Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane. Великобритания

11

Статья из восстановленного.

Приводящееся в ряде источников заявление, что экспериментальный биплан «харрикейн» должен был стать высотным самолетом, не соответствует действительности. Основная цель заключалась в уменьшении удельной нагрузки на крыло и обеспечении возможности взлета перегруженному самолету. Что касается «харрикейна»-биплана, то при загрузке на самолет дополнительного запаса топлива и сбросе после взлета дополнительного крыла должна была возасти дальность полета. При взлете «харрикейна»-биплана с нормальным весом должны были уменьшиться длина разбега, возрасти скороподъемность и практический потолок.

С идеей создания боевого самолета, который бы совершил взлет и набор высоты в конфигурации биплана, а горизонтальный полет и бой вел бы в конфигурации моноплана (практическое использование изменения веса на единицу площади несущей поверхности), в 1930-е годы работали во Франции, Германии, Советском Союзе и в других странах. В Великобритании некоторые авиаконструкторы независимо друг от друга пришли к идее использования моноплана со сбрасываемым в полете крылом.

Так, например, Х. Стигер (H. Stieger) предложил для компании Blackburn бомбардировщик со сбрасываемым вспомогательным крылом (т.н. Slip Wing). Перегруженный бомбами и топливом бомбардировщик взлетал в конфигурации биплана и после набора высоты должен был сбросить вспомогательное крыло и продолжать полет в конфигурации моноплана. В этой же конфигурации после сброса бомб и выработки топлива машина должна была совершить посадку.

Еще более любопытная идея была предложена пионером британской авиации и неортодоксальным авиаконструктором Ноэлем Пембертон-Биллингом, предложившим беспилотный бомбовоз. Пилот бомбовоза должен был размещаться в присоединенном к этому летательному аппарату дополнительном вспомогательном крыле!

Дальше всех пошел У. Р. Чаун (W. R. Chown) – коммерческий директор небольшой компании F. Hill & Sons (Hillson), которая в конце 1940 – начале 1941 года построила миниатюрный экспериментальный самолет Bi-Mono, представлявший собой моноплан с дополнительно установленным съемным крылом. В том же году в Боскомб-Дауне были проведены вполне удовлетворительные летные испытания.

В следующем году британское Министерство авиации выдало компании Hillson заказ на оснащение истребителя Hawker Hurricane Mk.I вспомогательным сбрасываемым крылом. Чаун считал, что перегруженный «харрикейн» сможет иметь взлетный вес 4950 кг и с запасом топлива 1682 литра имел бы дальность и продолжительность полета 2300 километров и 6 часов.

Компания Hillson сразу начала работы над проектом, получившим внутрифирменное обозначение FH.40. Для работ Королевскими ВВС компании Hillson был выделен истребитель Hurricane Mk.I с двигателем Merlin II и первоначальным крылом с полотняной обшивкой. В 1939 году этот самолет был продан Канаде и в 1940 году вернулся в Британию в составе 1-й эскадрильи Королевских ВВС Канады (Royal Canadian Air Force – RCAF) и нес канадский регистрационный номер 321.

Компанией Hillson было изготовлено цельнодеревянное крыло с почти идентичными видом в плане и таким же аэродинамическим профилем, что у «харрикейна». Отличием от оригинального крыла было отсутствие элеронов и закрылков. Фюзеляж и крыло истребителя было оснащено пиротехнически отделяемыми соединителями, к которым крепились связанные с отделяемым крылом N-образные межкрыльевые и наклонные центропланные стойки. После сброса крыло должно было спускаться на землю на парашюте для последующего использования.

Поскольку, работы по «харрикейну»-биплану имели низкий приоритет, то изготовление шло довольно медленно, и к летным испытаниям приступили лишь в конце мая 1943 года на авиабазе Королевских ВВС Силенд (RAF Sealand). После заводских испытаний FH.40 Hurricane был переведен в расположенный в Боскомб-Дауне Научно-исследовательский центр авиации и вооружения (Aeroplane and Armament Experimental Establishment – A&AEE). В Боскомб-Дауне самолет испытывался до весны 1944 года, после чего интерес к проекту угас, и машина была отправлена на слом.

Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane. Великобритания
простая схема экспериментального самолета Hawker-Hillson FH.40 Hurricane
Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane. Великобритания
экспериментальный самолет Hillson Bi-Mono был спроектирован для подтверждения концепции самолета со сбрасываемым крылом с планами создать небольшой истребитель с крыльями данной концепции. Однако прежде чем приступить проектированию и созданию нового самолета компания Hillson получила от Министерства авиации разрешение на отработку концепции сбрасываемого крыла на истребителе Hawker Hurricane I. «Харрикейном», использовавшимся для отработки концепции, был Mk I – один из двадцати самолетов, проданных в 1939 году в Канаду и возвращенных в 1942 году в Соединенное королевство. Первоначально самолет нес на фюзеляже британский военный номер L1884, но в Канаде он был заменен на местный серийный номер 321, с которым эта машина приняла участие в летных испытаниях. Первые рулежечные испытания и полеты были проведены авиабазе Силенд (традиционная учебная база королевских ВВС) с 25 по 28 мая 1943 года. 15 сентября 1943 года Hawker-Hillson FH.40 Hurricane был переведен в A&AEE, Боскомб-Даун, для дальнейших испытаний в составе эскадрильи эксплуатационных испытаний (Performance Testing Squadron)
Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane. Великобритания
«харрикейн»-биплан был впечатляющим, но странным зрелищем. Конструктивно сбрасываемое крыло было прикреплено к самолету с помощью достаточно легких стоек, поскольку было спроектировано только для взлета и набора высоты и не предназначалось для высоких аэродинамических нагрузок и перегрузок при ведении воздушного боя. Концепция биплана-моноплана также была использована для проверки концепции перегонки самолета (верхнее крыло использовалось в качестве массивного топливного бака) и оценки возможности выполнять взлет с укороченной площадки с большой нагрузкой
Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane. Великобритания
сбрасываемое крыло было спроектировано для того, чтобы истребитель Hurricane мог взлетать с укороченных площадок или поднимать большую полезную нагрузку. Однако поздние варианты истребителя Hurricane могли выполнять это без столь экзотического средства, и от сбрасываемого крыла отказались
Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane. Великобритания
на данном снимке экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane больше похож на два истребителя Hurricane, которые летят в плотном строю. В отличие от большинства бипланов у экспериментального самолета FH.40 Hurricane межкрыльевые и центропланные стойки не сопровождались расчалками. Конструкция бипланного крыла обеспечивала простоту сброса. Нижняя часть самолета, как и у большинства опытных машин, была выкрашена в ярко-желтый цвет; помимо этого на борта фюзеляжа самолета были нанесены круги с тонкой окантовкой с вписанными в них литерами «P» (Prototype) желтого цвета
Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane. Великобритания
отличный снимок экспериментального самолета Hawker-Hillson FH.40 Hurricane с его массивным вторым крылом, чем-то напоминающим зонтик от Солнца. Можно только представить какой размах должно было иметь верхнее крыло в варианте дополнительного топливного бака; следует сказать, что межкрыльевые стойки выглядят недостаточно прочными для выдерживания такой значительной нагрузки. После того как верхнее крыло было сброшено, экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane становился похож на обычный «харрикейн». Дополнительное крыло было спроектировано с теми же аэродинамическим профилем и видом в плане, что у обычного «харрикейна», но оно не имело элеронов и закрылков
Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane. Великобритания
снимок экспериментального самолета Hawker-Hillson FH.40 Hurricane; вид сбоку. На снимке хорошо видны круг с вписанной в него литерой «P» (Prototype) и еще присутствующий на борту самолета канадский номер 321. Этот самолет был построен компанией Hawker как истребитель Hurricane I (L1884) и в 1939 году был отправлен в Канаду, где ему был присвоен номер 321. С 22 мая 1939 года самолет находился на авиабазе Королевских ВВС Канады Си Айленд (RCAF Sea Island), Британская Колумбия. В следующем году был отправлен в Форт-Уильям (Fort William) для ремонта на производственных мощностях компании Canada Car and Foundry (Can Car). В некоторых записях указывается, что он использовался в качестве образца для постройки «харрикейнов» компанией Can Car. Затем в мае 1940 года самолет в составе 1-й эскадрильи RCAF вернулся в Великобританию и впоследствии использовался компанией Hillson в качестве экспериментальной машины. Довольно уникальная история для одного «харрикейна»
Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane. Великобритания
снимок в ракурсе ¾ сзади экспериментального самолета Hawker-Hillson FH.40 Hurricane, на борту фюзеляжа которого хорошо виден канадский номер 321. Из всех «харрикейнов» этот Mk I Hurricane (RAF L1884/RCAF 321) имел самую интересную карьеру, включавшую в себя два трансатлантических перехода в трюме грузового корабля
Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane. Великобритания
отличный снимок летящего экспериментального самолета Hawker-Hillson FH.40 Hurricane; вид сбоку. На борту машины хорошо виден круг с тонкой окантовкой и вписанной в него литерой «P» (Prototype). Можно заметить, что канадский номер уже отсутствует. Сбрасываемое верхнее крыло не имело элеронов и закрылков и действовало в качестве простой несущей поверхности. Сбрасываемое верхнее крыло, межкрыльевые и центропланные стойки и устройства расцепления увеличили полетный вес самолета на 700 фунтов (320 кг)
Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane. Великобритания
фантастический снимок летящего экспериментального самолета Hawker-Hillson FH.40 Hurricane показывает более высокую способность набирать высоту с вдвое большей площадью несущих поверхностей, чем у обычного «харрикейна». Также на данном снимке хорошо показана хрупкость межкрыльевых стоек. Если сбросить стойки будет невозможно, то «харрикейн» с дополнительным крылом окажется в беде в случае столкновения с вражеским истребителем
Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane. Великобритания
для биплана экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane имел очень большое расстояние между верхним и нижним крыльями. Дополнительное крыло должно было быть расположено достаточно высоко, чтобы пилот «харрикейна» мог иметь приемлемый обзор вперед, и чтобы при сбросе крыло не повредило хвостовое оперение. При таком большом расстоянии сопротивление интерференции между двумя крыльями было, вероятно, уменьшено
Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane. Великобритания
Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane. Великобритания
Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane. Великобритания
Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane. ВеликобританияЭкспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane. Великобритания


модель экспериментального самолета Hawker-Hillson FH.40 Hurricane. На верхних и боковых поверхностях самолет нес стандартный камуфляж Королевских ВВС с пятнами темно-зеленого (Dark Green) и шарового (Ocean Grey) цветов с разделением полей по схеме A. Схема окраски верхнего сбрасываемого крыла соответствовала схеме окраски крыла и фюзеляжа самолета. На верхней поверхности сбрасываемого крыла были нанесены сине-красные кокарды; на верхних поверхностях крыла «харрикейна» кокарды также были сине-красными. Нижние поверхности «харрикейна» и сбрасываемого крыла были выкрашены в желтый цвет. Этим же цветом была на борта фюзеляжа были нанесены круги и вписанные в них литеры «P» (Prototype). Машина не имела серийного номера (первоначальный номер 321 впоследствии был закрашен). Обтекатель втулки винта был (предположительно) красным

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Hawker-Hillson FH.40 Hurricane

Назначение: экспериментальный самолет

Статус: прототип

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Rolls-Royce Merlin II, развивавший мощность 1030 л.с. и вращавший трехлопастный винт изменяемого шага

Размеры:

размах крыла 12,20 м
длина 9,59 м
высота 3,96 м
площадь несущих поверхностей
в конфигурации биплана 47,86 м²
в конфигурации моноплана 23,93 м²

Вес:

пустого самолета 2220 кг
нормальный взлетный 3328 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость в конфигурации биплана 468 км/ч
практическая дальность 800 км

Вооружение: восемь 7.7-мм пулеметов Browning

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account