Флот Грузинского Королевства в XIX в. МГК
В 1830 году Петр Багратион проводит реформу государственного устройства Лазика, Аджария, Тао-Кларджети, Гурия, Мегрелия, Абхазия, Сванетия, Рача-Лечхуми, Имеретия Картли. Кахетия, Пшави, Хэвсуретия, Мтиулетия, Душетия, Эрети Шеки, Джаро-Белоканские джамааты и Илисуйское султанство были объединены в Грузинское царство. Казалось бы, после объединения должны создаваться новые, общие для всех территории институты власти: единые органы управления, налогооблажения, единая армия, объединённый флот. Всё это постепенно создавалось кроме последнего, потому что объединять какие-то морские силы не представлялось возможным из-за отсутствия оных. Грузины относились к Черному морю как чему-то большому, непонятному и опасному, в итоге кроме небольших рыбачьих посудин, в лучшем случае напоминавших фелуки у ранних грузинских государств не было никакого флота.
Грузия став, по сути, вассалом Российской империи, подписала договор в одном из пунктов которого было прописано, что оборону морских рубежей Грузинского королевства, берет на себя ЧФ РИ. Основной базой на грузинском побережье стала наиболее удобное место в устье реки Риони вблизи Поти.
Всё же в 1843 году на верфи в Николаеве по инициативе командующего Черноморским флотом Михаила Лазарева была построена небольшая 6-ти пушечная шхуна-клипер, которая с соизволения его императорского величества Николая I была подарена Ираклию III в знак дружбы. Этот подарок имел так же и потаенный смысл адмирал рассчитывал, что пользуясь добротно сделанным кораблём, царь обратит внимание на возможность создания собственного флота.
Шхуна названная «Эспери» первое время не использовалась монархом, а находилась в распоряжении коменданта морской крепости в Поти, при том экипаж состоял из русских моряков.
В 1845 году кто-то из свиты предложил царю совершить инспекционную поездку по прибрежным провинциям по воде, после колебаний Ираклий принял это предложение, благодаря спокойному морю поездка прошла без происшествий и новый способ путешествия, очень понравился царю. В итоге было принято решение приобрести еще несколько судов, которые в случае необходимости можно было бы использовать в военных целях.
Поставщик нашелся в неожиданном месте. Несмотря на непростые отношения между Турцией и молодым государством, торговля между ними, в том числе и по морю набирала темпы. В основном это были турецкие суда, но постепенно небольшие парусные фелуки начали появляться и у грузинских купцов. Строили их опять-таки в Турции, хотя правительство султана это не приветствовало.
Два корабля для Грузии решили заказать на подставных лиц, которые были подданными Оттоманской империи что бы избежать лишних проблем. Выбор пал на двухмачтовую чектырме, турецкий вариант Средиземноморского тартана, которая была крупнее фелук и обычных кораблей подобного типа. Корабль представлял собой маневренное, достаточно быстроходное торговое судно, которое в случае войны использовалось турками как посыльные корабли при эскадре.
В 1847 году оба корабля пришли в Поти с грузом, где и остались, с помощью моряков с «Эспери» на них были установлены 2 небольшие пушки, после этого корабли были переданы губернаторам приморских провинций, где использовались как патрульные и служебные суда под названиями «Самцхэ» и «Лазика».
Их служба оказалась очень эффективной, поскольку за неполные три года только «Самцхэ» задержала 8 кораблей с контрабандой, при том дважды ей даже потребовалось использовать свою артиллерию, что бы остановить нарушителей.
Как результат в 1851 году надобность в своих морских силах была официально закреплена указом (не без давления со стороны русского резидента в Тифлисе) о формировании отряда морской обороны, прообраза современных ВМС.
Но гордостью новоиспеченного флота стал колесный пароход «Цминда Гиорги» который грузины возвышенно назвали фрегатом. Этот «фрегат» построили на личные деньги царя в Марселе для использования в качестве яхты, правда, это не помешало довооружить судно в Николаеве на 6-24фнт.(152мм) орудия, там же провели ремонт потрепанной «Эспери».
В 1855 году планировали получить уже два полноценных пароходо-фрегата построенных в Николаеве (при том цена этих кораблей для грузинского монарха была чисто символическая), но в октябре 1853 началась Крымская война.
Морской отряд на первом победоносном для русского флота этапе никак себя не проявили, кроме переданного, по просьбе командования ЧФ пароходо-фрегата «Цминда Гиорги». Он вошел в отряд паровых судов (название корабля не меняли, а просто перевели на русский Святой Георгий (полное название созвучного линейного корабля ЧФ было Святой Георгий Победоносец)) со смешанным русско-грузинским экипажем притом наравне с Андреевским флагом над кораблем развивался флаг Грузинского царства.
Что касается парусных судов, то корабли турецкой постройки были сожжены брандерами во время ночной вылазки турецкого флота в районе Сухуми, куда корабли направились на разведку. А шхуна «Эспери» также сгорела, но уже в результате неосторожного обращения с огнем.
Что же касается «Святого Георгия» то пароход со смешанным русско-грузинским экипажем крейсировал вдоль берегов Кавказа захватив несколько турецких судов. Встреча с военными пароходами союзной эскадры не предвещали ничего хорошего, но «Святому» откровенно везло (что стало традицией для грузинского флота). Когда пришла новость о сдаче Севастополя, «Цминда Гиорги» вместе с несколькими другими кораблями ЧФ ушел в Ейск.
Подписанный 18 марта 1856 года Парижский мирный договор ограничивал морские силы на Черном море до 6 вооруженных кораблей длиной не более 50 м и водоизмещением в 800 т., кроме того разрешалось иметь 4 других парохода с водоизмещением в 200 тонн. Российская делегация пыталась протолкнуть при подписании договора идею, что Грузия как независимое государство имеет право содержать такое же количество военных судов, как и любое другое государство региона, что бы в случае необходимости использовать дополнительные морские силы, но союзники отвергли это предложение. Однако Грузия все же получила возможность иметь 2 вооруженных корабля и один малый пароход с такими же ограничениями по размерам, как и все другие страны.
Первым кораблем «санкционного флота» стал вернувшийся в Поти «фрегат» «Святой Георгий» собственно говоря, он оставался единственной боевой единицей до 1862 года когда Россия все же решила исполнить прежние договорённости и построить в Николаеве два парусно-винтовых шлюпа в рамках действующих ограничений. Так в состав вновь образованного отряда морской обороны вошли два корабля «Пархали» и «Шавшети».
«Цминда Гиорги» был разоружен и официально продан королевскому обществу пароходных сообщений, где до 1881 года совершал регулярные грузовые рейсы между различными пунктами грузинского побережья, поскольку наличие 3 паровых кораблей водоизмещением больше 200 тонн в составе флота нарушали все соглашения. Но всё же он продолжал приносить пользу одновременно выполняя функции учебного корабля успев подготовить кадры для будущего уже полноценного флота.
В качестве вспомогательного судна использовали построенный в 1861 году небольшой 190 тонный пароход «Иверия» который выполнял функции королевской яхты и гидрографического судна.
В таком виде морской отряд находился до 1872 года.
Победа русской дипломатии и подписание Лондонской конвенции в 1871 году снимали все ограничения по морским силам, казалось бы это шанс обзавестись настоящим флотом, но оказалось что построить корабли для Грузии Россия пока не может потому что их верфи были заняты заказами на корабли для возрождавшегося Черноморского флота, тогда было принято решение закупить суда за границей. Идея была хорошая, но пройти проливами военный корабль не мог, да и выделенные на постройку флота деньги решили отложить на постройку полноценных боевых единиц в России. Но для пополнения флота решили переоборудовать в боевой корабль одно из коммерческих судов. Выбор пал на железный французский пароход «Расмус» который был куплен еще в 1862 году для королевского общества пароходных сообщений, интересно, что уже при покупке этого парохода поднимался вопрос о его возможном вооружении на военное время. В итоге в июне 1872 года корабль стал на довооружение в Севастополе
Так грузинская военная флотилия (указ о переименовании морского отряда во флотилию, новый царь Петр II подписал 12 июня того же года) пополнился корветом «Кетеван Цамебули» который как самое крупное судно стал флагманом.
Все эти корабли хорошо подходили для борьбы с пиратством и контрабандой, но как показала история Крымской войны совершенно беспомощны против вражеского флота даже у собственного побережья, требовались корабли береговой обороны с сильной артиллерией которые смогут защищать свои базы. Лучшим вариантом для этого посчитали канонерские лодки построенные по проекту британского инженера Джорджа Рендела, грузинская делегация после недолгих переговоров приобрела чертежи на корабль в 1874 году, к тому же верфь в Николаеве смогла выделить стапель для постройки кораблей для Грузии. Спроектированные для Грузии канонерки отличались от кораблей, строившихся для других стран, они так же предоставляли большую огневую мощь при низкой цене, но были лучше защищены противоосколочной броней в районе барбета, рубки и машинного отделения и имели композитный набор корпуса, всего планировали построить 4 единицы.
Закладка первого броненосного корабля получившего название «Одиши» состоялось в торжественной обстановке 1 августа 1874 года, и уже в феврале 1876 его спустили на воду, на следующий день уже без помпы заложили вторую канонерку «Вардзиа». Поскольку стапель был только один то рассчитывали что все корабли серии поочередно будут строиться с вводом в строй последнего в конце 1879 года. Но в июне 1876 года Сербия, а следом за ней и Черногория, объявили войну Турции, в воздухе запахло войной и все работы по второму кораблю были практически заморожены поскольку требовалось срочно перебросить все ресурсы на постройку и капитальный ремонт кораблей для ЧФ. Все же канонерку спустили на воду уже в разгар русско-турецкой войны, но достройку ее как и закладку третьего корабля «Тао-Кларджети» продолжили только после подписания Сан-Стефанского мира летом 1878 года. Таким образом вместо 4 кораблей к 1880 Грузия имела только две броненосные канонерки и еще одну в достройке, кроме того казна государства была подорвана военными действиями. В итоге от закладки четвертого корабля, который уже получил название «Апхазэти» пришлось отказаться.
Из трех канонерок в боевых действиях довелось поучаствовать только головной. Во время абхазского мятежа в апреле 1877 она произвела несколько залпов по турецкой эскадре, которая возвращалась с бомбардировки Сухуми, пять турецких броненосцев открыли ответный огонь, но пользуясь надвигавшейся темнотой «Одиши» смогла выйти из под обстрела. В июле того же года она обстреливала турецкие войска совместно с другими кораблями флотилии на Сухумском направлении.
После войны все три канонерки составили броненосный отряд береговой обороны в составе Грузинского королевского флота (9 мая 1879 наконец то морские силы получили такое название) оставаясь до ввода в строй крейсеров и линкоров программы 1892 года самыми сильными кораблями. К 1907 году, когда они окончательно утратили боевую ценность, их разоружили, но не сдали на слом, а стали использовать по другому назначению. «Одиши» без паровой машины и котлов, но сохранив бронирование стал плавучим минным складом, «Вардзиа» сохранив СУ, но разбронированная стала базой отдельного дивизиона ПЛ, а «Тао-Кларджети» штабным кораблем. На «иголки» бывшие канонерки ушли только после первой мировой войны.
Немного поправив дела с береговой обороной морской штаб вернулся к крейсерским операциям, поскольку крейсеров, по сути во флоте и не было, из устаревших кораблей, только «Кетеван Цамебули» мог за счет лучшей мореходности и более мощного вооружения использоваться как крейсер, что касается шлюпов, то насчет их эффективности в море не строили иллюзий и в 1880 году шлюпы официально пере классифицировали в канонерские лодки. Возник вопрос об обновлении крейсерского состава, и тогда обратились к опыту ближайшего союзника – Российской империи, которая с определенными проблемами (в основном для строителя) получили неплохой и недорогой для своего времени крейсер «Забияка».
Верфь Крампа куда в конце 1879 года обратились грузинские моряки с просьбой хотим такой же и за столько же немного удивилась такому подходу к делу, но в итоге согласилась при условии что верфь снижает первоначальную стоимость корабля на 15%, но заказчик не требует неустойку из-за различных форс-мажорных обстоятельств. В итоге если для России корабль построили за полгода, грузинский эквивалент «Кавкасиони» вошел в строй только в 1881 году, пройдя как коммерческое судно через Босфор.
К концу 80-х годов позапрошлого века флот пополнился еще 2 кораблями которые, несмотря на совершенно различное назначение были похожи друг на друга как близнецы. Речь идет о королевской яхте «Багратионти» и минном транспорте «Паскунджи».
После списания фрегата «Цминда Гиорги», обязанности королевской яхты иногда выполнял небольшой винтовой пароход «Иверия», но этот кораблик не мог в полной мере соответствовать своему предназначению (кроме того он так же был гидрографическим и служебным судном).
В 1884 году для Ираклия IV в Биркенхеде (Англия) был заказан новый корабль, при том, как и в случае с пароходо-фрегатом яхта была оплачена из личных средств королевской семьи, 1000 тонный корабль получивший название «Богратионта» вступил в строй в 1886 году.
Корабль начал очень активно использоваться и только в течении 1887 года королевская семья посетила Севастополь, Ливадию (где состоялась встреча с императором Александром III) и Варну. Не последнюю роль в такой активности сыграли прекрасные ходовые качества корабля, делавшее плаванье максимально комфортным.
В 1888 году посчитали нужным заказать минный транспорт, при том в его постройке было желательно использовать общую схему и конструктивные решения корпуса (размерения, обводы и т.д.) хорошо зарекомендовавшей себя яхты. Наличие такого корабля в составе маленького флота было продиктовано сразу несколькими причинами. В первых минные заграждения были достаточно дешевым и эффективным средством обороны против сильного пусть и устаревшего броненосного флота Турции, во вторых существовавшие в то время системы постановки мин были трудоемкими, и было затруднительными для использования с судов других типов.
Требования по постройке минного транспорта были разосланы нескольким иностранным компаниям, к удивлению многих конкурс выиграла небольшая шведская верфь «Мотала» которая при проектировании транспорта как и предлагали грузины предпочли использовать в качестве основы корпус уже упомянутой яхты. Корабль построили быстро, уже в 1890 году он пришел к месту постоянного базирования в Поти.
Появление такого корабля в составе грузинского флота произвело впечатление на русское морское командование и в 1891 году на той же верфи были заказаны 2 несколько измененных минных транспорта для Черноморского флота получивших название "Буг" и "Дунай".
В тоже время вернулись к канонерским лодкам, поскольку потребность в небольших кораблях с достаточно мощной артиллерией, которые с успехом можно было бы применять и против судов противника (в том числе и броненосных) и против береговых объектов продолжала существовать. Не старые еще ренделловские канонерки имели несколько серьезных недостатков это отвратительная мореходность и ходовые качества, поэтому использовать их в качестве мобильной береговой обороны не представлялось возможным, но с обороной баз они справлялись, поэтому в дополнение к канонерским лодкам «Одиши» решили построить дополнительные корабли с несколько другой концепцией.
Первоначально взгляд морского штаба (который был сформирован в 1885 году) упал на канонерские лодки «Донец» которые серией строили для Черноморского флота, но когда обратились к Николаевским судостроителям выяснилось что в случае заказа первый корабль сможет быть заложен только в начале 1888 года, к тому же сопоставление данных этих кораблей были не утешительными, по сути, грузинские ВМС получили бы те же ренделловские канонерки с немного большей скоростью и мореходностью, а этого уже было недостаточно. Попытка изменить проект дал существенное прибавление в стоимости кораблей, поэтому было решено отказаться от постройки улучшенного «Донца», а приобрести документацию на совершенно новую канонерку, которые николаевские кораблестроители брались построить у себя.
Первоначально было решено запросить помощь у британской Elswick Ship Building Yard которая с успехом проектировал и строила популярные в то время крейсера, концепция в целом подходила Грузии при условии перепроектирования основного проекта, но тут столкнулись с проблемой финансового характера. Фирма запросила слишком большую сумму за лицензию, кроме того настаивала что бы строительство шло под неустанным контролем своих специалистов, что никак не устраивало русскую сторону из-за соображений секретности. А строить серию на британских верфях было опасно, потому что не было уверенности, что турецкая сторона позволит пройти всем кораблям через Босфор.
Спасение пришло с другого берега Атлантики, американская компания William Cramp and Sons с которой у Грузии уже были налажены связи, бралась выполнить проектирование под грузинские требования, при том стоимость проекта была на половину меньше чем британское предложение и оказать любую техническую помощь, если это потребуется, не вмешиваясь в сам процесс строительства. Кроме того при проектировании учитывалось желание морского штаба максимально снизить стоимость постройки без ущерба боевых качеств.
К началу 1888 года вся техническая документация была готова, за основу взяли концепцию понравившегося грузинам эльзевикского крейсера. Но корабль был меньше большинства крейсеров этого типа, поскольку не требовались дальние походы, запасы угля уменьшили, скорость так же не ставили во главу угла, хотя она оставалось достаточно высокой, мореходность так же не была океанской, но для действий в Черном море вполне достаточной. Не малое значение придали защищенности корабля. Сильным было и вооружение, сначала в качестве ГК хотели поставить 2х203\35 орудия подобных канонерским лодкам «Донец», но к вводу в строй уже была принята система 203\45 Бринка, которая и вошла в состав вооружения, а против малых кораблей канонерка была вооружена 75 мм пушками Канэ.
Головная лодка с именем «Тбилиси» была заложен в Николаеве летом 1889 года, и в начале 1892 году условно вошла в строй. Условность связана с тем, что к этому времени планируемые орудия ГК еще на были готовы и до их получения летом 1893 года корабль использовался для испытаний и подготовки экипажа. В одном из таких плаваний используя повышенное давление пара была достигнута скорость 17,8 уз что было на уровне крейсеров того времени, хотя после установки восьмидюймовых орудий реальная скорость редко была выше 15,5 уз.
Вообще первоначально планировали ограничиться одним кораблем поскольку, на это количество были выделено финансирование, но корабли понравились морякам, да и стоимость постройки за исключением артиллерии оказалась несколько ниже от запланированной (что было большой редкость), Поэтому вторые и третью лодку, «Кутаиси» и «Сухуми» соответственно строили уже по программе развития флота 1892 года под которую правительство выделяли гигантские для Грузии средства. Став, таким образом, первыми кораблями данной программы. Интересно что «Кутаиси» заложили еще на этапе формирования данного документа, в конце 1891 года. В 1895 году все три лодки уже были в составе флота.
Судьба первых кораблей грузинского флота сложилась по разному, парусники как уже говорилось, погибли в огне еще в Крымскую войну. Первые пароходы к 20-му веку уже были списаны и разобраны (кроме «Кетеван Цамебули» который после вывода из боевого состава флота еще 25 лет трудился учебным кораблём, затем транспортом и даже успел поучаствовать в первой мировой войне).
Ренделловские канонерки как уже говорилось, также смогли пережить первую мировую на вспомогательных ролях.
Грузинский «Забияка» оказалась долгожителем, до 1904 года ее условно считали крейсером, потом она перешла в ранг учебных кораблей в коем честно пробыла до начала 20-х годов, передав своё имя новому лёгкому крейсеру.
Минный транспорт «Паскунджи» использовался по прямому назначению в годы первой мировой, на выставленных им минах подорвались 4 турецких корабля, а королевская яхта в ту же войну служила госпитальным судном в Поти. В 1920 году она вернулась к исполнению своих прямых обязанностей, посетив с королевской семьей множество портов Черного и Средиземного морей. Списали ее только в 1935 году.
Но самыми боевыми кораблями флота из построенных в 19 веке стали канонерки типа «Тбилиси», они же стали и самыми несчастливыми. Первую мировую пережила только головная лодка, «Кутаиси» получила очень серьезные повреждения в майском бою 1916 года и больше в море не выходила, а «Сухуми» еще в 1915 наскочила на мину. «Тбилиси» же с 1919 года стала учебным кораблем и проходила с курсантами до 1929 и только тогда была окончательно списана.
Начало 20 века грузинский флот встретил с новыми кораблями и новыми возможностями.