Детство «альфа-джета». Проект учебного самолета Breguet Br.126 и учебно-боевые самолеты Alpha Jet. Франция-Германия

14

Детство «альфа-джета». Проект учебного самолета Breguet Br.126 и учебно-боевые самолеты Alpha Jet. Франция-Германия

Данная статья представляет собой перевод главы из изданной в 1977 году книги Жана Куни (Jean Cuny) и Пьера Лейвата (Pierre Leyvastre) «Самолеты компании Breguet (1940/1971)».

Содержание:

Br 126

Данный двухместный учебный самолет стал последним проектом, получившим типовой номер компании Breguet. Этот самолет предназначается для замены в составе французских ВВС учебных самолетов Fouga Magister и T 33, которые предназначались для первоначальной и повышенной летной подготовки. Проект Br 121, который первоначально разрабатывался в качестве учебно-боевого самолета, превратился в дорогой и технически сложный ударный самолет SEPECAT Jaguar, который лишь в своей двухместной модификации мог выполнять задачи самолета повышенной летной подготовки.

Таким образом, проблема обучения в летных школах между начальной подготовкой и переходом на боевые самолеты никак не решалась. Поэтому в 1967 году конструкторское бюро компании Breguet предложило небольшой двухместный двухмоторный самолет с тандемным размещением членов экипажа и низкорасположенным крылом. В качестве силовой установки предусматривалось использование двигателей со статической тягой 1000 кгс, который в тот момент разрабатывались компанией Turboméca.

Как и все проекты данная разработка прошла постепенную трансформацию, в частности самолет получил высокорасположенное крыло, которое демонстрировало различные аэродинамические преимущества. Изменения в конструкции, как аэродинамические, так и структурные были ускорены, когда в июне 1967 года компания Avions Marcel Dassault взяла финансовый контроль над компанией Breguet: именно с этой даты произошло постепенное взаимопроникновение конструкторских бюро двух компаний (полное и официальное слияние двух авиастроительных компаний произошло в декабре 1971 года). Теперь в ходе дальнейшего развития проекта учитывался опыт работ над легким учебно-боевым самолетом Dassault Cavalier (данный учебный самолет также рассматривался в качестве легкого конкурента «ягуару») и значительный опыт партнера в области крупносерийного производства.

макет учебного самолета Dassault Cavalier

макет учебного самолета Dassault Cavalier

Alpha Jet

В начале 1968 года группа Dassault-Breguet вступила в переговоры с компанией Dornier с целью разработки и, возможно, производства совместного учебно-тренировочного самолета. К этому времени компания Dornier выполнила работы по предварительному проекту учебно-тренировочного самолета. Данный проект, получивший внутрифирменное обозначение P 375, во многом соответствовал Br 126, и поэтому было бы желательным перед началом производства в кооперации единого самолета объединить требования двух программ в одной общей.

схемы двух вариантов проекта Breguet 126

схемы двух вариантов проекта Breguet 126

схема проекта Dornier P 375

схема проекта Dornier P 375

После того как командования военно-воздушных сил и затем правительства двух стран к концу 1968 года договорились объявить конкурс на общий проект, две компании (группа Dassault-Breguet и компания Dornier) предложили комбинацию из двух своих проектов, получившую обозначение TA 501 Alpha Jet (501 = 126 + 375). С этого времени становится трудно продолжать рассматривать будущий франко-германский самолета в качестве проекта исключительно компании Breguet, тем более, что с точки зрения оптимизации аэродинамики доля компании Dornier была довольно значительной.

представленный на парижском авиасалоне 1969 года макет учебного самолета Dassault-Breguet Alpha Jet имел низкорасположенное крыло

представленный на парижском авиасалоне 1969 года макет учебного самолета Dassault-Breguet Alpha Jet имел низкорасположенное крыло

Программа немецких ВВС быстро сместилась в сторону поиска самолета, способного, прежде всего, заменить устаревшие FIAT G.91 при выполнении задач легкого штурмовика. Это расхождение с запланированным применением во Франции в качестве чистого учебного самолета немного затрудняло, но никоим образом не мешало реализации общей машины, национальные варианты которой отличались установкой более или менее сложного и специфического оборудования.

полномасштабный макет франко-немецкого учебного самолета Alpha Jet

полномасштабный макет франко-немецкого учебного самолета Alpha Jet

Любопытно, что самолет, являющийся результатом, хотя бы частично, проектной проработки компании Breguet, после запуска в серийное производство должен будет выполнять задачи, под которые за пятнадцать лет до этого разрабатывался легкий истребитель-бомбардировщик Taon.

Вспомним некоторые этапы карьеры данного самолета, подробный рассказ о которой выходит за рамки этой главы:

      • 22 июля 1969 года: старт франко-германской официальной программы, которая в дополнение к Alpha Jet объединяла такие конкурирующие предложения как проекты MBB-Nord E 650 Eurotrainer и VFW-Fokker T 291.
      • 23 июля 1970 года: официальный выбор проекта TA 501 Alpha Jet.
      • 16 февраля 1972 года: подписание контракта на разработку.
      • 26 октября 1973 года: первый полет первого прототипа.
первый полет прототипа учебного самолета Alpha Jet

первый полет прототипа учебного самолета Alpha Jet

первый прототип учебного самолета Alfa Jet в полете. Машина несет немецкие и французские опознавательные знаки

первый прототип учебного самолета Alfa Jet в полете. Машина несет немецкие и французские опознавательные знаки

Планируется, что этот самолет будет выпущен в обеих странах в количестве нескольких сотен экземпляров (в 1972 году планировалось, что 200 самолетов будет изготовлено для ВВС Германии и столько же будет изготовлено для ВВС Франции).

четыре прототипа учебного самолета Alfa Jet выполняют высший пилотаж

четыре прототипа учебного самолета Alfa Jet выполняют высший пилотаж

Краткое техническое описание учебного самолета Alpha Jet образца 1973 года

Alpha Jet представляет собой двухместный двухмоторный учебный самолет с высокорасположенными крылом и горизонтальным оперением.

схема учебного самолета Alfa Jet

схема учебного самолета Alfa Jet

Крыло

Крыло самолета имеет угол стреловидности по передней кромке. У законцовок консолей крыла передняя кромка получила выступ углом стреловидности 34°. По размаху относительная толщина крыла изменяется от 10 до 8,6%, угол поперечного V составляет минус 6°.

Конструктивно крыло состоит из трех элементов: центроплана, который интегрирован с фюзеляжем, и двух консолей. Основу силового набора консолей крыла составляют два лонжерона, которые вместе с обшивкой образуют кессон, являющийся местом размещения топливного бака. Механизация крыла состоит из двухщелевых закрылков с максимальным углом отклонения 32° и элеронов, приводимых действие сервоприводами с двухкамерным гидроусилителем и снабженных, как и все другие органы управления, автоматами регулирования управления и загрузки.

Фюзеляж

Фюзеляж полумонококовой конструкции (в обшивке фюзеляжа предусмотрены многочисленные люки для облегчения технического обслуживания) разработан с использованием правила площадей. Технологически фюзеляж состоит из трех частей: передней, центральной и задней. Передняя часть с двухместной кабиной с тандемным размещением членов экипажа оснащена катапультируемыми креслами, системой кондиционирования воздуха и герметизирована. Центральная часть фюзеляжа служит для размещения основных стоек шасси и включает в свой состав каналы воздухозаборников и кессонные топливные баки. Задняя часть фюзеляжа служит для крепления хвостового оперения, тормозных щитков и двух двигателей.

Хвостовое оперение

Горизонтальное оперение имеет угол стреловидности 30° по передней кромке и угол поперечного V минус 9°. Цельноповоротные стабилизаторы самолета многолонжеронные и приводятся в действие сервоприводом. Вертикальное оперение имеет угол стреловидности 45° по передней кромке и управление рулем направления при помощи сервопривода.

Силовая установка

Силовая установка самолета состоит из установленных в задней части фюзеляжа двух двухконтурных турбореактивных двигателей Turboméca-SNECMA Larzac 04 с тягой по 1350 кгс каждый (на начало летных испытаний тяга двигателей составляла 1200 кгс). Внутренний запас топлива составляет 1450 кг (немецкий вариант дополнительно может нести четыре подвесных топливных бака емкостью по 310 литров каждый).

Шасси

Шасси самолета трехопорное с носовой стойкой. Опоры шасси балансирного типа и снабжены одиночными колесами с шинами низкого давления. Передняя стойка шасси немного смещена вправо относительно оси симметрии самолета. В варианте самолета непосредственной поддержки стойки шасси снабжены устройствами защиты от боксования (юзания) и тормозным гаком для аварийной остановки.

Оборудование

Оборудование самолета отличается в зависимости от версии (радиостанция ОВЧ или УВЧ диапазона; навигационный координатор; средства радионавигации). Поскольку немецкие самолеты Alpha Jet планируется использовать в качестве легких штурмовиков, то эти машины оснащаются более сложным оборудованием.

Вооружение

Пять узлов крепления (на французском варианте три), в том числе один под фюзеляжем, позволяют подвешивать контейнер со стрелковым вооружением (30-мм пушка DEFA или 27-мм пушка Mauser с боезапасом 150 снарядов или два 12,7-мм пулемета с боезапасом 500 патронов) или фотооборудованием. Максимальная подвешиваемая под крылом нагрузка: на внутренних узлах крепления можно подвесить по 570 кг, на внешних узлах подвески – по 285 кг (ПТБ, бомбы, блоки НУРС). Прицел Thomson-CSF тип 903 позволяет вести стрельбу по воздушным и наземным целям, а также выполнять бомбометание.

взлет учебно-боевого самолета Alfa Jet с полевого аэродрома. Обратите внимание на установленный под фюзеляжем контейнер с пушкой

взлет учебно-боевого самолета Alfa Jet с полевого аэродрома. Обратите внимание на установленный под фюзеляжем контейнер с пушкой

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Alpha Jet

Назначение: учебный самолет

Статус: серийное производство

Экипаж: 2 человека

Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателей Turboméca-SNECMA Larzac 04 с тягой по 1350 кгс каждый
(проект Br 126 – два ТРДДФ Larzac 02 с тягой по 1040 кгс, проект P 375 – два ТРД General Electric J 85-A с тягой по 1350 кгс)

Размеры:

размах крыла 9,16 м
длина 12,29 м
площадь крыла 17,50 м²

Масса:

пустого (с экипажем) 3475 кг
с полной нагрузкой
• учебный самолет 4890 кг
• самолет непосредственной поддержки 7000 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 1000 км/ч (М = 0,85)
(проект Br 126 – М = 0,80)
Посадочная скорость 100 узлов (от 180 до 190 км/ч)
практический потолок 46000 футов (14020 м)
длина разбега от 480 до 1150 м
(для французского самолета длина разбега с набором высоты 15 метров 680 м)
длина пробега при посадке 520 м
максимальная дальность полета с ПТБ 3000 км
продолжительность полета на внутреннем запасе топлива 3 часа

источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)», стр.297-302

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-detstvo-alfa-dzheta

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account