Эволюция тактического пикапа АГ-34

18

Эволюция тактического пикапа АГ-34

Рассказ о специальном транспортном средстве СТС Фарис, одном из экспонатов международного военно-технического форума «Армия-2024»

Вооруженные колесные машины, созданные еще до Первой мировой войны, явно не собираются уходить в прошлое. Как показывают боевые действия, для таких машин существует своя ниша. Совсем не обязательно, чтобы такая техника была защищена броней. В некоторых случаях высокая маневренность оказывается более значимой, чем защита, причём это происходит не только в далеких регионах, но и на наших территориях. Особые легкие (так называемые тактические) транспортные средства существуют уже давно, и опыт современных конфликтов демонстрирует, что они действительно занимают определенную нишу.

Текущая конфигурация машины

Текущая конфигурация машины

Эволюционный подход к развитию военной техники является вполне распространённым явлением. Это в полной мере относится и к тактическим автомобилям, которые были представлены на международном военно-техническом форуме «Армия-2024». Одной из таких моделей стало специализированное транспортное средство СТС Фарис. В прошлом году машина находилась на отдельном стенде и называлась АГ-34, но на этот раз её разместили на стенде НПК «Энергия». Важно отметить, что в этот раз демонстрировалась совсем другая версия автомобиля, в отличие от той, которую можно было увидеть в августе 2023 года.

Это уже пятый по счету образец АГ-34, ныне СТС Фарис

Это уже пятый по счету образец АГ-34, ныне СТС Фарис

Появление машины, известной тогда как АГ-34, было в некоторой степени неожиданным. Однако для тех, кто знал автора, это не стало сюрпризом. Ведь АГ обозначает Алексея Гарагашьян, который широко известен среди энтузиастов багги и колесных вездеходов. Достаточно упомянуть, что именно он разработал «Шерпа», колесный вездеход-болотоход. Эта машина сформировала собственную нишу среди внедорожников с высокой проходимостью, а название «Шерп» стало именем нарицательным.

Можно говорить, что это уже финальная конфигурация машины, такой она предполагается в серийном исполнении

Можно говорить, что это уже финальная конфигурация машины, такой она предполагается в серийном исполнении

Одним из основных видов деятельности Алексея Гарагашьяна является разработка багги. В этой связи, СТС Фарис, ранее известный как АГ-34, представляется логическим развитием этих концепций. Термин «тактический автомобиль» фактически обозначает багги (точнее, его увеличенный вариант, созданный как прототип для трофи-рейдов). Вместо узлов от легковых автомобилей в их конструкции чаще используются компоненты от грузовиков. При этом у тактической машины задачи несколько иные, и благодаря большей грузоподъемности спектр ее применения значительно расширяется.

Выглядит машина как пикап, но на самом деле в основе лежит грузовик

Выглядит машина как пикап, но на самом деле в основе лежит грузовик

Если перекрасить СТС Фарис и добавить наклейки спонсоров, он будет очень похож на спорткар. Однако, это не спортивный автомобиль, адаптированный для военных целей. От техники для трофи-рейдов здесь лишь внешний вид. В то время как у спортивного пикапа кузов служит для внешнего эффекта, в данном случае он используется полностью. Хотя этот автомобиль изначально был грузовиком, таким он и остался. Его грузоподъемность составляет всего 1,5 тонны, но для этого типа машин это нормально. С более тяжелым грузом быстро ехать не получится.

Похожим образом выглядят машины для ралли-рейдов. Только тут армейское исполнение

Похожим образом выглядят машины для ралли-рейдов. Только тут армейское исполнение

При разработке своего автомобиля Алексей Гарагашьян сделал акцент на максимальное использование отечественных деталей. Основу агрегатов составляет широко известная модель ГАЗ С41А23 Садко NEXT 4×4, с добавлением некоторых элементов от ГАЗ-66. Это не только значительно упрощает процесс наладки производства, но и облегчает ремонтные работы, которые неизбежны в полевых условиях. При этом машина больше похожа не на грузовик, а на спортивный пикап, хотя и довольно крупный. Ее длина составляет 5690 мм, что очень близко к размеру ГАЗ-66. Однако, в отличие от «Шишиги», где кабина расположена над двигателем, здесь используется традиционная капотная компоновка.

Вид у машины не самый эффектный, но тут главное функциональность и проходимость. А с этим у детища Алексея Гарагашьяна всё хорошо

Вид у машины не самый эффектный, но тут главное функциональность и проходимость. А с этим у детища Алексея Гарагашьяна всё хорошо

Подобный автомобиль обязан обладать отличной маневренностью, и в этом отношении СТС Фарис полностью отвечает предъявляемым критериям. На него установлен дизельный двигатель ЯМЗ-534 от Ярославля, выдающий 240 лошадиных сил. Снаряжённая масса автомобиля равна 3400 кг, что обеспечивает удельную мощность на уровне легкового транспорта. При максимальной загрузке вес машины достигает почти 5 тонн, однако благодаря значительной мощности мотора, её маневренность остаётся на достойном уровне. Автомобиль явно был спроектирован с запасом прочности, поскольку в условиях армейской эксплуатации часто приходится загружать без ограничений. На практике, в случае необходимости, можно добавить и 3 тонны дополнительного груза.

В данном случае санитарный вариант машины, для перевозки раненых. Наличие пулемета не должно смущать, ныне санитарные машины являются одной из приоритетных целей

В данном случае санитарный вариант машины, для перевозки раненых. Наличие пулемета не должно смущать, ныне санитарные машины являются одной из приоритетных целей

Ничуть не менее важным параметром является проходимость машины. И вот тут СТС Фарис сравним со спортивными внедорожниками, созданными для ралли-трофи. Кому надо, может легко найти видео с испытаниями машины. Выражение «прет как танк» в полной мере относится к данному аппарату. Высокая подвижность сочетается с проходимостью караката. Собственно говоря, именно поэтому машина так выглядит. Минимальные свесы, внушительный клиренс — всё это сделано для того, чтобы обеспечить максимальную проходимость.

При необходимости передние стекла могут подниматься

При необходимости передние стекла могут подниматься

Внутри машины обеспечивается минимальный комфорт, всё по законам жанра. Тактические машины в принципе изготовляются с подобным минимализмом. Тут главное в других параметрах. При необходимости передние стекла можно поднять, а боковые снять. Надо сказать, что постепенно СТС Фарис по удобству работы всё же дорабатывается. Например, у того экземпляра машины, что был на «Армии-2024», получил регулируемую в двух плоскостях рулевую колонку, а вместо дисковых тормозов стали ставить барабанные.

Внутри всё максимально просто, как и у раллийной машины

Внутри всё максимально просто, как и у раллийной машины

Как и ранее, машина позиционируется как многоцелевая. На «Армии-2024» ее показывали как санитарную, но торчащая на вертлюге установки пулемета намекает на самые разные задачи. При необходимости СТС Фарис тащит 10 человек (2 в кабине, плюс 8 в кузове). В кузове помещаются 9 бочек с топливом, либо 3 стандартных поддона. Кроме того, кузов, в теории, позволяет поставить чего помощнее пулемета. Первым делом, когда на подобные машины смотрят, сразу прикидывают, чего сюда можно воткнуть стреляющее. А тут шасси более могучее, чем традиционный пикап Toyota Hilux.

На многочисленных видео СТС Фарис демонстрирует проходимость, сравнимую с танковой

На многочисленных видео СТС Фарис демонстрирует проходимость, сравнимую с танковой

Самый важный, на сегодняшний день, момент связан с местом, где машина демонстрировалась. В предыдущем материале о ней говорилось, что на параде 9 мая в Туле ехал явно не тот аппарат, который демонстрировался на «Армии-2023». Так вот, на «Армии-2024» выяснилось, что та машина, которую показывали в этот раз — это уже пятый по счету образец. То есть как минимум не единственный прототип, как это нередко бывает с теми разработками, которые кочуют по выставкам. А НПК «Энергия» — производственная база.

Размещение раненых в кузове

Размещение раненых в кузове

В данном случае следует высказывать осторожный оптимизм, что СТС Фарис всё же найдет свою нишу в войсках. Появление его на параде уже хороший знак, как минимум идут войсковые испытания. Кроме того, дальнейшая эволюция машины подразумевает доработку под требования заказчика. Так что, вполне возможно, дело с внедрением тактических машин в российскую армию сдвинулось с мертвой точки. Сам факт дальнейшего развития данной темы — хороший знак.

Вооружение у тактических машин может быть разным. Всё напрямую зависит от заказчика

Вооружение у тактических машин может быть разным. Всё напрямую зависит от заказчика

Напоследок стоит отметить, что, следует понимать важный момент. Такие машины, как СТС Фарис, являются нишевыми изделиями, то есть предназначены для вполне определенных подразделений. Поэтому сотнями и тысячами их выпускать не будут. А вот десятками — вполне возможно. Загадывать не будем, надо набраться терпения и смотреть, чем всё это закончится.

источник: https://dzen.ru/a/ZuUnU1i2NFyXleXu

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account