0

Время и место постройки линкора: Германия конца 30-х — начала 40-х г.г. или Российская Империя, если бы она дожила до того времени (для Средиземного моря и Атлантики — охрана полученных по результатам ПМВ проливов Босфор и Дарданелы, охрана нашего экспорта через них и Гибралтар в условиях затруднённого снабжения).

Цветной профиль сделал я (Boroda).

Эскизный проект альтернативного линкора проекта Н 39. Германия..

Основные отличия от пр. 6, разработанного мной ранее: — изменена форма носовой оконечности: для предотвращения повреждения носового бульба якорем, клюзы вынесены вперёд, а бульб назад; — уменьшен бульб для улучшения маневренности, снижения слемминга, уменьшения сопротивления движению в шторм; — изменены обводы надводной части борта в корме для снижения влияния дифферента на увеличение площади ВЛ и рост сопротивления; — наружный 100 мм броневой пояс сделан с наклоном вовнутрь выше ВЛ для снижения влияния крена на увеличение площади ВЛ и рост сопротивления; — отсутствует подъём борта в корме для исключения образования в шторм «бассейна» в районе кормовой группы башен ГК; — бортовые валы размещены в «штанах» с целью закручивания набегающего потока воды против вращения винтов, а также для выполнения роли скуловых килей, площадь которых уменьшена; — размещение автожиров и вертолётов в кормовом подпалубном легкобронированном ангаре с гидравлическим подъёмником и ВПП с посадочными огнями; — введение противоосколочного бронирования самолётного ангара; — устройство центра управления авиагруппой; — снижено требование к скорострельности 80 мм артиллерии с 30 до 25 в/мин.

Эскизный проект альтернативного линкора проекта Н 39. Германия..

Основные элементы

 

Стандартное водоизмещение 60000 т.

Полное водоизмещение более 70000 т.

Размерения (ДхШхО): 280 (270вл)х40х12.

Высота борта: в носу 9, в корме и на миделе 6.

Механизмы: 9 котлов (40 атм, 400 С), 3 ГТЗА по 70000 л.с. (форс. До 80000 л.с.), 32 узл. (форс. 240000 л.с.), 31 узл. (испытания 210000 л.с.), 30 узл. (продолжительная эксплуатационная 210000 л.с., но при росте водоизмещения, повреждениях и обрастании днища).

Топливо: 12000 т, 10000 миль на 21 узл.

Вооружение: 4х2 – 406/50 (120), 6х2 – 155/60 (300), 8х2 – 80/70 (500), 8х4 – 30/80 (2000), 4х2 – 15,5/100 (2000), 4 533 мм ПТА (8 торпед), 2 ГС, 2 вертолёта/автожира.

Защита: главный пояс 100+300, верхний пояс 100, нижняя палуба 150, верхняя палуба 60, башни ГК 100+300+50 (лоб, барбет), глубина ПТЗ до 7 м (ПТП 60- 80) , тройное дно 3 м.

Эскизный проект альтернативного линкора проекта Н 39. Германия..

Корпус

 

Гладкопалубный, сварной, продольная система набора (кроме цитадели: от нижней кромки пояса и выше – шпангоуты неразрезные). Большинство переборок и элементов бронирования — несущие. В пределах цитадели тройное дно, вне – двойное. Длина выбрана по возможности минимальная для обеспечения лучшей мореходности и продольной прочности. Отношение длины к ширине 6,75, длины к высоте 15, ширины к осадке 3,33, высоты надводного борта в носу к длине 0,033. Только последнее значение хуже многих современников. Два параллельных балансирных руля между струями винтов. В носовой части – подруливающие устройства для малых ходов в узкостях. Корпус разделён на большое количество водонепроницаемых отсеков. Метацентрическая высота не менее 3,5 метров. В носовой части имеется бульб для снижения волнового сопротивления. В него помещена ГАС.

 

Бронирование

 

Цитадельный тип с низко расположенной бронепалубой. Оконечности защищены от фугасных снарядов. Плиты опираются на шпангоуты и скрепляются между собой «ласточкиным хвостом». Широко используется принцип разнесённой защиты: наружная преграда взводит взрыватель и сдирает бронебойный колпак (кроме того, ограничивает разрушения от фугасных снарядов), средняя задерживает снаряд, внутренняя останавливает осколки. Броня участвует в обеспечении продольной прочности.

Пояс установлен под углом 20 град. Имеет высоту 4,75 м (2 м под ВЛ). Снаружи борт покрыт 100 мм плитами, погружённые на 1 м ниже пояса для защиты от ныряющих снарядов. Выше идёт 100 мм верхний пояс. За поясом идёт противоосколочная переборка, являющаяся продолжением ПТП. Цитадель ограничена броневыми траверзами. Также бронируются некоторые внутренние переборки.

Эскизный проект альтернативного линкора проекта Н 39. Германия..

Верхняя палуба предназначена для взведения взрывателей снарядов и бомб. Главной бронированной палубой является нижняя с пологим скосом. Это лучше для противостояния авиабомбам (больше вероятность взрыва до встречи с нижней палубой) и против снарядов (поясу «помогает» скос). Ряд источников считают лучшей против авиабомб среднюю бронепалубу, но т.к. главным противником ЛК является ЛК (против самолётов ЛК не строят), то выбрана такая схема. Кроме того, германские корабли с такой схемой показали эталонную живучесть, а против мощных авиабомб никакая палуба не спасёт. Средняя палуба имеет противоосколочное бронирование. Под нижней палубой проходит тонкая противоосколочная преграда.

ПТП отстоит от борта на миделе на 6 м. С учётом камеры фильтрации глубина ПТЗ 7 м. Примерная сопротивляемость 650 кг ТНТ. Это соответствует 500 кг БЧ 533 мм торпеды с зарядом МС (морская смесь, примерно в 1,3 раза мощнее ТНТ). Против торпед большего калибра пришлось бы значительно увеличивать ширину ПТЗ, а вероятность их попадания низка. В конструкции применён водоотталкивающий наполнитель для снижения затопления отсеков ПТЗ, а также уменьшения утечки нефти. Далее, – вглубь корпуса – расположен слой нефти, равномерно передающий давление на большУю площадь эластичной ПТП. Наружная обшивка тонкая — для уменьшения размеров осколков.

Тройное дно имеет высоту 3 м. Для равномерного поглощения энергии взрыва применён слой нефти. Камеры расширения нет, т.к. под днищем взрыв неконтактный и газовый пузырь успевает расшириться. Кроме того, при высокой защите днища и низкой бронепалубе, остаётся мало высоты для энергетики.

Нижняя палуба вне цитадели не имеет скосов. Оконечности защищены от фугасных снарядов и авиабомб для сохранения мореходности. Кроме того, защищены валы и рулевой привод.

Вся артиллерия расположена в башнях. Универсальная артиллерия расположена над своими погребами (средние башни вынесены на 7 м к борту и имеют горизонтальную подачу через переборку) для уменьшения габаритов подачи. Имеет защиту от 8 дм артиллерии. Все погреба расположены как можно ниже. Авиатопливо и боезапас ЛА расположены сразу под нижней палубой в районе ангаров. Ангары и система подачи авиабоезапаса и топлива имеют противоосколочное 10-50 мм бронирование.

Выше верхней палубы широко распространена противоосколочная защита.

 

Вооружение

 

Главный калибр представлен восемью 410 мм орудиями длиной 50 калибров в 4-х 2-х орудийных башнях (углы наведения -5 — +50 градусов). Это удобно для пристрелки и ведения боя. Кроме того, диаметры барбетов минимальны, что хорошо для продольной прочности. Возвышенные башни с дальномерами и используются в качестве командирских в своих группах. Замок горизонтальный клиновой.

Снаряд весом 1146 кг имеет начальную скорость 850 м/с, обеспечивающую хорошую живучесть ствола. Дальность стрельбы при уг.возв. 50 град 50 км. Скорострельность до 3 в/мин. Угол заряжания 5 градусов (дальность стрельбы около 70 каб., т.е. средняя видимость в северных широтах). Боезапас 120 снарядов на ствол (бронебойные, полубронебойные, фугасные, шрапнель (для береговых и воздушных целей)). Радиус головной части снаряда 6 калибров. Заряд состоит из переднего полузаряда в картузе и заднего полузаряда в гильзе.

Орудие мощнее всех 16 дм орудий, кроме советского, равно по мощности немецкому 420 мм орудию и слабее только японского 460 мм.

Наведение осуществляется 2-мя стабилизированными 10,5 м КДП, данные из которых поступают в 2 независимых центра и обрабатываются на аналоговых компьютерах. КДП с 7 м дальномером на крыше боевой рубки имеет опущенную оптику и используется как резервное средство. Главная задача – контроль командиром корабля ситуации и выдача ЦУ на ТА.

Универсальный калибр представлен 155 мм орудиями в 6 спаренных стабилизированных башнях. Начальная скорость 62 кг снаряда 950 м/с. Дальность стрельбы при 50 град. 36 км, досягаемость 18 км. В боекомплекте фугасные, полубронебойные и зенитные снаряды с радиовзрывателями. Углы наведения -10 — + 75 градусов. Скорострельность 8 в/мин. Заряжание раздельно-гильзовое. Две независимые подачи для быстрого перехода от стрельбы по морским целям на зенитный огонь. Средние башни имеют угол обстрела 180 град. и дальномеры, что позволяет им руководить стрельбой башен своего борта по МЦ. Наведение осуществляется централизованно, данные из 4-х стабилизированных КДП поступают в главный и резервный посты, где обрабатываются на аналоговом компьютере.

Количество 155 мм орудий определено потребностью отражения атак ЭМ и КРЛ, а не авиации, т.к. на дистанции 20 км НУ снаряд малоэффективен против скоростной цели, а на малых не хватает скорости наведения и скорострельности.

Основную роль в ПВО играют восемь 80 мм стабилизированные двухорудийные башни. Скорострельность 25 в/мин на ствол. Дальность/досягаемость 8,5 кг снаряда 15/10 км. Углы наведения -10 — + 85 градусов. Начальная скорость 1000 м/с. Боекомплект из зенитных (с радиовзрывателями) и фугасных снарядов (для борьбы со скоростными морскими целями). Наведение осуществляется 4-мя постами (по 2 АУ) и координируется артиллерийским офицером.

80 мм орудия создают большУю плотность огня на наиболее благоприятных дистанциях, что определяет их эффективность.

Для дострела прорвавшихся самолётов используются 8 4-х ствольных 30мм стабилизированных АУ с ленточным питанием и собственными дальномерами и СРУ. Начальная скорость 0,45 кг фугасного снаряда 1100 м/с, дальность/досягаемость 5/3,5 км. Углы наведения -15 — + 85 градусов. Т.к. взрыватель только контактный, то эффективная дальность невысока.

Для борьбы с диверсантами, уничтожения плавающих мин и как оружие ПВО «последней надежды» используются 15,5 мм спаренные пулемёты.

Для ведения огня по ВЦ и МЦ и торпедной стрельбы ночью и при плохой видимости имеются специальные дальномеры. Кроме того, этому помогают 5 1,5 м прожектора и тепловизионная аппаратура.

Для уничтожения торговых судов и добивания потерявших способность стрелять боевых кораблей противника, используются 4 533 мм ПТА по 2 на борт, установленные под небольшим углом в сторону носа. Боезапас 8 торпед на все аппараты. Больший калибр против торговых судов не нужен, а для добивания боевых кораблей и стандартного хватит. БОльшая дальность действия 610-650 мм торпед в артиллерийском бою будет не использована, т.к. она всё равно мала. Если же применить пониженные скорости, то падает точность из-за большого времени сближения с целью.

Для разведки, корректировки огня, ПЛО, уничтожения ГС противника и поисково-спасательных операций предусмотрены:

— в полупритопленном в 1 уровень надстройки ангаре 2 ГС с высокими характеристиками (разведка, уничтожение ГС противника);

— 2 автожира или вертолёта в кормовом подпалубном ангаре с гидравлическим подъёмником (ПЛО, корректировка огня, поисково-спасательные операции).

Запуск ГС осуществляется выдвижной двусторонней катапультой. Подъём на борт с помощью 2-х рельсовых кранов с 30 м стрелой (также, обслуживают шлюпки). Вертолёты и автожиры используют кормовую ВПП с посадочными огнями. Управление взлётно-посадочными операциями и выполнением боевых заданий осуществляется из центра управления авиагруппой в кормовой надстройке.

 

Радиолокационное оборудование

 

1 РЛС обнаружения ВЦ и радиовысотомер на топе гротмачты, 1 РЛС обнаружения МЦ, 2 РЛС обнаружения низколетящих ВЦ и малых МЦ на небольшой дистанции, 1 навигационная РЛС, 3 стрельбовые РЛС ГК на 3-х КДП, 4 стрельбовые РЛС универсального калибра на 4-х КДП, 4 стрельбовые РЛС среднего зенитного калибра на 4-х постах управления. Кроме того, имеются детекторы работающих РЛС в широком диапазоне волн, системы радиопротиводействия и аппаратура «свой-чужой».

 

 

Гидроакустика

 

В носовой части располагается ГАС, работающая в активном и пассивном режимах. Используется для обнаружения ПЛ, торпед, мин, надводных кораблей.

 

Энергетика

 

9 главных котлов. Пар 40 атм, 400 С. 2 вспомогательных котла. 3 ГТЗА, 8 ТГ, 4 ДГ. Трехвальная энергетика занимает меньше места и веса, кроме того, меньше вероятность получить большой крен от затопления 2-х ТО одного борта.

 

Оценка

 

Проект выглядит сбалансированным. В нём учтены недостатки многих современников и заимствованы их лучшие элементы. В целом, ЛК, как боевой корабль, до 60-х г.г., когда появились эффективные ПКР, не утратил своей актуальности. Сворачивание строительства ЛК в США и Соединённом Королевстве после ВМВ связано как с экономическими и политическим трудностями, так и с отсутствием современных ЛК у вероятных противников. Авианосец, особенно в то время, имел ряд ограничений на использование авиации (погода, например) и низкую живучесть (пожары и гибель даже после 1 попадания бомбы/торпеды). Кроме того, выводы о преимуществе АВ перед ЛК были сделаны после войны на Тихом океане с огромными просторами и неограниченной видимостью. В северных морях и Атлантике, а также в стеснённом Средиземном море у АВ меньше шансов нанести соединению из ЛК и АВ повреждения до того, как они сблизятся с ним на дистанцию артиллерийского огня. Кроме того, здесь уместна аналогия с сухопутными войсками: не одними аэродромами ведутся войны, танки тоже нужны. А погода, вообще, зачастую, определяет всё.

Экономический аспект, на первый взгляд, на стороне АВ, но, необходимо учитывать и большУю стоимость его авиагруппы, срок службы которой ограничен.

Наконец, живучесть ЛК огромна, для его уничтожения в идеальных условиях («Мусаси», тип «Ямато») потребовалось 11 часов, несколько АВ и огромный расход боезапаса в условиях хорошей погоды и при отсутствии АВ охранения у ЛК. Поэтому, считаю, что смешанное соединение для европейского театра подходит в наибольшей степени.

Пал Барисч
Подписаться
Уведомить о
guest

113 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account