Эволюция КИТ-ообразных. Часть 1

2

Просто прелюдия

Вашему вниманию предлагается несколько стенограмм различных совещаний, посвященных разным вопросам. К сожалению, списки участников совещаний утрачены, и определить их теперь почти невозможно.

Очередное совещание офицеров Генштаба безнадежно затягивалось. Давно миновала полночь, но никто не думал расходиться, спор только разгорался.

— Итак, товарищи, совершенно очевидно, что немецкая тактическая новинка дает небывалый эффект. Эти танковые клинья, стремительно продвигающиеся сквозь оборону, серьезная проблема. На прошлом совещании мы с вами пришли к выводу, что лучший способ борьбы с клиньями – это контрудары в основание клина. Полагаю, что это наиболее действенное решение. Но с другой стороны, несколько десятков вражеских танков в глубине нашей обороны могут нанести немалый урон, их нужно своевременно остановить. Поэтому, вопрос – чем останавливать острие клина?

— Предлагаю использовать авиацию, бомбардировщики смогут быстро и эффективно разнести танковую колонну.

— Не могу согласиться, авиация в этом деле не наилучшее решение, может погода подвести, ночью тоже авиация бессильна.

— Тогда встречная танковая контратака.

— Контратака, это хорошо, но танки нужны для удара по основанию клина. Нам может не хватить танков для всех задач.

— Остается противотанковая артиллерия.

— Да, выходит, вся надежда на неё. Вот только острие клина перемещается быстро, поэтому батареи ПТА должны перемещаться, как минимум с той же скоростью. А тракторов «Комсомолец» у нас не так много…

— Но с другой стороны, немцы, когда ведут наступление, всегда движутся по, или вдоль шоссе, поэтому, колесные тягачи с пушками, и бронемашины вполне успеют выдвинуться на рубеж перехвата.

— Да, пожалуй. Вот только Правобережная Украина и Белоруссия, это вам не степи Халхин-Гола, не едут наши БА по тамошним дорогам, вязнут. Нужны новые бронемашины, способные ездить по бездорожью и с мощным орудием. Предлагаю составить перечень ТТХ для такой машины и поручить её разработку нашим автозаводам.

— В таком случае, я хочу сказать, что 45-ти миллиметровая пушка уже не может рассматриваться для вооружения перспективного БА!

— Поясните свою мысль, пожалуйста.

— В настоящее время у нас разработаны новые танки с противоснарядной бронёй, выдерживающие огонь 45-мм пушки. Наивно думать, что немцы будут сидеть, сложа руки, не сделают ничего, подобного нашему КВ. А чем остановить немецкий аналог КВ?

— Да, пожалуй, тут сорокопяткой ничего сделать не удастся.

— А чем удастся, чем можно подбить в бою КВ?

Ну-уу, снаряд дивизионки он тоже выдержит, разве что зенитку задействовать, как немцы делали.

Ну вот товарищи, мы и определились с вооружением для нового БА, запишем: 76мм пушка с баллистикой зенитки 3-К.

— Неплохо, совсем неплохо. Вот только пушка такая нам нужна уже сегодня, нет у нас времени на разработку, пока конструкторы спроектируют, пока заводы изготовят, войска освоят, годы пройдут, а их у нас и нет.

— Да-аа, задачка-аа… Ладно, третий час ночи уже, давайте заканчивать.

Очень хочется жить.

Товарищ Грабин, это же не задание, а натуральное сумасшествие, как можно за два месяца спроектировать противотанковую пушку с баллистикой З-К, да ещё чтоб из освоенных промышленностью деталей  и узлов! Это же невозможно в принципе!

— Это ещё что, слышал бы ты, что в Наркомате было. Этих пушек надо до конца года изготовить не менее 500 штук! Заводчане просто не знают, что делать, у них там просто паника.

— Товарищи, а что если… Короче, я тут прикинул, если камору Ф-22 расточить под патрон от 3-К, то получится очень близко к требуемому.

— Значит, вот так и сделаем! Думаю, военным понравится, а у нас другого выхода все равно нет.

Через месяц, обновленная Ф-22, уверенно пробила бронеплиту в 76мм, с дистанции 700м.  При этом ПОУ без проблем выдерживали новый усиленный заряд, но при стрельбе с малыми углами возвышения. Поэтому, пушке заблокировали часть сектора вертикальной наводки, перевели штурвал горизонтальной наводки на левую сторону и объявили новой противотанковой пушкой Ф-22П. В эту модификацию начали срочно переводить имеющиеся на складах Ф-22. Артиллерийские конструкторы и производственники, наконец, выдохнули. Военные же, получив полуторатонную противотанковую пушку, нервно чесались:

-Йитить, как же эту заразу на поле боя таскать, да  под огнем противника? Не-е, тут тягач нужен, скоростной, и обязательно бронированный.

Как говорят в пьесах, повисла нервная пауза.

БАЗИС и его надстройка

 После изучения техзадания у автоконструкторов иссяк последний энтузиазм. Сделать высокопроходимый бронеавтомобиль с пушкой Ф-22? ГАЗ-овцы развели руками: нет мотора, нет шасси, способного увезти такую массу.

Тогда к проекту привлекли специалистов со столичного ЗИС-а. Кто-то вспомнил Дыренковский проект трехбашенного бронеавтомобиля.

Эволюция КИТ-ообразных. Часть 1

Решили его взять за основу, оставить одну башню, и один мотор, в трехосном варианте.

Эволюция КИТ-ообразных. Часть 1

Проект подкупал сравнительно малыми размерами, хорошей развесовкой по сям, что способствовало проходимости, и башней с 76-мм пушкой.

Конечно, было понятно, что до реального бронеавтомобиля очень далеко. Нужно было добиться минимального веса, мотор-то был дохлым, и рассчитывать машину весом более 8-9-ти тонн было нереально. Поэтому было решено делать несущий корпус и отказаться от рамы. Потом решили отказаться от мостов ЗИС-6-го. Червячные редукторы, слишком тяжелые, сложные и капризные, заменили на вновь разработанные простые и надежные проходные редукторы с коническими шестернями. Для этого балку моста положили плашмя, а первую ступень главной передачи повернули на 90 градусов. В итоге редуктор на 90% состоял из серийных деталей, новым пишлось сделать только картер первой ступени и промвал с дополнительным подшипником. Именно такой редуктор поставили на средний мост, третий  же мост был обычный, от ЗИС-5.

Эволюция КИТ-ообразных. Часть 1

Машина изначально разрабатывалась полноприводной, но предусматривалась и модификация с неведущим передним мостом. Вывешенный назад мотор и максимально выдвинутый вперед передний мост обеспечивал развесовку по осям в 30 на 70%, что делало машину весьма проходимой. До принудительной блокировки межколесных дифференциалов дело не дошло,  но были установлены раздельные педали тормоза, позволяющие тормозить отдельно левые и правые колеса. Это позволяло опытному водителю притормозить буксующее колесо и перенаправить момент на противоположное колесо. Таким образом, проходимость машины повышалась. В качестве переднего моста, предусматривался ГАЗ-овский мост, по типу полноприводного ЗИС-32

Эволюция КИТ-ообразных. Часть 1

Форсированный до 85 л/с мотор ЗИС-16 разместили в кормовой части, сместив к левому борту. Чтобы не иметь проблем с охлаждением, по правому борту установили сразу два радиатора от ГАЗ-ММ, а вентилятору добавили лопаток до 8 штук, и изменили направление потока, теперь он стал выдувать воздух из моторного отсека. Решение оказалось верным, проблем с перегревом двигателя не возникало ни при каких режимах движения. Последнюю преграду – раздаточную коробку сделали из штатного ЗИС-овского демультипликатора, использовав серийные шестерни и валы, изменив только корпус. Два объемистых бензобака подвесили под дном боевого отделения, по бокам от карданных валов.

Эволюция КИТ-ообразных. Часть 1

Машина получилась очень компактной, длина бронекорпуса лишь немного превышала БА-10.  Дорожный просвет получился больше, чем у БА-10, а геометрическая проходимость, благодаря высоко расположенным карданным валам, и развесовке, лучше, чем у ЗИС-5/6. Высота преодолеваемого брода превышала один метр.

Вооружить машину планировалось 76мм пушкой в башне. Корпус новой машины проектировали исходя из диаметра погона новейшего танка А-32. Но, к моменту постройки опытного образца шасси, новая башня готова не была. Поэтому, для проведения ходовых испытаний, на шасси поставили башню от БА-10, с 45мм пушкой и пулеметом ДТ.

Вес машины, в таком виде, был менее 6-ти тонн, поэтому, колеса на средней и последней оси оставили односкатными. Запаски подвесили по бокам корпуса, а вместо неважно зарекомендовавших себя оверроллов, машину снабдили штампованными трапиками, предшественниками современных сендтраков.

На ходовых испытаниях машина показала максимальную скорость в 50 км/час, проходимость по слабым грунтам, не шедшую ни в какое сравнение с БА-10 и БА-11. Правда, при езде по грязи водители-испытатели посворачивали все имевшиеся в наличии ШРУС-ы Рцеппа в переднем мосту. Дальнейшие испытания оказались под угрозой, замены ШРУС-ам не было. Ситуация казалось безвыходной, но кто-то из инженеров-испытателей предложил поставить вместо ШРУС-ов  обычные карданы, чтобы завершить испытания в глубоком снегу. К всеобщему удивлению, машина с карданными шарнирами в переднем мосту вела себя довольно прилично. Конечно, при езде по асфальту, или даже по сухой грутовой дороге, карданные шарниры вызывали толчки и рывки, но в глубоком снегу и грязи, отличий от ШРУС-ов не чувствовалось. В результате, испытатели рекомендовали устанавливать вместо ШРУС-ов обычные карданы, с условием, что включение переднего моста разрешается только на очень плохих участках дороги.

Из итогового заключения, следовало, что новый БА существенно превосходит все бронеавтомобили РККА по проходимости, средней скорости по рокадам, весьма надежен, прост в производстве и ремонте. Отметили удобный люк для погрузки боеприпасов, безопасное размещение топливных баков, более чем метровый преодолеваемый брод, удобное размещение агрегатов, боезапаса и экипажа. Существенным недостатком признали доступ к месту водителя через люк в лобовом листе. Несмотря на большие размеры проема, пользоваться люком было неудобно. Также признали малополезными свободновращающиеся запаски, толку от них было немного. Даже с неродной башней «БАЗИС» признали годным для принятия в серию и постановки на вооружение.

blacktiger_63
Подписаться
Уведомить о
guest


28 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Пупс
08.08.2017 03:38

Вертикальный ход среднего

Вертикальный ход среднего моста не маловат? Как всегда красиво!

Wasa
08.08.2017 04:01

Прелесно.

Прелесно.

Ansar02
08.08.2017 05:00

!!! Превосходная работа, !!! Превосходная работа, почтенный коллега и визуализация выше всяческих похвал. Теперь немножко о проблемах. 1. По орудию. Грабин разрабатывал Ф-22 именно под патрон от 3К и её уже позже, по требованию ГАУ "перезаточили" под выстрелы дивизионки 1902 года. Т. е. с "обратным" ходом проблем в принципе быть не должно. Но неизбежна проблема с установкой этой пушки на БА. В указанную башню, да и скорее всего в любую другую, Ф-22 не влезет ни за что. Придётся городить рубку и дооснащать Ф-22 эффективным дульником, который будет демаскировать ПТ САУ. ГАУ этот проект зарубит. Но у Вас же, судя по наличию ЗиС-16, уже конец 30-х, т. е. уже есть Л-10/11 и Ф-32. Л-11 и Ф-32 пробивают любой реальный немецкий танк того времени. А городить специальный БА против придуманных разведкой тяжёлых танков — ИМХО — идея как минимум странная. Там же, согласно тем же докладам разведки, пробивать требуется уже 90 мм брони! 2. Хотите дешёвую и простую ПТ САУ с 3К на автомобильном шасси — 29-К уже имеется в наличии! По разным данным от 40 до 60 и даже 80 машин.  Сделайте её новую модификацию — полноприводную и с противопульно-противоосколочной бронькой кабины и МО. Шасси Яг-10 такую нагрузку потянет. Останется решить только… Подробнее »

Андрей Толстой
08.08.2017 05:47

Уважаемый коллега

Уважаемый коллега blacktiger63,

Техническую сторону вопроса оценить не могу, бо не танкист. Но сама идея и вооплощение очень понравилось. +++++++++++++++!!! Если конструкцию упростить и облегчить то на её основе спокойно можно запилить линейку первоклассных бронетранспортеров, так не хватавших Красной Армии. Нужная и интересная машина.

                                              С уважением Андрей Толстой

ser .
08.08.2017 06:00

Отличная  визуализация!  я

Отличная  визуализация!  я просто балдею  от  этих   переходов  свет-тень  на неровных  поверхностях у меня  так не получается  то ли  программа  неспособна  то ли  не тот уровень  освоения…

По машинке —   радиаторы  нужно  обдувать ( на  общей  компрессии   переток  там  не тот  будет…)  . Непонятно  как  же  будет  стоять    та  76мм  пушка…   смерть танку. Вообще   альтернативить  так  альтернативить   —  поперечный  силовой  агрегат  сблокированный  с  задней  осью   и   кардан  на  переднюю  а  с передней  на  среднюю.       

Дмитрий Ю
08.08.2017 06:38

давно уже приметил, что

давно уже приметил, что начальная иллюстрация уходит в превью и не отображается при детальном рассмотрении. Надо или администрации это поправить, или автору дублировать картинку.

что касается прожекта, то он (кроме текста) нуждается в таблице с ТТХ, а также неплохо дать виды сбоку и сверху

я так и не понял — какую пушку поставили, какая броня, какой мотор, какая масса БА получилась

хотя текст и картинки вроде намекают, что эти вопросы автором проработаны.

st .matros
Редактор
08.08.2017 08:40
Ответить на  КосмонавтДмитрий

Не знаю о чем вы,

Не знаю о чем вы, но загрузить картинку в тизер проще чем в текст. И если автор делает это сам. то переделки при редактировании минимальны. Вот если тизера нет, то берется картинка из текста, но опять же, к примеру я ее совсем не убираю, а, максимум, немного опускаю в тексте. Конкретно этот материал я не редактировал, но по-моему, все очень недурно.

Дмитрий Ю
08.08.2017 13:33
Ответить на  st.matros

уважаемый

уважаемый коллега  st.matros 

когда я читаю пост, то НЕ вижу картинку из тизера (а картинка там просто великолепная)

вот как я вижу пост:

blacktiger63
08.08.2017 10:03

Коллеги, спасибо за Коллеги, спасибо за отзывы. Вертикальный ход среднего моста не маловат?  Да, стоит перепроверить. или автору дублировать картинку. Учту на будущее. нуждается в таблице с ТТХ, а также неплохо дать виды сбоку и сверху Вы имели в виду: спереди и сверху? Да, обязательно нужны, во второй части выложу. По ТТХ — их пока что нет, т.к. кроме опытного образца шасси с временно прилеленной чужой башней ничего же нет. у меня  так не получается  то ли  программа  неспособна  то ли  не тот уровень  освоения… Сэр, Вы в тоже Кореле работаете?  радиаторы  нужно  обдувать Радиаторы, обыкновенно не обдувают, а наибарот, скрозь них просасывают. Оно конешно, Вы правы, лутче было бы обдувать,  но традиции. Непонятно  как  же  будет  стоять    та  76мм  пушка… Не поверите, сам в непонятках, но глаза боятся, а шаловливые ручонки делают. Т. е. с "обратным" ходом проблем в принципе быть не должно. Агась. Значит, я правильно думал. Но неизбежна проблема с установкой этой пушки на БА.  Проблема — это мягко сказанно, не лезет в крынку, хучь плачь. В указанную башню, да и скорее всего в любую другую, Ф-22 не влезет ни за что. Эт точно. есть Л-10/11 и Ф-32. Л-11 и Ф-32  Конечно, Вы правы, это само собой. … Подробнее »

Wasa
08.08.2017 13:19
Ответить на  blacktiger63

Вы не против если я ваше

Вы не против если я ваше шасси как заготовку для своей амфибии использую? То есть уже сделал 

blacktiger63
08.08.2017 13:34
Ответить на  Wasa

Мне, разумеется, не жалко.

Мне, разумеется, не жалко. Ступицы колес торчат только на ведущих односкатных мостах. Я забыл сказать, что колея задних колес у БАЗИСа расширена, чтобы совпадать с передней, поэтому тормозные барабаны видно. 

Wasa
08.08.2017 13:36
Ответить на  blacktiger63

Это еще набросок, без

Это еще набросок, без радиаторов гребного винта мест экипажа и прочее. Потом подкорректирую.Спасибо за разрешение.

ser .
08.08.2017 12:10
Ответить на  blacktiger63

Работаю  в паинт-нет   а там

Работаю  в паинт-нет   а там функция  градиент  отвечающая  за  переходы  как  то  заморочна…smiley 

Вот  думаю  всё  над Вашей  системой  и прихожу  к выводу  что  на базе  стандартных   узлов  ничего путнего   не получить…  первая  проблема    это    недостаточная   ширина  шасси  т.е. без  специальных   широких  мостов  не  выжать… всё  заточено  под   продольную  компоновку,  не  идеальную  со всех   сторон (вот  вертел  двигатель  и тулил  где  только  можно   всё  не  то)   вот  предлагал  сблокированный  с  задним  мостом  а начал  тулить  не  становится(не говоря  что эта   схема  хай-тек)   Всё  решается  (в том  числе  и  установка   зениткообразной  пушки)  увеличением  ширины  обьекта   где то  около  полметра-  до  метра…  smiley

Незнаю  как  у  других   но  у меня  сложилось  впечатление   что   задний  двигатель  ничего  не дал для  обьекта… т.к. Б.О.  из за  него  сдвинулось  вперёд и  габарит  высоты  оружия  в принцыпе  тот  же  что и в изначальном  Б.А.

Вот  попробывл  уширить Б.А.  и как  то  веселее  стало  смотрется… единственно  мосты  надо  отзеркалить(перевернуть)  

waldemaar08
Редактор
08.08.2017 12:56

Класс!!!
Только не совсем

Класс!!!yes

Только не совсем понятна фраза"…предусматривался ГАЗ-овский мост, по типу полноприводного ЗИС-32…"

Не понял,используется "ГАЗовский" мост или всё же мост ЗИС-32?

blacktiger63
08.08.2017 13:09
Ответить на  waldemaar08

Спасиб, стараимси.
На

Спасиб, стараимси.

На полноприводом грузовике ЗИС-32 передний мост стоял ГАЗ-овский, что отчетливо видно на приложенной картинке. У Захарки мосты были ДАН-овского типа с двойной главной передачей, а у ГАЗонов — фордовский ублюдок из двух половинок и одноступенчатым редуктором. На ЗИС-е решили, что передний мост мало нагружен и приконстролили туда ГАЗ-овский мост. Потом, на последущих моделях все же передумали, и вернулись к нормальному мосту от грузовика.

waldemaar08
Редактор
08.08.2017 16:53
Ответить на  blacktiger63

Теперь понятно.

Теперь понятно.

NF
NF
08.08.2017 13:04

++++++++++

++++++++++

Дмитрий Ю
08.08.2017 18:48

Уважаемый

Уважаемый коллега blacktiger63 

Вы имели в виду: спереди и сверху? Да, обязательно нужны, во второй части выложу. По ТТХ — их пока что нет, т.к. кроме опытного образца шасси с временно прилеленной чужой башней ничего же нет.

Теперь понятно, что данный пост во многом приглашение к диалогу. Коли так, выдвину родившуюся буквально только что идею.

  1. Остаться в рамках нашей моторостроительной реальности (или мотор от ЗИС, или мотор от Т-26)
  2. Для уменьшения массы кузова оставить только локальное 8-мм бронирование (к примеру мотор, бензобак и кабина водителя), оставив остальной кузов фанерным. Своего рода "MRAP для бедных" а сверху бронированная башня с основным вооружением. Тогда можно башню защитить 15мм броней, в целом оттолкнувшись от стандартной башни Т-26 (а может и оставив ее как есть)
  3. Для времени "до массового производства Ф-32" выпускать машину в трех вариантах — спаренный 7,62-мм пулемет Максима в варианте ПВО, 76-мм пушка КТ-28  (для противопехотное средство) и 45-мм пушка 20-К (как противотанковое средство). 
  4. Тактическая ниша — дивизионный бронеотряд качественного усиления обороны стрелковых полков. В полк, ведущий бой, приезжает как можно быстрее, укрывается в заранее подготовленном окопе ( в окопе на дне бревенчатый настил) и оттуда ведет огонь по врагу
blacktiger63
08.08.2017 18:56
Ответить на  КосмонавтДмитрий

1. Да.
2. Ну да, почти.
3. Не

1. Да.

2. Ну да, почти.

3. Не планировал выпуск без мощных пушек, ибо КИТ это Колесный Истребитель Танков.

4. Ммм, пожалуй, что нет.

Альтернативная История
Logo
Register New Account