В продолжении темы поднятой в статье — Поговорим об арттягачах РККА (Часть2), предлагаю вашему вниманию реальный взгляд из Франции на подобного рода технику.
БТР на базе Citroen-Kegresse P15N (кликабельно)
Успех полугусеничной машины Citroen-Kegresse P15N зимой 1933/34 году сподвигнул компанию Ситроен на идею сделать из легкого грузовика бронетранспортер.
Не говоря уже про революционность идеи полугусеничного БТРа, — прошу заметить, что сам бронетранспортер в практически употребимой форме придумали тоже, в общем-то, французы в межвоенный период. Потому что получилась у них совершенно законченного вида боевая машина, опередившая время даже не на пять лет, а на 15-20. Потому что сделали они закрытую машину с кормовой дверью, а не открытую лоханку, характерную для БТРов 40-х годов, и с развитыми …да нет, это не просто бойницы были, это порты для ведения огня из стрелкового оружия, не иначе.
Но рывок в будущее получился очень частично.</div>
облегченная версия БТРа, вид спереди (кликабельно)
"Commandement Citroën P26A type M" (кликабельно) впереди подмостки для наблюдения, сзади — что-то вроде антенны.
Но, в общем, что очевидно: в качестве шасси взят укороченный грузовик-трансформер Citroen-Kegresse P26 (вот .pdf про него), что позволяет примерно понять, какой у него двигатель: рядный шестицилиндровый, объемом 2650см³ и мощностью 50л.с. при 2700 оборотах. В принципе, для начала 30-х мотор неплохой, но как мы знаем, успешные полугусеничные БТРы, — появившиеся лет на 5-7 позже, — оперировали двигателями в 2-3 раза большей мощности. Так что я думаю, что двигатель был (наряду с надежностью резиновой ленты, которая давала хорошие параметры проходимости, но доставляла немало неприятностей экипажам), — одним из факторов, не позволивших французским полугусям "выстрелить" на пять лет раньше, чем у всех остальных.
Вид на машину сзади, дверь ДО открыта (кликабельно) вариант с какой-то бронеширмой сверху.
Машинка, конечно, красивая, да. Но вот 3015 кубиков шестицилиндрового рядного мотора развивали всего 75л.с. (по тому времени очень недурно) Этого вполне хватало для бодрого таскания небронированной машины с массой 1900кг + 1500кг груза, но вот после того, как на шасси навьючили бронекорпус и посадили внутрь еще почти тонну солдат в полном боевом, — от былой резвости не осталось и следа. получилось вполне себе "медленно и печально". Попытки облегчить машину за счет упрощения бронекорпуса и отказа от продвинутых оружейных портов успеха не возымели. Но саму идею французские военные оценили положительно, и уже через год на испытания был подан Citroen-Kegresse P-104, который был, фактически, укороченной под возможности двигателя версией бронетранспортера. И вот он уже пошел в серию, — хотя и очень по французскому обыкновению ограниченную.
Источник — http://strangernn.livejournal.com