0

 Двухместный Штурмовик Ил-2 Бис Завода №1 1942 год.

Обычно любители авиации хорошо знают историю появления на фронте двух местного штурмовика Ил-2, только мало кто знает что у Ил-2 ОКБ Ильюшина с незащищенным стрелком был конкурент, Ил-2Бис разработки завода №1 с защищенным броне кабиной стрелком.

Двухместный Штурмовик Ил-2 Бис Завода №1 1942 год.

К осени 42-го конструкторами завода №1 были переоборудованы 2-а одноместных самолета Ил-2 в двух местные. Попытка провести их испытания встретила противодействие.
Для того чтобы его приодолеть, 4 октября 1942 инженер-инспектор Инспекции ВВС КА инженер-майор Ложечников был вынужден обратиться непосредст¬венно к начальнику Инспекции полковнику В. И. Сталину с просьбой «помочь как можно быстрей провести испытания двух построенных самолетов Ил-2 за №№ 4434 и 4435 в бою и после чего внедрить их в серийное производство». Свой док¬лад он подкрепил обращением дирекции завода № 1 и стар¬шего военпреда на заводе инженер-майора С. С. Фатеева.
Дело в том, что в сентябре 1942 на заводе № 1 были построены два эк¬земпляра самолета Ил-2бис АМ-38, имевшие полностью бро¬нированную кабину стрелка с блистерной установкой под пуле¬мет УБТ. Инициировал эту работу начальник СКО-21 завода В.П. Яценко.
Предложенная заводом № 1 кабина стрелка имела много общих компоновочных и конструктивных решений с кабинами стрелков на самолетах БШ-2 АМ-35 и Ил-2 М-82. Она обору¬довалась на месте заднего бензобака. За счет этого она оказалась более просторной, чем кабина завода № 30. Уровень защищен¬ности стрелка не уступал защите летчика. В двух бомбоотсеках в центроплане крыла дополнительно устанавливались два бен¬зобака, которые бронировались. Внутренняя загрузка бомб уменьшалась до 200 кг. На внешних узлах допускалась подвес¬ка еще 200 кг бомб. Направляющие под восемь РС-82 сохраня¬лись.
Важно, что, в отличие от варианта завода № 30, центровка Ил-2бис не изменилась. Испытания показали, что по летным и пилотажным качествам он практически ничем не отличается от одноместного Ил-2.
Судя по документам, Ильюшин активно противился рабо¬там по Ил-2бис. Дело в том, что на заводе № 30 он уже строил 20 самолетов с незащищенным стрелком.
После вмешательства В. И. Сталина работы по самолету ускорились (11474,292
С 16 по 26 октября 1942 проходили гос. испытания 2-местного Ил-2 N 4433 с АМ-38 с винтом АВ-5Л-158. Вед. исп. Синельников, вед. ли А.К.Долгов, техн. Филипов. Летали и С.П.Супрун и др. 28 полетов продолжительностью 9 час. 5 мин. (811,4).
2 ноября 1942 Нач. НИИ ВВС гмиас Лосюков и Нач. 3 отд. НИИ ВВС Сафонов подписали Отчет гос. испытаний 2-местного Ил-2 N 4433 с АМ-38 с винтом АВ-5Л-158 д. 3,6 м
5 ноября 1942 А.E.Репин утвердил Акт по результатам гос. испытаний 2-местного Ил-2 N 4433 с АМ-38 с винтом АВ-5Л-158 д. 3,6 м, которые проходили с 16 по 26 октября 1942 (811,4).
Вед. инж. Им Синельников
вед. л. Им Супрун и др
Объект испытаний: заводом № 1 на испытания предъявлен 2-х местный с-т Ил-2 АМ-38 № 4434 с задней стрелковой блистерной установкой под пулемет УБТ. С-т переделан из одноместного серийного Ил-2 АМ-38
Основные переделки:
— на место заднего фюзеляжного б/б и выреза в хвостовой части фюзеляжа оборудована кабина стрелка, где установлен п-т УБТ на стрелковой блистерной установкой с запасом патронов 150 шт. в трех магазинах. В кабине стрелка установлено регулируемое по высоте сидение.
— радиоприемник РСИ-4А, переговорное устройство СПУ-2Ф, умформер передатчика
— под полом кабины аккумулятор 12А-10
— вместо заднего фюзеляжного бака емкостью 300 л установлены в центроплана в двух боибоотсеках два забронированных б/б емкостью по 150 л.
— кабина стрелка защищена броней сбоку, снизу и сзади. Ддя защиты его головы плита на фонаре, надголовник и на кольце блистера — прозрачная броня. Кабина стрелка снабжена сдвигающимся прозрачным фонарем. Т-образная антенна заменена на антенну в виде двух лучей, идущих от конца стабилизатора к проходному изолятору на фюзеляже.
В связи с установкой двух б/б в бомбообсеки, емкость внутренних бомбодержателей уменьшена вдвое против прежнего (вместо 4 замков для бомб ФАБ-100 или ФАБ-50 имеется 2)
Этот с-т имеет больший вес на 100-110 кг по сравнению с с-том Ил-2 двухместным № 887 завода № 30
Краткие рез-ты испытаний:
С 16 по 26 октября произведено 28 полетов, налет 9:05
Вес пустого 4628, вес нагрузки 1352, в т.ч.:
экипаж — 180
горючее 532
смазочное 65
пушки ШВАКх2 80
Патроны к ШВАК (500 с ящиками) — 115
пулеметы ШКАСх2 — 21
Патроны к ШКАС (1500 с ящиками) — 54
П-т УБТх1 — 21
Патроны к нему (3 магазина — 150) — 30
бомбы — 200
8хРС-82 — 54
Полетный (норм./перегр.) — 5980/6180
Перегрузочный вариант отличается от нормального увеличением бомбовой нагрузки на 200 кг на наружной подвеске
Макс. скорость
— у земли — 388 и 368 в перегрузочном вар-те (2хФАБ-100 на внешней подвеске и 8 РС-82)
— на 2000 — 407 и 387
Разбег 420, скорость отрыва 159, взлетная дистанция (25 м) 1120
Разбег на форсаже — 390, 159, 980
Разбег перегрузочного вар-та — 465, дистанция 1120, скорость отрыва 163
Маневренность на 1000 м — вираж 48-49, высота боевого разворота 400 (скорость начала 340, конца 250, полетный вес 5980)
На с-те № 887 (завода № 30) никаких изменений в перестановке б/б и броне не было.
Кабина стрелка сделана сзади б/б, находящегося за спиной л. Кабина тесна и неудобна. Бронирования ее нет. Бомбовая нагрузка остается той же — 400 кг на внутренней и 200 кг га наружной.

Сравнительная таблица ЛТД 2-х местных Ил-2 пр-ва заводов № 30 и № 1
Наименование                    Ил-2 № 4434 завода № 1      Ил-2 № 887 завода № 30  
Вес пустого                                        4628                                       4517
Полетный вес                                    5980                                        6100
Центровка                                          28,75%                                        32,85%
Бобардировочное вооружение

 внутрення загрузка                       2х50 или 2х100                   4х50 или 4х100
внешняя                                         2х50 или 2х100                    2х50 или 2х100
Ракетное вооружение                      8хРС-82                             8хРС-82
Макс. скорость                                 391/280                               386/280 

                                      с 2хФАБ-100 внутри и 8хРС   с 4хФАБ-100 внутри и 8хРС
Время набора 1000 м                           2,4                                         2,4
Разбег (с форсажем) 390 390
Взлетная дистанция с форсажем        980                                        1240
Емкость б/баков                                    720                                        720

Согласно постановлению ГОКО — нормальная бомбовая нагрузка двухместного Ил-2 — 300 кг + 4хРС-82
Взлет Ил-2 № 4434 — по мягкому травному грунту
Заключение:
1. Двухместный с-т Ил-2 производства з-да № 1 по сравнению с 2-х местным Ил-2 завода № 30 имеет следующие преимущества:
а) кабина стрелка свободна, в ней обеспечивается удобство работы
б) кабина стрелка забронирована сбоку, снизу, сзади и частично сверху
в) сохранена центровка с-та
и недостатки:
а) уменьшегно число замков для внутренней подвески бомб — вместо 4-х — 2, общая емкость при этом снизилась до 400 кг вместо 600 кг, что не позволит увеличить бомбовую нагрузку при постановке на с-т более мощного мотора АМ-38Ф
б) увеличенная поражаемая поверхность б/б
в) увеличен вес пустого на 100-110 кг
2. Решение о целесообразности постройки 2-х местного с-тов Ил-2 производства з-да № 1 принять после проведения войсковых испытаний 2-х местных машин производства завода № 30… Этот с-т передать в часты, производящую войсковые испытания Ил-2 завода № 30
Донесение испытателя м Долгова: С-т Ил-2 № 4434 по типу пилотирования со всеми вариантами загрузки ничем не отличается от нормального серийного одноместного с-та (несколько больше склонен к планированию при скорости 190 км/час за счет увеличения полетного веса).
С-т Ил-2 № 4434 по технике пилотирования приятнее с-та Ил-2 № 887: легче поднимает хвост на взлете, легче в управлении, хороше послушен на рулении, не чувствуется задней центровки
С 16-го по 26 октября 1942 г. Ил-2бис завода 1 успешно прошел гос. испытания (ведущий летчик-испытатель А.К.Долгов, ведущий инженер-летчик А.В.Синельни¬ков). Всего в рамках программы гос. испытания было выполнено 28 полетов с общим налетом 9 часов 5 минут.
Государственные испытания показа¬ли, что по своим летно-техническим и пилотажным характеристикам Ил-2бис практически не отличался от одномест¬ной серийной машины этого же завода. Максимальная горизонтальная скорость у земли составила 388 км/ч, а на высоте 2000 м — 407 км/ч.
Время подъема на высоту 1000 м со¬ставляло 2,4 минуты, а время виража на этой высоте — 48-49 сек. При этом за один боевой разворот на высоте 1000 м штурмовик набирал высоту 400 м. Дли¬на разбега при установке щитков на взлетный угол равнялась 420 м.
По общему мнению летчиков, новый самолет получился хорошим, хотя и тре¬бовал большого объема конструктивных изменений, связанных в основном с пе¬рекомпоновкой баков, что само по себе было сложным для серийного произ¬водства. В связи с этим, руководством ВВС КА и НКАП было принято решение провести войсковые испытания самоле¬та в боевых условиях и уже по резуль¬татам последних сделать вывод о целе-сообразности запуска Ил-2бис в серий¬ное производство (6467).

Для оценки боевых качеств двухместный Ил-2 СКО завода № 1 передали в 6-й Гвардейский штурмовой авиаполк гшап, где она совершила девять боевых вылетов до того, как не вернулась с боевого задания.
Вариант двухместного Ил-2 серийного конструкторского отдела завода № 1 имел полностью бронированную кабину стрелка с блистерной пулеметной установкой, сохранившую много общих компоновочных и конструктивных решений с кабинами стрелков на БШ-2 и Ил-2 с М-82. Задний фюзеляжный бак за кабиной пилота сняли, заменив его двумя бронированными баками такого же объема во нутренних бомботсеках центроплана. На месте фюзеляжного бака оборудовали кабину стрелка с УБТ. Со стороны хвоста и сверху стрелка защищала бронеперегородка, прозрачная броня в блистере и металлическая броня сдвижной части фонаря над головой. Более широкая и просторная по сравнению с первым вариантом кабина позволяла брать в полет 7,62-мм ручной пулемет ДА и успешно использовать его как по наземным елям, так и при отражении атак истребителей с боков.
По своим летным и пилотажным характеристикам самолет практически не отличался от одноместного и понравился летчикам и особенно стрелкам. Однако большой объем конструктивных изменений, связанных с перекомпоновкой баков и уменьшение почти вдвое бомбовой нагрузки сделали нецелесообразным его серийный выпуск.
Также не получила распространения и кабина стрелка, оборудованная турелью МВ-3 с УБТ. Она обеспечивала большие по сравнению с первым вариантом вертикальные и горизонтальные углы перемещения оружия, но, помимо значительных конструктивных доработок, громоздкий полукруглый экран турели создавал существенное аэродинамическое сопротивление и значительно снижал летные данные (9528).

Послесловие:
Ил-2Бис — еще один из примеров нашей истории, когда требование массовости производства и административный ресурс победили.
Наличие этого самолета в войсках позволило значительно снизить боевые потери стрелков доходивших на двухместных Ил-2 завода №30 с незащищенным стрелком до восьми стрелков на одного погибшего летчика. Появление в ближайшее время более мощного авиадвигателя АМ-38Ф, проходящего на тот момент времени испытания, позволило довести бомбовую нагрузку до уровня одноместного Ил-2.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

92 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account