Царь-танк капитана Лебеденко стал одной из самых ярких иллюстраций бессмысленной траты денег и ресурсов. Огромная, поражающая воображение машина оказалась абсолютно нежизнеспособной. А можно было бы в технологиях тех лет превратить «Нетопырь» в настоящую боевую машину?
Давайте посмотрим.
История Царь-танка началась с маленькой деревянной модели, приводимой в движение пружиной от патефона. Модель показала высокую эффективность колес сверхбольшого диаметра. Было принято высочайшее решение на строительство полномасштабной машины. Окрыленный капитан бегал по подрядчикам, заказывая проект колес Микулину со Стечкиным, выбивая моторы и ты.ды. Работу по выпуску рабочей документации и собственно сборку машины поручили коллективу инженеров Руссо-Балта. И сразу начались проблемы. Инженеры, изучив труды капитана, высказали сомнения в эффективности проекта. Капитан, естественно, ничего слышать не хотел, размахивая бумагой с подписью Николая 2-го, брызжа слюной, орал на инженеров, обзывая их нехорошими словами. Тогда, параллельно с разработкой документации, было решено сделать ещё одну модель, но побольше, и испытать её на местности. Менее чем за пару месяцев из деталей грузовых и легковых Руссо-Балтов была сделана модель, копирующая основной проект. Основной упор сделали на удельном давлении на грунт и развесовке по осям. В качестве двигателя применили мотор от мотоцикла Харлей.
Модель вывели на испытания, сначала в заводском дворе, сделали трассу из ящиков, коробок, шпал, бревен. Больщие колеса с блеском подтвердили правильность идей Лебеденко. Капитан торжествовал, поливая машину шампанским. Однако, когда машинку вытащили на вспаханное поле, картина изменилась. Маленькие задние колеса вязли, они волочились, оставляя глубокую борозду, при попытке двинуться задним ходом машина «вставала колом». По итогам испытаний, даже упертому Лебеденко стало очевидно, что проект «Нетопыря» требует серьезной переделки.
Мотор и цепи на видах спереди и сверху условно не показаны.
Продолжение в следующей серии.