Дотации Чечне — дань, или…?

0

Дотации Чечне - дань, или...?

Но сначала я хотел бы принести самые глубокие извинения всем коллегам, читавшим мою статью "Русские в Чечне — воспоминания очевидцев" и принимавшим участие в ее обсуждении. Признаться, я никак не ожидал, что эта статья станет настоящим "яблоком раздора" и превратится в мегапомоечный срач, в котором я, к стыду своему, и сам принял столь нелицеприятное участие. Да, меня спровоцировали — но никакая провокация не оправдывает такого моего поведения, и я прошу у Вас прощения, уважаемые коллеги.

Так же я вынужден констатировать, что в результате "пике" в которое ушло обсуждение моей статьи, остался ряд вопросов, которые не удалось адекватно обсудить. Наверное, наиболее важным среди них является вопрос — платит ли дань РФ Чечне?
С некоторым удивлением обнаружил, что многие мои коллеги с Украины воспринимают дотации Чечне как дань, которую платит Россия за… ну, даже не знаю за что, видимо за некоторые признаки стабильности в регионе.
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно понять сначала (хотя бы в самых общих чертах) политику, которую проводит руководство РФ в Чечне.
После того, как Дудаев объявил Чечню независимой и воспоследовавшей за этим первой чеченской войны, "республика Ичкерия" в силу хасавюртских соглашений получила независимость. Тут же оказалось, что чеченские боевики даже в принципе неспособны сформировать нечто, хоть сколько-нибудь похожее на государство. Ставший президентом Масхадов фактически едва контролировал Грозный, власть же в Чечне принадлежала полевым командирам. И закончилось все это масштабным вторжением чеченских боевиков к Дагестан. Это, по сути, стало началом второй чеченской войны, по результатам которой к власти в Чечне пришли пророссийские Кадыровы.
Для того, чтобы понять всю сложность задачи, стоящей перед РФ нужно принять во внимание некоторые особенности чеченского менталитета.
Первое. Чеченцы никогда не были и не станут мирным народом. Это для них совершенно противоестественно. Фактически, чеченцев можно лищь силой принудить к относительно мирной жизни — да и то лишь на какое-то время. Любая слабость руководства РФ приведет к очередному всплеску чеченского насилия.
Период относительно спокойной жизни при СССР фактически обеспечили сталинские репрессии — массовые депортации, массовое разоружение и террор. Мне приходилось разговаривать со стариками, видевшими процесс "принуждения к миру" чеченцев. То, что творилось на территории Чечни (и в прилегающих областях) в 20-х годах прошлого столетия очень напоминало то, что творилось в 90-х годах в "независимой Ичкерии" (рабство и торговля людьми, крупные и активные бандформирования и т.д. и т.п.). Но имелась и разница в подходах умиротворения — Виссарионыч плевал на политкорректность, он попросту утопил Чечню в крови.
Некоторое исключение — потомки депортированных чеченцев, а также те чеченцы, кто уехал из родных краев во времена СССР. Они в значительной мере ассимилировались, смешавшись с русскими и другими национальностями — хотя среди них также сильны землячества, достаточно высок уровень преступности, но они уже не столь воинственны и более привычны к мирному труду — с ними все тоже не просто, но о них уже можно говорить как об адекватных гражданах РФ. Но так можно говорить о чеченцах, покинувших свою родину, а вот те, что остались…
Все, что говориться сейчас в официальных СМИ о "мирных чеченах" и "злобных бандитах-террористах — отбросах чеченского народа" — ложь. Сейчас у обывателей складывается впечатление — как-будто основная масса чеченцев, проживающих в самой Чечне стремится жить в мире, а боевые действия ведут исключительно оголтелые приверженцы ваххабизма и остатки былых отрядов полевых чеченских командиров, да еще — наемники и представители международного терроризма.
Все это не так. По многочисленным свидетельствам воевавших в Чечне — нету там такого понятия, как мирное население. Весной-летом наблюдается массовый поток молодежи (и не только) в боевики — повоюют летом-осенью, а ближе к зиме, как похолодает — обратно домой к "мирной" жизни. Противостояние вооруженным силам РФ приняло характер массового национального спорта. За жизнь небольшой группы бойцов РФ, оказавшейся в мирном чеченском кишлаке никто не даст ломаного гроша — если у "мирных" чеченов будет возможность убить русских — убьют.
Разговаривая с офицером армейского спецназа, услышал такую историю — у него один боец сорвался ночью в самоволку за водярой — он пошел в якобы мирное чеченское село (неподалеку от расположения части!) и попытался там что-то такое приобрести. Он еще не успел даже дойти до местного сельпо — оказался под дулами автоматов пятерых "мирных" чеченцев. Однако чеченцы так удивились его появлению (один, да еще и ночью!), что стрелять не стали, а начали разговаривать с ним. Когда он им честно рассказал, что он ОДИН пришел за водярой — они долго ржали и крутили пальцем у виска, но в конце-концов, со словами: "Ты, конечно, идиот, но отчаянный!" отпустили целым и невредимым. В части на него смотрели как на выходца с того света…
Второе. Чеченцы могут сплотиться (да и то весьма относительно) только в условиях наличия внешней угрозы. Но как только эта угроза миновала (хасавюртские соглашения) от былой сплоченности не осталось и следа — каждый полевой командир стал сам себе хозяин, и чеченцы начали весьма увлеченно резаться между собой за переделы сфер влияния. Однако же таких сфер в Чечне оказалось немного — собственную экономику чеченцы развалили и "кормовая база" не удовлетворяла более потребностей чеченских командиров — так что внешняя агрессия была лишь вопросом времени.
При всем при этом, Чечня представляет собой стратегически важный регион для РФ и уходить оттуда нельзя. Это связано как с ресурсами на его территории, так и с печальным опытом "независимой Ичкерии" — уйти-то из Чечни можно, но это приведет к тому, что придется воевать с организованными чеченскими бандами уже не на территории Чечни, а на прилегающей к ней территории.
Соответственно, РФ оказалась в ситуации, когда чеченский вопрос должно решать — но при этом решить его силовым путем просто невозможно. Точнее — возможно, конечно, но для этого нужно, по сути, проводить геноцид чеченского населения а ля Иосиф Виссарионыч. Это — полное нарушение всего законодательства РФ. Следует понимать, что в ходе такого геноцида пострадает и масса невинных — все же некоторое количество мирных чеченцев имеет место быть и в самой Чечне. К тому же это приведет к большим проблемам РФ на мировой арене — сами можете представить, какой вой подымут просвещенные демократические страны.
Следовательно, единственный способ обуздать чеченскую агрессию — направить ее "внутрь" себя, сделать так, чтобы чеченцы резались преимущественно между собой. А что для этого нужно?
Для этого необходима пророссийская креатура — т.е. фигура,власть которой поддержит значительное количество чеченцев, и которая будет вести бескомпромиссную войну с прочими, не поддержавшими ее чеченскими кланами. Попытки найти такую фигуру предпринимались РФ давно — еще в первую чеченскую пытались опереться на временный совет чеченской республики. Но все креатуры РФ, как выяснилось, не обладали должным влиянием среди чеченский тейпов, власть их была мизерной, и адекватной оппозицией полевым командирам они не стали.
Первой успешной креатурой стал Кадыров-старший. А вскоре после его смерти президентом Чеченской республики стал его сын.
Это был практически идеальный вариант — молодой и энергичный ставленник РФ, обладавший приличным политическим весом среди чеченцев (уважаемый род) и при этом — "повязанный кровью" — Кадыров попросту обязан был вести борьбу с бандподпольем по законам кровной мести — в противном случае его не поняли бы сами поддержавшие его чеченцы. РФ помогла Кадырову — сейчас в его подчинении находятся до 20 тыс бойцов и он, по сути, представляет собой самое значимое чеченское бандформирование. Однако усилия этого бандформирования обращены не против РФ, а против прочих чеченских полевых командиров.
Войска Кадырова, насколько мне известно, не чураются ничем из того, что творили бандформирования. Это и захват заложников, и убийство и репрессии против родственников боевиков и проч и проч. Т.е., по сути, Кадыров проводит, скажем так, геноцид той части чеченцев, которая не поддержала его власть. В итоге — и овцы целы и волки сыты. Формально в Чечне тишь да гладь — борьба ведется только против "непримиримых" а конституция РФ действует на территории республики. По факту же — резня страшная, но, будучи резней чеченов против чеченов она никого не трогает — в том числе и мировое сообщество. Чеченцы протестовали бы против геноцида, осуществляемого войсками РФ (вспомним многочисленные обращения высокопоставленных чеченцев к мировому сообществу в период независимой Ичкерии) — но никому из них и в голову не придет жаловаться на Кадырова — это стало их личным, внутренним делом, которое по законам чеченской чести надлежит решать самостоятельно.
Иными словами РФ все-таки осуществила принуждение к миру путем массовых репрессий- но не своими руками. Есть множественные свидетельства очевидцев — в самом Грозном чеченцы зашуганы Кадыровым так, как никогда не были зашуганы даже и при Виссарионыче. Культ личности Сталина, по сравнению с культом личности Кадырова пожалуй что и отдыхает.
Разумеется, не все так просто. По законам дипломатии и кадыровцы зачастую если и не поддерживают — то смотрят "сквозь пальцы" на деяния некоторых боевиков — а где-то, вероятно, и поддерживают их. Но в общем ситуация именно такова, какой я ее изложил.
Фактически РФ дала возможность чеченцам резаться друг с другом по ИХ законам. По сути, действия Кадырова мало чем отличаются от действий Виссарионыча — но в том-то и прикол, что репрессии осуществляет не РФ, а чеченец!
Это, наверное, не лучший выход из положения. Русские все равно остаются крайне нежеланными гостями в Чечне. Любой русский в Чечне рискует жизнью. Но исправить это можно лишь путем геноцида чеченцев — а на это идти нельзя. Мы оказались примерно в том же положении, что и Израиль с своим Сектором Газа — и хочется кардинально решить проблему — вырезать всех нахрен и возможности вполне позволяют,но… просто в 21 веке подобные действия, скажем так, невозможны. Так что была выбрана достаточно эффективная полумера — агрессия чеченцев была "закольцована" на самих себя.
Но тут возникла другая проблема. "Замирили" многих чеченцев, относительно, конечно. А дальше-то что? Многие подконтрольные Кадырову чеченцы "созрели" для мирной жизни — но как ее вести? Экономика в завале, Грозный и многие другие населенные пункты более напоминают руины Сталинграда, чем места человеческого жилья. Экономика — в завале полном, производства и сельское хозяйство в значительной мере уничтожены войнами. В таких условиях "мирные" чечены недолго будут оставаться таковыми — голод не тетка. Представьте себе положение — куча населения, которому негде работать! То есть совершенно. Ну, разве что у себя на огороде…
Соответственно, встал вопрос о восстановлении экономики Чечни. Естественно, нужно было восстанавливать Грозный и строить производственные мощности.
Здесь надо сказать кое что еще. Занятость в ЧИАССР (во времена СССР) была очень невысокой — значительная часть жила за счет всевозможных вахтовых методов — т.е. сезонно работала в других республиках СССР. Войны и период независимости еще сильнее ухудшили ситуацию.
Кнут чеченцы уже получили (в лице Кадырова). Теперь нужно было дать им пряник — возможность мирно жить и работать. Так началось восстановление Чечни.
Именно этот процесс и стал объектом нападок на руководство РФ. Средства, выделяемые на восстановление Чечни считаются данью, которую платит РФ Кадырову. Для того, чтобы понять, так ли это или нет — давайте для начала рассмотрим объем выделяемого федеральным центром финансирования, в сравнении с прочими регионами РФ. Для этого я сейчас скопипастю запись в блоге А.Никольского. Оригинал — здесь http://krivda.livejournal.com/240004.html Его материал снабжен многочисленными ссылками на официальные источники, откуда собственно и взяты предоставленные им ссылки.

"Дотации Чечне из федерального бюджета на 2010 год — 52 млрд по данным
чеченского минфина при численности населения (официальной) 1,2 млн. чел.
Разумеется, она завышена из-за миграции, но исходят всегда из официальной. Кроме
того численность населения завышена и в других депрессивных регионах страны. Это
дает размер дотации в 43 тыс руб на человека в год.
http://www.minfinchr.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&i…

Сравниваем с другими российскими помоечными (в плане экономики) регионами:

Республика Тыва (Тува) получает в 2010 году дотацию в размере 9,45 миллиардов
рублей. http://www.tuvaonline.ru/2009/12/03/5439_budget.html

Численность населения Тувы составляет 314 тысяч человек, таким образом дотация
составляет 30.09 тыс. руб на рыло. При этом республика Тыва не переживала войну,
вся ее инфраструктура, построенная за последние 100 лет стоит целая, поэтому 74%
бабла можно спокойно тратить на социалку. В то время как Кадырстан должен
тратить до фига бабла на строительство и восстановление зданий и сооружений. С
учетом этого, по отношению к реальным потребностям республика Тыва получает
бабла вполне сравнимо если не побольше. Разумеется, бюджет не входят такие
мегапроекты как стротельство в Туве железной дороги (там речь уже о миллиардах
долларов идет)
http://www.tuvaonline.ru/2009/12/03/5439_budget.html

Далее, Камчатский Край. Получит в 2010 году дотации в размере 30 миллиардов
рублей. (бюджет доступен здесь http://www.kamchatka.gov.ru/?cont=doc )
Численность населения Камчатского края составляет 343 тысячи человек. Размер
дотаций, таким образом, составляет 87 тыс рублей на человека, вдвое больше чем в
Чечне. Да, там экстремальный климат и северный завоз, но, с другой стороны. там
не было тотальных разрушений и войны.

И звезда нашего хит-парада — Республика Саха-Якутия с ее алмазами, ураном,
компанией АЛРОСА и прочими чудесами — на 949,5 тысяч населения получает
42,4 миллиарда рублей федеральных дотаций или 44,7 тысяч рублей на рыло.
http://www.mfsakha.ru/files/11_19_29.З%20№%20419-4.rtf (файл большой, но главное там все в начале).

На всякий случай, добавим еще. Республика Алтай. Население 210.7 тысяч человек.
(в основном — русское)

http://www.gorno-altaisk.info/news/4850 — данные о бюджете (первое чтение но не
думаю что что-то с тех пор сильно менялось ) трансферт составляет 6,766 млрд
рублей или 32,1 тыс на морду лица. Опять же, Республика Алтай эта жопа, но что
там соввласть построила, все так и стоит, заново строить ничего не надо.

Таким образом, Чечня получает примерно столько, сколько и должен получать
типичный российский окраинный помоечный регион, без инфраструктуры и с
отсутствующей экономикой. Никакой могучей "политической составляющей", говорящей
о какой-то там "контрибуции" Рамзанчегу и прочих мечетях в Грозном.
ЗЫ — разберусь в данных федерального бюджета — постараюсь продолжить тему в более широком плане
С уважением, А.Никольский"

Вот так, уважаемые господа. Уровень дотаций Чечни совершенно не превосходит (а то и уступает) некоторым другим депрессивным (и не очень) регионам РФ.
Посмотрим планы по финансированию Чечни на 2011-2012 гг по данным министерства финансов РФ http://info.minfin.ru/project_fb_mezh_budjet_2.php
В 2011 г на Чечню запланировано 38,35 млрд руб или по 30,2 тыс руб на одного жителя. Это меньше чем дотации Алтая, Тывы, Саха-Якутии,Чукотского автономного округа, Магаданской области. А признанным лидером по уровню федеральных дотаций является Камчатский край — 92 тыс руб на человека — т.е. более чем в 3 раза больше, чем в Чечне.
На 2012г дотации Чечне сократятся еще почти вдвое — до 16,27 млрд или до 12,8 тыс руб на человека. В 2012 г финансирование Чечни будет уступать не только упомянутым выше регионам, но и Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Дальневосточному федеральному округу…
И это разумно. Потому что то, что было разрушено в военные годы, в основном, восстановлено.
Тут правда мне могут возразить, что дотации — не единственная форма помощи Чечне. Вот, госгарантий например запланировано (по слухам) еще миллиардов на 50.
Но нужно понимать, что те же госгарантии ни Чечня, ни околочеченские корпорации в глаза не увидят. Госгарантии — это, по сути поручительство государства перед банком. Т.е. если некая фирма решит что-то эдакое построить на территории Чечни, она может попросить в банке кредит на строительство. Но для кредита нужен залог — обычно банк берет в залог имущество. Здесь за такие кредиты вместо залогов фирмы может поручиться государство — это и есть госгарантии. Получить их очень тяжело (сам получал, знаю о чем говорю) даже старым и известным фирмам. Так что номер "чеченская фирма-однодневка взяла кредит под госгарантии и исчезла" не прокатит. А еще нужно помнить, что госгарантии — это не прерогатива одной Чечни, они существуют и в прочих регионах РФ.
И последнее.
Дело в том, что еще с самого начала правления Кадыровых постоянно звучат чеченские просьбы: "отдайте нам добычу и транспортировку нефти и проч в муниципальную собственность, и мы тогда сами решим все наши проблемы — не будем просить дотаций федерального центра". Отдали? А вот хрен:))) И не отдадут.
Поэтому, если Вас приведенные выше цифры Вас еще не убедили — хочу Вам напомнить. основное богатство Чечни — полезные ископаемые. И они принадлежали и принадлежат РФ. А кадыровцы могут только облизываться на все это богатство, но прибрать его к рукам не могут.
Что же это за крутые парни — взять дань с федерального центра им по силам, а вот прибрать к рукам баснословный бизнес на своей территории — нет?
При этом, по имеющимся у меня данным, Чечня даже и муниципальных налогов с нефти не получает. Которые, вообще-то по налоговому кодексу РФ им положены.
Именно собственность на нефтегазовые производственные мощности и показывает, кто главнее — федеральный центр, или правительство Кадырова.

 

PS. Коллега, это статья коллеги Андрея с нашего нового политблога. В ней я умышленно отключил возможность комментирования зато сделал ссылку на её копию в политблоге по которой вы сможете зайти и оставить свой комментарий.
 

 

 

Теги:

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account