Еще колосс, но уже не родосский или проблемы с созданием корейского истребителя пятого поколения
"Вы хоть нам и союзники, но технологии мы вам все равно не дадим", — так можно резюмировать подход Вашингтона, который был озвучен на встрече министров обороны США и Южной Кореи в американской столице. Теперь Сеулу придется либо самостоятельно создавать ряд ноу-хау, необходимых для производства новых истребителей, либо искать помощи у других стран.Напомним, что Южная Корея недавно приняла решение реализовать проект создания нового собственного истребителя. По замыслу, он должен иметь два двигателя, обладать некоторыми элементами технологии "стелс" и превосходить по боевым характеристикам главную машину ВВС Кореи KF-16. Планировалось создать 120 боевых машин. Общие расходы на проект, которых получил название "KF-X Порамэ" должны были превысить 20 миллиардов долларов, включая научные исследования, разработки, испытания и производство. Сеул при этом надеялся, что 25 ключевых технологий передаст ему американский концерн Lockheed Martin. Производитель в ходе скандального процесса получил себе контракт на поставку для ВВС Южной Кореи 40 истребителей F-35 пятого поколения. Южане были уверены, что американцы учтут подобную приверженность Сеула американскому оружию. Однако недавно Вашингтон уведомил, что не может передать четыре из обещанных 25 технологий. Эти ноу-хау являются крайне важными для создания новых корейских истребителей.
Формально все правильно. Ключевые технологии передавать нельзя. Но кроме самих технических вопросов, история вскрывает ряд других, куда более важных моментов.
С каждым днем становится все очевиднее, что проект F-35 "не выстрелил". Машина получилась слишком дорогой даже для США, и… слишком плохой, по сравнению с первоначальными обещаниями.
Впрочем, дело даже не в этом. В течение практически всей своей истории в роли мирового лидера (или на то претендента) США торговали оружием по одной и той же схеме. Любая система оружия, от танков до самолетов, от ракет до пушек, разрабатывалась, во-первых, самостоятельно, во-вторых, исключительно для собственных надобностей. На международный рынок поставки начинались только потом, как дополнительный бонус. Ну и в качестве способа расширить объемы производства, тем самым некоторого снижения общей себестоимости.
Постоянно подымая научную и технологичную планку каждого последующего поколения вооружений, Америка показывала еще и свое превосходство в технологической и экономической мощи. В процессе, например, в области военного самолетостроения, с дистанции сошли немцы и британцы. Сейчас с нее сходят французы. Провал индийского контракта с "Рафалями" фактически означает полное прекращение производства новейших истребителей во Франции. Не менее печально закончилась история с европейской кооперацией по проекту "Еврофайтер". Фактически можно сказать, что из области военного самолетостроения выбыла вся Европа.
Однако, судя по всему, американская победа оказалась пирровой. Даже самый старые и традиционные союзники США, например, Канада, от закупок F-35 отказываются. Да и Пентагон пересматривает планы закупок в сторону снижения. Похоже, чтобы хоть как-то спасти экономику проекта, США уже прибегают к откровенному выкручиванию рук у всех своих партнеров. В первую очередь — маленьких. Ишь, чего удумали! Собственный истребитель разрабатывать! Так, чего доброго, еще и Корея от F-35 откажется. Фиг вам, а не технологии.
В целом американцев понять можно. Проект оказался слишком дорогим и малоэффективным даже для Америки. Собственные внутренние потребности расходы на программу в целом уже не окупают. А старый прием — пересчитать цену так, чтобы окупили, — упирается в конечность денег. Даже при условии их дармового выпуска печатным станком. Дела обстоят видимо на столько плохо, что по сравнению с ними даже перспектива охлаждения дружбы с ЮК выглядит малосущественной.
Оригинал взят у alex_leshy в Еще колосс, но уже не родосский