Дредноуты Республики Парагвай: первый дредноут «Президенте Франческо Солано Лопес».

1

Эти корабли относятся к идее альтернативной Южной Америки — в которой более активно шли процессы централизации и укрупнения государств.

Вкратце — развилка начинается в 1830-ых, когда Конфедерация Перу и Боливии сражалась с чилийскими интервентами. Альтернатива — 11 января 1839, налетевший ураган разметал чилийский флот у порта Касма, и подошедшие на следующий день конфедеративные корабли под командованием французского офицера Жуана Бланше разгромили чилийцев поодиночке.

Поражение при Касме привело к потере Чили контроля над Тихим Океаном. Оставшись без снабжения, чилийская армия и поддерживавшие ее перуанские коллаборационисты были разбиты войсками Верховного Протектора Конфедерации Андреаса де Санта-Круза в битве при Унгави.

В результате этой войны, Чили сошло со сцены передовой южноамериканской политики, и доминирующей силой на тихоокеанском побережье стала Кофедерация. В 1865, именно вмешательство Конфедерации позволило диктатору Парагвая, Франциско Солано Лопесу, выиграть войну Тройственного Альянса.

Конкретно о кораблях:

Дредноуты Республики Парагвай: первый дредноут "Президенте Франческо Солано Лопес".

История: после поражения в войне 1882 года с Конфедерацией, флот Соединенной Республики Парагвая и Уругвая впал в состояние стагнации более чем на десятилетие. Никаких масштабных программ перевооружения не было принято в это время. Новые корабли строились эпизодически, единичными экземплярами.

Все изменилось с приходом к власти президента Эдуардо Хуанито Лопеса (внука маршала Франциско Солано Лопеса, третьего по счету в династии "президентов" Парагвая). В 1897 году была развернута активная программа перевооружения. С 1897 по 1911 было построено несколько вполне современных кораблей.

Исторически, флот Парагвая делился на "Боевой Флот" и "Флот Морской Обороны". Первый состоял из мореходных единиц, предназначавшихся для аактивных наступательных операций. Основу второго составляли немореходные, но тяжело вооруженные корабли, предназначенные для защиты устья Ла-Платы и Монтевидео. Также в задачи "Флота Морской Обороны" входило обеспечение речных комунникаций Республики.

Для усиления "Флота Морской Обороны" еще в 1908 году было принято решение построить два небольших дредноута (вообще-то три, но денег не хватало), но закладка кораблей была начата только в 1910 году. Оба корабля строились в Англии. Чтобы профинансировать постройку второго корабля, правительству пришлось выпустить облигации с 8-летним погашением на общую сумму почти в 1,5 миллиона фунтов стерлингов.

Первый дредноут — "Президенте Франческо Солано Лопес" — был завершен в апреле 1914 и в мае 1914 прибыл в Уругвай.

Это были очень небольшие корабли, водоизмещением не более 15000 тонн. Их основное вооружение составляли 6 305-миллиметровых 45-калиберных орудий в трех башнях в диаметральной плоскости. Вспомогательнео вооружение составляли 16 120-миллиметровых орудий. Толщина броневого пояса составляла от 85 до 220 миллиметров. Скорость была не более 20 узлов.

Второй дредноут — "Президенте Хуан Франческо Лопес" — строился с постоянными задержками. Из-за нехватки финансирования, строительство корабля в августе 1914 продвинулось только на 55%, когда начало Великой Войны заставило верфь-строитель остановить работы из-за приоритетности заказов Королевского Флота.

Пытаясь достроить дредноут, правительство Республики приняло отчаяное решение попытаться достроить его самим. В мае 1915, незаконченный линкор пересек Атлантику на буксире, и встал в док военно-морской базы Монтевидео. Но задача оказалось непосильной для промышленности Республики, не производившей ни брони, ни артиллерии ни механизмов. Несмотря на все старания парагвайцев, все их попытки достроить корабль были только косметическими до 1918 года, когда фирма-строитель смогла возобновить работы.

Только в 1924 году последний парагвайский дредноут вступил в состав флота. Он уже был полностью устаревшим: не пригодным почти ни для какой деятельности.

Постройка двух кораблей была для Парагвая тяжелым испытанием. Крайний дефицит финансов вынудил отказаться в 1911-1922 от закладки каких-либо легких кораблей. В результате, к 1924, единственными боеспособными кораблями Парагвая могли считаться два дредноута, 4 эсминца и мореходная канонерская лодка.

В 1919 году, дредноуту "Президенте Франческо Солано Лопес" пришлось впервые испытать свои орудия главного калибра в стрельбе по мятежникам. В Уругвае вспыхнуло восстание, одной из причин которого, по иронии судьбы, были как раз большие проблемы с погашением облигаций, выпущенных с целью финансирования постройки линкоров…

Служба кораблей:

Служба обеих линкоров не изобиловала событиями. В 1919 "Президенте Франческо Солано Лопес" принимал участие в обстреле с моря мятежных гарнизонов в Уругвае.

Правительство Парагвая рассматривало линкоры в первую очередь — как этакие "мобильные форты" в системе береговой обороны Ла-Платы и Монтевидео. Поэтому большую часть своей службы корабли провели на рейдах, отрабатывая взаимодействие с береговой артиллерией и минными силами.

Уже в 1925 году, экономические соображения вынудили временно вывести в резерв "Президенте Франческо Солано Лопес". В 1928 году он вернулся в строй, но только потому, что был отправлен в ремонт "Президенте Хуан Франческо Лопес". В 1929 корабль был временно укомплектован в связи с напряжением бразильско-парагвайских отношений, но в 1930-м, в связи с необходимостью ремонта, вновь выведен из действующего флота.

Оба корабля за время своей карьеры неоднократно модернизировались, но в основном изменения были косметическими. В 1932 году — в период советско-парагвайского сближения — "Президенте Франческо Солано Лопес" был модернизирован на верфи в Монтевидео с участием советских специалистов. На нем была смонтирована система управления огнем, аналогичная крейсерам "Красный Крым", установлены зенитки и кран для гидросамолета Ш-2.

Но в связи с охлаждением советско-парагвайских отношений в 1935, дальнейшие модернизации в СССР были невозможны. В результате, следующий цикл модернизаций проводился в Испании, в 1937-1938.

Подписаться
Уведомить о
guest

38 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account