Глядя на данное орудие многие скажут, какая же это САУ? Это орудие на гусеничном лафете. В принципе всё так и есть. Однако не совсем. Данный лафет имел двигатель и орудие передвигалось самостоятельно и ни каких дополнительных средств для транспортировки не требовал. То есть как ни крути, это всё же САУ, хоть и очень примитивное. Что не мудрено, ведь его можно считать, или первой, или одной из первых самоходок. Но перейдём собственно к истории создания этой артсистемы.
Первую Мировую Войну называли войной артиллерии. Именно этот вид вооружения в ходе этого конфликта считался главным. Именно в ходе него было создано огромное количество разнообразных артсистем в том числе и сверхтяжёлых. Естественно, на технологической базе начала 20 века, было трудно создать адекватные средства буксировки. В начале 20 века, артиллерию всё ещё тягали на лошадях. А первые арттягачи были всё ещё только в опытных единичных экземплярах, не отличавшихся, ни надёжностью, ни совершенством.
В 1917 году, во Франции, возникла идея совместить арттягач и лафет орудия. Эту идею взялась воплотить в жизнь компания Saint-Chamond, прославившаяся созданием тяжёлого танка.
Можно было ожидать, что французы используют для своей САУ шасси от своего же тяжёлого танка. Однако французы, решили иначе и разработали для самоходного лафета оригинальную платформу. Которая состояло из 13 опорных катков на борт, с блокированной пружинной подвеской, переднего направляющего и заднего ведущего колёс. При этом всё же многие элементы ходовой части были унифицированы с танком.
В качестве силовой установки для САУ был выбран двигатель Panhard SUK4 M2 мощностью 120 л. с. Трансмиссия на машине была механическая и размещалась в кормовой части корпуса, отделение управления — в передней.
Орудие на САУ было размещено не так как привычно сегодня. Оно смотрело не прямо по ходу, а назад. Поэтому упоры для стрельбы пришлось разместить в передней части машины.
Изначально машина разрабатывалась как универсальная платформа. Планировалось что на её базе будут устанавливаться самые разные тяжёлые артиллерийские системы, которых у французов за время войны накопилось в изрядном количестве.
В 1918 году испытания лафета были закончены и было принято решение о серийном производстве. При этом планировалось на этот лафет устанавливать орудия калибром от 150-и до 280 мм. Сам лафет получился массой 29,6 тонны. С какой скоростью могла передвигаться эта САУ неизвестно. Ни где такой информации в сети мне найти не удалось. Но думаю не быстрее 5-10 км/час.
Однако, после окончания войны, в ноябре 1918 года, было принято решение от производства этих машин отказаться. Главной причиной оказались финансовые проблемы во Франции, после окончания Первой Мировой.
В итоге на данное шасси удалось поставить лишь тяжёлые гаубицы калибром 194 мм и мортиры 280 мм. Точной цифры построенных САУ сегодня установить не удалось, фигурируют разные цифры, но все в районе 200 штук. А точнее, чуть меньше двухста.
Несмотря на то что в Первой Мировой этим САУ поучаствовать не удалось, повоевать они всё же успели, но уже во Вторую Мировую, причём не в армии Франции. Данные машины были захвачены немцами на складах хранения и приняты на вооружение Вермахтом. В немецкой номенклатуре САУ получила название 19.4 cm Kanone 485 (f) auf Selbstfahrlafette. При этом даже 3 штуки попали на восточный фронт и были задействованы при штурме Севастополя, в составе 84-го артиллерийского полка.
До сегодняшнего дня дожила всего одна такая артиллерийская система, которая хранится в артиллерийском музее Армии США.
Характеристики:
- Масса, кг – 29 600,
- Длина, мм – 6570 мм,
- Длина ствола, мм – 6570 (L/42.2)
- Снаряд – 194-мм осколочно-фугасный снаряд,
- Масса снаряда, кг – 80,860 кг
- Калибр, мм – 194
- Затвор – поршневой
- Начальная скорость снаряда – 640 м/с,
- Угол возвышения – 0° — 35°,
- Угол поворота – 55°,
- Начальная скорость снаряда, м/с – 640,
- Максимальная дальность, м – 1830.
Источники: