Флот Французской республики (Ferrum Autem)
В ранее приведенной теме я уже рассказывал про альт-мирок, к которому планирую создать матчасть, и возможно даже написать что-то в этом сеттинге. Собственно, по флоту я уже сильно продвинулся вперед, и сейчас, одним постом, хочу представить линейку «стандартных» кораблей ВМС Французской республики в мире Ferrum Autem.
Содержание:
Вкратце о французском флоте
Французский флот в мире Ferrum Autem развивался своим путем, во многом общим с нашей реальностью, но во многом и отличимым от нее. Так, в частности, он в свое время тоже пострадал от «Молодой школы» и урезания финансирования, но к моменту «застойных» 50 лет уже постепенно восстанавливался и отстраивал свои главные силы. Среди задач французского флота, помимо участия в войнах Священного Союза и отражении локальных вторжений из Разломов [1], числились также оборона побережья, контроль над колониями и завоевание господства на море в случае войны с основными противниками. Такими числились Великобритания и Германия, однако к 988 году Франция уже не была способна выставить против них равные флоты, и была вынуждена искать союза с другими морскими державами. Из-за этого, а также в силу традиций, флот Франции делился на три части – Атлантический, Средиземноморский и Колониальный (он же Тихоокеанский). Основными чертами французского флота стали:
– Недостаточное уделение внимания вопросам развития морской авиации. Авианосцы строятся, но в небольших количествах, корабельная ПВО комплектуется орудиями малого калибра, хоть и в спаренных установках (официально – ради обеспечения большей плотности огня).
– Особый акцент на развитии линкоров и легких крейсеров. Первые должны стать средством завоевания господства на море, вторые в числе прочих задач должны действовать против вражеского судоходства (в частности, германского и британского). Из-за последнего французские эсминцы получили повышенный калибр артиллерии, что приблизило их к крейсерам.
– Визуально все французские корабли получили абсолютно прямой форштевень без ярко выраженного бульба – это стало отличительной чертой всего национального кораблестроения.
– Французские линкоры получили орудия ГК повышенного калибра, из-за чего несколько пострадало бронирование и скорость хода. Это отчасти удалось компенсировать благодаря высокой технологической культуре французов, которая позволила создать мощную, но легкую и компактную ЭУ для линкоров. Таким образом французские линкоры несут де-юре самые мощные орудия ГК в мире, при этом оставаясь хорошо отработанными и дешевыми в постройке, и в то же время обладая относительно сбалансированными характеристиками.
– Несмотря на все проблемы, ВМС Франции имеют хорошо развитую систему базирования и снабжения, а также мощную опору на промышленность и судоремонтные мощности в Метрополии, что позволяет поддерживать на кораблях высокую степень боеспособности.
– Во Франции традиционно высокое качество подготовки экипажей, однако высокая степень вовлеченности матросов в политическое движение в Метрополии часто вызывает определенные проблемы с дисциплиной, что несколько снижает боеспособность кораблей.
– Среди слабых технических сторон французского флота традиционно остаются ненадежные системы управления огнем, не дающие целиком реализовать преимущество 340-мм орудий французских линкоров на дальних дистанциях.
И да, в составе флотов пока отсутствуют такие второстепенные классы кораблей, как минзаги, тральщики и вспомогательные суда (вроде плавбаз). Что касается минзагов и тральщиков – их я буду делать отдельно, и возможно даже скоро. Вспомогательные суда я пока и близко прорабатывать не собираюсь. Также к указанным классам кораблей могут добавиться новые – в частности, флагманы (15-16-дюймовые дредноуты), крейсерские подлодки (вроде аналогов реал-«Сюркуфа» и I-400) и десантные корабли (вроде «Эльпидифоров», десантников Японии и США времен ВМВ, или даже СДК-БДК времен Холодной войны, но в обработке уровня начала 1920-х годов). Также позднее может появиться сводная таблица по ТТХ всей французской артиллерии.
Авианосцы типа «Дантон»
Водоизмещение: нормальное 25 800 тонн, полное 28 150 тонн
Размерения: 224,3×27,5×8,5 м
Механизмы: 4 вала, 4 ТЗА, 24 котла, 90 000 л.с. = 30 узлов
Дальность плавания: 7000 миль (14 узлов)
Броня: пояс 40–80 мм, полетная палуба 40 мм, нижняя палуба 25 мм, казематы 40 мм
Вооружение: 12 164/50-мм орудий, 12 75/50-мм зенитных орудий, 20 25-мм автоматов, 50 самолетов
Состав авиагруппы: истребители Duval D.14, бомбардировщики-торпедоносцы Lourant L.107
Экипаж: 1414 человек
Авианосцы типа «Дантон» были спроектированы еще в 50-е годы X века Новой Эры [2]. Обладая высокой автономностью и возможностью брать на борт до 50 самолетов различных классов, они стали надежной опорой французского флота, хотя из-за традиционной недооценки их роли количество находящихся в строю кораблей никогда не превышало 5 единиц, а в составе авиагрупп преобладали истребители. Также отличительной чертой авианосцев стал достаточно развитый средний калибр – на них размещалась дюжина 164/50-мм орудий, что для авианосцев было достаточно серьезным вооружением.
Прообразом авианосца послужил реальный французский авианосец «Беарн», измененный по характеристикам как авианосец спец. постройки.
Гидрокрейсера типа «Лавуазье»
Водоизмещение: нормальное 11 200 тонн, полное 12 450 тонн
Размерения: 156,9×27×6,8 м
Механизмы: 2 вала, 2 ТЗА, 6 котлов, 30 000 л.с. = 24 узла
Дальность плавания: 5000 миль (14 узлов)
Броня: пояс 60 мм, палуба 30 мм, башни 30 мм, рубка 100 мм
Вооружение: 4 164/50-мм орудия, 12 75/50-мм зенитных пушек, 20 25-мм автоматов, 16 гидросамолетов
Состав авиагруппы: легкие гидросамолеты Fournier F.05
Экипаж: 644 человека
Гидрокрейсера типа «Лавуазье» стали французским вариантом реализации популярной в мире концепции крейсера-носителя гидросамолетов для нужд линейных эскадр. Среди положительных сторон «Лавуазье» можно назвать вместительный ангар и большое количество несомых гидросамолетов, значительное количество припасов на борту и развитую систему ремонта авиации, благодаря чему крейсера также могли использоваться в качестве ремонтных баз гидроавиации. Из-за этого вооружение крейсеров пришлось сильно урезать, и оно ограничилось лишь двумя башнями с 4-мя 164/50-мм орудиями в носовой части. Еще одним недостатком можно назвать невысокую скорость гидрокрейсера – всего 24 узла, что было вызвано тактическими соображениями французских адмиралов, согласно которым «Лавуазье» должны были работать в связке с линкорами, и превосходство в скорости над ними являлось абсолютно необязательным.
Прообразом послужило чудовище под названием «Командант Тесте», хотя от него осталась только корма.
Линейные корабли типа «Бретань»
Водоизмещение: нормальное 28 550 тонн, полное 30 980 тонн
Размерения: 185,1×28,9×8,9 м
Механизмы: 4 вала, 4 ТЗА, 16 котлов, 60 000 л.с. = 24 узла
Дальность плавания: 5500 миль (14 узлов)
Броня: главный пояс 160–300 мм, верхний пояс 210 мм, башни 250–350 мм, крыши башен 160 мм, барбеты 240–350 мм, казематы 160 мм, средняя палуба 90 мм, нижняя палуба 30–75 мм, рубки 270–400 мм, ПТП 30 мм
Вооружение: 10 340/50-мм, 20 164/50-мм орудий, 8 75/60-мм зенитных орудий, 16 25-мм автоматов
Экипаж: 1080 человек
Основной тип французских линкоров на протяжении более чем 50 лет, обладатель самой тяжелой артиллерии ГК в мире. Линкоры типа «Бретань» считаются неплохими боевыми кораблями, однако недостатки системы управления огнем и бронирования[3] не позволяют реализовать полностью их потенциал. Главным же недостатком «Бретаней» остается ненадежная ЭУ, из-за чего в ВМС Франции линкоры имеют репутацию «пожирателей запчастей». К 988 году надежность котлов и турбин удалось довести до приемлемого уровня, однако сама проблема все еще сохраняется.
Прообразом линкора стал реальный линкор «Бретань» с улучшенными ТТХ (в частности, горизонтальная бронезащита, ЭУ, ПТЗ, защита башен).
Линейные крейсера типа «Глуар»
Водоизмещение: нормальное 21 500 тонн, полное 23 280 тонн
Размерения: 180,1×26,5×8,5 м
Механизмы: 4 вала, 4 ТЗА, 24 котла, 90 000 л.с. = 28 узлов
Дальность плавания: 6000 миль (14 узлов)
Броня: пояс 80–270 мм, траверзы 160–270 мм, казематы 100 мм, подача 100 мм, башни 160–270 мм, крыши башен 80 мм, барбеты 160–270 мм, средняя палуба 60 мм, нижняя палуба 30–75 мм, рубки 270 мм
Вооружение: 8 274/50-мм, 12 164/50-мм орудий, 8 75/50-мм зенитных пушек, 16 25-мм автоматов
Экипаж: 819 человек
Развитие общемировой концепции «больших крейсеров» во французском исполнении. В целом сбалансированный и мощный корабль, с достаточно крепкой броней и хорошим вооружением, считается одним из лучших представителей своего класса в мире. Согласно взглядам французских адмиралов, должен выполнять несколько функций – разведка при эскадре, ловля вражеских рейдеров, в отдельных случаях – индивидуальное крейсерство или временное усиление эскадр в колониях. Несмотря на общую универсальность и востребованность, в составе ВМС Франции обычно находится небольшое число «Глуаров».
Прообразом послужили сразу несколько кораблей – визуально все начиналось с ТКР «Альжери» (от него в результате осталась одна корма), продолжалось «Бретанью» и заканчивалось «Мольтке» (многие ТТХ взяты от немца, имеющего схожее водоизмещение).
Легкие крейсера типа «Тетис»
Водоизмещение: нормальное 7100 тонн, полное 8750 тонн
Размерения: 157,7×16,2×5,6 м
Механизмы: 3 вала, 3 ТЗА, 20 котлов, 72 000 л.с. = 32 узла
Дальность плавания: 7000 миль (14 узлов)
Броня: пояс 40–80 мм, башни 40–100 мм, барбеты 80 мм, палуба 40 мм, рубка 100 мм
Вооружение: 8 164/50-мм орудий, 8 75/50-мм зенитных пушек, 12 25-мм автоматов, 2×3 550-мм торпедных аппарата
Экипаж: 497 человек
Легкий крейсер, предназначенный для лидирования эсминцев, противодействия вражеским легким силам, индивидуального крейсерства, патрулирования и разведки. Самый массовый тип тяжелых французских кораблей. Обладает достаточно совершенной и экономичной ЭУ, благодаря чему имеет огромную дальность хода. Помимо этого, отличается также сильным зенитным вооружением и мощным торпедным. Не самое удачное расположение башен мотивируется тактической необходимостью крейсеров вести огонь сразу в несколько точек горизонта в случае стычки с эсминцами и снижением «верхнего веса».
Образцом послужил крейсер «Тетис» уважаемого коллеги Фонцеппелина (он же Граф Цеппелин, он же The same Fonzeppelin), по ТТХ ориентировался на «Эмеральды».
Эскадренные миноносцы типа «Ягуар»
Водоизмещение: нормальное 1710 тонн, полное 2180 тонн
Размерения: 108,2×10,1×4,1 м
Механизмы: 2 вала, 2 ТЗА, 6 котлов, 42 000 л.с. = 34 узла
Дальность плавания: 2800 миль (14 узлов)
Вооружение: 4 130/45-мм орудия, 2 75/50-мм зенитные пушки, 8 25-мм автоматов, 2×3 550-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 2 бомбосбрасывателя
Экипаж: 148 человек
Стандартные французские эсминцы. Отличаются мощным артиллерийским вооружением при умеренной скорости хода. Несмотря на общую отработанность конструкции, считаются не самыми удачными кораблями из-за проблем с надежностью некоторых систем, ограниченной мореходности и малой автономности.
Прообразом послужил эскадренный миноносец «Бурраск», несколько увеличенный в размерах, с ликвидацией некоторых недостатков.
Миноносцы типа «Опиньятр»
Водоизмещение: нормальное 1075 тонн, полное 1210 тонн
Размерения: 92,6×9,1×3,2м
Механизмы: 2 вала, 2 ТЗА, 4 котла, 22 000 л.с. = 31 узел
Дальность плавания: 2500 миль (14 узлов)
Вооружение: 5 100/45-мм орудий, 2 75/50-мм зенитные пушки, 8 25-мм автоматов, 2×3 550-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 2 бомбосбрасывателя
Экипаж: 119 человек
Основной тип легких торпедно-артиллерийских кораблей ВМС Франции, предназначенный для несения службы в колониях и конвойной службы. Отличаются невысокой скоростью, достаточно хорошим для своих размеров зенитным вооружением и малой скоростью хода. Из-за желания ограничить размеры корабля при заранее заданном вооружении пришлось уменьшить запас топлива, что постарались компенсировать развитым оборудованием для дозаправки нефтью в море.
Прообразом послужил эсминец «Ансень Ру», увеличенный в размерах.
Сторожевые корабли типа «Альбатрос»
Водоизмещение: нормальное 670 тонн, полное 890 тонн
Размерения: 79×8×3 м
Механизмы: 2 вала, 2 ТЗА, 4 котла, 12 000 л.с. = 25 узлов
Дальность плавания: 2100 миль (12 узлов)
Вооружение: 6 75/50-мм зенитных орудий, 8 25-мм автомата, 2×3 550-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 2 бомбосбрасывателя
Экипаж: 98 человек
Основной тип прибрежных сторожевых и эскортных кораблей Франции, также выполняющий функции эскадренного тральщика. Обладает ограниченной скоростью и преимущественно зенитным вооружением (универсальный калибр артиллерии). Корабли этого типа дешевы и отработаны в постройке, однако обладают недостаточной скоростью хода и относительно слабым вооружением (малый калибр).
Прообразом послужили французские корабли типа «Мельпомена» 30-х годов.
Канонерские лодки типа С
Водоизмещение: нормальное 900 тонн, полное 1090 тонн
Размерения: 84×9×3,3 м
Механизмы: 1 вал, 1 ПМ ВТР, 2 котла, 5000 л.с. = 16 узлов
Дальность плавания: 4000 миль (10 узлов)
Вооружение: 2 164/50-мм орудия, 4 75/50-мм зенитные пушки, 4 25-мм автомата
Экипаж: 109 человек
Результат работы Сингапурского Адмиралтейства [4] – крупнейшего судостроительного и судоремонтного завода Франции в колониях. Благодаря высокой степени стандартизации, упрощению конструкции и использованию дешевых механизмов канонерские лодки этого типа крайне просты в постройке, а мощное вооружение позволяет значительно расширить их боевые возможности. Строятся не только в Сингапуре, но и по заказу Атлантического и Средиземноморского флотов в Метрополии.
Прообразом послужили реальные французские авизо типа «Анкре».
Речные мониторы типа «Меконг»
Водоизмещение: 560 тонн
Размерения: 57,8×9,6×1,6 м
Механизмы: 1 вал, 1 ПМ ВТР, 2 котла, 1500 л.с. = 13 узлов
Броня: 30 мм
Вооружение: 2 130/45-мм орудия, 4 75/50-мм зенитные пушки, 6 25-мм автоматов
Экипаж: 95 человек
Еще один плод деятельности Сингапурского Адмиралтейства, самый старый тип французских кораблей, находящийся на вооружении более 60 лет. За это время претерпел определенные изменения, коснувшиеся в основном состава вооружения. Мониторы этого типа активно используются в Индокитае, незначительное их количество построено и для нужд Метрополии. Пригодны как для действий на реках, так и в прибрежных районах, хотя в последнем случае мониторы этого типа обладают недостаточной мореходностью.
Прообразом послужил австро-венгерский монитор «Темеш».
Подводные лодки типа «Сюркуф»
Водоизмещение: надводное 1080 тонн, подводное 1490 тонн
Размерения: 75,2×6,4×4,3
Механизмы: 2 вала, 2 дизеля, 2 ЭД, 3200/1600 л.с. = 18/10 узлов
Дальность плавания: 4300 миль (10 узлов)
Вооружение: 2 75/45-мм орудия, 8 450-мм торпедных аппаратов
Экипаж: 48 человек
Основной тип французских подводных лодок. Из-за довольно сложной конструкции отличаются повышенной в сравнении с зарубежными аналогами стоимостью, что компенсируется высокими параметрами вооруженности, надежности и высокой автономностью. Несмотря на это, на вооружении ВМС Франции находится относительно небольшое количество подводных лодок этого типа, и большинство из них предназначены для действий в районах сосредоточения своего флота.
Прообразом послужили… А не помню уже. За неимением нужной подлодки времен ПМВ (по крайней мере, не нашел таковую с необходимыми характеристиками), лепил из чего было, а было у меня 4 унылых боковика французских подлодок, 2 фотографии этих же ПЛ, боковики британских ПЛ времен ПМВ, 2 пакетика травы, 75 ампул мескалина, 5 пакетиков диэтиламид лизергиновой кислоты, или ЛСД, солонка…
Примечания
1) Локальные – в смысле небольшие Разломы, чья угроза невелика и ликвидируется силами самого государства без привлечения Священного Союза.
2) Летоисчисление Новой Эры ведется после крупного вторжения из множества Разломов, открывшихся по всему миру, которые едва не стали концом всего человечества. Информация дается по состоянию на 988 год.
3) Большинство линкоров других стран будет иметь 350-мм пояс или разнесенную бронезащиту.
4) Сиам так и остался королевством, но де-юре вассальным французскому правительству. Является фактическим центром Индокитая и всей французской Азии.
P.S. ТТХ кораблей (особенно крупняка) переписывались по нескольку раз, так что возможны косяки с расчетами скоростей, толщин брони и количества котлов.