Германская бронетяга Первой Мировой. Часть 4. Ehrhardt/15 в армии Юга России. 1919 год
Во время Гражданской войны на обломках Российской империи все стороны активно использовали любую бронетехнику, которая попадала им в руки. Реальные производственные возможности были только у Красной Армии, которая получала новые бронемашины с Путиловского и Ижорского заводов, остальные стороны старались максимально ремонтировать и модернизировать старые и трофейные машины. Не стал исключением и германский бронеавтомобиль Ehrhard/15, который под Харьковом попал в руки Красной Армии. И хотя, в общем весна 1918 года была для красных в районе Харькова неудачной, ведь немцы 8 апреля заняли Харьков, броневик остался у Красных.
Большевики включили машину Ehrhardt/15 в состав одного из бронеотрядов, который к сентябрю 1918 года оказался на Царицынском фронте, где в ходе первого наступления на Царицын Донской армии генерала Краснова попал уже в руки белых. Первое время бронетехника в Донской армии применялась бессистемно, но потом встал вопрос о упорядочении её использования. И к сентябрю 1919 году усилиями заводов в Новочеркасске и Ростове были созданы броневые части Юга России.
Юг России (в советской историографии иногда назывался «Деникия», «Доброволия») — обширные территории бывшей Российской империи, оказавшиеся под контролем Добровольческой Армии. В состав Юга России вошли земли Всевеликого Войска Донского, Кубани, Крыма, отбитые у немцев Поднепровская, Слободская и Южная Украина, Черноземье, Нижнее Поволжье и Кавказ с огромными людскими и производственными ресурсами. Управление этими территориями возлагалось на Главнокомандующего ВСЮР (Вооруженных сил Юга России), которым в разное время были Корнилов, Деникин и Врангель. Существовал свой законодательный — Особое совещание при Главкоме ВСЮР, исполнительный — Командование военных областей, и финансовый орган, печатавший так называемые «Рубли ВСЮР». На территории контролируемой Вооруженными силами Юга России работали государственные и культурные учреждения.
Бронированные части ВСЮР начали формироваться в 1919 году из четырех танков и 12 отремонтированных или заново построенных броневиков на разнообразных шасси. В отличие от немцев, российские военные точно знали зачем им нужны броневики, и дважды трофейный Эрхардт обр 1915 года был существенно довооружен в мастерских юга России. В командирскую башню дополнительно к пулемету установили 37-мм пушку Госкисс (Hotchkiss Canon de 37 mm Mle 1885), остальные пять nулемётов Максим были размещены в боевом отделении. Жалюзи защиты радиатора заменили на бронещитки. Официально назывался броневик — «Бронетрактор неизвестной конструкции», но нёс личный никнэйм по имени командира части его захватившей — «Полковник Безмолитвенный».Кроме названия бронемашины на башне была описана история захвата этой машины в сентябре 1918-го.
Дальнейшая судьба Эрхардта/15 в составе ВСЮР и после окончания Гржданской войныне не прослеживается. Станислав Кирилец с своей книге (Бронеавтомобили второго рейха. Эксмо, 2019 г.) отмечает, что последнее упоминание о машинах Эрхардт есть в 1923 году, как о двух броневиках в ремонте, один из которых — бронедрезина №608 скорее всего и есть Эрхардт/15, а в годовом отчете 2-го Броне-Танко-Автомобильного завода (БТАЗ №2) в Москве за 1925/1926 операционный год записано: «Капитальный ремонт бронемашин «Эргардт».
Построенный в 1915 году бронеавтомобиль Эрхардт образца 1915 года действительно оказался самым удачным из свои соратников первого немецкого бронепризыва. В то время как и Бюссинг и Даймлер уже исчезли с карты войны, Эрхардт продолжал воевать и воевать за всех к кому попадал в руки.