Дина-истребитель
В продолжении статьи о японских воздушных бомбах — история создания и применения истребительных версий знаменитого разведчика Мицубиси Ki-46 — Тип 100
В многочисленных описаниях скоростного разведчика японской армии Мицубиси Ki-46 «Дина» упоминание о его истребительных версиях обычно сводится к десятку строк и безапелляционном
Еще в 1942 году японцы столкнулись с проблемой борьбы с весьма живучими, хорошо вооруженными американскими бомбардировщикам
Пристрелка 20-мм пушек Но-5 на перехватчике Ki-46-III-Kai-Otsu
Не мудрствуя, за базу была взяты серийная модель танковой пушки Тип 98 калибра 37 мм – модификации пехотной полевой пушки Тип 94. Авторство идеи вооружения разведчикf Ki-46-II “Dinah танковым орудием принадлежит подполковнику (тюса) Arifumi Kumon, начальнику штаба тактического отдела армии (Sanpo Honbu Sakusen-ka), майору (сёса) Takashi Hatao из технического департамента штаба армейской авиации (Koku Hombu) и майору (сёса) Motohiko Fukuhara из департамента вооружений. Модернизацию разведчиков проводили специалисты фирмы «Tachikawa Technical Research» (Gijutsu Kenkyusho). Пара
1 февраля 1943 года «Дины»-перехватч
Размещение 37-мм пушки Тип 98 на Ki-46 не совсем ясно. По косвенным описаниям можно сделать вывод, что орудие располагалось в носовой части самолета, а казенник пушки был выведен под приборную панель «Дины», располагаясь под ногами пилота. В связи с этим ручное заряжение пушки в сравнительно тесной кабине представляло большую проблему, заставляя летчика отвлекаться от пилотирования самолетом. О скорострельности как таковой речи идти, таким образом, не приходилось. Один выстрел можно было произвести один раз в три минуты.
Сама по себе танковая пушка, используя достаточно мощный патрон 37х133R, стреляла 644-граммовым фугасным боеприпасом с начальной скоростью 580 м/с, обладала приличной баллистикой, прицельной дальностью до 1500 метров и кинетической энергией до 108 кДж, теоретически была способна вывести из строя бомбардировщик В-17 с одного выстрела. Вопрос был лишь в вероятности попадания с одного выстрела. А вот тут как раз намечались проблемы. По отчетам летчиков, тяжелое орудие и усиленная носовая часть модифицированных разведчиков сильно сместили центровку самолета, сделав его чрезвычайно неустойчивым. В результате, лишь шесть из 17 модифицированных перехватчиков «Дина» были в конце февраля переданы в состав 10 сентая, укомплектованног
Пристрелка 20-мм пушек Но-5 на перехватчике Ki-46-III-Kai-Otsu
Не смотря на явный провал первого применения разведчика Ki-46 в качестве истребителя, высокая скорость машины не давала покоя армейскому командованию. В феврале 1943 года, когда воздушные бои за Рабаул вступили в решающую стадию, а японская промышленность уже просто не успевала восполнять потери, в 5-й истребительный сентай армейской авиации, укомплектованный тяжелыми перехватчиками Ki-45 «Торю» прибыло пополнение из двухмоторных скоростных разведчиков Ki-46-II «Дина», отличной машины в своем классе, да вот, незадача, что все вооружение которого составлял единственный турельный пулемет винтовочного калибра. Рассматривать его как эффективное средство борьбы с каким бы то ни было воздушным противником было бы просто смешно. От безысходности и решено было приспособить скоростные и высотные разведчики в качестве своего рода «воздушных бомбардировщиков
Разведчик Ki-46-III с подвесками контейнеров «воздушных» бомб «Та-Дан»
Версия перехватчика Ki-46-III-Kai-Otsu
Следующая попытка создания перехватчика на базе «Дины» относится к поздней осени 1944 года, когда территория Японской метрополии начала подвергаться методичным бомбардировкам американскими В-29. На базе 17 Докурицу Хикочутай – независимой эскадрильи, укомплектованной разведчиками Ki-46 моделей II и III, дислоцированной в Чофу была проведена модернизация нескольких машин. Работу аэродромных механиков возглавил сёи (лейтенант) Камияма. В ноябре 1944 года на шести разведчиках модели Ki-46-II и одном Ki-46-III были установлены наклонные орудия калибра 37 мм. Это были короткоствольные пушки Но-203, они размещались в задней кабине разведчика под углом 75 градусов вперед-вверх. 24 ноября эти модернизированны
Авиапарк 17 докурицу хикочутай вообще состоял из довольно большого количества вариантов перехватчиков «Дина» как полевой переделки из стандартных разведчиков, так и заводского выпуска. О заводских моделях чуть позже, а вот полевые представляли собой использование того вооружения, которое оказывалось доступным. Некоторые Ki-46 вооружались наклонной одной или парой 20-мм пушек Но-5, расположенными в задней кабине.
Параллельно с полевыми переделками разведчиков Ki-46 более капитальная модернизация этого типа самолета в перехватчик была начата на 1-м Армейском арсенале в Тачикава под руководством М. Томита. Задание на разработку истребительной версии на базе модели Ki-46-III было получено в мае 1944 года. Работы по модернизации были закончены в течении трех недель и включали в себя изменение фонаря передней кабины и носовой части, где были установлены две 20-мм пушки Но-5, боекомплект составлял 200 патронов на ствол. Причем, из-за недостатка места в носу самолета левая пушка была выдвинута несколько вперед относительно правой. Разведывательное оборудование было удалено, индивидуальные выхлопные патрубки были заменены общим коллектором, дававшим меньший факел в ночное время. Кроме того, был установлен дополнительный топливный насос, позволявший несколько поднять скороподъемность
Версия перехватчика Ki-46-III-Kai-Otsu
Версия перехватчика Ki-46-III-Kai-Otsu-Hei
С сентября 1944 года стандартной комплектацией истребительных версий Ki-46 стали подфюзеляжные пилоны для подвески кассетных «воздушных» бомб «Та-Дан». Этими бомбами комплектовались не только оснащенные пушками «Дины», но и стандартные разведчики, не имевшие штатного наступательного вооружения, но от безысходности, привлекаемые к функциям ПВО.
Новые перехватчики, имевшие довольно узкую специализацию, были предназначены главным образом для защиты метрополии от налетов стратегической авиации американцев. Однако, первые же выпущенные «Дины»-перехватч
Разбитые перехватчики Ki-46-III Kai-Otsu
из 106 сентая в ангаре на Николс филд, Филиппины, 1945 год.
В первых числах марта 1945 года 106 сентай (или то, что от него осталось) был переброшен на авиабазу Ячимата в префектуре Чиба для восстановления и отдыха. Отдохнуть, впрочем, удалось не долго. Уже 25 марта 106 сентай был переброшен на Окинаву, где участвовал в первой фазе битвы за остров. Однако, глобальное воздушное наступление на метрополию армад В-29 и острая нехватка перехватчиков, заставили командование армейской авиации принять разумное решение не использовать перехватчики в самоубийственных атаках на американский флот. 20 апреля «Дины» 106 сентая покинули Окинаву, перелетев на Формозу. Впрочем, до Японии добраться не удалось. Все самолеты сентая были уничтожены на Формозе ударами палубной авиации союзников.
Одной из немногочисленных частей, укомплектованных перехватчиками Ki-46-III Kai и использовавшихся по своему прямому назначению был 28 сентай, прикрывавший район префектуры Чиба. Основной парк матчасти 28 сентая составляли невооруженные разведчики Ki-46-II и Ki-46-III, и лишь небольшое количество Ki-46-III—Kai—b с парой 20-мм пушек в носовой части. Основным вооружением матчасти сентая являлись контейнеры воздушных бомб «Та-Дан».
7 апреля 1945 года в ходе налета на Токио «Дины» 28 сентая в полном составе попытались атаковать формацию В-29. Итогом стала потеря пяти японских перехватчиков, сбитых «Мустангами», однако был сбит и один американский бомбардировщик — №42-24674 из 499 бомбардировочной группы. Пилотируемый 1-м лейтенантом Чарльзом Хиббартом В-29, сумел выдержать взрыв одного бомбового контейнера, сброшенного «Диной» из 28 сентая прямо по курсу. Но через 10 минут был атакован другим Ki-46. «Та-Дан» раскрылся прямо по курсу самолета выше на 20 метров. Взрывы бомб произошли прямо на корпусе и крыльях В-29. В результате американский бомбардировщик разорвало на части. Четверым членам экипажа удалось покинуть самолет с парашютами. Но живыми до земли долетели лишь двое – мастер сержанты Артур Гора и Фердинанд Спакал.
Немногочисленные перехватчики Ki-46-III Kai—Otsu—Hei с 37-мм пушкой Но-204 «на спине» применялись в 16 и 17 докурицу хикочутаях (независимых эскадрильях), да и то вперемешку с обычными «Динами» и более легкими Ki-46-III Kai—Otsu, вооруженными лишь парой 20-мм орудий.
Тяжелое 37-мм орудие со станком и боекомплектом весило более 200 кг. Выступая без малого на 2 метра за габариты машины, пушка изрядно «съедала» летные данные «Дины». Скороподъемность самолета и без того неважная, с пушкой стала совсем никудышной для перехватчика. Занять удобную позицию для атаки высотного В-29 было весьма не просто. Поэтому атака с применением кассетных бомб «Та-Дан» была значительно более распространенной среди экипажей «Дин»-перехватчи
22 декабря 1944 года во время отражения налета американских бомбардировщиков на Нагою сотё (старшина) Кабояши, пилотировавший свою «Дину» Ki-46-III Kai—b из 17-го докурицу чутай (отдельной эскадрильи) заметил группу В-29, идущую с запада через залив Суруга. После ряда маневров пилот вышел в лоб одной из «Крепостей», заняв позицию выше вражеского самолета. Сблизившись, Кабояши сбросил два 35-кг контейнера «Та-Дан», и резко отвернул в сторону-вниз. Тюи (ст. лейтенант) Мицукуми Такахаши, занимавший место в задней кабине «Дины» отметил, что взрыв сброшенного груза был произведен выше вражеского бомбардировщика. В результате у В-29 выпало шасси вероятно из-за повреждения гидравлической или электрической системы. Вражеский бомбардировщик, оставляя за собой шлейф белого дыма, развернулся в южном направлении и со снижением скрылся в облачности.
Вверху перехватчик Ki-46-III Kai-Otsu с парой 35-кг контейнеров «Та-Дан»
Внизу разведчик Ki-46-III с парой 17-кг контейнеров
Подводя итог истории применения скоростного разведчика Тип 100 в несвойственной ему роли истребителя-пере
Ki-46-III из 16 Докурицу хикочутай (независимой эскадрильи)
Ki-46-III Kai-Otsui из 17 Докурицу хикочутай (независимой эскадрильи)
Ki-46-III Kai-Otsu-Hei из 17 Докурицу хикочутай (независимой эскадрильи)
Ki-46-III Kai-Otsu 28 сентая гунсо (сержанта) Этсуо Китагава
Ki-46-III Kai-Otsu из 83 Докурицу хикочутай (независимой эскадрильи)
Ki-46-III Kai-Otsu-Hei из 16 Докурицу хикочутай (независимой эскадрильи)