1

Ранним весенним утром 1940 года в один из тех дней, которые позднее получат название «Странная война» двухмоторный истребитель Messerschmitt Bf 110 на большой высоте фотографировал объекты в французском тылу. Немецкий пилот поднял глаза вверх и то, что он увидел, очень сильно его удивило. Этот, мирно летящий над «стодесятым» двухмоторный самолет, был одной из французских секретных машин, о чем безошибочно указывали кокарды на крыле. На немецкую базу было послано сообщение о вражеском самолете неизвестного типа, о котором, как выяснится позже, германские разведывательные службы не имели никакой информации и котором в ближайшее время должны были узнать гораздо больше.

Все началось на рубеже двадцатых и тридцатых годов, когда французская компания Farman экспериментировала с высотными самолетами особого типа, оснащенными двигателями с наддувом, герметичными кабинами, кислородными дыхательными устройствами и т.д.. Созданные компанией самолеты F.1000, F.1001 a F.1002 обычно летали на высотах свыше десяти тысяч метров и могли оставаться там в течение длительного времени.

В 1936 году во Франции победу на выборах одержал Народный фронт, правительство которого сразу же начало национализацию авиастроительной отрасли. К сожалению, эта процедура оказалась крайне неудачной, внесшей на несколько лет неразбериху в французский авиапром.

В феврале-марте 1937 года компании Hanriot (Бурж) и Farman (Булонь-Бийанкур) были объединены в государственное объединение SNCAC, известное как Centre. Не все программы этих компаний были отменены, и часть из них была продолжена уже в рамках государственного объединения.

Незадолго до национализации конструктор компании Farman Марсель Рока (Marcel Roca) для различных целей разработал несколько проектов высотных самолетов с гермокабинами.

Авиационное техническое отделение (Section Technique de l'Aéronautique — STAé) Armée de l’Air оказало наибольшую поддержку проекту четырехмоторного высотного дальнего бомбардировщика F.1040, который после образования государственного объединения Centre получил новое обозначение NC.140.

Экспериментальный самолет Centre (SNCAC) NC.130. Франция

схемы высотного дальнего бомбардировщика NC.140

Это должен был быть довольно крупный самолет-высокоплан с двигателями, установленными под крылом в тандемных парах и вращавшими толкающие и тянущие винты, убирающимися стойками шасси, герметичной кабиной экипажа и оборонительным пушечным вооружением. Против вражеских истребителей пушки должны были вести огонь на меньших высотах, поскольку проблему их герметизации еще не удалось решить. 

Проект концептуально схожий с Farman (Centre) NC.223, впоследствии был определен как программа A.20 в категории B5. Это должен был быть пятиместный бомбардировщик, способный на высоте 12000 метров со скоростью 600 км/ч доставить, по меньшей мере, 3000 кг бомб на расстояние 3200 км. Таким образом, для 1936-38 годов данный проект был весьма амбициозным и технически довольно сложным.

Для проверки работоспособности герметичной кабины, а также систем кондиционирования и наддува требовался небольшой экспериментальный самолет. Поэтому было принято решение на базе бывшей компании Hanriot построить экспериментальный двухдвигательный самолет NC.130 смешанной конструкции. Центроплан NC.130 был цельнометаллическим, остальная часть планера, включая и однолонжеронные консоли крыла, были выполнены из дерева и имели обшивку из металлизированной фанеры. Отклоняемые поверхности имели полотняную обшивку.

Экспериментальный самолет Centre (SNCAC) NC.130. Франция

схемы экспериментального самолета NC.130

Силовая установка состояла из двух двенадцатицилиндровых редукторных V-образных двухрядных двигателей жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Xirs и 12Xjrs (левого и правого вращения). Двигатели оснащались механическими компрессорами, обеспечивавшими наддув и герметизацию (через охладители, фильтры и грязеотделители) кабины. У земли двигатели развивали 720 л.с. (529 кВт), а на высоте 9000 метров 300 л.с. (221 кВт). Моторы вращали трехлопастные винты компании Ratier.

Первоначально основные стойки шасси были убирающимися, но в целях уменьшения веса и опасений повреждения гидравлической системы на большой высоте остались фиксированными.

Сама герметичная кабина изготавливалась из листов дюралюминия, склепанных и образовывавших герметичный цилиндр с выпуклыми дном и куполом и с тремя круглыми окошками для головы пилота (так должно было быть и у NC.140). Внутри цилиндра были установлены приборные панели и сиденья для членов экипажа. Входом в гермокабину служило круглое окошко в его задней нижней части.

Для выполнения взлета и посадки а также полетов на малых высотах в задней части фюзеляжа за крылом со смещением в левую сторону была размещена негерметичная остекленная кабина со сдвигающимся назад фонарем и с двойным управлением. Для посадки в самолет и покидания его в левой стороне фюзеляжа у задней кромки крыла находилась дверь с круглым окошком.

Экспериментальный самолет Centre (SNCAC) NC.130. Франция

экспериментальный самолет NC.130

10 октября 1939 года летчик-испытатель Андре Дозалю (André Desaleux) с взлетной полосы аэродрома Тусю-ле-Нобль (Toussus-le-Noble) поднял в небо первый и единственный NC.130. Затем программу испытаний продолжил шеф-пилот Farman Люсьен Купе (Lucien Coupet). Во время испытаний в герметичной кабине поочередно находились техники Жерар (Girard) и Бильдерин (Bilderling) и механики Гиньяр (Guignard) и Шьяппа (Chiappa).

К маю 1940 года (немецкое наступление началось 10 мая) машина успешно выполнила 36 исследовательских полетов с общим полетным временем 41 час 18 минут, из которых на высотах более 10000 метров было проведено более 6 часов.

Экспериментальный самолет Centre (SNCAC) NC.130. Франция

вариант окраски экспериментального самолета NC.130

Результаты испытаний использованы не были – проект NC.140 был отменен еще до их завершения, и вместо него была начата разработка более современного двухмоторного бомбардировщика NC.150. 

Спасая машину от наступающих немцев, Люсьен Купе перелетел на NC.130 в Бурж – бывшую «вотчину» компании Hanriot, но эксперты Luftwaffe все равно обнаружили ее. Они не нашли в NC.130 ничего исключительного, и в 1940 году этот таинственный самолет был отправлен на слом. Объединение SNCAC во время оккупации выпускало Siebel Si 204, а после освобождения сменило название на Aérocentre. В 1949 году компания была ликвидирована.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: экспериментальный самолет

Экипаж: 3 человека

Силовая установка: два двенадцатицилиндровых редукторных V-образных двухрядных двигателя жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Xirs и 12Xjrs (левого и правого вращения), развивавшие на у земли 720 л.с. (529 кВт), на высоте 9000 метров 300 л.с. (221 кВт) и вращавших трехлопастный винты компании Ratier

Размеры:

размах крыла 16,63 м
длина 11,75 м
высота 4,84 м
площадь крыла 40,30 м²

Вес:

взлетный 4500 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 10000 метров 343 км/ч
крейсерская скорость 298 км/ч
потолок 10600 м
продолжительность полета 2 ч

Компания-производитель: SNCAC (Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Centre), Булонь-Бийанкур (Farman) и Бурж (Hanriot)

Количество изготовленных: 1 экземпляр

источник: MIROSLAV BALOUS Výkres PETR KOLMANN «CENTRE (SNCAC) NC.130» L+K 15-16/2002

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account