Германская бронетяга Первой Мировой. Часть 8. Radpanzer Ehrhardt-Siderius. 1920. Приключения тевтонца в стране тюльпанов
Голландия, которая всю Первую мировую войну сохраняла нейтралитет, получила приличные дивиденды после её окончания. Немецкие конструктора и даже часть производств были перенесены туда после подписания Версальского договора. В Голландии в частности работал один из лучших немецких авиационных конструкторов Фоккер, а фирма Сидериус занималась выпуском артиллерийского оружия по немецким чертежам. Так с частичной немецкой помощью Голландия вошла и в разряд производителей бронетанковой техники. Хотя как обычно история темная и местами замалчиваемая.
По самой распространенной версии Нидерланды нашли брошенный или приобрели целый бронеавтомобиль Ehrhardt E-V/4 прямо у немцев, сразу после подписания Версальского договора, по которому Германия должна была выдать союзникам всю бронетехнику. Возможно немцы даже просто отдали машину в страну Тюльпанов. Но с другой стороны бронирование голландского броневика имеет столь мало схожего с немецким, что даже сложно представить, что кто-то так изменил бронекорпус, и главное зачем? В качестве еще одной рабочей версии можно предположить, что в Голландию продали полноприводное шасси с двумя постами управления и частичной бронировкой двигателя, а уже боевое отделение те делали сами. Но у голландцев не было броневой стали, она им была просто не нужна, и поэтому скорее всего на Эрхардте полностью построили новый бронекорпус, Более сложный вариант — это то, что такую версию броневика готовили, как следующий вариант для рейхсвера, но Германия не вовремя сдалась, и машину срочно продали или отправили к соседям. В любом случае примерно в 1919 году интересный броневик на шасси Ehrhardt поступил на вооружение армии Нидерландов.
Бронирование моторного отсека в основном осталось стандартным для немецких машин, лобовое бронирование было увеличено до 12 мм, остальные листы брони остались 6-мм. Из бронекорпуса убрали все окна и амбразуры для пулеметов, что увеличило его прочность. Шасси осталось то же — полноприводное с двум постами управления. Наибольшим изменениям подверглось вооружение и конструкция верхней части боевого отделения. Бронекорпус получил ступенчатую форму с высоким центральным отделением. Спереди и сзади высокой части бронекорпуса были установлены круглые неподвижные башенки. Сверху на передней башни была установлена ещё одна меньшего размера, уже вращающаяся, вооруженная пулеметом, а в задней была смонтирована 60-мм пушка. Условным образцом видимо служила боевая машина Гартфорд-Путиловец, но с существенно более слабыми возможностями. Конструктивно «голландский» вариант стал лучшим из всех броневиков «немецкого типа», наиболее сбалансированным по своим возможностям.
К 1932 году Radpanzer Ehrhardt-Siderius по прежнему оставался лучшим и самым мощным бронетанковым средством голландской армии. В том году, судя по фотографии, использовать изношенное шасси стало уже невозможно, и бронекорпус просто переставили на шасси грузовика соответствующей грузоподъемности, вряд ли сохранив при этом полноприводность и два поста управления. Когда в 1939 году военные стали получать на вооружение единственный в истории броневик собственного производства, DAF M39, полностью изношенную машину разобрали, хотя есть информация, что немецкий солдаты нашли её остатки на складах после захвата Голландии в 1939-м.
Технические характеристики:
- Страна производства: Германская империя/Нидерланды
- Год производства: 1919
- Производитель: H.I.H.Siderius (модернизация)
- Кол-во произведенных: 1
- Боевая масса: 6000 кг?
- Бронирование: 6-9 мм
- Вооружение: 1 x MG-08, 60-мм пушка
- Движитель: колесный, 4х4
- Двигатель: см3, 85 л.с.
- Экипаж: 8