Проект этот, возник где-то в недрах КБ Поликарпова в самом начале 1939г., но доподлинно автор первоначальной идеи неизвестен. Называлась фамилия инженера Таирова и даже самого ННП.
Стране советов, срочно требовался пикирующий бомбардировщик, желательно попроще и подешевле.
Самым простым, — было параллельно соединить два истребителя И-16, что и сделали.
Но моторы поставили другие, редукторные, с удлинённым валом, взлётной мощностью 1100 л.с. Капотировка, относительно И-16 была полностью изменена, максимальный диаметр капота уменьшен, за счёт выштамповок для коромысел клапанов. Крыло, с полностью жёсткой (фанерной) обшивкой. Шасси убиралось под углом к вертикали, что позволило повысить ёмкость каждого из двух топливных баков до 690л (500 кг бензина). В нормальный взлётный вес, входило 720кг топлива.
Вес пустого ПБ 2И-16, состоял из веса двух пустых И-16 тип29 без ВМГ и вооружения (1866кг), веса двух моторов М-63Р (1210кг), веса двух винтов ВИШ-61Е диам. 3м (286кг), двух пушек ШВАК и одного ШКАС (96кг), а также прочего(турель и прочее, — 130 кг) и равнялся 3600 кг.
В варианте разведчика, добавлялись два лётчика (200кг), 780 кг бензина и масла, 100 кг б/к (400 патронов к пушкам и 500 к пулемёту). Т.о., взлётный вес составлял 4680. Что позволяло развивать скорость до 550 км/ч на второй границе высотности.
Бомбовая нагрузка могла иметь несколько вариантов :
— 6 ФАБ-100, 6 РС, взлётный вес 5380 кг;
— 4 ФАБ-250 или 2 ФАБ-500, взлётный вес 5680 кг;
— 8 ФАБ-50, 6 РС, взлётный вес 5180кг ;
— 280кг дополнительного бензина в варианте разведчика повышенной дальности(1350 км на 0,9 Vmax ).
Выпускать ПБ, планировалось с начала 1940г на заводе № 1, вместо устаревших «чаек». За год работы, завод должен был дать около 1000 ПБ, а ещё 400 самолётов (до июля 41г), должен был произвести з-д № 135.
Помимо ПБ, имелся вариант противотанкового самолёта с одной пушкой КПШ-37( облегчённый крыльевой магазинный вариант ШФК-37) с б/з 21 патрон, в крыле между винтов, две пушки ШВАК устанавливались вне диска вращения винтов в наружных частях крыла.
ПБ имел второе, резервное управление у штурмана-стрелка для экстренных случаев, пользоваться которым было неудобно.
Уборка/выпуск шасси, — электромеханическое, с резервным ручным приводом.
В связи с поперечным дисбалансом, вызваннном большим весом турели, последняя, была заменена на облегчённую, по типу ТСС, на втором опытном экземпляре ПБ.
Также, был добавлен третий киль, по оси самолёта.