«Фудр» Часть 2: «Мамаша Гигонь» и ее дети
Испытания
16 февраля 1896 г. «Фудр» под командованием капитана 1-го ранга Блуэ отправился из Бордо к острову Экс. 29 февраля, после пополнения запаса угля и предварительных испытаний работоспособности механизмов, крейсер отправился в Тулон, куда без происшествий и прибыл 6 марта.
Заметим, что особой радости от появления новой боевой единицы французские моряки не испытали, благо мнение о практической осуществимости спуска и подъема миноносок в отличающуюся от идеальной погоду было вполне невысоким. В близком консерваторам журнале «Ле Яхт» сообщение о прибытии крейсера сопроводили кислым замечанием, что лучше было бы и впрямь переделать «Фудр» в обычный крейсер – но даже в этом случае он бы оказался куда слабее «Дюпюи де Лома», а стоил бы дороже [1].
Чуть позже о возможной переделке «Фудра» в крейсер – на сей раз отрицательно – высказался никто иной, как Эмиль Дюбок – один из героев Шейпу. По его мнению, от идеи носителя миноносок отказываться не следовало, требовалось лишь учесть в его конструкции самый последний опыт в данной области. К лету заговорили о переделке «Фудра» не в крейсер, а в корабль снабжения и мастерскую при эскадре, причем способный – за счет своей высокой скорости – в некоторых случаях играть роль разведчика.
Предварительные испытания начались 17 апреля. Работа артиллерии претензий не вызвала. В июне «Фудр» успешно развил мощность 8000 л.с., но первый выход на 24-часовые испытания окончился перегревом подшипников при мощности 9000 л.с., и испытания пришлось прервать. В августе крейсер превысил скорость 18,5 уз – как заметили при осмотре, с поврежденным винтом. Для исправления винта крейсер зашел в док, который покинул в конце сентября. 23 сентября, по приказу нового Морского министра адмирала Беснара, «Фудру» следовало приступить к официальным испытаниям – по крайней мере, на некоторое время разговоры о его переоборудовании прекратились. К добру ли, к худу ли, «Фудру» предстояло войти в состав флота в запланированном изначально качестве.
Испытания на полном ходу должны были состояться 26 сентября, но из-за шторма их отложили до 28-го.
В 8 утра «Фудр» покинул Йерский рейд, чтобы провести 4-часовые испытания на большой базе у Йерских островов [2]. В 10:30 был развит полный ход, и испытания начались. Машины работали превосходно и скорость превысила 19 узлов. Два часа спустя «Фудр» подходил к концу второго пробега, максимальная скорость на тот момент составила 19,8 уз, средняя – 19,513 уз. Стандартный маневр, которым кораблю следовало лечь на обратный курс для нового пробега по базе, заключался, сперва, в повороте на левый борт, в сторону Поркероля, а затем почти полной циркуляции на правый борт. Однако как раз в это время Эскадра Резерва проходила к западу от мыса Меде, направляясь на Йерский рейд. Идущий полным ходом «Фудр» не мог повернуть вправо без того чтобы не перерезать ее курс. Командир счел, что выйти за пределы пригодных для судоходства вод безопаснее чем подрезать флагман адмирала де Кювервилля, и в результате, хотя на «Фудре» и успели дать полный назад, крейсер вылетел на илистую мель глубиной около шести метров у мыса Прим де Поркероль.
Адмирал немедленно отправил на помощь севшему на мель кораблю крейсера «Сфакс» и «Милан»; вскоре подошли канонерка «Ашерон» и буксир «Эркюль». Руководство по снятию «Фудра» с мели взял на себя Блуэ. «Милан» доставил в Тулон членов приемной комиссии и участвовавших в испытаниях кочегаров. На «Фудре» слили балластную воду, спустили на воду шлюпки и две миноноски. Только тогда, усилиями «Ашерона» и «Эркюля», в восемь вечера незадачливый крейсер удалось стащить с мели. Утром 29 сентября «Фудр» прибыл в Тулон, где был осмотрен водолазами. Те убедились, что никаких течей нет, а повреждения сводятся к ободранной краске, да сетке на водозаборнике, сбитой упавшим при вылете на мель якорем. Все же, поскольку скорость при вылете на мель была велика, крейсер решили более полно осмотреть в доке Миссиеси, куда он и зашел 6 октября.
Новый выход на испытания состоялся двумя неделями позже. При давлении в котлах 14 кг/см² машины крейсера дали 108 оборотов в минуту, а максимальная скорость составила 19,904 узла – таким образом, «Фудр» стал одним из быстрейших крейсеров французского флота. Работу машин сочли удовлетворительной, хотя и отметили такие недостатки, как легкий стук в цилиндре высокого давления левого борта, излишний разогрев подшипников и прорывы пара из под крышки того же самого цилиндра и сквозь уплотнительные прокладки поршня.
28 октября испытания были продолжены на той же базе. На четырех пробегах «Фудр» развил среднюю скорость 19,6 уз при средней скорости вращения машин 106 оборотов в минуту. 12 ноября прошли испытания на расход угля при искусственной тяге: при мощности 10200 л.с. и 102 оборотах в минуту крейсер расходовал 0,802 кг/л.с. в минуту, полностью выполнив условия контракта, по которым допустимый расход составлял от 0,8 до 0,9 кг.
Далее прошло 6-часовое испытание на расход топлива и 24-часовое испытание при натуральной тяге, во время которых поломка КМУ вывела корабль из строя. После ремонта в арсенале крейсер вновь вооружен для испытаний 24 марта 1897 г. В начале апреля на «Фудре» прошла настройка компасов, 14 апреля успешно завершили 24-часовые испытания. Затем начались испытания устройств по спуску и подъему миноносок, и прежде чем комиссия согласилась признать их работоспособными, потребовался ряд модификаций. По их окончании сочли, что в хорошую погоду спуск миноносок на воду может быть произведен быстро и без затруднений, и, возможно, что и при волнении эта операция останется возможной. Тем не менее, «фудр» мог бы гарантировано работать с миноносками только в хорошую погоду или в каких-то убежищах вблизи берега; в остальном он мог быть полезен эскадре как разведчик, за счет своих хороших скорости и мореходности.
По результатам испытаний Блуэ дал «Фудру» следующую оценку:
«Фудр» в целом управляется хорошо и имеет отличную курсовую устойчивость. После установки перед камбузом и под ходовой рубкой, боевой рубкой и постом рулевого вспомогательной паровой машины, управление рулем при помощи парового сервомотора, до того оставлявшее желать лучшего, стало осуществляться быстро и удобно.
Главные якоря корабля, располагающиеся на своих местах вертикально, и укрепленные на борту кранцы, на которые опираются миноноски при спуске и подъеме, по моему мнению, оказывают влияние на кильватерный след корабля. На небольшой войне они образуют дополнительные вихри, пропорциональные скорости хода; кроме того, брызги, поднимаемые якорями, очень раздражают, захлестывая бак и мостик…
После переноса миноносок и устройства спуска их на воду, «Фудр» легко кренится на 4-5° на оба борта, после чего сопротивление крену возрастает. Для достижения крена в 9° на приемных испытаниях подъемного устройства миноносок пришлось спустить на воду все плавсредства с одного борта, и поднять с другого борта две миноноски на тележках, выдвинутых в предельное положение.
При боковом ветре «Фудр» качает довольно сильно и быстро. Я удивлен, что столь большой корабль качается так легко, надо добавить, что размахи качки весьма заметны.
Когда поднимается волна и корабль на ходу, очень важно закрепить тележки для спуска миноносок. Поскольку талрепы изношены, имеет смысл установить дополнительный крепеж…
Подводя итог: в силу того, что он несет мало артиллерии, «Фудр» для водоизмещения 6100 тонн слишком слаб как крейсер, но может статься, что в других отношениях будет способен оказать важные услуги.
Как плавучая мастерская он вполне пригоден, при условии, что его кузнечная мастерская будет готова, и установлены универсальные станки, позволяющие сделать практически любой ремонт миноноски. Возможно, будет даже изготовление поковок для крупных кораблей.
Как плавбаза «Фудр» может считаться удовлетворительным и способен передавать на крейсера и миноносцы эскадры значительное количество полезных запасов.
С его вертикальными бортами и подвижными кранами он очень хорош для снабжения миноносцев.
При продолжительных испытаниях «Фудр» по этому поводу было выказано немало беспокойства, и для улучшения этой способности установлены различные устройства.
Как носитель миноносок, хотя период экспериментов еще не завершен, «Фудр» также может оказать важные услуги. После внесения изменений в подъемное устройство в корме было достигнуто заметное улучшение, и сейчас возможно спускать на воду (хотя и не без трудностей) обе миноноски, имеющиеся сейчас на борту, при любой погоде, в которую они еще могут быть использованы».
Характерно, что даже командир, оценивая свой корабль, лишь в последнюю очередь упомянул его основное предназначение.
Окончательное вооружение прошло с 23 октября по 1 ноября, после чего крейсер включили в состав Средиземноморской эскадры.
Служба
1897 г.
17 ноября 1897 г. «Фудр», незамедлительно получивший прозвище «мамаша Гигонь» – в честь кукпы-марионетки, изображающей многодетную мать – впервые принял участие в учения Средиземноморской эскадры. При этом он вышел в море под флагом командующего Легкой эскадрой контр-адмирала Дьелуарда, флагман которого – «Шарль Мартель» -остался в доке. Главной задачей «Фудра» на этих учениях, с которой он вполне справился, стало снабжение миноносцев. Побывав в Гольф-Жуане и Ле-Сален, 30 ноября «Фудр» с эскадрой прибыл в Марсель, где для одной из двух его миноносок нашлась неожиданная задача – доставка титулованных посетителей на флагманский «Бреннус». Чуть позже разыгравшийся шторм не позволил получившим увольнение морякам вернуться на свои броненосцы, стоявшие на якорях у Андума. «Фудр», как имеющий самые просторные помещения из всех крейсеров, вынужден был принять их на борт. 2 декабря корабли вернулись в Тулон.
По иронии судьбы, единственным заметным событием в карьере «Фудра» до конца 1897 года стала железнодорожная катастрофа на станции Пьяж-де Руссильон. В произошедшем ранним утром 24 декабря столкновении двух поездов погиб командир крейсера каперанг Блуэ. С 26 декабря по 5 января его заменял кавторанг Николь, затем пост перешел к каперангу Массене.
1898 г.
Под командованием Массене 12 января «Фудр» провел учения по подрыву заграждений, 13-го отбил атаку миноносцев у Ла-Баден, а 18-го вышел с эскадрой на учения. В последнем случае Массене было поручено командование отрядом из семи мореходных миноносцев и торпедных авизо. «Фудр» с миноносцами стал на якорь неподалеку от берега, и миноносцам следовало обнаружить находящегося в открытом море противника. В ходе учений два миноносца столкнулись, повреждения наиболее пострадавшего пришлось исправлять добрый месяц. В продолжение учений миноносцам пришлось наводить на противника корабли Легкой эскадры. Воспользовавшись хорошей погодой, «Фудр» успешно спустил на воду в открытом море обе свои миноноски. Утром 27-го в качестве цели для обнаружения и перехвата выступил прибывающий в Марсель пароход «Виль де Напль»; после перехвата «Фудр» был отправлен к главным силам, находящимся у Санари, причем в течение свыше двенадцати часов уверенно держал ход 18 узлов. 28 января эскадра вернулась в Тулон.
Следующий выход в море состоялся уже 2 февраля, до 11-го, когда корабли прибыли в Вильфранш, был проведен ряд учений, в том числе опять на тему обнаружения противника, включая ночные. 26 февраля «Фудр» посетил принц Монако Апьбер, пожелавший принять участие в спуске миноносок на воду. Пары на миноносках были разведены заранее, и обе смогли дать ход через несколько секунд после того как коснулись воды. Сама операция по спуску прошла без сучка, без задоринки, но надо помнить, что дело было на рейде Вильфранша, а не в открытом море. 27 февраля эскадра вернулась в Тулон, где на время пребывания своего флагмана в доке командующий эскадрой вице-адмирал Юмэнн перенес свой флаг на «Фудр».
30 марта «Фудр», вместе с кораблями Легкой эскадры, провел стрельбы на ходу, и в тот же день вернулся в Тулон. В ночь с 13 на 14 апреля «Фудр» в составе 2-й дивизии Легкой эскадры, вместе со средиземноморской эскадрой, вышел на очередные учения, во время которых на флагмане присутствовал Президент Республики Феликс Фор. Темой учений стало обнаружение противника и бой двух броненосных эскадр. Кроме того, «Фудр», заранее прибыв на место стоянки, установил бочки для броненосцев. С предусмотренным же спуском миноносок на воду не заладилось: погода была недостаточно спокойной, и операцию, как чрезмерно рискованную, отменили. Зайдя в Вильфранш, 22 апреля эскадра вернулась в Тулон.
14 мая «Фудр» с эскадрой отправился в поход вдоль берегов Прованса и Корсики, продлившийся ровно месяц. В ходе учений «Фудр» по-прежнему действовал в составе Легкой эскадры, вместе с крейсерами.
С 5 по 30 июля «Фудр» в составе эскадры «С» принял участие в летних маневрах, посетив при этом Бизерту и Филип-виль. Отметим, что прежний опытный носитель миноносок – транспорт «Япон» – использовался на этих маневрах как угольщик, оснащенный для передачи угля в море; «Фудр» играл роль то крейсера-разведчика, то корабля снабжения. Впрочем, эти роли удались ему совсем неплохо, поскольку победе условно «французская» сторона, не давшая противнику безнаказанно в течении 12 часов обстреливать пункт на побережье, оказалась обязана крейсерам Легкой эскадры и миноносцам. Кроме того, в первой фазе маневров «Фудр» провел учения по буксированию привязного аэростата.
Август «Фудр» провел в Тулоне. В сентябре было принято решение о реорганизации эскадры, в соответствии с которым, «Фудр» следовало перевести в резерв. Однако ситуация на Крите потребовала отправки туда войскового транспорта с отрядом морских пехотинцев и необходимыми для их действий на суше запасами. Для выполнения этой задачи был выбран старый транспорт «Бьен-Оа»; однако из-за поломки конденсатора пришлось предпочесть ему «Фудр». Перегрузка припасов прошла 14 сентября, морпехи поднялись на борт утром 15-го, и после проведенной адмиралом Шатоминуа проверки «Фудр» отбыл в Канею. Вернувшись в Тулон в конце месяца, «Фудр» сделал еще один рейс на Крит, и 22 октября – благо «Бьен-Оа» отремонтировали – окончательно вернулся в Тулон. Впрочем, побыть в резерве ему не довелось – уже 22 ноября, получив экипаж полного состава, он вновь вошел в состав эскадры, но до конца года оставался на рейде Тулона.
1899 г.
Зиму и весну «Фудр» оставался на рейде. 24 мая он, наконец, вышел с Легкой эскадрой на учения к Гольф-Жуану и Ле-Сален. В ходе последних при подрыве заряда пироксилина был ранен офицер с «Латуш-Тревилля», и «Фудр» доставил его в тулонский госпиталь.
В июне была выдвинута идея отправить «Фудр» в Брест, где бы он мог заменить в качестве учебного корабля для курсантов старый крейсер «Ифижени». Любопытно, что одной из причин, по которой для этой цели был выбран «Фудр», стало наличие на нем миноносок, на которых курсанты могли бы отрабатывать управление кораблем. Другой причиной стала высокая скорость, которая позволила бы за длящийся 10 месяцев курс побывать в возможно большем числе портов. В связи с этим «Фудр» передал оборудование для подъема и буксировки привязного аэростата на «Жорегибер-ри». Однако в августе в качестве учебного корабля решили использовать транспорт «Тонкин», а «Фудр» оставить на Средиземном море в качестве корабля-мастерской, после чего он отправился к Гольф-Жуану на соединение с эскадрой.
1 сентября он – на три дня раньше эскадры – он возвращается в Тулон, чтобы погрузить на борт несколько миноносок для Сайгона, до того ремонтировавшихся в арсенале. Но и в этом случае его решили оставить на Средиземном море. До конца года он успел выйти на стрельбы с Эскадрой Броненосцев береговой обороны (2-8 ноября), на буксировку аэростата (13 ноября и 7 декабря). Во втором случае не обошлось без происшествия – когда катер буксировал аэростат на «Фудр», порывом ветра трос оборвало, и аэростат – в гондоле которого никого по счастью не было – унесло к Сен-Мандрие. Впрочем, после приземления его доставили обратно в воздухоплавательный парк французского флота в Лагубране. Кроме того, «Фудр» получил, наконец, все свои миноноски, последние из которых были приняты флотом в ноябре 1899 года.
1900 г.
16 февраля Массне был заменен каперангом Видалем. В стандартном рапорте по окончании кампании Массне укажет:
«Из-за малой площади руля, составляющей лишь 0,014 от площади продольного сечения, «Фудр» управляется очень плохо. По данным разных экспериментов, проведенных на борту в 1899 и 1900 годах, минимальный диаметр циркуляции при наилучших условиях составляет 1400 метров.
При маневрировании в стесненном пространстве приходится пускать машины враздрай – при этом на скорости 10-12 узлов диаметр циркуляции составляет 400 метров.
Лучшим способом использования «Фудра» является включение его в мобильную оборону того или иного порта. Только в этом случае его мастерские, запасы и возможность поднимать и спускать на воду миноноски смогут использоваться с настоящей пользой.
Его также возможно будет использовать для некоторых операция против флота противника, или против кораблей стоящих на рейде, например – в Гибраптаре, если 1) он сможет найти неподалеку от рейда место, чтобы без помех спустить на воду миноноски и 2) миноноски после атаки, если не получится собраться вместе, смогут укрыться во французском или нейтральном порту.
Учитывая сложности с подъемом и спуском миноносок в открытом море, не представляется возможным использовать «Фудр» в составе эскадры (несмотря на все переделки подъемных механизмов, они все еще остаются неудачными, поскольку что бы мы ни делали, главной проблемой является двухточечный подвес миноносок, с большим разносом точек. Нормально операция спуска-подъема миноносок будет проводиться только после перехода к одной точке подвеса…»
С новым командиром «Фудр» в конце февраля вышел на стрельбы с эскадрой броненосцев береговой обороны, в начале апреля – самостоятельно – для проверки остойчивости при маневрировании при наличии на борту всех восьми миноносок с запасами. Результат оказался вполне удовлетворительным, и было высказано пожелание о присоединении крейсера к Эскадре на время маневров для проверки возможности применения миноносок в условиях, приближенных к реальным.
29 мая «Фудру» выпало дать салют из 21 залпа в честь годовщины коронации русского царя.
В начале июня «Фудр» доставил ряд грузов для зашедшей в Аяччо Средиземноморской эскадры, после чего присоединился к эскадре для участия в маневрах. В этот раз маневры проводились совместно Средиземноморской эскадрой и Эскадрой Севера. «Фудр» вместе с броненосцами береговой обороны и мореходными миноносцами вошел в отряд контр-адмирала Малларме.
21-го этот отряд вышел в море, 24-го дозагрузился углем в Мерс-эль-Кебире, и провел учебную атаку против побережья, обороняемого Мобильной обороной Алжира (победу в которой одержали защитники, обнаружившие «агрессора» при помощи береговых прожекторов и атаковавшие его номерными миноносцами). Затем отряд Малларме вместе с главными силами перешел на Атлантическое побережье. Здесь миноноскам «Фудра» выпала задача атаковать находящиеся у Киберона броненосцы. На протяжении остальной части маневров «Фудр» присоединился к легкой эскадре, и единственным, заслуживающим упоминания, событием до конца маневров стало сопровождение его миноносками авизо «Элан», на котором Президент Республики Лубэ принимал военно-морской парад в Шербуре.
22 июля средиземноморцы отправились из Шербура восвояси, зайдя по дороге в Брест. Здесь «Фудр» задержался на день дольше прочих для погрузки оборудования, требующего доставки в Тулон, но вскоре догнал эскадру. Впрочем, перед самым Тулоном ему вновь пришлось отстать: он должен был пополнить запас угля на миноносцах, но этому помешала погода. В итоге «Фудр» с миноносцами вошли на рейд лишь 17 августа, на два дня позже остальных кораблей.
До конца года «Фудр» выходил из Тулона лишь на регламентные стрельбы, оказавшись не нужен не то, что при броненосной, но даже при легкой эскадре. В первой декаде декабря он зашел в док для чистки корпуса. Численность экипажа в этот период была сокращена.
1901-1903 гг.
Начало года «Фудр» вновь провел на рейде, а в конце февраля, после пополнения экипажа резервистами, отправился в Вильфранш, а затем в Гольф-Жуан для пополнения запасов эскадры. В июне экипаж был доукомплектован десятью резервистами на время участия в летних маневрах. Сперва предполагалось, что вместе с двумя бронепалубными крейсерами и контрминоносцем он будет сопровождать флагман «адмиралиссимуса» Жервэ, но в итоге «Фудр» оказался не нужен и в этом качестве. Впрочем, ему все-таки довелось, вместе с миноносцами Мобильной обороны Тулона, выступить в роли разведчика, изобразить конвой, который должны были перехватить крейсера, атаковать своими миноносками эскадру на ходу и провести учения с привязным аэростатом. За время маневров он побывал в Кампо Моро, Пальме, Ла Сьоте, Ницце, Аяччо, Проприано, Ле Сален, Марселе и Сетте.
Продемонстрированная во время маневров сложность со спуском миноносок на воду на волне, однако, практически вбила последний гвоздь в крышку гроба идеи использовать «Фудр» как носитель миноносок. Причисленный к Эскадре резерва – вместе с «Бреннусом» и «Ошем» – он до конца года вышел в море лишь однажды, в конце декабря.
С 24 января 1902 г. «мамашу Гигонь» отправили в продолжительный отпуск; ее место в составе Эскадры резерва занял «Амираль Шарне», имеющий куда худшую скорость, мореходность и дальность плавания, но гораздо лучше вооруженный и защищенный. «Фудр» же перевели в резерв 2-й категории, а с 9 февраля 1903 г. – и вовсе в Специальный резерв.
1904-1909 гг.
В начале 1904 года было принято решение о включении в состав Мобильной обороны Сайгона двух подводных лодок типа «Найяд». Однако данные подлодки были слишком малы, чтобы добраться до Сайгона самостоятельно хотя бы в теории, и слишком тяжелы (68 т), чтобы быть доставленными обычным транспортом. В итоге вспомнили о «Фудре». В конце февраля был отдан приказ о выводе его из резерва и подготовке к плаванию. Командование крейсером досталось одному из самых молодых каперангов французского флота, Эмилю Гепратту.
1 марта «Фудр» был полностью укомплектован, и 16 марта, после настройки компасов и ходовых испытаний, отправился в Шербур, куда и прибыл 23-го, задержавшись со входом в порт из-за шторма. В Шербуре с него сняли кормовое устройство для спуска миноносок, устроили в корме помост для двух лодок и проверили работу котлов. Во второй декаде апреля начали погрузку на «Фудр» двух подводных лодок – «Линке» и «Проте», причем аккумуляторы с них были сняты и размещены в трюме крейсера.
22 апреля с двумя подводными лодками, четырьмя миноносками, 12-тонным котлом и грузом бензола на борту «Фудр» вышел в море, где столкнулся с сильным ветром и волной. Тем не менее, несмотря на значительный груз на палубе, корабль не испытал никаких проблем с остойчивостью. Зайдя по пути в Тулон, Алжир, Порт-Саид, Джибути, Коломбо, Пуло-Be и к мысу Сен-Жак, он прибыл в Сайгон 15 июня, а уже 5 июля отправился обратно. Посетив Сингапур, Коломбо, Джибути, Суэц и Порт-Саид, 19 августа «Фудр» вернулся в Тулон. По окончании плавания Гепратт в своем отчете высказался о «Фудре» так:
«Очень мореходный корабль, при условии подкрепления спонсонов. Что до военной точки зрения, я думаю, что он идеально подходит для роли транспорта, как это было в последнем походе на Дальний Восток».
Сперва планировалось, что «Фудр» отправится с новым грузом в Сайгон без промедления, но затем плавание решили отложить, и с 3 сентября 1904 г. по 1 июля 1905 г. крейсер провел в специальном резерве.
Для перевозки новой партии подводных лодок их решили разгрузить насколько возможно, в результате чего каждая лодка весила лишь 35 тонн. Все снятое оборудование разместили в трюме «Фудра». Сама погрузка при помощи 160-тонного крана без сучка и задоринки прошла за 12 часов. Также были загружены остальные четыре миноноски. 24-часовые испытания, прошедшие 11 августа, пришлось прервать из-за незначительной поломки машины. Однако уже 16 августа «Фудр» под командованием кавторанга Николя, сопровождаемый контрминоносцем «Рапьер», покинул Тулон. В Бизерте к нему присоединились номерные миноносцы 284, 285, 286, 291 и 292. В Коломбо отряд нагнал броненосный крейсер «Дюпти-Туар», и 29 октября, после обычных остановок, корабли прибыли в Сайгон. Обратный путь «Фудр» проделал с 30 ноября 1905 г. по 5 января 1906 г. Корабль доставил в метрополию артиллерию и часть оборудования, снятого с застрявшего на скалах броненосного крейсера «Сюлли». Интерес представляет оценка Николя, данная им после завершения плавания: «Фудр» «не имеет боевой ценности, по крайней мере – как крейсер. Не может выполнять роли носителя миноносок, потому как больше нет миноносок, которые можно было бы носить. Может использоваться как носитель подводных лодок, плавбаза при эскадре, или, после небольших переделок, как минный заградитель. На мой взгляд, последний вариант предпочтителен, но требуется увеличить площадь руля для улучшения маневренности».
С 23 января «Фудр» снова перевели в специальный резерв, в котором он на сей раз задержался до апреля 1910 года.
1910 г.
В марте морской министр адмирал де Лапейрер решил, что «Фудр» должен быть переоборудован в минный заградитель и принять участие в летних маневрах. «Фудр» теперь мог нести 350 мин (или, по тогдашней классификации – «автоматических торпед») модели 1906 года, весом по 170,1 кг. Его силуэт, благодаря демонтажу всех устройств для спуска миноносок, заметно изменился.
18 марта «Фудр» успешно прошел швартовные испытания, 19-го – настройку компаса, 21-го – предварительные четырехчасовые испытания. 1 апреля «Фудр» под командованием кавторанга Кюксака вышел на 24-часовые испытания, закончившиеся трагически: из-за сильной качки главный старшина Ле Ридан сорвался с надстройки и раскроил голову о палубу. Испытания были прерваны, «Фудр» отправился в Тулон, Ле Ридана доставили в госпиталь, где он вскоре и скончался. 7 апреля испытания были возобновлены, и на сей раз прошли без срывов. При мощности 8600 л.с. и расходе топлива 1,1 кг/л.с. в час «Фудр» развил скорость 18,78 уз, продемонстрировав, что его КМУ по-прежнему находится в хорошем состоянии. На 6-часовых испытаниях по расходу топлива при мощности 7500 л.с. цифра оказалась чуть выше: 1,15 кг/л.с. в час.
По окончании ходовых испытаний «Фудр» успешно выставил минное заграждение неподалеку от Санари; позднее мины были вытралены буксиром «Фарон» и возвращены в Тулон. Другая учебная постановка мин прошла 29 апреля.
1 мая «Фудр» вновь вошел в состав Средиземноморской эскадры, и уже 10 мая совершил переход в Аяччо. Здесь он во время первой фазы маневров изображал слабейшую часть вражеской «красной» эскадры (условно – австрийцев), которых условная французская «синяя» эскадра блокировала в порту. «Фудру» довелось отогнать высланные на разведку миноносцы «синих», а затем – самому спасться бегством от броненосца противника. В итоге, впрочем, из-за плохой радиосвязи «красные» так и не смогли соединить свои силы и были разбиты «синими».
Во второй фазе «Фудру» выпала задача изображать один из двух войсковых конвоев, который «синие» пытались провести из Африки в Метрополию, а чуть уступающие им по силам «красные» – перехватить [3]. «Фудр» вышел из Орана вечером 27 мая и достиг Порт-Вандра в 11 вечера 29 мая, никого не встретив; впрочем, надо признать, что ему помог сильный мистраль, вынудивший контрминоносцы «красных», высланные на разведку, искать убежища у берега. Кроме того, наблюдатели отметили, что там, где одиночный быстроходный корабль прошел незамеченным, конвой из 10-15 пароходов вполне мог бы попасться на глаза противнику.
В третьей фазе «красные» блокировали «синих» в Тулоне. «Фудру» удалось ночью пройти мимом разведчиков «синих» и поставить два минных заграждения – между Каркераном и Сепетом и у Йерских островов.
1 июля, вскоре после окончания маневров, «Фудр» был переведен в резерв, в котором и остался до конца года.
1911 г.
Первый выход на рейд для проверки машин и работы устройств по установке мин «Фудр» осуществил 7 июня под командованием кавторанга Пари де Буасруврэ. Было решено, что вместе с другим минзагом – «Касабланкой» – «Фудр» примет участие в маневрах, которые в этом году сводились к отработке нового свода сигналов и тактическим учениям; стратегические задачи, как в 1910 г., перед эскадрой не ставились.
Перед началом маневров состоялся морской парад; решившие посетить парад члены парламента вышли в море на «Фудре».
На время маневров «Фудр» вошел во вторую группу минных заградителей, где компанию ему составили два контрминоносца, оборудованных рельсами для установки мин.
5 сентября, при выходе Морской армии из Тулона, «Фудр» использовался в роли репетичного корабля. В дальнейшем его группа поучаствовала сперва в защите входа на Йерский рейд, где эскадра адмирала Обера была заблокирована эскадрой адмирала Буэ де Лапейрера, а затем, при противодействии условных «вражеских» миноносцев, в выставлении минных заграждений у Сен-Тропе и в заливе Жуан. «Фудр», который должен был заминировать восточный проход к Йерскому рейду, попался миноносцами мобильной обороны Аяччо, которые не замедлили всадить в него условную торпеду. Прочим кораблям, ставящим мины, удалось сделать это незаметно. В целом впечатление от действий «Фудра» в качестве минзага осталось неблагоприятным. 15 сентября он вернулся в Тулон, а в конце ноября был переведен в резервную группу при Второй эскадре.
Здесь надо сделать небольшое отступление.
После перелета Луи Блерио через Ла-Манш в июле 1909 года, и полета Анри Фабра на первом в мире гидросамолете «Канар» в марте 1910 г. французский флот стал выказывать интерес к авиации. В апреле 1910 года, по распоряжению морского министра адмирала Буэ де Лапейрера, была создана комиссия по авиации. По итогам ее заседаний было сочтено, что аэропланам следует отдать предпочтение перед дирижаблями, и что аэропланам можно поручить обнаружение подводных лодок и миноносцев, а также атаку кораблей противника при помощи бомб. Также предлагалось переоборудовать в авианосец корабль большого водоизмещения, имеющий рельсы для запуска самолета в носу, платформу для посадки самолета в корме и ангар в средней части.
Министр высказал определенный энтузиазм; в 1910-м же году поступило поручение создать в основных портах центры базирования морской авиации (впрочем, выполненное с большим опозданием), семь офицеров были отправлены на обучение пилотированию, и в декабре флот обзавелся первым гидросамолетом – бипланом «Фарман».
В январе 1911 года все тот же Лапейрер запросил кораблестроительный департамент о возможности установить на «Фудре» – который, благодаря своим размерам, не превышающей 18 узлов скорости и не слишком хорошей маневренности, как минзаг вызывал нарекания – откидные платформы для
«отправки и приема аэропланов».
Были выдвинуты проекты установки на «фудре» носовой наклонной платформы длиной от 30 до 50 метров, и даже двух платформ – в носу и корме.
В апреле 1911 года новый министр, Теофиль Делькассе, назначил ответственным за развитие морской авиации кавторанга (с лета 1911 г. – каперанга) Давелюи, который ничего не знал об авиации, но был известен как хороший организатор. Он решил, что техника не позволяет на данный момент обеспечить взлет и посадку самолетов на корабль, и что флоту следует переделать какой-нибудь корабль в носитель гидросамолетов, совершающих посадку на воду и поднимаемых-спускаемых с корабля грузовыми стрелами. С точки зрения Давелюи, «Фудр» в качестве такого транспорта имел бы важные преимущества: значительная остойчивость, позволяющая размещать на верхней палубе ангар и необходимые для работы с самолетами устройства, и большие внутренние помещения. «Добро» министра было получено 26 октября 1911 г.
1912 г.
С 1 марта «Фудр» был переведен в нормальный резерв. Воспользовавшись моментом, на нем начали переделки: грот-мачту переделали в грузовую, а в корму от дымовых труб разместили ангар длиной Эми высотой 4 м. 15 апреля началось вооружение корабля, и в мае, под командованием кавторанга Фату, «Фудр» приступил к испытаниям в своем новом качестве. Сперва провели испытание грузовой мачты, подняв с воды ялик, загруженный балластом до веса «Канар-Вуазена». 23 мая при ее помощи подняли с воды уже сам «Канар-Вуазен» и разместили его в ангаре. 28 мая «Фудр» отбыл к Сен-Рафаэлю, где с 20 марта 1912 г. находился свежесозданный Департамент Морской авиации. При этом крейсер был прикреплен к силам обороны Тулона, и перешел из-под власти Командующего эскадрой к Морскому префекту.
В июне прошли испытания с «Ньюпором», «Фарманом» и «Кертиссом», который пилотировал известный летчик Луи Полан. В июле «Фудр» побывал в Тулоне для пополнения запасов, затем, выгрузив «Канар-Вуазен» и «Фарман» и оставив лишь моноплан «Ньюпор» (управляемый капитан-лейтенантом Деляжем), отправился на встречу с проводившей маневры эскадрой. Перед выходом в море «Ньюпор» пролетел над рейдом. В первой фазе маневров из-за состояния моря использовать самолет не получилось, но утром 29 июля Деляж, вернувшись с разведки, сообщил на «Вольтер» следующее:
«Легкая эскадра находится на линии острова Лерен – Канны; движется на малой скорости, подводные лодки – тремя милями западнее этой линии, контрминоносцы – тремя милями восточнее. В 9:05 один из крейсеров отделился и направился на восток».
Тем не менее, невозможность использовать гидропланы в непогоду вызвала разочарование – возможно, связанное с тем, что от новой техники ждали слишком многого.
По окончании маневров «Фудр» вновь отправился к Фрежюсу, где продолжил опыты. В середине сентября он загрузил 400 тонн угля в Тулоне, после чего его офицеры побывали на опытах по обстрелу воздушных целей из 75-мм пушек (в качестве мишени выступал планер, буксируемый миноносцем «Фурше»). Затем «Фудр» вернулся к Фрежюсу, где его авиапарк пополнился гидропланом «Бреге». Еще раз – за новым катером Уайта – «Фудр» наведался в Тулон в октябре.
1913 г.
Очередное пополнение запасов угля в Тулоне прошло в середине января; тогда же на рейде «Фудр» провел опыты с подъемом и спуском нового гидросамолета – моноплана «Де-пердюссен». В конце января был проведен интересный опыт: подводные лодки «Монж» и «Гей-Люссак» пытались из подводного положения атаковать «Фудр» на ходу, а его самолеты – обнаружить эти лодки. Правда, этот эксперимент едва не закончился трагедией – самолет, пилотируемый капитан-лейтенантом Кайля, опрокинулся при вынужденной посадке. Пилота и самолет подобрали шлюпки «Фудра».
По возвращении в Тулон «Фудр» зашел в док для ремонта и чистки корпуса; самолеты в это же время проходили техническое обслуживание во Фрежюсе.
В начале мая три самолета с «Фудра» – два «Ньюпора» и «Фарман» – попробовали совершить перелет от Сен-Рафаэля до Тулона. «Ньюпорам» это удалось, а «Фарман» из-за поломки мотора сел на воду у Брегансона, откуда был отбуксирован в Тулон миноносцем №369.
С 13 июня 1913 г. командование кораблем принял кавторанг Роке.
Работы на «Фудре» закончились в начале сентября, после чего он, зайдя в Сен-Рафаэль, вернулся в Вильфранш. 11 сентября, вскоре после постановки на бочку на рейде, у нее лопнула цепь, и «Фудру» пришлось без помощи буксира самому становиться на новую. 12 сентября был проведен первый после ремонта запуск самолетов – «Ньюпора» и «Вуазена», спущенных на воду у мыса Феррат.
19 сентября «Фудр» посетил Марсель, где продемонстрировал морскому министру Бодену спуск на воду двух своих самолетов – «Ньюпора» и «Канар-Вуазена», которые затем, несмотря на довольно высокую волну, смогли благополучно взлететь. Далее «Фудр» в сопровождении прикомандированных к нему миноносцев «Это» и №187 отправился для проведения экспериментов с самолетами к Сетте.
Еще один перелет самолета с «Фудра» из Сен-Рафаэля в Тулон и обратно прошел в конце декабря; самолет при посадке слегка повредил крыло о якорную цепь миноносца «Буклие».
1914 г.
1 февраля 1914 г. «Фудр» вернулся Тулон для очередных переделок. Хотя спуск гидросамолетов на воду проходил «с замечательной легкостью», состояние моря сильно ограничивало возможности их использования, и в итоге точка зрения сторонников взлета самолетов непосредственно с самого носителя взяла верх. Из разработанных в 1913 году вариантов был выбран вариант с одной носовой платформой. Для этого мачта и мостик были сдвинуты в корму на 12,40 м, носовая 100-мм пушка и боевая рубка демонтированы, трубы удлинены. На тринадцати трапециевидных опорах в носу была уложена съемная платформа из досок, имевшая длину 34,75 м и ширину 8 м. Сами опоры соединялись семью продольными распорками. Четыре опоры крепились прямо к деревянной палубе, и опирались на бимсы, прочие – на прикрепленные к палубе основания из уголка. Носовую опору с двух сторон крепили скобами в обшивке борта. Для взлета у самолета было в распоряжении 27 метров.
Опоры были заказаны 4 февраля 1914 г. «Шантье э Ателье де Прованс», изготовлены к концу апреля и без задержки установлены на место тулонским арсеналом. Кроме того, еще одна мачта была переделана в грузовую – так что теперь крейсер мог одновременно поднимать на борт три самолета.
2 мая четыре самолета – «Ньюпоры» №3 и №4, «Кодрон» №1 и «Бреге» №2 – совершили перелет из Тулона в Монако. Вскоре работы по установке платформы закончились, и «Фудр» перешел к Сен-Рафаэлю. Здесь 7 мая в 04:08 пополудни пилотируемый Рене Кодроном «Кодрон G3» стал первым самолетом, взлетевшим с корабля французского флота.
С 10 по 12 мая «Фудр» посетил Бизерту, куда доставил три самолета – два «Ньюпора» и «Кодрон» (пилоты Эскай, Дефрем и Нове-Жоссеран). Затем начались Большие маневры, в которых «Фудр» действовал в составе эскадры «А», должной отыскать и уничтожить вражеские силы, пытающиеся прорваться в западную часть средиземного моря. На борту «Фудра» было два гидросамолета – «Кодрон» №2 и «Вуазен» №6, – которые, наряду с двенадцатью другими гидросамолетами, приняли довольно активное участие в маневрах. В первой фазе маневров, на рассвете 15 мая, «Фудр», патрулируя свой участок, обнаружил противника, но и сам не остался незамеченным. Вскоре он был настигнут и «нейтрализован» броненосными крейсерами. После этого «Фудр» ушел в бухту Пон-ти, где продолжил запуски самолетов. 18 мая, во время полета одного из «Ньюпоров», во время виража началось скольжение на крыло. Поскольку до поверхности моря было всего 12 метров, самолет зацепил воду и упал. Пилот не пострадал.
Хотя результаты маневров и сложно было назвать триумфальными, все же их сочли достаточно интересными для продолжения работ в этом направлении. Морской министр Готье, выступая в Палате депутатов в июне 1914 года отметил:
«в этом году активность гидросамолетов «Фудра» была особенно велика. Их вклад в маневры специально отмечен».
29 мая «Фудр» вернулся в Тулон и 30 мая установил собственный рекорд по числу полетов в день – 15.
9 июня «Кодрон» лейтенанта де Лаборд при попытке взлета с «Фудра» из-за порыва ветра скапотировал. Летчика вытащили из воды сразу же, самолет – 20 минутами позже. Происшествие не помешало де Лаборду остаться одним из сторонников морской авиации. Хотя иногда и говорят, что он получил серьезную травму, уже 11 июня он пилотировал «Вуазен».
23 июня во время ночного взлета скапотировал и затонул управляемый лейтенантом Дютертром «Бреге» №2. Пилот не пострадал, самолет удалось выловить лишь через 5 дней. 19 июля у Сен-Рафаэля был проведен эксперимент по обнаружению мины с самолета. В итоге, мину, модели 1906 года, не смог обнаружить не только самолет, но и посланные на поиск водолазы. Решили, что ее могло случайно утащить в сторону какое-нибудь рыболовное судно.
Война
1914 г.
На начало конфликта во французской морской авиации имелось 17 гидросамолетов: семь «Ньюпоров» (N1-N7), шесть «Вуазенов» (V1, V3-V7), два «Кодрона» (С1 и С2) и два «Бреге» (В1 и В2). Самолетам двух последних типов быстро оказалась уготована участь учебных.
Начало частичной мобилизации застало «Фудр» в Сен-Рафаэле. Вечером 29 июля он перешел в Тулон, где 30-го погрузил на борт уголь и боеприпасы; кроме того, экипаж был доведен до полной численности – в частности, на борт прибыли 63 механика и кочегара и 32 артиллериста. Было выгружено все оборудование для запуска и буксировки воздушных змеев. Вечером проверили работу машин, руля и шпиля.
Утром 31 июля крейсер отбыл в Бонифаччо, где утром 1 августа выгрузил три самолета – N4, V4 и С2, а также ряд оснащения для устраиваемой там авиационной станции. Затем «Фудр» зашел в Сен-Рафаэль, где принял на борт самолеты V6 и V7, и 2 августа прибыл в Тулон. Ранним утром 3 августа Морская армия (в состав которой вошел «Фудр») под командованием адмирала Буэ де Лапейрера вышла в море.
5 августа «Фудр» посетил Алжир, где пополнил запас угля, масла и воды. 7 августа там же прошло учение по применению пластырей Макарова и запуск обоих «Вуазенов». В ночь с 8 на 9 августа «Фудр» вместе с миноносцами ушел в Бизерту, откуда, пополнив запас угля, 11 августа отбыл на Мальту, которая, по приказу министра, с этого момента становилась операционной базой французского флота. 13 августа Франция объявила войну Австро-Венгрии, и министр потребовал от Буэ де Лапейрера немедленно начать против нее военные действия. Хотя французский флот и не готовился к подобным действиям, было решено, что следует войти в Адриатику, атаковать по возможности австрийские корабли, блокирующие побережье Черногории, и устроить блокаду австрийского побережья. 15 августа Морская армия отправилась в Адриатику, а «Фудр» – в Бизерту, где пополнил запас угля, принял груз запасных частей для подводных лодок, 350 мин, и провел сперва запуск самолета V7, а затем и V6.
20 августа «Фудр» прибыл на Мальту, куда возвращались исчерпавшие запас угля корабли Морской армии. Здесь он выгрузил мины, и некоторое время выступал в роли плавбазы миноносцев и подводных лодок, (в частности, передал запчасти на лодки «Араго», «Бернулли» и «Кюри»), и пополнил свои запасы. С 27 августа по 9 сентября «Фудр» провел между Паксосом и Антипаксосом, снабжая подводные лодки. Некоторое время запасы на «Фудре» пополнялись с транспорта «Винь-Лон», но 10 сентября ему пришлось, сопровождая субмарину «Араго», вернуться на Мальту.
Кроме того, когда «Фудру» было приказано отправить оба своих самолета в Антивари, где планировалось устроить базу французского флота, V7 при попытке взлета скапотировал и затонул. V6 успешно добрался до Антивари, но спустя несколько дней был сломан сильным порывом ветра.
13 сентября «Фудр» загрузив 880 тонн угля и торпеды для подводных лодок, покинул Мальту и вновь отправился к Корфу. В ночь с 13 на 14 крейсер угодил в шторм; из-за скопившегося в надводной части снаряжения и запасов качка была очень сильной – до 38-40 градусов на борт. В результате часть запасов и оборудования опрокинулась, разбилась, или вообще свалилась за борт. В течение десяти дней «Фудр» пополнял запасы топлива на подводных лодках, миноносцах и даже крейсере «Д'Антркасто», а затем вернулся на Мальту. В течение нескольких дней он грузил уголь, котельную воду, питьевую воду и припасы. 28 сентября водолаз с «Фудра» принял участие в спасении 18 ящиков с консервами, утонувших при погрузке (обнаружить и поднять удалось лишь 11). 1 октября он вновь отправился в район Корфу. Снабжение субмарин на стоянках у Паксоса Антипаксоса, Итаки и Фано продлилось до 18, после чего крейсер ушел в арсенал Сиди-Абдаллах, где и стал в док. Кроме того, два переданных на «Фудр» «Ньюпора» за день до ухода успешно совершили перелет в Антивари.
26 октября «Фудр» вышел из дока, до 30 октября грузил уголь, масло, котельную и питьевую воду, а также разные грузы для арсенала на Мальте – включая запасные винты для миноносцев, а также эскадрилью гидросамолетов «Ньюпор». 31 октября «фудр» прибыл на Мальту, где до 6 ноября принял на борт ряд грузов, в том числе топливо и масло для подводных лодок. 7 ноября крейсер отбыл к мысу Дукато. На сей раз снабжение проводилось на стоянках у Погонии, Фано и Мерлеры. Как выбивающиеся из рутины можно отметить разве что трагическую смерть трех баранов, содержавшихся на баке крейсера, да погрузку угля с транспорта «Изабель», прошедшую 20 ноября у Погонии.
27 ноября, после принятия на борт эвакуированных из Антивари «Ньюпоров» и матобеспечения для эскадрильи капитан-лейтенанта Эскайя с «Вольтера», «Фудр» отправился в Порт-Саид. Утром 28 крейсер угодил в шторм. В очередной раз была отмечена сильная качка, но поскольку грузы были надежно закреплены, то побился только хрусталь в офицерской кают-компании. 30 ноября «Фудр» прибыл в Порт-Саид, где и выгрузил 2-3 декабря затребованную англичанами эскадрилью «Ньюпоров», сыгравших немалую роль в обнаружении турецкой армии, двигавшейся к Суэцкому каналу, 7 декабря «Фудр» ушел в составе конвоя обратно на Мальту, куда и прибыл 12-го. 14-го он отправился в патрулирование в Ионическое море, где досмотрел несколько пароходов, и, после погрузки угля с транспорта «Сирсе», 20 декабря прибыл на стоянку у Сигри. Здесь Роке получил приказ присоединиться к дивизии Дарданелл. После этого крейсер вел патрулирование между Лесбосом и Дедеагачем, досмотрел несколько пароходов, в том числе итальянский «Торино», с которого снял десятерых граждан Центральных держав. 28 декабря, чтобы остановить для досмотра американский пароход «Мэн», «Фудру» пришлось сделать три выстрела из 65-мм пушки. 29-30 декабря у Сигри крейсер пополнил запас угля и заменил изношенные штуртросы, после чего продолжил патрулирование между Лесбосом, Самотраки и Дедеагачем.
1915-1916 гг.
12 января «Фудр» вернулся в Сигри, где приступил к погрузке угля с английского угольщика «Картерсвелл». В 12:15 13 января этот же угольщик, снявшись с якоря, неудачно сманеврировал и почти перпендикулярно врезался в левый борт «Фудра» рядом с носовой трубой, немного в нос от среднего спонсона. В результате обшивка как ниже, так и выше броневой палубы была разорвана, часть заклепок сорвана, некоторые отсеки двойного борта затоплены, образовалась небольшая течь напротив переборки между носовым и средним котельным отделениями. При помощи водолазов оценив повреждения, 16 января Роке решил идти на Мальту, куда и прибыл пятью днями позже. 7 февраля Роке был заменен кавторангом Карре. Здесь же, на Мальте, на «фудре» был проведен ремонт: исправлять набор и обшивку не стали, ограничившись изготовлением деревянных наделок, восстановивших форму и герметичность корпуса, и покраской. Кроме того, 18-19 февраля на «Фудре» вновь установили носовую 100-мм пушку. 26 февраля погрузили уголь и припасы, 2 марта провели испытания машин и котлов, и 10 марта крейсер в составе конвоя отбыл на рейд Мудрое (остров Лемнос), куда и прибыл тремя днями позже. Пребывание на рейде затянулось; в этот период корабль в основном играл роль плавучей мастерской-склада. Его услугами воспользовались, в частности, броненосец «Жорегиберри», буксир «Голиаф», контрминоносцы «Пуаньяр», «Кутла», «Три-дан», тральщик «Марсейе», вспомогательное судно «Пупе» а также номерные миноносцы. Кроме того, 9 апреля водолаз с «Фудра» принял участие в ремонте английского парохода, 19-20 апреля – в ремонте винта английского тральщика №324. Наконец, погрузив уголь, 23 мая «Фудр» отправился в Тулон, и 27 мая стал на бочку на рейде, и тем же вечером зашел в арсенал.
Работы на борту продлились до 16 июня, когда крейсер зашел в док, где приступил к капитальному ремонту (работы типа чистки корпуса проводились силами экипажа, ремонт машин, котлов, и покраска – силами рабочих арсенала). 4 июля крейсер покинул док, и приступил к погрузке угля и припасов. Мелкие работы продолжились до конца месяца. 23-го демонтировали и выгрузили две кормовые 47-мм пушки, и приступили к предварительным испытаниям котлов. 28-29 июля прошла регулировка компаса, 31 июля установили две 47-мм пушки, переделанные в зенитные, и 3 августа, погрузив 6 глубинных бомб, «Фудр» отправился обратно на Мальту. До 12-го он пробыл в Ла Валетте, где провел испытания 47-мм зениток, затем стал на бочку у Лазарет Крик, и 16-го отбыл на восток. Из Порт-Саида крейсер совершил несколько выходов на патрулирование сирийского побережья; с 24 августа по 4 сентября побывав у Яффы, Фамагусты, Ларнаки и Арвада; с 10 по 12 сентября «Фудр» забрал у Рас-эль-Мины 1042 армянских беженца, которых 13-го высадил в Порт-Саиде. Отметим, что перевозка беженцев на борт осуществлялась на деревянном плоту, быстро изготовленном плотниками «Фудра».
Несколько более богатым на события оказался выход с 14 по 28 сентября – побывав у Арвада, 20 сентября у Анталии «Фудр» 33 выстрелами из 65-мм пушки уничтожил стоявшую у берега турецкую шхуну. 21-го пришлось из-за поломки временно остановить машину правого борта. Вечером 23 сентября на рейде Мерсины «Фудр» выпустил по турецкому буксиру и баржам 41 100-мм и 21 65-мм снаряд, потопив две баржи и, как минимум, повредив буксир. Наконец, незадолго до возвращения в Порт-Саид случилась поломка в сервомоторе руля, впрочем, устраненная за час.
Погрузка угля, припасов и мелкий ремонт продлились до 7 октября, после чего «Фудр» вышел на очередное патрулирование. 12 октября, неподалеку от Александретты был замечен пароход, при виде «Фудра» давший полный ход в сторону гавани. По нему выпустили 92 100-мм снаряда, но безрезультатно.
Отметим, что большую часть времени упомянутые патрулирования велись при скорости порядка 10-12 узлов.
28 октября крейсер прибыл в бухту Мило, где, в качестве плавучей базы и мастерской, оставался до 22 апреля 1916 г. За это время – помимо ремонта своих собственных котлов и проведения множества мелких работ, типа починки вельботов с миноносцев, – «Фудр» принял участие в ремонте корпусов контрминоносца «Буклие» (начало ноября 1915 г.), пострадавшего в шторм, старого минзага «Кассини» (декабрь 1915 г.), и транспорта «Эн» (январь-февраль 1916 г.). Кроме того, матросы «Фудра» регулярно использовались при погрузке угля и припасов другими французскими кораблями. Из происшествий можно упомянуть разве что небольшие повреждения при погрузке угля, смерть в корабельном лазарете заболевшего старшего матроса Кервелла, да участие парового катера с «Фудра» в спасении моряков с перевернувшегося яла с контрминоносца «Дегорте» (апрель 1916 г.). Также с 10 января по 21 марта 1916 г. «Фудр» нес брейд-вымпел каперанга Фату – командующего патрульной дивизией Восточного Средиземноморья.
С 22 по 23 апреля «Фудр» перебрался поближе к Адриатике – на остров Кефалония, и стал напротив Аргостоли. Здесь – все в том же качестве плавучей мастерской – он пробыл до 12 февраля 1917 г., прервавшись в июле 1916 г. на двухнедельное пребывание на Мальте. На Кефалонии же он получил нового командира – 5 октября 1916 г. эту должность занял кавторанг Жошо дю Плесси. Оставивший корабль Карре в рапорте по окончании кампании отозвался о «Фудре» так:
«Военная ценность снижается постоянными переделками, вызванными возникновением новых потребностей. Скорость все еще хороша (легко поддерживается 16 узлов). Лучшим образом может служить как судно обеспечения тральщиков, миноносцев, и кораблей флотилий. Авиационный ангар занят столярными станками, ленточной пилой, небольшими торпедными и электрическими мастерскими…»
Заметим, что служба корабля-мастерской, описанная хоть сколь-нибудь подробно, превратилась бы в унылое перечисление воспользовавшихся услугами «Фудра» кораблей, перечислению отправленных на те или иные работы матросов и водолазов, истраченных для салюта 65-мм холостых патронов, бункеровок и утопленных в их ходе мешков с углем, количества погруженных на корабль припасов и сообщений о взыскании с того или иного матроса стоимости утраченных военно-морским способом коек и одеял.
Тем не менее, за указанное время случилось несколько событий, достойных упоминания. Так, 4 июля 1916 г. из-за поломки динамо-машины №3 перегорела 151 лампа. Описание поломки найти не удалось, но, судя по тому, что машина была демонтирована и выгружена, исправить ее даже силами мастерских «Фудра» не удалось.
8 августа того же года случился пожар в сваленных на верхней палубе перед кормовой трубой кранцах. Пожар удалось быстро потушить, пострадавших и серьезных повреждений не было.
12 августа случилась неприятность, больно отозвавшаяся в сердце каждого истинного француза: доставленные на корабль бочки с вином получили при перевозке повреждения, и одна даже протекла – пропало 76 литров вина.
12 ноября 1916 г. заменили мертвый якорь втрое более тяжелым.
1917-1918 гг.
13 февраля 1917 г. крейсер прибыл к Мило, где остался до 22 ноября 1918 г. – лишь с 30 июня по 9 июля 1918 г. побывав на Пирее, где прошел небольшой ремонт. В этот период можно отметить заметно возросшее использование на «черных» работах греков и аннамитов (вьетнамцев) – нехватка личного состава отражала общий кризис с людскими ресурсами у несшей тяжелые потери Франции.
3 апреля 1917 г. наконец были демонтированы 100-мм пушки – рассчитывать, что «Фудру» придется применить их в бою, уже не приходилось. При погрузке этих пушек и боеприпасов к ним на английский пароход щит одной из пушек упал в воду. На следующий день за щитом был отправлен водолаз, но тут выяснилось, что некоторое время пролежавший без дела скафандр дал течь, и командиру «Фудра» пришлось обращаться за помощью. В итоге щит был поднят двумя днями позже.
В том же месяце на «Фудр» временно передали спасенных с потопленного в 26 милях от Милоса воинского транспорта «Аркадиан». В итоге Жошо дю Плесси пришлось вести переписку относительно возвращения на корабль выданных спасенным одеял.
18 сентября новым командиром «Фудра» стал кавторанг Карон.
12 ноября 1917 г. был перебит протянутый на «Фудр» телеграфный кабель. Телеграфисту пришлось три дня провести в городке Плака на расположенной там телеграфной станции, пока кабель не починили.
19 ноября того же года патрульное судно «Перванш» из-за порыва ветра навалился на «Фудр» – по счастью, оба корабля не пострадали.
2 марта 1918 г. новым командиром крейсера стал кавто-ранг Ренар. Стоит отметить, что Ренар показал себя куда более строгим командиром, чем предыдущие три, но, несмотря на возросшее число взысканий, до открытого проявления матросами недовольства дело не дошло.
Финал
23 ноября 1918 г. «Фудр» зашел на Корфу, и 27 ноября прибыл в Спалато (Сплит), где в качестве корабля обеспечения французской «миротворческой миссии» остался до апреля 1919 г., когда ушел в Фиуме. 23 апреля 1919 г. крейсер отправился домой – зайдя в Сплит (Спалато) и Бизерту, 4 июля «Фудр» прибыл в Тулон, где не был больше четырех лет.
28-го числа того же месяца морской префект Бизерты сообщил следующее:
«Ремонт «Фудра» запланирован на декабрь. Предполагается провести чистку и окраску корпуса, и детальный осмотр корпуса и механизмов. Желательно найти все необходимые материалы для проведения ремонта».
Корабль, однако, остался в Тулоне, где 15 марта 1920 г. был переведен в Специальный резерв. 15 мая датируется следующая записка:
«Мнение Морского Генерального Штаба не изменилось. Корабль должен быть отремонтирован в соответствии с условиями от 22 ноября 1919 г., то есть быть готовым выполнять редкие выходы на малой скорости».
1 июля новый командир «Фудра» кавторанг Клуатр (сменивший Ренара на этом посту 4 октября 1919 г.) составил записку, напоминающую скорее смертный приговор:
«После предложения о восстановлении «Фудра» в конце 1919 года, решили использовать его в будущем в качестве корабля-мастерской, способного выполнять редкие плавания на низкой скорости.
«Фудр» – старый бронепалубный крейсер, его полезная вместимость невелика, клетчатый слой излишне развит, КМУ громоздка и изношена, начальная небольшая мастерская теперь заняла почти все палубы, станки размещены настолько тесно, что снижается их производительность. Оборудование и инструменты мастерских не являются современными, отсутствует возможность производить точные механические работы.
Как корабль снабжения, так и как корабль-мастерская «Фудр» уступает по всем параметрам старому транспорту «Винь-Лон».
Если принять во внимание, что прочие старые бронепалубные крейсера уже списаны, то вряд ли стоит делать исключение для «Фудра» и идти на расходы по его ремонту и техобслуживанию.
В общем, качества старого бронепалубного крейсера «Фудр» делают его непривлекательным с точки зрения сохранения в составе флота. Можем только надеяться на его скорейшее списание».
В записке от 4 мая 1921 г. тулонский арсенал предлагал списать «Фудр» вместе с броненосным крейсером «Дезэ». 27 июля решение о списании было принято; в тот же список попал и бронепалубный крейсер «Жюрьен де ля Гравьер».
27 мая 1922 г. «Фудр» был продан на слом компании «Салья» из Тулона. Цена составила 371363 франка.
- Надо пояснить, что идея о переделке «Фудра» в обычный крейсер пришла в голову новому морскому министру, Эдуару Локруа, занявшему этот пост 1 ноября 1895 г. Разработку проекта переделки поручили тулонскому арсеналу. Результат был таков: сняв миноноски, их запасы, все устройства для их спуска и подъема на воду можно было выиграть около 1000 тонн. Это позволило бы устроить на крейсере 75-мм пояс гарвеевской брони, установить две 164,7-мм пушки в носовой и кормовой башнях в ДП и шесть 138,6-мм пушек за 54-мм щитам побортно. Запас угля при этом составил бы 1500 т.
- Отметим, что эта база длиной 13 430 м находилась на линии между мысом Лардье и оконечностью острова Поркероль, мысом Меде.
- Напомним, что задача по доставке в случае начала войны XIX корпуса из Алжира во Францию постоянно ставилась военными перед флотом как первоочередная.
источник: Дмитрий Якимович ««Фудр» Часть 2 «Мамаша Гигонь» и ее дети» «Арсенал-Коллекция» № 8’2014