Дирижабль «Незалежний»: ВВС независимой Украины

1

 Коллега Сергей Львов — тема для вас! 😉

Дирижабль "Незалежний": ВВС независимой Украины

 

Дирижабль ”Незалежний”
 
Покидая Украину в 1918 году, немецкие войска, в числе прочего снаряжения, оставили на захваченной воздухоплавательной базе в Бердичеве старый армейский дирижабль LZ-84. Этот воздушный корабль конструкции Цеппелина был построен в 1915 году. На момент окончания войны он считался уже несколько устаревшим, со своей длиной в 156 метров и объемом в 32000 кубометров газа, и был переправлен для ведения воздушных операций на Востоке. В момент капитуляции Германии, дирижабль хранился в эллинге в полуразобраном виде, и не мог быть вывезен или уничтожен.

 

 

Новое правительство Украины проявило к дирижаблю значительный интерес. Не смотря на свою устарелость, это все же был мощный воздушный корабль, лучший по своим летным характеристикам из всей техники, имевшейся в распоряжении Рады. В 1918 году была проведена тщательная перепись наличного имущества, а уже в 1919 в Раду была подана петиция от ”воздушного и морского технического комитета” с запросом о выделении средств на восстановление корабля.
Правительство обсуждало петицию долго. Время было тяжелое – борьба с большевиками на востоке и с поляками на западе шла с переменным успехом. Средств не хватало, тем не менее, у сторонников идеи восстановления собственных воздухоплавательных частей было немало аргументов. Основными были напоминания о бомбардировках Петрограда в 1917 году германскими воздушными кораблями, в значительной степени подорвавшие стабильность Временного Правительства. ”Воздухоплавательная группа” в Бердичеве, собравшаяся вокруг поручика Лебина (одного из немногих имевшихся в наличии ”летавших” воздухоплавателей), бомбардировала правительство телеграммами, в которых расписывала упадок духа и полную деморализацию красных и польских войск, как только на их тылы упадут бомбы. Сам поручик Лебин писал: ”я… не боюсь ни смерти ни плена, и вызываюсь, как только корабль будет изготовлен к полету, самолично повести его с взрывчатым снарядом на борту туда, куда соблаговолит указать народное правление”
Наконец, вопрос был решен личным вмешательством Скоропадского, высказавшимся за поддержку петиции. Итоговое постановление Рады, звучало как ”материальную часть дирижабля восстановить в возможно более короткие сроки. Средств не жалеть, но расходовать с оглядкой. Сколько нужно, столько и выделить”.
Работы по восстановлению воздушного корабля начались в мае 1920 года. Шли они медленно – не хватало ни средств ни опыта. Быстро выяснилось, что комплектность дирижабля была неполной – отсутствовали части хвостового оперения, которые пришлось изготавливать медленно и кустарно. Чрезвычайно сложная арматура корабля тоже оказалась не по-плечу украинским инженерам. Для помощи им, в 1921 из Франции прибыла делегация инженеров, во главе с графом де ля Во, прославленным воздухоплавателем времен войны.
Несмотря на все проблемы с финансированием, работы все же шли. В январе 1923 сборка основных сегментов конструкции была завершена, и в августе дирижабль, впервые за долгие годы наполненный газом, отправился в свой первый полет.
Первый свой полет дирижабль совершил 25 августа 1923 года. В хороший, безветренный и ясный день, причальная команда из 200 солдат вывела воздушный корабль из ангара. Команда корабля, состоявшая из все той же ”воздухоплавательной группы” заняла свои места в гондоле, и воздушный корабль поднялся в небо, совершив медленный и величественный круг над Бердичевом на высоте в 450 метров. Полет длился всего около 45 минут.
С выбором названия для воздушного корабля Украина мучилась долго. Дирижабль, так сказать, символизирующий молодую украинскую государственность, должен был быть назван как-то символично. Перебрали множество названий: ”Украина”, “Воля”, ”Богдан Хмельницкий”, ”Кондор” и даже ”Слава и сила украинского молодого народа и государства во имя грядущих свершений” (как с некоторым ехидством писал поручик Лебин, последнее название не поместилось бы на борту). В конечном итоге, остановились на символичном ”Незалежний”. Под таким именем воздушный корабль вступил в строй 18 августа 1923 года.
Положение Украины все еще было неспокойным. Пороховой дым продолжал витать над Восточной Европой. В такой ситуации, власти постоянно спешили с все новыми ”демонстрациями силы”, способными заставить потенциальных противников призадуматься. Жесткий дирижабль был одной из них. Волей судьбы, в распоряжении Украины оказалось самое совершенное достижение воздухоплавательного искусства, из имевшихся в распоряжении соседей. Польша и Румыния оперировали только мягкими дирижаблями, СССР располагал несколькими старыми полужесткими. ”Незалежний” превосходил их всех по скорости, дальности полета и боевой нагрузке.
С 1925 года начались ”учебные” и ”учебно-агитационные” полеты дирижабля. Основной их целью была подготовка кадров и ”презентация” материального воплощения новой Украины ее населению. Были выполнены ряд полетов над различными городами Украины, включая Севастополь. Зрелище медленно проплывавшего над городом воздушного корабля привлекало многих: по свидетельствам очевидцев, люди высыпали на улицы и встречали цеппелин криками ”ура”!
Правительство пользовалось этим эффектом для привлечения людей к политическому курсу и военной деятельности. В агитационных полетах часто с дирижабля разбрасывались листовки, содержащие правительственные постановления и призывы поддержать воздушный флот.
В 1928 году, дирижабль был официально принят на баланс армии (ранее, ”воздухоплавательная группа” оплачивалась из правительственного бюджета) как разведывательное и бомбардировочное средство. Легин и его товарищи оделись в новую (только недавно разработанную) форму украинских военно-воздушных сил. Сам корабль прошел ремонт, замену газа и некоторую модернизацию. Изношенные немецкие моторы заменили более современными французскими, переделали остекление гондолы управления, сделав ее более обтекаемой.
В мае 1928 года, дирижабль принял участие в крупнейших военных учениях с его участием. С 7 по 12 мая, ”Незалежний” выполнил ряд разведывательных полетов, отыгрывая свою роль средства дальней воздушной разведки ”синей” группы армий, отражающих условное вторжение с востока ”красной” группировки. 11 мая был проведен первый (и единственный) бомбардировочный вылет – поднявшись из своего эллинга в Бердичеве, дирижабль прошел более 500 км, и под Харьковым, в компании двух аэропланов C-1, сбросил две 250-килограммовые бомбы на полигонную цель – заброшенный хутор.
Эти учения были широко освещены в украинском обществе посредством кинохроники. Во время всего цикла полетов, на борту дирижабля находился кинооператор с камерой, а момент бомбардировки снимали с воздуха и с земли аж три операторские группы. Лента под названием ”воздушные силы Украины” стала своеобразным ”хитом проката” в кинотеатрах.
 Военная служба дирижабля продолжалась, в основном – как учебного корабля. Частые полеты дирижабль выполнял над Черным Морем, в т.ч. рекордный полет ”на дальность” к Босфору. Часто обсуждался вопрос о полетах на ”Нежалежнем” в одну из европейских столиц, но в результате дирижабль так никогда и не приземлялся вне пределов своей новой Родины.
До 1928 года дирижабль вообще не нес вооружения, но с принятием на военную службу, корабль получил оборонительные средства – два пулемета ”Максим” в передней и задней гондоле. Это вооружение считалось уже глубоко неадекватным по меркам времени – особенно слабо была защищена верхняя полусфера, наиболее уязвимая для атаки. В 1929 году вооружение было пересмотрено: теперь дирижабль получил 4 пулемета. Два ”Максима” стояли на верхних площадках, 1 в носовой гондоле, и в кормовую гондолу поставили крупнокалиберный пулемет. Планировалось в перспективе заменить пулеметы на крупнокалиберные, но единственную крупную замену вооружения корабль прошел в 1931 году, когда в кормовой гондоле больше в опытных целях смонтировали авиационную 20-миллиметровую пушку ”Испано-Сюиза”.
В 1930 году дирижабль принимал участие в серии экспериментов, связанных с подвеской под него легкого бомбардировщика Сикорского С-2, построенного по лицензии из США. Эксперименты не дали удовлетворительного результата – потолок дирижабля был слишком низко, а скорость недостаточна для эффективного применения носимой авиации.
В 1932 году, дирижабль ”Незалежний” отличился во время знаменитого круиза британского дирижабля R-102 по столицам Европы. Когда британский гигант, расцвеченный флагами всех наций, перешел границу, ”Незалежний” поднялся из своего ангара в Бердичеве, и, спустя два часа, нагнал и встретил R-102, и эскортировал его к аэродрому Киева. Как восторженно писали газеты ”украинский цеппелин сопровождал своего гигантского собрата как стремительный крейсер – могучий линкор”. Капитан R-102 из вежливости приказал сбросить обороты моторов, и идти малым ходом (скорость R-102 составляла почти 150 километров в час, и для него не было проблемой обогнать старый ”Незалежний”)
Этот полет стал последним ярким событием в карьере дирижабля. В октябре 1932 он был поставлен в резерв. Комиссия воздухоплавательного эскадрона выявила, что оболочка и каркас дирижабля сильно повреждены, и нуждаются в капитальном ремонте. Но на замену дорогостоящей оболочки и восстановление изношенного каркаса требовалась сумма, сравнимая со стоимостью покупки нового жесткого дирижабля. Тратить такие деньги на поддержание старого корабля Рада сочла нецелесообразным.
Пытаясь спасти свой любимый корабль, воздухоплавательный эскадрон представил проект его кардинальной модернизации – с увеличением объема путем удлинения корпуса на новый баллонет и изменением формы оконечностей на более обтекаемую. Расчеты показали, что модернизация будет стоить очень дорого, и не даст кардинального прироста летных характеристик. Роль ”символа воздушной мощи” цеппелином была уже утрачена, СССР начал постройку серии гораздо более совершенных воздушных кораблей, основанных на дизайне американской ”Шенандоа”. Великобритания и Франция были готовы продать Украине достаточно совершенные жесткие дирижабли.
В 1935 году ”Незалежний” был разобран на алюминий. От первенца украинского воздухоплавания осталась только носовая гондола – которую, по решению Рады, установили на постаменте перед эллингом в Бердичеве.
 

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

32 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account