Флот, которого не было. Линкор «Лайон» с 406-мм орудиями
Попытка построить новый «Лайон» с 406-мм орудиями ГК не удалась, но в игре для него нашлось место.
Продолжаем знакомиться с нереализованными проектами боевых кораблей, внешний вид которых сейчас можно подробно рассмотреть с использованием игровых моделей в игре World of Warships . IT-технологии и компьютерная графика позволяют не только подробно оценить их внешний вид, компоновку, вооружение, систему бронирования, но и испытать их в бою против потенциальных «противников» или союзников. Разумеется, что какие-то боевые характеристики скорректированы для сохранения игрового баланса, но это не снижает интереса знакомства с «бумажным проектом».
Предлагаем познакомиться с еще одним кораблем, который не был спущен на воду и достроен, но работы по кораблю данного проекта велись достаточно активно. Его предшественник довольно известен, но ситуация сложилась так, что проект не получил дальнейшего развития. В любом случае, надеюсь вам будет интересно познакомиться с этим проектом. И точно знаю, что у него есть как поклонники, так и противники. Итак, встречайте — британский линейный корабль — «Лайон», и это не тот ютландский линейный крейсер, а что то новое.
Линкор «Поммерн» — альтернативный вариант проекта линейного корабля Н-39 — вариация линкора с увеличением количества орудий 380-мм до двенадцати в четырёх трёхорудийных башнях и торпедным вооружением. Проект Н-39 предполагал постройку шести линкоров как продолжение кораблей типа «Бисмарк» с усиленным вооружением и бронированием.
Линейные корабли типа «Лайон» — тип британских линкоров, которые планировались к постройке перед началом Второй мировой войны и представляли собой усовершенствованную версию линкоров типа «Кинг Джордж V» c артиллерией более крупного калибра. Планировалось построить четыре единицы: «Лайон», «Темерер», «Конкерор», «Тандерер».
Корпус линкора типа «Лайон» в сравнению с «Кинг Джордж V» был переработан: ЛК получил транцевую корму отказались от практически прямоугольного миделя, ввели небольшой развал борта (около 5˚). На новых линкорах сохранялся высокий боевой запас плавучести, обусловленный наличием протяженного и высокого броневого пояса. Разделение на отсеки в основном повторяло предшествующий тип линкоров.
Разработка проекта обусловлена снятием (отменой) договорных ограничений, а также примером США, которые строили свои линкоры с 406-мм артиллерией. После разрыва соглашения британское Адмиралтейство одобрило разработку проекта ЛК в 35 000 т с 406-мм орудиями, но при этом ставилась задача «уместиться» в рамках ограниченного водоизмещения, что было сложно. Первые проработки варианты предполагали установку в корпусе «Кинг Джорджа V» двух трехорудийных 406-мм башен и одной возвышенной двухорудийной, однако решение было не оптимальным и от него отказались.
В течение 1937-1938 годов было подготовлено и рассмотрено несколько проектов нового линкора, отличавшегося водоизмещением, скоростью хода и вооружением. Варианты водоизмещения изменялись в пределах от 35540 т до 48500 т, скорость хода: от 27/26 узлов до 31/30, вооружение от 12-356-мм до 12-406-мм орудий.
Ближе всего требованиям Адмиралтейства отвечал проект 16F/38 : водоизмещение 39 500/45 200 т, размерения 235x32x9,2 м, мощность 115000 л.с., скорость 28 — 29 уз., вооружение (3×3) 406-мм и (6х2) 133-мм орудий). После внесения исправлений (рост водоизмещения — до предельных 40 000 т, усиление пояса в районе ЭУ и возвращение к шестнадцати 133-мм орудиям) проект был утвержден 15 декабря 1938 года. В феврале 1939 года фирмы Vickers-Armstrong и Cammell Laird получили заказ на постройку двух линкоров программы 1938 года, затем были заказаны еще два корабля.
В последующем вокруг проекта страсти не стихали в зависимости от обстановке на фронтах и ТВД Второй мировой войны. Одно время рассматривалось решение по вооружению корабля шестью 381-мм орудиями (чтобы не ждать окончания разработки башен для 406-мм орудий), но обошлось, ))). После 1942 года были разработанные еще несколько проектов, которые характеризовались увеличенным водоизмещением и усиленным вооружением. Но построить корабли нового типа не удалось — в феврале 1940 года Адмиралтейство приостановило постройку двух первых кораблей, а 1944 году выставленные на стапели материалы»Лайона» и «Темерера» демонтировали и от постройки кораблей этого типа окончательно отказались.
В игре World of Warships линкор «Лайон» получил базовое вооружение в составе: 3х3-406 орудий Mk IV, 8х2-133-мм орудий QF MkI, 4х1-40-мм Бофорс MkVII, 6х2-40-мм Бофорс MkIV, 10х6-40-мм Бофорс MkVI. Кроме того, в игре «Лайон» можно вооружить 3х3-419-мм орудий Mk II — с какой целью разработчиками введена такая условность мне не известно (видимо для обеспечения баланса в игре).
По проекту бронирование нового ЛК принципиально не отличалось от принятого на «Кинг Джордж V» — все изменения касались приданию пояса равной по всей длине 381-мм толщины. Траверзы имели толщину 305 мм в средней части и 203 мм между бортом и противоторпедной переборкой, а под броневой нижней палубой они утоньшались до 51 мм. Броневая палуба (150 мм над погребами и 125 мм над ЭУ) закрывала цитадель, примыкая к верхней кромке броневого пояса. Вне пределов цитадели палуба располагалась на уровне нижнего броневого шельфа, постепенно утоньшаясь с 125 мм до 63 мм в носу и заканчиваясь в 3,7 м от форштевня. В корме палуба была почти одинаковой толщины, уменьшаясь с 125 мм до 114 мм у броневого 102-мм траверза рулевого отделения, причем ее внешние края загибались вниз, в какой-то мере защищая валопроводы и рулевые устройства.
Бронирование артиллерии было заметно усилено чтобы противостоять 406-мм снарядам. Прежней осталась только крыша (150 мм), тогда как лицевая плита достигла толщины 374 мм вместо 324, боковые плиты — 254 мм вместо 224-174, и задняя — 224 мм вместо 174. Броня барбетов была секторно усилена. Сектора, прилегающие к диаметральной плоскости, где барбеты экранировались другими барбетами, надстройками или корпусом, были наименее толстыми (305 мм) и, постепенно увеличиваясь до 325—338 мм, достигали на боковых поверхностях своей предельной толщины: 338 мм — для возвышенной башни и 374 мм — для концевых. Несколько усилилась и защита вспомогательной артиллерии (38-мм вертикальные стенки и 25-мм крыша). Подводная защита повторяла принятую на «Кинг Джордж V» как по схеме, так и по глубине.
В игре корабль имеет бронирование: основной бронепояс -381 мм, нижний пояс — 260 мм; бронепояс каземата — 381 мм, носовой и кормовой траверз — 280 мм, ниже переборка — 51 мм. Палуба цитадели и каземата по 32 мм. ПТЗ представлена двумя противоторпедными переборками толщиной 44 мм. Бронирование башен орудий главного калибра (в игре): лобовая проекция — 381 мм; боковые стенки — 254 и 178 мм; задняя стенка — 178 мм; крыша — 152 мм. Барбеты башен — 340 мм по кругу. Боевая рубка — 114 мм.
По расположению ГЭУ — также как на «Кинг Джордж V», но была несколько мощнее (для обеспечения заданного прироста скорости). По проекту ЭУ базировалась на блочно-эшелонном принципе и состояла из четырех независимых блоков, каждый из которых обслуживал свой гребной вал. Состояли они из котельного отделения с двумя котлами, турбинного отделения и отсека вспомогательных механизмов. Котельная установка состояла из восьми котлов адмиралтейского типа. По расчетам конструкторов 120000 л.с. было достаточно для обеспечения 29,2 узлов при водоизмещении, близкому к стандартному, и на узел меньше при максимальном. Планируемое форсирование до 130000 л.с. увеличивало это цифры до 30,75 и 28,75 узлов соответственно. В игре корабль развивает скорость 29,5 узла.
По моему мнению, этот корабль довольно интересный, он требует осторожности, но способен прощать ошибки, однако при всей своей защите, он не является неуязвимым. Его орудия имеют в игре характерный для британских кораблей высокий шанс поджога (до 48%), что подталкивает к определенной тактике игры, но это не раздражает.
Приходится признавать, что часто игроки переносят свой опыт игры на том или на ином корабле непосредственно на его историческое воплощение. Думаю это не совсем правильно — в игре слишком много условностей и особенностей, которые сделаны не для того, чтобы игра была более комфортна и сбалансирована.
Ну, а как вы нашли этот корабль, как он в игре, по вашему мнению, уважаемые читатели? Уверен, что этот корабль не оставят равнодушным наших постоянных читателей и игроков!