Рассказ о специальном транспортном средстве СТС Фарис, одном из экспонатов международного военно-технического форума «Армия-2024»
Вооруженные колесные машины, созданные еще до Первой мировой войны, явно не собираются уходить в прошлое. Как показывают боевые действия, для таких машин существует своя ниша. Совсем не обязательно, чтобы такая техника была защищена броней. В некоторых случаях высокая маневренность оказывается более значимой, чем защита, причём это происходит не только в далеких регионах, но и на наших территориях. Особые легкие (так называемые тактические) транспортные средства существуют уже давно, и опыт современных конфликтов демонстрирует, что они действительно занимают определенную нишу.
Эволюционный подход к развитию военной техники является вполне распространённым явлением. Это в полной мере относится и к тактическим автомобилям, которые были представлены на международном военно-техническом форуме «Армия-2024». Одной из таких моделей стало специализированное транспортное средство СТС Фарис. В прошлом году машина находилась на отдельном стенде и называлась АГ-34, но на этот раз её разместили на стенде НПК «Энергия». Важно отметить, что в этот раз демонстрировалась совсем другая версия автомобиля, в отличие от той, которую можно было увидеть в августе 2023 года.
Появление машины, известной тогда как АГ-34, было в некоторой степени неожиданным. Однако для тех, кто знал автора, это не стало сюрпризом. Ведь АГ обозначает Алексея Гарагашьян, который широко известен среди энтузиастов багги и колесных вездеходов. Достаточно упомянуть, что именно он разработал «Шерпа», колесный вездеход-болотоход. Эта машина сформировала собственную нишу среди внедорожников с высокой проходимостью, а название «Шерп» стало именем нарицательным.
Одним из основных видов деятельности Алексея Гарагашьяна является разработка багги. В этой связи, СТС Фарис, ранее известный как АГ-34, представляется логическим развитием этих концепций. Термин «тактический автомобиль» фактически обозначает багги (точнее, его увеличенный вариант, созданный как прототип для трофи-рейдов). Вместо узлов от легковых автомобилей в их конструкции чаще используются компоненты от грузовиков. При этом у тактической машины задачи несколько иные, и благодаря большей грузоподъемности спектр ее применения значительно расширяется.
Если перекрасить СТС Фарис и добавить наклейки спонсоров, он будет очень похож на спорткар. Однако, это не спортивный автомобиль, адаптированный для военных целей. От техники для трофи-рейдов здесь лишь внешний вид. В то время как у спортивного пикапа кузов служит для внешнего эффекта, в данном случае он используется полностью. Хотя этот автомобиль изначально был грузовиком, таким он и остался. Его грузоподъемность составляет всего 1,5 тонны, но для этого типа машин это нормально. С более тяжелым грузом быстро ехать не получится.
При разработке своего автомобиля Алексей Гарагашьян сделал акцент на максимальное использование отечественных деталей. Основу агрегатов составляет широко известная модель ГАЗ С41А23 Садко NEXT 4×4, с добавлением некоторых элементов от ГАЗ-66. Это не только значительно упрощает процесс наладки производства, но и облегчает ремонтные работы, которые неизбежны в полевых условиях. При этом машина больше похожа не на грузовик, а на спортивный пикап, хотя и довольно крупный. Ее длина составляет 5690 мм, что очень близко к размеру ГАЗ-66. Однако, в отличие от «Шишиги», где кабина расположена над двигателем, здесь используется традиционная капотная компоновка.
Подобный автомобиль обязан обладать отличной маневренностью, и в этом отношении СТС Фарис полностью отвечает предъявляемым критериям. На него установлен дизельный двигатель ЯМЗ-534 от Ярославля, выдающий 240 лошадиных сил. Снаряжённая масса автомобиля равна 3400 кг, что обеспечивает удельную мощность на уровне легкового транспорта. При максимальной загрузке вес машины достигает почти 5 тонн, однако благодаря значительной мощности мотора, её маневренность остаётся на достойном уровне. Автомобиль явно был спроектирован с запасом прочности, поскольку в условиях армейской эксплуатации часто приходится загружать без ограничений. На практике, в случае необходимости, можно добавить и 3 тонны дополнительного груза.
Ничуть не менее важным параметром является проходимость машины. И вот тут СТС Фарис сравним со спортивными внедорожниками, созданными для ралли-трофи. Кому надо, может легко найти видео с испытаниями машины. Выражение «прет как танк» в полной мере относится к данному аппарату. Высокая подвижность сочетается с проходимостью караката. Собственно говоря, именно поэтому машина так выглядит. Минимальные свесы, внушительный клиренс — всё это сделано для того, чтобы обеспечить максимальную проходимость.
Внутри машины обеспечивается минимальный комфорт, всё по законам жанра. Тактические машины в принципе изготовляются с подобным минимализмом. Тут главное в других параметрах. При необходимости передние стекла можно поднять, а боковые снять. Надо сказать, что постепенно СТС Фарис по удобству работы всё же дорабатывается. Например, у того экземпляра машины, что был на «Армии-2024», получил регулируемую в двух плоскостях рулевую колонку, а вместо дисковых тормозов стали ставить барабанные.
Как и ранее, машина позиционируется как многоцелевая. На «Армии-2024» ее показывали как санитарную, но торчащая на вертлюге установки пулемета намекает на самые разные задачи. При необходимости СТС Фарис тащит 10 человек (2 в кабине, плюс 8 в кузове). В кузове помещаются 9 бочек с топливом, либо 3 стандартных поддона. Кроме того, кузов, в теории, позволяет поставить чего помощнее пулемета. Первым делом, когда на подобные машины смотрят, сразу прикидывают, чего сюда можно воткнуть стреляющее. А тут шасси более могучее, чем традиционный пикап Toyota Hilux.
Самый важный, на сегодняшний день, момент связан с местом, где машина демонстрировалась. В предыдущем материале о ней говорилось, что на параде 9 мая в Туле ехал явно не тот аппарат, который демонстрировался на «Армии-2023». Так вот, на «Армии-2024» выяснилось, что та машина, которую показывали в этот раз — это уже пятый по счету образец. То есть как минимум не единственный прототип, как это нередко бывает с теми разработками, которые кочуют по выставкам. А НПК «Энергия» — производственная база.
В данном случае следует высказывать осторожный оптимизм, что СТС Фарис всё же найдет свою нишу в войсках. Появление его на параде уже хороший знак, как минимум идут войсковые испытания. Кроме того, дальнейшая эволюция машины подразумевает доработку под требования заказчика. Так что, вполне возможно, дело с внедрением тактических машин в российскую армию сдвинулось с мертвой точки. Сам факт дальнейшего развития данной темы — хороший знак.
Напоследок стоит отметить, что, следует понимать важный момент. Такие машины, как СТС Фарис, являются нишевыми изделиями, то есть предназначены для вполне определенных подразделений. Поэтому сотнями и тысячами их выпускать не будут. А вот десятками — вполне возможно. Загадывать не будем, надо набраться терпения и смотреть, чем всё это закончится.
источник: https://dzen.ru/a/ZuUnU1i2NFyXleXu