Данный материал рассказывает о эскадренном миноносце морских сил самообороны Японии "Таканами".
Название данного корабля переводится как "Высокие, ровно бегущие волны" (весьма поэтично, не находите?) и имеет исторические корни: так назывался эсминец типа Yugumo императорского флота (заложен в 1941 году на Верфи Uraga Dock, Токио; спущен на воду 16 марта 1942 года; вошел в строй 31 августа 1942 года; участвовал в боях у Соломоновых островов и у Гуадалканала. В ночном бою 30 ноября / 1 декабря 1942 года тяжело поврежден и на следующий день добит американскими кораблями у острова Саво).
ЭМ типа "Югумо"
Перед тем, как перейти собственно к DD-110 необходимо коснуться вопроса классификации. Собственно класс эскадренных миноносцев японских ВМС можно условно разделить на "большие" и "малые" ЭМ. К "большим" относятся эсминцы-вертолетоносцы (DDH, представителями которых в настоящее время являются корабли типа "Харуна", "Сиране" и небезызвестный "Хьюга") и эсминцы УРО (DDG, строго говоря ЭМ ПВО, несущие ЗРК средней и большой дальности; наиболее современными представителями таких кораблей являются ЭМ типа "Конго" и "Атаго").
Поскольку "большие" ЭМ в постройке весьма непростые и довольно дорогие, помимо них строятся массовые и дешевые (сравнительно) "малые" дестойеры (ЭМ типа "Хацуюки", "Асагири", "Мурасаме") для выполнения боевых задач по экскорту и противолодочной борьбы. Как правило они имеют упрощенный состав вооружения и РТВ (76 мм. АУ, ЗРК самообороны "Си Спарроу" ), но противолодочное вооружение у них достаточно мощное, включает в себя вертолет ПЛО. Т.е. по совокупности характеристик это типичные середнячки класса ЭМ, зато массовые и недорогие.
Наиболее современным классом кораблей экскортных сил страны Восходящего солнца являются на данный момент ЭМ типа "Таканами". Данные корабли являются развитием типа "Мурасаме", имея аналогичную конструкцию корпуса и энергетику, но при этом отличаются усиленным составом вооружения.
ЭМ типа "Мурасаме".
Основными отличиями ЭМ типа "Танаками" является наличие 127 мм./54 кал. АУ "Ото-Мелара" вместо 76 мм. АУ "Ото-Мелара Рапид" той-же фирмы; кроме этого иное размещение ракетного вооружения ПВО/ПЛО. На ЭМ типа "Мурасаме" в носовой части располагается УВП Мк-41 на 16 ячеек (ПЛРК ASROK), в средней части корпуса между трубами располагается ВПУ Мк-48 комплекса "Си-Спарроу", также 16 ячеек; на DD-110 в носовой части располагается УВП Мк-41 на 32 ячейки, где и размешается ЗРК и ПЛРК (внизу). Для сравнения — схемы кораблей (слева "Танаками", справа "Мурасаме"):
Ну а теперь непосредственно о ЭМ типа "Таканами".
ТТХ:
Водоизмещение (стандартное/полное) 4650/5350 т. Длина – 151,0 м, ширина – 17,4 м, осадка – 5,3 м. ЭУ – двухвальная, 2 ГТУ IHI-GE LM-2500 (2х16500 л.с.), 2 ГТУ Kawasaki/Rolls-Royce Spey SM-1C (2х13500 л.с.). Скорость – 32 уз. Экипаж – 170 чел.
Воооружение:
ПКРК: 2х4 ПУ ПКР SSM-1B (или ПКР "Гарпун"; боекомплект 8 ракет).
ЗРК: "Sea Sparrow" (ракеты RIM-162 ESSM (Evolved Seasparrow Missiles)) — отличаются от RIM-7 увеличенной дальностью (до 50 км.) и динамическими характтеристиками; более компактны, в ТПУ Мк-25 помещается 2 ракеты (вместо одной RIM-7 в ТПУ Мк-22).
Артиллерийское: 1 127-мм АУ OTO Melara, 2х6 20-мм Mk15 Vulcan-Phalanx.
Противолодочное: 2х3 324-мм ТА HOS-302 (торпеды Type 73 и Mk46 Mod.5), 1 вертолет SH-60J Sea Hawk (имеется постоянный ангар и вертолетная площадка).
Состав РТВ: приемник ORN-6 (URN-25) TACAN, навигационная РЛС JRC OPS-20, РЛС обнаружения воздушных и надводных целей JRC OPS-28D, 2-координатная РЛС обнаружения воздушных целей Melco OPS-24D, 2 РЛС управления стрельбой АУ/ЗРК FCS-2-21, 2 РЛС управления артогнем Vulcan-Phalanx Mk90, подкильная ГАС OQS-5, буксируемая ГАС OQR-2 TASS.
Средства РЭБ: станция радиотехнической разведки NOLQ-3, OPN-7B и OPN-11 (comms intercept), системы РЭБ OLT-3 и OLT-5, 4х6 ПУ Raytheon Mk137 постановки помех Mk36 SBROC, буксируемая противоторпедная ловушка SLQ-25 Nixie.
Кроме этого корабль отличается хорошей мореходностью; также имеется немаловажный нюанс конструкции, который весьма изрядно повышает живучесть корабля.
Дело в том, что, начиная с ЭМ типа "Ассагири", экскортные корабли ВМС японии строятся без использования конструкционных материалов на основе алюминий-магниевых сплавов (гибель британских ЭМ и фрегатов во время фолклендской войны не прошла незамеченной).
Всего в серии 5 кораблей:
Название | Заложен | Спущен | В строю | ВМБ |
DD 110 Takanami | 25.04.2000 г. | 26.07.2001 г. | 12.03.2003 г. | |
DD 111 Onami | 17.05.2000 г. | 20.09.2001 г. | 13.03.2003 г. | |
DD 112 Makinami | 17.07.2001 г. | 08.08.2002 г. | 18.03.2004 г. | |
DD 113 Sazanami | 04.04.2002 г. | 29.08.2003 г. | 16.02.2005 г. | |
DD 114 Suzunami | 24.09.2003 г. | 26.08.2004 г. | 16.02.2006 г. | Maizuru |
Тем не менее на этом типе история развития "рабочих лошадок" японских ВМС не завершается. В развитие класса экскортных кораблей на верфях Страны Восходящего Солнца закладываются корабли класса 19DD (перспективный эсминец стандартным водоизмещением 5000 т., полным 6800 т. Длина – 150 м, ширина – 17,4 м. ЭУ – COGAG, двухвальная, 4 ГТУ. Скорость – 30 уз. Экипаж – 200 чел. 1 127-мм АУ, 2х6 20-мм Mk15 Phalanx, 2х3 324-мм ТА. 1 вертолет SH-60K; ПКР Type90, 8 штук; ЗРК "Си-Спарроу", ЗУР RIM-162 ESSM ; УВП Мк-41 32 ячейки.).
Головной корабль серии DD-115 "Nobita" – заложен на верфи Mitsubishi Heavy Industries (Nagasaki) 17.07.2009, спуск на воду намечен на 2010 г., срок сдачи – 2012 г.
Судя по предполагаемому внешнему виду в состав РТВ перспективного ЭМ входит РЛК с ФАР FCS-3 производства компании Mitsubishi (аналогичный РЛК имеется на эсминце-вертолетоносце "Хьюга"), что подразумевает наличие интегрированной АСБУ; таким образом данный корабль можно считать этаким "Мини-Иджисом". Всего пока предполагается строительство еще 3-х кораблей (DD-116 – закладка намечена на 2010 г., спуск на воду – на 2011 г., сдача – на 2013 г.; DD-117 – закладка намечена на 2011 г., спуск на воду – на 2012 г., сдача – на 2014 г.; DD-118 – закладка намечена на 2011 г., спуск на воду – на 2012 г., сдача – на 2014 г.)
Ссылки:
Не обошлось без помощи Гугла.