion» |
«Triona» |
сухогруз |
4413 |
1931 |
«British Phosphate Commissioner» |
Великобр. |
6.12.1940 |
потоплен |
5°12′ ю.ш./165°39′ в.д. |
«Komet» & «Orion» |
«Trolleholm» |
сухогруз |
5047 |
1922 |
«Svenska Amerika-Mexiko» |
Швеци |
я 25.3.1941 |
потоплен |
9°05′ с.ш./24°38′ з.д. |
«Thor» |
«Tropic Sea» |
сухогруз |
8755 |
1920 |
Chr. Ostberg |
Норвегия |
19.6.1940 |
приз |
|
«Orion» |
«Turakina» |
сухогруз |
9691 |
1923 |
«New Zealand Shipping Co» |
Великобр. |
20.8.1940 |
потоплен |
38°33′ ю.ш./167°12′ в.д. |
«Orion» |
«Velebit» |
сухогруз |
4153 |
1911 |
«Yugoslovenska Oceanska Plovidba» |
Югославия |
26.6.1941 |
уничтожен |
|
«Kormoran» |
«Vinni» |
сухогруз |
5181 |
1937 |
«S. Ditlev-Simonsen &Co» |
Норвегия |
7.12.1940 |
потоплен |
2″28′ ю.ш./166-55′ в.д. |
«Komet» |
«Voltaire» |
Вспомогательный крейсер |
13245 |
1923 |
Royal Navy («Lamport & Holt») |
Великобр. |
4.04.1941 |
потоплен |
14°25′ с.ш./40°40′ з.д. |
«Thor» |
«Wellpark» |
сухогруз |
4649 |
1938 |
«J. & J. Denholm» |
Великобр. |
30.3.1942 |
потоплен |
25° ю.ш./10° з.д. |
«Thor» |
«Wendover» |
сухогруз |
5489 |
1928 |
«Watts, Watts & Co» |
Великобр. |
16.7.1940 |
потоплен |
23°08′ ю.ш./34°49′ з.д. |
«Thor» |
«Willesden» |
сухогруз |
4563 |
1925 |
«Watts, Watts & Co» |
Великобр. |
1.4.1942 |
потоплен |
16° ю.ш./16° з.д. |
«Thor» |
«William F. Humphrey» |
танкер |
7983 |
1921 |
«Tide Water Associated Oil Co» |
США |
16.7.1942 |
потоплен |
5°37 ю.ш./0°56′ в.д. |
«Michel» |
«Zamzam» |
грузопассажирский |
8299 |
1909 |
Societe Misr de Navigation Maritime |
Египет |
17.4.1941 |
потоплен |
27°41′ ю.ш./8°10′ з.д. |
«Atlantis» |
Нагрудный знак: «Член экипажа вспомогательного крейсера».
Успешные действия вспомогательных крейсеров потребовали от командования военно-морского флота Германии введения специальной награды для особо отличившихся офицеров и матросов этих кораблей. 24 апреля 1941 г. приказом главнокомандующего ВМФ гросс-адмирала Э. Редера был учрежден нагрудный знак «Член экипажа вспомогательного крейсера» (Kriegsabzeichen fur Hilfskreuzer).
Приказ гласил:
- «В сражении против Англии наши вспомогательные крейсера во всех мировых океанах, вдали от родины совершали героические походы и наносили чувствительные потери противнику. В ознаменование этих успехов я учреждаю боевой знак для вспомогательных крейсеров, задействованных в этой войне.
- Знаком награждаются экипажи крейсеров (включая погибших и умерших солдат, а также всех прочих правомерных кандидатов), участвовавших в крейсерской войне. Награждение производит командир крейсера.
- Правила ношения знака аналогичны правилам для знака «Член экипажа подводной лодки».
Исполнительные инструкции Главного командования ВМФ содержали обычные формальности; наградные требования от 24 апреля 1941 г. были короткими:
- Общие требования: достоинство, примерное поведение.
- Особые требования: участие в успешном дальнем походе.
Сам знак был разработан берлинским художником Вильгельмом Пикхаузом. Он представлял собой золоченный венок из дубовых листьев, внутри которого помещалось посеребренное изображение земного шара и плывущей ладьи викингов, а над ним — имперский орёл. Знак изготавливался путем штамповки из цинка или бунт-металла. Только в редких случаях для земного шара, который почти всегда был накладным, использовался алюминий. Знак изготавливался в Германии, Франции и Японии. Он крепился на булавке и носился на левой стороне ниже Железного креста 1-го класса.
Не существует никаких документов, подтверждающих учреждение особого варианта знака с бриллиантами (Kriegsabzeichen fur Hilfskreuzer mit Brillanten), имевшего такой же вид, что и обычный знак, но изготовлявшегося из серебра и со свастикой, украшенной девятью небольшими бриллиантами. Если исходить из неоднократно выраженного мнения, что подобные знаки вручались лишь после награждения Рыцарским крестом с Дубовыми листьями, то в отношении именно знака «Член экипажа вспомогательного крейсера» это не так. Известно только об одном таком награждении командира «Атлантис» капитана-цур-зее Бернхарда Рогге, получившего 31 декабря 1941 г. Дубовые листья к Рыцарскому кресту за номером 45. В 1958 г. он указал в одном из частных писем, «Вслед за этим награждением, я в январе 1942 г. был награжден главнокомандующим ВМФ знаком с бриллиантами». Остальным трем командирам вспомогательных крейсеров, награжденным Дубовыми листьями — контрадмиралу О. Кэлеру, капитану-цур-зее запаса Г. фон Руктешеллю и вдове погибшего 8 мая 1941 г. капитана-цур-зее Э.-Ф. Крюдера — знак с бриллиантами не вручался.
Источник http://www.korabli.eu/blogs/kreysera/germaniya/vspomogatelnye/tehnicheskie-osobennosti