Все мы со школьной скамьи помним картину Ильи Репина и стихи Николая Некрасова о бурлаках на Волге и о том как нам было жаль этих несчастных людей. Так вот, дорогие соотечественники, спешу вас обрадовать: больше нет причин для печали, потому как ни такой профессии, ни даже такого хобби как бурлак в природе никогда не существовало. Сознание человека устроено удивительным образом: оно безоговорочно верит фактам лежащим на поверхности любого явления нашей жизни, даже если эти факты вопиют о своей фиктивности.
Именно это и произошло в случае с бурлаками. Есть картина, написанная известным художником и стихи великого русского поэта, и нашему мозгу этого вполне достаточно чтобы фантазия дорисовала все недостающие детали.
Итак, что мы имеем? Ложь возведенную в ранг исторического факта. А правда такова: НИКАКАЯ МУСКУЛЬНАЯ СИЛА НЕ СПОСОБНА ПОДНЯТЬ ГРУЖЕНОЕ СУДНО ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ НИ БУКСИРОМ, НИ НА ВЕСЛАХ. Даже если запрячь с полсотни Арнольдов Шварценеггеров. Что уж тут говорить о тех несчастных которых так убедительно изобразил нам художник Репин.
Лишь только баржа отдаст швартовы всю эту группу здоровья сдует с берега как ветром вслед за баржей вниз по течению. Не поможет даже задушевная песня которые, как убеждал нас поэт Николай Некрасов, так любили петь эти сильные духом люди за работой. Для любителей формул: никакой высшей математики на этот счет не существует-только словоблудие. Вы ведь ложкой в рот попадаете за обедом без расчета траектории движения руки с учетом аэродинамического сопротивления, инерции и силы трения в суставах. Здесь, примерно, то же самое. Здравого смысла и даже небогатого жизненного опыта вполне достаточно для разоблачения этого грандиозного обмана нескольких поколений наших граждан. Нужно лишь убрать шоры с глаз.
Оговорюсь, кроме технических вопросов есть еще экономика, а это безжалостная дама. Да, в рамках научного эксперимента, можно поднять судно с грузом вверх по течению небольшой узкой речки до первого переката, если нанять армию работников. Вдоль обоих берегов, медленно, долго но можно (напоминаю: до первого переката). Но тогда ваше коммерческое предприятие потерпит крах. Потому что работников нужно кормить и платить им зарплату, да и время не менее важно. И потому что перекатов на небольших реках, ну очень много….
Что касается больших рек, подобных Волге, то никакой подъем торгового судна мускульной силой против их течения невозможен. Ваше плавание закончится, как только ваша армия бурлаков (а вовсе не десяток, как на картине Репина) доберется до первого внутреннего поворота реки (если вообще доберется), заболоченного или заваленного буреломом участка берега, высокого берега или утеса или прибрежной отмели, или русла притока. Ведь Волга — это вам не голландские каналы.
Теперь о парусах. Да, по Нилу и в наше время поднимаются вверх по течению небольшие грузовые фелюги с косым парусом. Судно такого размера и с таким парусом, что изображено на картине Репина, непригодно для плавания по реке. Потому что прямой парус бесполезен при лавировке, а большое водоизмещение не позволит вам быстро сняться с мели, в случае посадки, да и при подходе к берегу (и отходе от него) и при маневрировании создаст вам немалые проблемы.
Чтобы осуществлялась эффективная торговля, Волга должна была кишеть такими фелюгами, но этот факт не находит отражения в исторических документах: нет ни картин, ни фото.
Выводы из всего этого можно сделать вполне серьезные а именно: никаких водных речных торговых путей до появления парового двигателя не существовало, как не существовало впрочем и дорог на суше. По реке в те времена можно было только сплавляться вниз по течению. Или на плоту, оборудованном рулевыми веслами (на носу и на корме), или на весельном (парусном) судне. Боюсь, что читатели забросают меня камнями, но все же скажу: я думаю что никогда не существовало не только бурлаков, но и самого Ильи Ефимовича Репина вместе с Николаем Некрасовым. Эти персонажи лишь часть нашей ФАЛЬШИВОЙ ИСТОРИИ.