Экономфлот адмирала Чихачёва. Крейсера Добровольного флота типа «Херсон»/ВспКР-а типа «Днепр».

-9

Вскоре после смерти адм. Шестакова, в ноябре 1888 г., новым управляющим морским министерством России был назначен в.-адм. Чихачёв.

Ещё находясь на должности исправлющего делами управляющего ММ (с сентября 1888 г.), Н.М. Чихачёв, проанализировав русско-английские кризисы 1880/85 г.г. и относительную малость сумм, выделяемых на новое строительство боевых кораблей, пришёл к выводу о том, что крейсерская война наличными и планировавшимися к постройке кораблями будет крайне малоэффективна.

Не спасало положение и наличие в составе флота столь сильного крейсера, как "Адм. Нахимов" и предполагавшегося к постройке крейсера "Рюрик", т.к они были дороги, а следовательно малочисленны. Не особо могли помочь и стремительно устаревающие клипера, с их ничтожной дальностью и скоростью под парами. А для эффективной крейсерской войны были нужны многочисленные и относительно дешёвые корабли. В то же время, крейсера должны были обладать океанской мореходностью и очень значительной дальностью плавания (до 20.000 миль) и автономностью (до 2,5 месяцев), а это значило либо их крайнюю дороговизну (за счёт роста водоизмещения), либо требовало снижения требований к бронированию и вооружению до минимума.

С учётом последнего, требовался вспомогательный крейсер в виде специально приспособленного к бою океанского парохода водоизмещением около 10.000 т. При хорошо продуманном проекте автоматически решался вопрос со стоимостью эксплуатации многочисленных ВспКР, которые в мирное время использовались как коммерческие суда.

И уже в самом начале 1889 г. в-адм. Чихачёв подал предварительный проект такого крейсера и завода для их постройки генерал-адмиралу, которые чуть позже рассмотрел и император Александр III.

В проекте предлагалось построить двухстапельный судостроительный завод полного цикла, с производительностью два ВспКР в год (после выхода на проектную мощность и освоения производством корабля) на юге страны, в Мариуполе, с одновременным предложением частному капиталу построить в том же городе металлургический завод, который впоследствии будет снабжать металлом судостроительные предприятия всего юга страны. Судостроительный завод предполагалось оснастить по последнему слову техники (в основном заграничной), для удешевления стоимости ВспКР-ов. Завод должен был принадлежать казне, с частным по форме управлением и работать с нормативной прибылью (небольшой), без субсидий от государства.

Сам же ВспКР представлял собой специально спроектированный (в Англии) быстроходный океанский пароход ВИ в 9500 т с двумя броневыми палубами и бронепоясом, а также наличием элеваторов подачи боеприпасов; системы управления огнём и подкреплений под орудия. В угрожаемый период пароход оснащался орудиями, боезапасом и военной командой с кадровым флотским командиром (в чине капдва), при этом гражданский капитан становился старшим офицером, отвечавшим за навигацию и мехчасть (с помощью штатных и военных механиков).

Экономфлот адмирала Чихачёва. Крейсера Добровольного флота типа "Херсон"/ВспКР-а типа "Днепр".

Толщина бронепалубы никелевой стали составляла 3/4" на всём протяжении, толщина брони нижней палубы в уровне кубрика 1,5" (за исключением люков, ведущих в трюм). Бронепояс по всей длине имел толщину 2" из никелевой стали (позднее из 3"-ой хромоникелевой) и возвышался над водой на 4 ф. 8 д. (1,42 м), опускаясь под ВЛ на 5 ф (1,52 м). Бронерубки было две: носовая диаметром в 3,5 м и кормовая диаметром 2 м, обе с толщиной стальной брони в 127 мм (позднее цементированной), при броне крыши и пола соответственно в 2,5 и 1,5 дюйма. Кормовая бронерубка использовалась для управляющего огнём артофицера, при ретираде от преследующего противника.

Экономфлот адмирала Чихачёва. Крейсера Добровольного флота типа "Херсон"/ВспКР-а типа "Днепр".

Штатно устанавливаемая в военное время артиллерия, в окончательном варианте, на 1894 г., состояла либо из 6-ти 6"/45 пушек Кане, либо из 4-х 6"/45 пушек в ДП и двух восьмидюймовок в кормовой части надстройки, с длиной ствола в 30 или 35 калибров. Таким образом, обеспечивался огонь в корму трёх орудий, а при курсовом угле менее 170° – четырёх пушек. Штатных элеваторов было три, по одному на две пушки.

8"/30 и 8"/35 орудия предполагалось взять со старых крейсеров, по мере их перевооружения на скорострельные орудия.

Б/к 6"/45 орудия включал 200 ФС, 25 ББС и 25 сегментных, стоимостью в 28.325 руб., включая гильзы и порох.

Б/к 8"/30 или 8"/35 орудия включал только ФС и был равен 150 выстрелам на ствол, стоимостью в 23.600 руб. ФС весом в 87 кг содержал 6 кг пироксилина и по количеству ВВ не уступал 12" ФС.

Также имелась возможность принимать в кормовой трюм до 200 мин на дополнительно устанавливаемые стеллажи и с помощью лебёдок и специально монтируемых рельсов осуществлять их постановку через лацпорты в корме на ходу ВспКР-а.

МКУ первых десяти ВспКР состояла из 4 двойных огнетрубных котлов и 16 котлов Белльвиля. Первые использовались для экономической скорости 10 узлов, при расходе угля не выше 40 т/сутки при коммерческой эксплуатации корабля и при боевом крейсерстве со скоростью 12,5 узлов при расходе угля до 60 т/сутки. Котлы Белльвиля растапливались при нужде развить полную скорость в 21,5 узла.

На второй серии ВспКР (10 кораблей), в качестве котлов полной скорости (22 узла) использовалось 8 котлов Ярроу. Максимальная мощность МКУ составляла 16 300 – 17 000 л.с.

Машины были четырёхцилиндровые, тройного расширения, с отключаемым четвёртым цилиндром, т.е. в мирное время четвёртый цилиндр (один из двух низкого давления) разобщался с коленвалом и путём закрытия специального вентиля, пар в него не подавался. В военное время, все четыре цилиндра были в действии и машина развивала полные обороты и мощность.

Т.о., учитывая скорость, бронирование и вооружение ВспКР, догнать и потопить его с минимальным для себя ущербом мог только броненосный крейсер, имеющий скорость не менее 23 узлов, что делало борьбу с предполагавшимися к постройке двадцатью ВспКр-ами довольно дорогим удовольствием.

Нормальный запас угля при коммерческой эксплуатации составлял 1440 т, при дальности плавания 10-узловым ходом в 8500 миль. Пароход мог принять при этом 2000 т груза, 1500 палубных пассажиров в эмигрантские помещения, по 40 пассажиров II и III класса и 64 пассажира I-ого класса.

В военное время ВспКР принимал до 4300 т угля (в т.ч. 960 т в мешках в бывшие эмигрантские помещения) и имел водоизмещение около 10 800 т. Дальность плавания на 12,5 узлах составляла 21 500 миль, при автономности до 3 месяцев.

В случае необходимости атаки портов противника, ВспКР мог нести шесть 50-футовых минных катеров, два из которых размещались на навесной (шлюпочной) палубе, а четыре на верхней палубе, в корму от надстройки.

Головной пароход был построен в Англии предприятием "Гауторн, Лесли и Кº" и в 1894 г. вошёл в состав Добровольного флота с именем "Херсон" (в 1904г. – ВспКР "Днепр"). Бронепояс в два дюйма на нём отсутствовал, был только ледовый пояс из одного листа в 1,5" толщиной.

Пароходы второй серии имели большую длину носового и кормового трюмов и меньшую длину надстройки, за счёт сокращения длины первых двух котельных отделений с котлами Ярроу.

Размеры люков второго и третьего трюма (13,4 на 6,4 м) позволяли доставлять на Дальний Восток секции разборных миноносцев, буксиров и других мелких судов.

В 1899 г. один ВспКР был построен как учебное судно для обучения машинных и артиллерийских команд. Котельная установка, помимо 8 котлов Ярроу, включала 4 огнетрубных цилиндрических котла (вместо 8-ми) и по одному котлу Белльвиля, Нормана, Никлосса и Торникрофта. Корабль нес постоянное штатное вооружение и ходил под военно-морским флагом, совершая рейсы с попутными грузами на ДВ и обратно.

Экономика.

Стоимость судостроительного завода составляла ок. 4,5 млн. руб, включая оборудование, углубление достроечного бассейна и жилые дома для работников предприятия.

Средняя стомость ВспКР с вооружением (4– 6"/45) и б/к, – расчётно равнялась 3,2 млн. руб., итого 20 кораблей обходились в 64 млн., а вместе с заводом, весь проект обходился примерно в 68,5 млн. руб.

Корпус и оборудование одного парохода в среднем обходилось почти в 1 млн. руб. при весе в 3400 т, броня в 310 тыс.р.(460 тыс.р. – II серия) при весе 915 т (1010 т – II серия), МКУ в среднем – 1,5 млн. руб. при весе 1500 т (1400 т – II серия), вооружение и б/к 4 – 6" пушек и двух старых восьмидюймовок в 30 или 35 кал. (только б/к для них) – ок. 250 тыс. руб.

Имелось и минное вооружение, состоявшее из одного 15" минного аппарата для катерных мин обр. 1885 г., передвигаемого на разные борта по рельсам и шести торпед к нему, стоимостью около 20 тыс. руб., для быстрого потопления призов. Также с 1903 г. на пароходы устанавливались радиостанции.

Деньги на весь проект были взяты частично с непостроенных крейсеров – 28 млн. руб. ("Рюрик" и три "Паллады"), частично с непостроенных (и проданных старых) пароходов Добровольного флота – 19,5 млн. руб., частью с некупленных транспортов ("Иртыш", "Анадырь", "Камчатка", "Корея"), учебного судна "Океан" и ВспКР (б. герм. лайнеров) – 23,5 млн. руб., а также экономии от содержания, указанных вначале абзаца, боевых крейсеров – ок. 4,5 млн. руб., что составляет в сумме ок. 75,5 млн. руб.

Строительство завода началось в 1889 году и было в основном закончено в 1892 г. Тогда же был заложен первый ВспКР. Его спуск на воду задержался на год от предполагаемого и произошёл в 1894 г., а ещё через год пароход вышел в свой первый рейс на Дальний Восток. Начиная с 1896 года, завод сдавал Добровольному флоту (и заодно Морскому Министерству) по два парохода (ВспКР-у) в год ( на стапельный период и достройку отводилось по одному году). Т.о., все двадцать ВспКР были построены до 1905 г. Котлы для первых четырёх кораблей (а также машины и гребные валы для всех) поставлялись из Англии, с постепенной локализацией их производства.

Относительно низкая стоимость тонны стального корпуса, обеспечивалась невысокой стоимостью стали и угля на юге, а также минимальными транспортными расходами на их доставку(сталь поставлялась с металлургического завода по короткой ж/д ветке, принадлежащей судостоительному заводу).

P.S. Планируются следующие посты по данной теме :

  • 1. ЭБР прибрежного действия.
  • 2. БрБО и канлодки.
  • 3. Крейсера I-ранга.
  • 4. Истребители и миноносцы.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

107 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account