Германская бронетяга Первой Мировой. Часть 2. Daimler/15 Straßenpanzerwagen. 1915. Первый германский боевой бронеавтомобиль
Когда в октябре 1914 года германский Генеральный штаб под давлением сообщений из Бельгии разместил заказ на боевые бронеавтомобили у немецких производителей, pа заказ взялись два конкурента по продвижению в армию мобильных зенитных установок: коллоборация Крупп-Даймлер, в лице свой колесной части — Даймлера, и Эрхардт (в будущем Рейнметалл). Обе фирмы уже разработали и успешно использовали полноприводные шасси для машин ПВО, точнее тогда ПБО (Противобаллонной обороны). Именно эти шасси по согласованию с техническими комиссиями Второго рейха и были использованы для создания броневиков. Примкнувший к ним Бюссинг предложил оригинальную, но очень большую и очень дорогую машины, и сразу не рассматривался как реальный конкурент.
Первым поставил броневик в вооруженные силы именно Даймлер. Построенный на шасси Daimler Platformenwagen (BAK) бронеавтомобиль 28 октября 1915 года был принят Транспортно-технической комиссией. Не прошло и года после размещения заказа, как Германская армия получила первый броневой объект собственного производства, который можно было использовать. 2 февраля 1916 года, имея только 2 броневика — первый Даймлер и трофейный бронеавтомобиль Минерва, был сформирован 1-й бронеавтомобильный пулемётный взвод ( Panzerkraftwagen-MG-Zug 1). 1 марта взвод из двух броневиков Даймлер и Минерва с приданными легковым и двумя грузовыми автомобилями был отправлен на Западный фронт. Уже через несколько дней — 6 марта 1916 года броневикам удалось пострелять в сторону противника, Оба роневика первого взвода, прикрывая переправу, выпустили в сторону французов в районе Самонье 4100 пуль. Долетела ли хоть одна до противника, и заметил ли противник применение неизвестной ранее техники — неизвестно. Но уже по возвращению на базу сказалась главная проблема всех первых немецких бронемашин — надёжность, броневик Даймлер сломался.
В качестве шасси Daimler/15 Straßenpanzerwagen использовался проверенный полноприводный Daimler Platformenwagen с оригинальной системой привода на колеса. Колеса были оснащены сплошными грузошинами, причем передние — с песчаным ободом. Как требовалось по техническому заданию машина была оснащена двумя постами управления и специальной коробкой передач, которая была спроектирована для движения в обе стороны на одинаковой скорости на 4-х передачах. В отличие от Бюссинга на Даймлере управление было спроектировано одинаковым для движения и вперед, и назад, то есть при повороте руля влево машина в обоих случаях поворачивалась. Хотя добиться все таки полной симметрии не удалось — задняя скорость была всего!!! — 38 км/час. Именно коробка передач и была самым сложным и часто ломающимся узлом машины.
Бронирование было простейшим — бронированный ящик с броневым куполом, назвать башней неподвижную круглую конструкцию сверху не поднимается рука. Со всех сторон на «куполе» и в бронекорпусе закрывающиеся окна-амбразуры, между которыми можно было перебрасывать два пулемета. Третий считался запасным. Броня машины изготавливалась из качественной хром-никелевой стали толщиной 6-7 мм.
Броневики от Даймлера и Эрхардта очень похожи. На фотографии в Эльзасе хорошо видны отличия машин. Броневик от Даймлера имеет бронекорпус с вертикальными стенками, в том числе и лобовыми, но наклонную бронировку радиатора, в отличие от Эрхардта, у которого всё наоборот — вертикальная защита радиатора и наклонный лобовой лист. Так же визуально видны различия в колесах, Учитывая патентованную систему привода диски колес Даймлера фактически цельные и на колесах имеются металлические песчаные обода для повышения проходимости.
После первого применения бронемашин высшее командование приняло решение, что использование в боях сильно урезанного взвода смысла не имеет, и стало дожидаться полного укомплектования, а то сравнить машины в одинаковых условиях не получится. 19 июня 1916 года в расположении части прибыл последний броневик — Бюссинг и взвод из пяти броневиков и вспомогательной техники перебросили в Эльзас, В Эльзасе машины изредка ходили в разведку, постреливая с дальнего расстояния в сторону противника. Командиры понимали, что машины сырые и им не простят потери хотя бы одного броневика. Да к тому же военные очень слабо видели, что делать с бронемашинами вообще. После неожиданного возникновения внутреннего для центральных стран Румынского фронта, взвод перебросили в горы Трансильвании и там Даймлер снова повоевал больше других. Броневик Даймлер в месте с одной Минерой патрулировал 6-ти километровый участок горного шоссе, охраняя солдат, ремонтировавших дорогу, и даже… о ужас, они были один раз обстреляны румынами. Ноябрь 1916 получился у Даймлера, единственного из всех немецких броневиков, достаточно активным — отгонял разведку румын, прикрывал части штурмующие баррикады и даже принимал участие в захвате пленных. Но румынские горки укатали немецких лошадок, причем Даймлер ещё оказался самым надежным и сломался последним. 1 декабря 1916 года вышел из строя двигатель и машину вслед за Эрхардтом и Бюссингом отправили в Германию на ремонт.
Во время ремонта Даймлер получил дополнительно радиостанцию, перед круглым барбетом появились два ящика. Возможно эти два ящика использовались для размещения узлов радиостанции, но так же вероятно что это были наблюдательные башни для артиллерийских корректировщиков или разведчиков. Радиосвязью были оснащены все три машины «первого призыва», может быть их планировали использовать как КШМ для новых броневых взводов, или использовать для проверки возможности радиофицированной разведки, раз уж за год боевого применения они так ни разу в реальный бой и не вступили. Антенна выдвигалась из люка в передней части.
В немецкой газете lllustrierten Zeitung от от 13 июня 1918 г. было так было описано видение применение броневиков, иллюстрированное фотографией бронированного Даймлера с антенной: «… Автомобиль везде выходит на первый план. … «Panzerkampfwagen», хорошо вооруженный артиллерией и пулеметами, который готов броситься в прорывы для разрушения, преследования и разведки во время наступательных ударов, оснащен беспроводными устройствами передачи сообщений, так что Верховное командование армии постоянно знает о движении и направлениях отступающего противника…». (перевод из Wafen-Revue 123. 2001). Не правда ли уже виден блицкриг 1939 года?
После года боевых испытаний Германский штаб выдал новое задание на броневики, по которому машины должны были стать легче и дешевле. Даймлер решил не тратить время и отказался о внесения изменений, будучи загруженным новым проектом артиллерийских тагачей для Круппа. Судьба бронеавтомобиля Даймлера, в отличие от двух его соратников от Бюссинга и Эрхардта после ремонта не просматривается. Некоторые исследователи находят его следы на Украине в 1918-1919 годах, которые могут быть описаны как «хайлилайкли» — возможно вероятно. Но скорее всего нет.
Несмотря на то, что бронеавтомобиль на шасси Daimler Platformenwagen развития не получил, инженеры завода не забросили тему. К концу войны был направлен в серийное производство отличный полноприводный тягач Krupp-Daimler KD1, который и стал основой для второй генерации машин от Даймлер, хотя уже и послевоенной.
Характеристики Daimler/15 Straßenpanzerwagen:
- Страна производства: Германская империя
- Год производства: 1915
- Производитель: Daimler
- Кол-во произведенных: 1
- Боевая масса: 9000 кг
- Размеры: 5610х2030х2848 мм
- Бронирование: 5-7 мм
- Вооружение: 3 x MG-08/15
- Движитель: колесный, 4х4
- Двигатель: 9850см3, 80 л.с.
- Экипаж: 10.