Флагман контрреволюции
Это был не самый лучший в мире корабль. Его конструкция была проста и не несла оригинальных решений. Скорость не являлась предметом зависти. Защита была далека от оптимального варианта. А бортовой залп совершенно не поражал воображение знатоков. Существует даже мнение, что решение о его строительстве – каприз правящей фамилии. Остаётся лишь надеяться, что Романовы не пожалели об этом. Однако своим нынешнем положениям корабль обязан не им – много лет назад на его палубу поднялся человек, судьбу которого изменил такой же каприз.
Две пары крейсеров II ранга для нужд Дальнего Востока создавались в рамках судостроительной программы 1898 года. И если «камешки» («Жемчуг» и «Изумруд») были «очень большими миноносцами», то два «датчанина» («Боярин» и «Новик») были почти «настоящими, но маленькими крейсерами». А их главному калибру могли позавидовать и более серьёзные корабли. Правда, надо было ещё сильно-сильно постараться, чтобы из него ухитриться попасть в цель. Видимо это не было большим секретом и для чинов «из-под шпица», поэтому на должность старшего офицера вытребовали из действующего флота специалиста, способного (в теории) этот вопрос решить. Так в августе 1899 года на палубу достраивающегося «Боярина» впервые вступил В. И. Бланк. Тогда ещё старший лейтенант. Кают-компания крейсера была его вотчиной почти до конца 1903 года, когда высочайшим повелением он был произведен в капитаны II ранга и назначен командиром новейшего крейсера «Варяг».
Война позволяет быстро делать карьеру, но чертовски опасна для здоровья и жизни. Не прошло и двух лет, а в штормовую весеннюю ночь у берегов Японии на столе кают-компании, ставшей лазаретом, мучительно умирал поймавший грудью шальной осколок командир отряда легких крейсеров капитан I ранга Бланк.
Весна 1905 года оказалась щедра на плохую погоду. Видимость в пару кабельтовых почитали за счастье. В результате, потеряв в один из выходов визуальный контакт с «Новиком», не сразу определились, что за корабль мелькает в сполохах молний по левому борту. Благо самураи были заняты тем же увлекательным делом – пытались сообразить «бить или не бить?».
Океан дал противникам возможность сделать по одному залпу и раскидал в стороны, скрыв друг от друга пеленой дождевых разрядов. Однако залпы оказались на редкость результативными.
Восьмидюймовый снаряд бакового орудия крейсера «Такасаго» лопнул на крыше носового каземата русского корабля ослепительным цветком мелинитового пламени, слизнул с него левую митральезу, снопом раскаленных осколков прошел через первую дымовую трубу и канул во мгле за правым бортом, не задев никого на палубе. Поскольку там никого и не было. Только один малюсенький шальной осколок волей случая нашел дорогу в боевую рубку – командир отряда крейсеров капитан I ранга Бланк недоуменно бросил взгляд на левую сторону своей груди, отпустил поручень и рухнул на пол.
Видимо та же самая воля (или волна?) в качестве компенсации накренила на левый борт японский крейсер. И русский восьмидюймовый снаряд, который должен был пробить его правый борт и взорваться над броневой палубой без особо фатальных последствий, влетел самураю под ватерлинию, пробил корпусные конструкции, углубился в паровой котел и только там детонировал.
К утру махина водоизмещением более четырёх тысяч тонн сдалась. Команда, трижды прокричав «банзай», с военными песнями начала эвакуацию на шлюпки. В 06 часов 10 минут 13 марта 1905 года бронепалубный крейсер «Такасаго» перевернулся на правый борт и через 23 минуты полностью затонул в координатах 38°10′ с. ш. 121°15′ в. д.
А вот человек сдаваться не привык и выжил.
В 1909 году крейсер II ранга «Боярин» вошел в состав формирующегося учебного отряда Черноморской эскадры. А в 1910 году на нем подняли флаг контр-адмирала Бланка, назначенного этим отрядом командовать.
Начало великой войны корабль и человек встретили порознь. Один продолжал нести относительно спокойную службу учебного корабля при штабной группе на Черном море. Другой, с новым назначением произведенный в вице-адмиралы, реализовывал свои амбиции на Балтике. И его стараниями кайзер постарел лет на пять, а ЕИВ на все десять. Дабы оградить себя от дальнейших нервных потрясений, государь-император поступил опробованным манером – героя повысили и отправили подальше с глаз долой на более спокойный ТВД, теоретически исключающий возможность эпических подвигов.
Поэтому новый 1917 год «Боярин» встретил флагманским кораблем командующего Черноморским флотом полного адмирала В. И. Бланка.
Мартовские события, казалось, обошли Севастополь и флот стороной. Не будучи ярым сторонником монархии, адмирал испытывал откровенную антипатию к силам, стремящимся захватить власть в стране. В результате приказ №1 был на кораблях Черноморского флота хоть и зачитан, но с комментариями адмирала. А поскольку тот за словом в карман не лез и обладал недюжим ораторским талантом, личный состав воспринимал либеральное Временное правительство исключительно как досадное и однозначно вредное недоразумение. Поэтому вместо красных флагов прибывший в Крым жарким майским днём военный министр Керенский узрел над флагманским кораблем брейд-вымпел вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.
6 июня 1917 года холостой выстрел бакового восьмидюймового орудия крейсера «Боярин» известил о прекращении деятельности в Севастополе собрания делегатов Балтийского флота. Попытка импорта буйного помешательства, за пару месяцев до того залившего кровью Балтийский флот, провалилась. Командование флота полностью контролировало ситуацию на территории военно-морской базы Севастополь и в пригородах. Примечательно, что в поддержании порядка принимали участие и отряды рабочей милиции под знаменами, чей цвет был определен в приказе по флоту как «древний великокняжеский». Бланк умел идти на компромиссы и знал, как и о чем договариваться.
К декабрю 1917 года страна стремительно скатывалась к катастрофе. Петроградское правительство социалистов разных мастей почти бескровно отстранило от власти либералов. Исключением стал расстрел по приказу Троцкого генералов Корнилова, Романовского и Лукомского, арестованных после провала июльского мятежа. Но порядка в государстве от этого больше не стало. Украинские националисты, стремительно убегая к собственной незалежности, открыли дорогу немецким войскам вглубь России. И на их пути оказалась лишь жиденькая завеса полупартизанских рабочих отрядов Донецко-Криворожской республики.
В этой ситуации 16 декабря 1917 года радиостанция крейсера «Боярин» выдала в эфир историческое: «Всем! Всем! Всем! Отечество в опасности!»
Бронепалубный крейсер II ранга «Боярин».
наименование | «Боярин» | «Жемчуг» | «Такасаго» |
водоизмещение, тонн | 4100/4800 | 2700/3080 | 4227 |
длина (м) | 122 | 110 | 118 |
ширина (м) | 13.8 | 12.2 | 14.78 |
осадка (м) | 5.98 | 5.03 | 5.18 |
КОП | 0.478 | ||
бронирование (мм) | |||
• палуба | 38.1 | 30.2 | 63 |
• скосы | 101.6 | 49.2 | 114 |
• рубка | 127 | 30.2 | 114 |
• казематы (щиты) | 127 | 63-114 | |
вооружение | 2×203 мм 6×100 мм 6×37 мм (митральезы) 4 ТА |
6×120 мм 6×47 мм 6 ТА |
2×203 мм 10×120 мм 12×76 мм 6×42 мм 5 ТА |
мощность (л.с.) | 14 500 | 17 000 | 15 500 |
скорость (узл.) | 23 | 25 | 22.5 |