80 лет назад — 3 июля 1935 года — умер выдающийся промышленник, создатель автомобильной компании Андре Ситроен (Andre Gustave Citroën).
Андре Ситроен (1878–1935) родился в Париже в еврейской семье крупного торговца бриллиантами родом из Нидерландов. Благосостоянию их рода положил начало Якоб, прадед Андре, торговавший вразнос в Амстердаме и его окрестностях лимонами и другими экзотическими фруктами из нидерландской колонии Гайана (Guyana). В те времена еще не было семейных имен (фамилий), людей называли по роду их занятия, и Якоб звался по-голландски Lemanenman (торговец лимонами). Его многочисленные дети овладели ремеслом ювелира или шлифовщика алмазов. В 1811 году, когда Нидерланды попали под власть Наполеона, вышло предписание: каждая семья должна иметь семейное имя. Потомки торговца лимонами, ставшие к тому времени известными ювелирами, оставили свое родовое имя, лишь «офранцузив» его: так возникла получившая всемирную известность фамилия Ситроен (по-французски «цитрон»), а возможный русский аналог может звучать как Лимонов.
Любовь с первого взгляда
Андре было всего шесть лет, когда отец в приступе депрессии покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна верхнего этажа дома. Об обстоятельствах трагической смерти отца мать рассказала, Андре лишь несколько лет спустя, когда он уже учился в лицее.
Мальчик отличался успехами в учебе, увлекался точными науками, любил читать фантастику Жюля Верна. Интересно, что в одном с ним классе оказался его будущий конкурент Луи Рено (Louis Renault). По семейной традиции после завершения образования Андре предстояло заняться «бриллиантовым» бизнесом, однако он избрал иной путь.
Огромное впечатление на него произвела Эйфелева башня, которую возводили в Г889 году к Всемирной выставке в Париже. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь! Лицеист мог часами стоять возле величественного 300-метрового стального каркасного сооружения, задрав голову и любуясь его силуэтом. Именно тогда в нем зародилась страсть к разного рода конструкциям, механизмам и машинам.
Андре окончил парижскую элитную Высшую Политехническую школу, после чего работал в мастерской по изготовлению паровозных деталей.
В 1900 году Андре навещает своих родственников в Польше. В одной мастерской в Лодзи (Łodź) ему бросились в глаза шестерни необычного вида с двумя рядами косых зубцов, наклоненных в разные стороны. Он покупает патент на производство шестерен и в 1905 году организует фирму по производству шевронных шестерен, вложив в дело все семейное состояние. Такие шестерни способны передавать значительные нагрузки и не нуждаются в осевом подшипнике, продукция пользуется большим спросом и приносит огромный доход. Ситроен открывает заводы-филиалы в нескольких городах Европы, в том числе в московском Лефортово, где учреждает акционерную компанию под названием «Шестерня Цитроэнъ».
Путь к первому автомобилю
Имя молодого предпринимателя приобретает известность. В 1908 году его приглашают принять руководство автомобильным заводом Mors, стоящим на грани банкротства. За пять лет ему удается повысить ежемесячный выпуск автомобилей с десяти штук до ста.
В 1912 году Ситроен посещает зарод Генри Форда (Henry Ford) в Детройте. Два промышленника – идейный антисемит Форд и еврей Ситроен – сразу находят общий язык. Гость изучает передовые идеи организации производства, знакомится с оборудованием цехов, особенно выделяй интересную американскую новинку – конвейер.
С началом Первой Мировой войны Франция испытывает острую нехватку боеприпасов. Ситроен заключает контракт с правительством и за три месяца строит на набережной Жавель (Javel) в Париже собственный завод, который производит больше снарядов, чем все остальные оборонные предприятия страны вместе взятые. После окончания воины завод перестраивается на производство автомобилей, на нем впервые в Европе (!) ведется конвейерная сборка. В 1919 году с конвейера сходит первый автомобиль Ситроена – модель Тип А. Его украшает логотип фирмы – два зубца шевронных шестерен, производство которых заложило финансовую базу для будущих успехов Андре Ситроена.
В 1929 году продукция фирмы составила 102.891 автомобилей разных классов и моделей и превысила показатели всех остальных французских производителей. В 1934 году из-за последствий международного финансового кризиса фирма Ситроен обанкротилась и перешла в собственность компании по производству шин Michelin. Последняя модель, выпущенная при жизни основателя компании – легендарный Traction-Avant (в переводе — «передний привод»), один из первых автомобилей с передним приводом, выпускавшийся более 20 лет!
Автомобили марки «Ситроен» изредка попадались и на дорогах СССР. В 1965 году приехавший с .визитом в Москву президент Франции подарил Юрию Гагарину лимузин «Ситроен ДС», а позже такой же автомобиль получила в подарок от дизайнера Пьера Кардена балерина Галина Уланова.
Рекламный гений
Ситроена считают создателем европейской автомобильной рекламы. Ему принадлежат новшества, многие из которых в наше время кажутся очевидными. Он первым создал сеть фирменных сервисных станций по всей Европе, впервые в мире стал издавать инструкции по ремонту и обслуживанию каждой модели «Ситроена» для их владельцев.
Он первым заявил:
«Продает тот, кто производит»
и создал первую сеть магазинов по продаже автомобилей с одинаковыми стандартами и с 5 тысячами дилеров. Он ввел фирменные кредитные программы с рассрочкой на 12 или 18-месяцев — может быть, еще и потому, что сам всегда был в долгах из-за займов под свои проекты. Его слова
«Сегодняшние дети – наши завтрашние покупатели»
нашли свое выражение в том, что завод Ситроена выпустил 2 млн. детских педальных автомобилей «наш Ситроен» – маленькие, почти точные копии «взрослых» моделей.
Даже свою известную всему Парижу страсть к азартным играм он использовал в рекламных целях. Однажды в казино за один вечер он просадил в баккара 10 млн. франков, а затем 17 млн. выиграл – и подарил крупье чек на автомобиль с конвейера собственного завода.
Он считал, что никакое рекламное объявление не может заменить демонстрацию продукта «живьем», и не жалел на такую рекламу денег. В 1929 году он построил на Елисейских Полях автомобильный салон-магазин со сплошной стеклянной витриной высотой 21 и шириной 10 метров, на что ушло 19 тонн стекла. По европейским странам разъезжали выставки на колесах: посетителям демонстрировали новые модели, рассказывали об их особенностях, устраивали конкурсы и викторины. Мировую известность Ситроену приносили пробеги рекордной протяженности: в 1931-32 годах рекламный пробег Бейрут – Пекин (под названием «Желтый переход») на полугусеничных автомобилях, а за ним и второй – «Черный переход» – через пески Сахары.
«Гадкий утенок»
В 1934 году директор фирмы Пьер Буланже (Pierre Boulonger) выдал главному конструктору фирмы необычное техническое задание на проектирование нового автомобиля – дешевого, надежного, практичного и неприхотливого в эксплуатации:
«В автомобиле должно хватать места для двух обутых в сапоги крестьян и двух мешков картофеля или бочонка с вином. Скорость – не менее 60 км/ч, при расходе бензина 3 л/100 км. Внешний вид автомобиля не имеет абсолютно никакого значения».
Так зародился один из самых популярных европейских автомобилей – Citroen 2CV, со временем ставший культовым, особенно в молодежно-студенческой среде. До начала войны изготовили 250 его прототипов – шасси с открытым кузовом из парусины на легком каркасе, с единственной фарой и двигателем 8 л.с.. А вес автомобиля составлял всего 380 кг. Официальная презентация прошла в 1948-м на автосалоне в Париже. Пресса восприняла машину по-разному – от едкой критики до бурного восторга.
«Самый безобразный автомобиль в мире!»
– писали одни.
«Не забудьте приложить открывалку к этой консервной банке!»
– издевались другие. Кстати, прижившееся в Германии название Ente («утка») пошло с легкой руки одного голландского журналиста – с намеком на известную сказку Андерсена «Гадкий утенок».
Однако достоинства новинки, и прежде всего простота обслуживания и цена — на 25% ниже цены самого дешевого автомобиля того времени – Рено-4, сделали 2CV массовым автомобилем.
С1949 по 1990 год на заводах в 15 странах изготовлено около 7 млн. 2CV разных модификаций – больше, чем легендарных малолитражек Ford-T или FIAT-500. Кроме того, 2CV – один из немногих автомобилей, мощность двигателя которого в ходе развития моделей увеличилась более чем в три раза. В 2002-м французы назвали Citroen 2CV автомобилем XX века.
источник: Евгений Байзер «Его алмаз на колесах» «КОНТАКТ-ШАНС» 29/2015