Французский император большого калибра. 155 мм колёсная САУ CAESAR. Франция
Так оказалось, что краса и гордость современной французской артиллерии сейчас стреляет по Российской армии на Украине. Безусловно, это современная машина, способная вести стрельбу в сложных условиях с высоким уровнем автоматизации наведения стрельбы. Отлично зарекомендовала себя на Ближнем Востоке, в том числе и в войне с ИГИЛ. И вот эти машины появились у нас, на Донбассе, и активно участвуют в боевых действиях. Что он из себя представляет и каковы возможности французского императора — опишу в этой статье.
CAESAR (le CAmion Équipé d’un Système d’ARtillerie — грузовик, оснащённых артиллерийской системой) — колёсная самоходная гаубица, разработанная GIAT Industries (ныне Nexter Systems), предназначенная для замены устаревших гусеничных САУ AMX AuF1 и буксируемых TRF1. Разработка началась в конце 80-х, на публике продемонстрировали впервые в 1994 и в июле 2008 принята на вооружение армии Франции первая серийная самоходка. В ходе доводки машину сильно допиливали — меняли шасси, модернизировалось и само орудие под вызовы времени, и СУО (система управления огнём). Одной из главных задач было удешевление производства и эксплуатации и с последним конструктора справились — затраты на службу CAESAR вышли в 3 раза ниже, чем у старой гусеничной AMX AuF1. Не смотря на достаточно приличную на первый взгляд цену, до 5,2 млн вечнозелёных, низкие эксплуатационные расходы и простота обслуживания сделали САУ довольно востребованной на мировом рынке. Кроме Франции и Украины CAESAR’и закупили Саудовская Аравия, Бельгия, Чехия, Дания, Индонезия, Марокко, Таиланд, хочет затариться и Литва.
Начнём с базы, тобишь с шасси. Ранние серийные образцы и предлагаемые на экспорт используют немецкий грузовик Unimog U2450 6х6, датчане и чехи предпочли Tatra 815-7T3RC1 8х8 с усиленной защитой по 3 классу STANAG 4569, индусам предлагали на базе Ashok Leyland Super Stallion 6х6. Сами же французы, тайцы и украинцы используют французский Renault Trucks Defense (ныне Arquus) Sherpa 5 6х6 с возможностью усиления бронирования кабины экипажа по 2 классу STANAG 4569 (можно заметить крепление листов брони на дверях). Кроме брони кабина оснащается отопителем и кондиционером, выполняющим одновременно роль защиты от ОМП. Дизель Renault DXi-6 в 240 л.с. разгоняет 17,7 т САУ до 80 км/ч по шоссе и 50 — по бездорожью (правда, под бездорожьем подразумевается нечто похожее на зону сахель в Африке, но всё-таки). Sherpa обладает хорошей проходимостью, в том числе и по пахоте, и грязи, чему способствует изменяемое давление в шинах. Интересная фишка — система запуска двигателя зимой при температуре до -32 град. Возможно пересечение брода до 1,2 м, подъём в горку с уклоном в 40 град. Запаса хода хватает на 600 км. На марше CAESAR занимает 10,5 м в длину, 2,55 м в ширину и 3,7 м в высоту, т.е. на пределе грузовой кабины транспортника А400М. Чтобы уместиться в массовые С-130, самоходку можно собрать в транспортной конфигурацию, где ствол гаубицы помещается в кабину. Так высота снижается до 2,7 м.
Главное в CAESAR, конечно, его гаубица Canon de 155 mm/ 52 cal. Разрабатывалась она на базе буксируемой TRF1 с сохранением казённой части и дульного тормоза, но ствол вытянули до 52 калибров (8,06 м). Объём каморы заряжания — 23 л. Гаубица разрабатывалась под натовские 155-мм боеприпасы, может применять (основным ограничением является адаптация снаряда с СУО самоходки) доступные выстрелы для других гаубиц с длиной ствола 39 и 52 калибра с модульными зарядами. Пиковая скорострельность достигает 6 в/мин, а следующие несколько минут может обеспечиваться до 4 в/мин. Для повышения скорострельности установлена полуавтоматическая система заряжания. Затвор CAESAR’а поршневой, но имеет электропривод, работающий дистанционно. Такая схема одновременно проще и легче, чем клиновый затвор, и позволяет сильнее автоматизировать процесс стрельбы и снизить воздействие кривизны рук расчёта на скорострельность. Приводы наведения гидравлические автоматизированные, наводчику из кабины остаётся только дать координаты цели и гаубица сама примет нужное направление и возвышение. Углы наведения — от +17 до +66 по вертикали и по 17 град в каждую сторону по горизонтали, что ограничивает минимальную дальность стрельбы в 4500 м. Есть режим стрельбы прямой наводкой, тогда гаубица опускается на одну из сторон и тут уже может управляться с пульта с левой стороны от казённой части. В таком положении орудие наводится по вертикали от -3 до +10 град и может поворачиваться до 24 град в каждую сторону. Прицельная дальность при стрельбе прямой наводкой — до 2000 м. Для компенсации отдачи и уменьшении износа задних осей CAESAR на позиции встаёт на мощный аутригер. Весь расчёт из 5 человек помещается в кабине — двое спереди и трое сзади. При необходимости обслужить самоходку могут 3 человека. Боекомплект из 18 (36 в варианте на шасси Татры) выстрелов расположен в ящиках по бортам САУ.
Как уже писал выше, CAESAR машинка всеядная и может употребить все боеприпасы под натовские 155-мм гаубицы с длиной ствола 39 и 52 калибра. Но фактически, взятый отдельно Цезарь сможет использовать лишь те выстрелы, под которые рассчитан его электронный мозг, иначе стрелять можно будет только куда-то туда плюс-минус лапоть. Исконно французские стреляют боеприпасами, выпускаемыми Nexter. Тут довольно богатый выбор снарядов. Основным является ОФС LU 211 в четырёх вариациях с разной дальностью и типом ВВ. Интересная его особенность — самая малая масса среди современных серийных ОФС калибра 152-155 мм (все характеристики см. ниже). Не могли обойтись без дедушки всех 6-дюймовых (и наших тоже) ОФ снарядов М107 и несколько доработанного французского аналога LU 107, но встретиться с ними на практике очень маловероятно. Также возможно использовать английский ОФС L15A1 — один из мощнейших чемоданов своего калибра. Стандартным дымовым снарядом является LU 214 SMK-WP — LU 211 с наполнением белым фосфором. Есть альтернатива в виде переделки LU 107 в дымовой LU 110 SMK-WP и готовится к принятию на вооружение ставящий мультиспектральные завесы LU 217 MS SMK — этот может спрятать объект и от тепловизоров. Осветительных снарядов два — обычный LU 215 ILLUM и инфракрасный LU 216 ILLUM IR. В качестве высокоточного можно использовать редкий, но тем не менее, шведско-французский BONUS, выбрасывающий в заданной точке два суббоеприпаса с индивидуальными головками самонаведения, сканирующими при спуске площадь до 3,2 га и атакующие сверху найденные цели. Разрабатывается свой собственный управляемый ОФС KATANA с комбинированным инерциальным и спутниковым наведением. При стрельбе из 52-калиберной гаубицы дальность может достигать 60 км (по другим заявлениям «всего лишь» 45). Цезари на испытаниях стреляли различными активно-реактивными снарядами (АРС) других стран на дистанцию до 55 км, но серийные французские САУ без доработок на них не рассчитаны. Специально для Швеции совместно с США ставят оборудование для стрельбы М982 Excalibur Ib.
Характеристики ОФС LU 211. Далее будут прилагаться скрины из брошюры производителя:
С помощью М1156 Precision Guidance Kit (PKG) американцы существенно повысили точность обычных ОФС, вкручивая достаточно дешёвые по сравнению с Эскалибуром изделия вместо обычных детонаторов. Французы готовятся запустить в серию SPACIDO (System with Accuracy Improved by Doppler Cinemometer), который корректирует курс снаряда лопастями, когда тот отклоняется от запрограммированной траектории. Обычных взрывателей два — универсальные FB557 и FB739А1, подходят для снарядов калибра от 76 до 155 мм. Они механические, без каких-либо изысков. Срабатывают либо от удара, либо с задержкой на траектории. Дистанция подрыва выставляется вручную перед заряжанием. Заряд используется модульный (читай — картузное заряжание), что даёт огромный выбор траекторий. Также это упрощает процесс стрельбы, т.к. нет несгораемой гильзы, которую надо экстрактировать и куда-то деть на огневой позиции. В сети ходит информация о детонаторах FU RALEC DE F3 с возможностью воздушного подрыва по данным РЛС, но какой-то информации о них до сводок с Украины у французов нет.
Электроника — это то, без чего не может современная САУ. Компьютеризированная АСУНО от фирмы EADS Defense Electronics на основе баллистического вычислителя CS2002-G размещается в кабине с основным дисплеем для управления стрельбой. Для более точной корректировки стрельбы используется доплеровская РЛС Intertechnique ROB4. Данные о цели, погодных условиях получаются по тактическим сетям и подготовка к стрельбе может происходить ещё во время движения (подбор зарядов, привязка цели и выбор средств поражения). Радиосвязь от Thales способна вести обмен данными с тактическими сетями НАТО без дополнительной доработки, что позволяет передавать самоходке запрос на огневую поддержку в режиме реального времени. Топопривязка CAESAR’я производится либо с помощью старой-доброй GPS (а ещё это нужно для стрельбы управляемыми артиллерийскими снарядами, УАС), либо с помощью инерциальной навигационной системы SAGEM Sigma-30, позволяющей определять позицию с точностью до нескольких сотых долей градуса.
CAESAR предназначался для ведения точной стрельбы с минимизацией вероятности попадания под ответку. Этому помогают и подвижность, и крайне быстрое время развёртывания, и продвинутая АСУНО. За 2-3 минуты батарея способна занять позицию, навестись, дать по 4-6 выстрелов и уйти из-под удара. Требование в 2 минуты взято не с потолка — таково минимальное расчётное время реакции советских (а ныне российских) САУ Мста-С, Гиацинт, Малка. За счёт достаточно жёсткого ствола с минимальными допусками и жёсткого сцепления с грунтом массивного аутригера обеспечивается высокая точность и кучность. Заявлено, что серия из 6 снарядов на 40 км попадает в 50-метровый круг при идеальной погоде над землёй и в стратосфере (при стрельбе на предельную дистанцию император закидывает на высоту аж 14,5 км), что, вероятно, в бою будет недостижимо. Но, тем не менее, CAESAR является сейчас одной из наиболее точных и опасных западных САУ.
Автор — Алексей Борзенков
Источник — https://vk.com/@artillery333-caesar-francuzskii-imperator-vsu