Небольшая винтажная статья из журнала «Le Fana de L’Aviation» (номер за октябрь 1986 года), посвященная посещению Финляндии истребителями МиГ-29 из состава 1-й авиационной эскадрильи 234-го гвардейского истребительного авиационного полка 9-й истребительной авиационной дивизии ВВС Московского военного округа. Думаю, что данная винтажная статья заинтересует читателей и коллег.
MiG 29 Fulcrum показывает себя
До этого года не было подробной информации о новых советских истребителях. Первые четкие фотографии двухместного истребителя МиГ-31 были опубликованы весной, когда один из этих самолетов был сфотографирован норвежцами осенью 1985 года. Чертеж истребителя МиГ-29, получивший в НКАТО кодовое обозначение Fulcrum (точка опоры [рычага]), был создан на основе снимков плохого качества, сделанных спутниками-шпионами, и опубликован только министерством обороны США. Визит шести МиГ-29 в Финляндию, состоявшийся в июле этого года, раскрыл тайну этого ранее неизвестного истребителя завоевания превосходства в воздухе.
С 1962 года на самолетах советского производства летает Карельская авиаэскадра (Karjalan Lennosto или Karlsto) – одна из трех авиаэскадр ВВС Финляндии (Suomen ilmavoimat). 31-я эскадрилья (Hävittäjälentolaivue 31 или HävLLv 31) Karlsto была последовательно оснащена самолетами МиГ-15 УТИ, МиГ-21Ф-13 и МиГ-21У и в настоящее время летает на истребителях МиГ-21бис и учебных самолетах МиГ-21УМ. Финские ВВС наладили связи с советскими ВВС, когда личный состав Карельской авиаэскадры отправился в СССР для изучения новой техники. Благодаря этим дружеским отношениям HävLLv 31 четырежды посещала советскую авиабазу в Кубинке, в 1973, 1977, 1981 и 1985 годах, а до этого лета советские самолеты трижды прилетали в Финляндию. В 1974 году финнов посетили четыре истребителя МиГ-21бис (которые тогда были ошибочно идентифицированы как МиГ-21МФ). В 1978 и 1982 годах Финляндию посетили шесть истребителей МиГ-23. Также посещение в 1978 году было первой возможностью представить истребители МиГ-23 западному миру.
1 июля в 9:20 на авиабазе Риссала (Rissala) приземлился военно-транспортный самолет Ан-12, вылетевший из Кубинки и привезший в Финляндию 29 человек: политработников, переводчиков, механиков и других. Четырехмоторный самолет имел бортовой номер 16 красного цвета. Два прибывших на Ан-12 человека были переведены на диспетчерскую вышку для управления прибывающими истребителями. Хорошо известно, что советские пилоты, как гражданские, так и военные, плохо знают английский язык. По этой причине в вышке находились советские диспетчеры. В 9:57 шесть истребителей МиГ-29 строем «треугольник» пролетели над авиабазой Риссала, над которой они трижды облетели перед тем, как приземлиться с помощью тормозных парашютов. Как и планировалось, первый самолет коснулся взлетной полосы в 10 часов. От границы советские самолеты сопровождали два финских истребителя МиГ-21бис. Советским отрядом численностью 35 человек командовал полковник В. В. Лонгиненко, пилотировавший МиГ-29 с бортовым номером 01. Остальные истребители МиГ-29 имели синие бортовые номера 02, 03, 07, 08 и 12. Их пилотировали подполковник В. Яшкин, майоры В. Соловьев, В. Кравец, В. Чилин и А. Арестов. Следует сказать, что на авиабазе Кубинка, расположенной в 70 километрах к западу от Москвы, также дислоцируется испытательный и исследовательский центр бронетехники СССР.
В отличие от предыдущих визитов самолеты были припаркованы не перед зданиями для официальных церемоний, а перед ангаром в запретной зоне на другом конце базы. По этой причине фотографы, наблюдатели и журналисты не смогли приблизиться к истребителям. Была проведена пресс-конференция, на которой советские люди, оставаясь на этот раз очень сдержанными, не приняли участия. Во время предыдущих визитов советским гостям разрешалось фотографировать, и некоторых из них можно было расспросить в пресс-центре. Финские офицеры передали добрые пожелания советского отряда, но добавили, что они не будут предоставлять никакой информации о новом самолете до демонстрации его возможностей во время авиашоу.
Демонстрационные полеты состоялись вечером 2 июля. Первыми в воздухе появились финские вертолет Ми-8 и учебный самолет Valmet Vinka. За ними следовала пара учебно-тренировочных самолетов Bristish Aerospace Hawk. Одиночный SAAB Draken и его головокружительный учебный воздушный бой с двумя МиГ-21бис накалили атмосферу перед советской частью авиашоу. Майор Владимир Чилин взлетел в одиночку чтобы продемонстрировать мощь и маневренность своего истребителя. Длина разбега МиГ-29 (борт №12) при попутным ветре была заметно короче, чем у МиГ-21бис со встречным ветром. Пилотаж, продемонстрированный майором Чилиным, может свидетельствовать о том, что инженеры Микояна создали опасного противника для F-15, F-16 или F-18.
Истребители МиГ-29 имеют светло-серый и средне-зеленовато-серый камуфляж «малой заметности», напоминающий самолеты ВВС США. Опознавательные знаки и кодовые обозначения являются обычными: красные звезды и синие бортовые номера с белой окантовкой. Диэлектрические антенны темно-серого цвета, носовая часть фюзеляжа перед кабиной пилота покрыта антибликовой краской. Тормозной парашют, контейнер которого расположен между соплами реактивных двигателей, имеют цвет охры.
В передней части фюзеляжа перед кабиной пилота с небольшим смещением вправо расположен крупный инфракрасный датчик, слева видны антенны системы опознавания «свой – чужой» (1). По бокам кабины пилота расположены датчики (углов атаки и рыскания, давления), внизу – антенна системы посадки по приборам (2). Данная антенна идентична антенне, установленной на истребитель МиГ-23.
Желоб пушки цвета неокрашенного металла с отверстиями для отвода дыма и газов находится слева на верхней поверхности корневого наплыва крыла. В каждой консоли крыла в передней кромке корневых наплывов имеются более темные панели, в которых могут размещаться антенны электронных систем. Самыми любопытными устройствами самолета являются его воздухозаборники. Чтобы во время рулежки по взлетной полосе через основные воздухозаборники в двигатели не попадали посторонние предметы входы воздухозаборников закрываются люками и одновременно по обеим сторонам фюзеляжа на верхних поверхностях корневых частей крыла открываются вспомогательные воздухозаборники. Передняя стойка шасси имеет спаренные колеса (3) и убирается поворотом назад в нишу между воздухозаборниками двигателей. Основные стойки шасси убираются поворотом вперед в ниши, расположенные в корневых частях крыла над воздуховодами каждого из реактивных двигателей. На каждой створке стойки шасси имеется посадочная фара (во время визита в Финляндию фара передней стойки шасси не включалась).
Консоли крыла имеют предкрылки, расположенные на задней кромке закрылки и элероны, а также аэродинамические гребни (4), простирающиеся почти до передней кромки. Эти гребни и цельноповоротные стабилизаторы закреплены на краях горизонтальных удлинителей, расположенных с наружной стороны каждого сопла. Как и все другие советские истребители, МиГ-29 имеет антенны УВЧ диапазона, средства электронного противодействия и пассивные средства предупреждения об отклонении от курса.
В течение следующих нескольких дней советский отряд посетил музей авиации в Тиккакоски, где совершил полет на борту финского военно-транспортного самолета Fokker F-27, а в пятницу 4 июля вернулся в Кубинку. Мы ожидаем следующего визита через четыре года. Вероятно, это снова будут истребители МиГ-29.
(1) антенны, установленные на МиГ-29, являются очень типичными для советских самолетов. – Примечание редактора.
(2) помогает выполнять посадку в плохих погодных условиях. – Примечание редактора.
(3) а также на многих других советских истребителях и истребителях-бомбардировщиках. – Примечание редактора.
(4) на верхней поверхности крыла. – Примечание редактора.
источники:
- Esa Muikku «Le MiG 29 « Fulcrum » se montre (1)» «Le Fana de L’Aviation» 1986-10 (203), pages 48-49
- Esa Muikku «Le MiG-29 « Fulcrum » se montre (fin)» «Le Fana de L’Aviation» 1986-11 (204), pages 48-49
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-debut-v-zapadnom-nebe-istrebiteli-mig-29-v-finlyandii-1986