Давайте спокойно о «Спокойном» и др.

18

Уважаемые коллеги, вчера была представлена публикация о судьбе эсминцев проекта 56, в котором была дана обобщенная оценка этому кораблю и проекту в целом с точки зрения людей, которые проектировали корабли советского флота. Причем дана сравнительная оценка по одному из параметров с американским «одноклассником». Эта публикация вызвала большой отклик, комментарии были разные, как вы понимаете, но это не главное. Главное, с моей точки зрения, нашлось очень много читателей, которые были знакомы с кораблями этого проекта: служили на них, ходили на боевую службу, видели их по соседству, или слышали о них рассказы своих родственников. Это ведь замечательно, когда есть о чем поделиться, высказать свое мнение (цивилизованно), согласиться или не согласиться с рассказчиком. Предлагаю продолжить это обсуждение и еще раз взглянуть на корабли этого проекта, рассмотреть какими они были в свое время, и насколько отвечали тем требованиям, которые предъявлялись к кораблям этого класса в послевоенные годы.

В одном из источников нашел отклик моего знакомого, Павлова Александра Сергеевича, который в свое время много сделал для популяризации отечественного флота. В своей книге «Эскадренные миноносцы проекта 56″ он так высказывает своё мнение.

«…В общем и целом это был прекрасный корабль, настоящий шедевр, даже для послевоенного периода. Конечно, кто спорит, появись такие корабли перед войной, они щелкали бы самолеты противника десятками. В «перестроечной» литературе усердные авторы критиковали эти корабли, особо подчеркивая, что пр. 56 опоздал со своим появлением на 10 лет (может, тогда уж на 20?). Но такого не бывает: можно согласиться, что на нём стояла слабоватая радиолокация, гидроакустика … , но ут­верждать, что наш 56 хуже «Форреста Шермана» ни­как нельзя, хотя бы потому, что задачи у этих кораблей разные (американский проектировался как ЭМ ПВО) и сами американцы считали свой ЭМ не­удавшимся. Как можно утверждать (без уточнения задачи), что по боевому могуществу «Шерман» пре­восходит нашего в 3 раза, если на 56 проекте главный калибр мощнее, дальность стрельбы на 4 км дальше, при полном превосходстве в скорости и мореходности. А уж об архитектуре и говорить не надо — с появле­нием проекта 56 класс эсминцев, наконец, приобрел законченный классический силуэт.

И если отбросить эмоции, но наверное автор во многом прав. С другом стороны, называть «шедевром» корабль со слабоватой акустикой, радиолокацией и т.д.? Ведь если разобраться в оценке, которую получил «Ф.Шерман», учитывается не только дульная энергия артустановок и вес снаряда, но и комплекс СУО-АУ в целом. Сразу хочу отметить, что мы еще представим вам небольшой обзор иностранных «одноклассников» ЭМ пр.56, да и проекта 41 тоже. Вы сами и сравните, если будет желание, ну и конечно, поругаете нас.

Знак эсминца "Бравый" (проект 56)

Знак эсминца «Бравый» (проект 56)

В тоже время Павлов А.С. чуть позже сам признает, что тактика боя к времени, рассматриваемому в приведенной ранее статье (60-70-е годы), уже изменилась, поэтому и задачи которые должен был решать эсминец пр.56 несколько отличались от тех, под которые он создавался. Но как говорит Павлов: «… когда началась боевая служба нашего флота по слежению за корабельными соединениями НАТО, то именно от эсминцев 56 проекта никак не могли ото­рваться американские корабли — для этого им не хватало скорости». И ведь это так!

А вот насчет следующего заявления Александра Сергеевича уже есть мнение одного из наших читателей, который достаточно красочно охарактеризовал открытый мостик «56-х» (прочитайте в комментариях). Павлов отметил: «…Критикуется открытый мостик — но как только мостики закрыли, начались мелкие, но достаточно частые аварийные происшествия, связан­ные с невнимательностью вахты. Да, на открытом свежему воздуху мостике вахта чувствует себя значительно бодрее…». Рекомендую посмотреть комментарии уважаемые друзья!

Давайте еще раз отметим то что было, и признаем отдельные факты, которые помогут немного прояснить хотя бы мое отношение к кораблям этого проекта. Безусловно, эсминцы пр. 56 довольно интенсивно эксплуатировались на всех четырех флотах Советского Союза около 30 лет. Это и удивляет, и радует, если вспомнить, для чего они собственно создавались. Удивляет то, что по мере изменения задач, стоящих перед советским флотов, для этих эсминцев нашлась «боевая работа», и радует — что второпях не списали, посчитав устаревшими в тот период, когда на флот пришли ракеты и ЯЭУ.

Эскадренный миноносец "Вызывающий"

Эскадренный миноносец «Вызывающий»

В соответствии с тех.заданием эти эсминцы, в первую очередь все же, как и их предшественники, предназначались для нанесения торпедных и артиллерийс­ких ударов по тяжелым кораблям против­ника. И действовать они должны были в составе соединений, то есть по сути, речь шла о классическом эс­кадренном бое линейных сил (так примерно представляли бой, наверное, еще японские адмиралы, накануне ВМВ). Вторым предназначением ЭМ пр. 56 было обеспе­чение охранения сво­их соединений от атак авиа­ции, подводных лодок и минных сил (эсминцев и торпедных кате­ров). Затем, в порядке важности задач сле­довали: несение дозорной и разведыватель­ной службы в океанской зоне; охрана кон­воев и десантных соединений; постановка активных минных заграждений; огневая поддержка десантных операций на флангах приморских армий (опыт Великой Отечественной был не забыт), обстрел береговых объектов противника.

Поэтому, оценивать корабль как простой расчет боевых возможностей его артиллерии, систем управления, брони, ходовых качеств и др. для «интегральной, комплексной оценки» (которая сейчас так популярна) не совсем корректно. Хотя это сравнительно «просто» и наглядно, ))). Уверен, что наши читатели понимают, что любой боевой ко­рабль создается не по наитию конструктора или просто как «носитель вооружения». Корабль создается на основе тактико-технического задания (ТТЗ), которое разрабатывается заказчиком (флотом) в соответствии с существующей в стране военно-морской доктриной и взглядами на ведение морского боя. В нашей стране этим занимается 1-й ЦНИИ МО (бывший ЦНИИВК), который отвечает за создание новых кораблей и формально под­чинен Главному управлению кораблестрое­ния (ГУК) (по крайней мере так было в период создания ЭМ пр.56). По сути эта государственная организация несет ответствен­ность за разработку ТТЗ, осуществляет научно-техническое сопровождение проектов кораблей в промышленности, и таким образом, несет ответственность перед ВМФ за их качество. В свете этого, например, Апальков Ю.В. в своей книге предлагал, оцени­вать боевой корабль с двух позиций: «… насколько полно разработанное на него ТТЗ отвечает интересам существующей в стране Военно-морской доктри­ны, и, ….. точно ли он соответст­вует требованиям ТТЗ» ( то есть, на­сколько хорошо промышленность справи­лась с поставленной перед ней задачей). Обратим внима­ние на то в каких условиях создавались эсминцы проекта 56, а также его менее удачный предшественник — ЭМ пр.41.

Кто то может поправить меня, указав, что по сути пр.41 не являлся «чистым предшественником» эсминцев пр.56, и будет прав, но вспомним, что в постановлении Правительства эсминцы пр.56 относили к типу «усовершенствованный пр.41), хотя этого и не было.

Итак, эти эсминцы создавались после завершения Второй мировой войны, когда тяжелые артиллерийские корабли практически пол­ностью утратили свое боевое значение. Их функции свелись лишь к обстрелу береговых объектов противника и поддержке де­сантных операций, а господство на море зах­ватили авианосцы (по крайней мере во флотах где они были). Апальков Ю.В. отмечал, что если проанализировать деятельность эсминцев в годы Второй ми­ровой войны, то можно заметить, что их развитие шло по трем направлениям: гер­манскому, американскому и британскому. Первые создавались для морского боя с над­водным противником, а вторые, прежде все­го, являлись эскортными кораблями. Причем американские эсминцы были ориенти­рованы в основном на охранение авианос­цев и тяжелых артиллерийских кораблей на Тихом океане, а британские — транспортов в Атлантике, то есть главным предназначе­нием иностранных эсминцев стало ПВО и ПЛО тяжелых кораблей и десантных отря­дов, а также конвоев. Хоть торпедное ору­жие и применялось при каждом удобном случае, его значение к концу войны уменьшилось. Теперь для эсминца требова­лись мощное зенитное и усиленное проти­володочное вооружение, в том числе за счет новых образцов, например многоствольных и реактивных бомбометов. Все виды вооружения должны были обес­печиваться радиоэлектронными средства­ми обнаружения и управления огнем. Про­тивокорабельные торпеды оставались для случайной встречи с противником. Наибо­лее приемлемой для ЭМ оставалась котлотурбинная установка, а реальным путем повышения ее качества являлось внедрение пара повышенных па­раметров. При этом, из существующих ти­пов паровых котлов более перспективны­ми признавались высоконапорные. И конечно эсминец должен был быть кораблем с хорошими мореходными качествами, с этим связывали переход на башенное исполнение ору­дий главного калибра.

Трудно предположить, что в послевоенные годы сотрудники ЦНИИВК были плохо осведомлены о тенденциях развития эсмин­цев за рубежом, или не могли определить очевидные тенденции. Хотя можно заметить, что информации по опыту боевого применения кораблей в годы Второй мировой войны на море у них было не много. Выскажу личное мнение, что сейчас отечественный любитель военно-морской истории обладает большей информацией и большим количеством мелких деталей и подробностей того или иного боя, чем в первые послевоенные годы.

130-мм установка СМ-2-1 в изометрии (вместе с подпалубным механизмом стабилизации)

130-мм установка СМ-2-1 в изометрии (вместе с подпалубным механизмом стабилизации)

Но несмотря на очевидное (с наших позиций, разумеется), существовавшая в 50-е годы ХХ века в СССР концепция развития флота делала упор на возможность нанесения тор­педного удара по кораблям противника в эскадренном бою, следовательно, противо­корабельные торпеды должны были остать­ся основой вооружения послевоенных эс­минцев. В принципе, это было не помехой, но ради них пришлось пожертвовать противолодочным оружием. А вот во всем осталь­ном, эсминец пр. 41, о котором мы рассказывали ранее на канале, соответствовал своим зарубежным аналогам того периода. Он нес довольно совершенное для своего времени зенитное вооружение, которое обеспечива­лось радиоэлектронными средствами обнаружения и управления огнем. Обладал, как тогда казалось, неплохими мореходными качествами и значительной автономностью. Таким образом можно сказать, что ТТЗ было сформулировано, в принципе, правильно, и что промышленность со своей задачей справилась. Другое дело, смог бы этот эсминец, когда-либо эффективно ис­пользовать свое мощное торпедное воору­жение или вести борьбу с подводными лод­ками, имея на борту лишь шесть шточных бомбометов и два кормовых бомбосбрасы­вателя. Но к сожалению, отказаться от пер­вого (ТА) в пользу второго (ПЛО) было нельзя — при­ходилось следовать требованиям субъектив­ной точки зрения на вопросы развития флота И.В. Сталина, а он пристально следил за тем какие корабли планировались к постройке. И если кто-то думает, что Сталин проявлял интерес только к линкорам и тяжелым крейсерам, то он ошибается.

Бесштоковые бомбометы БМБ-2 на эсминце пр.56

Бесштоковые бомбометы БМБ-2 на эсминце пр.56

Создание эсминцев пр.56 также, по-прежнему, было обусловлено стремле­нием получить идеальный для эскадренно­го боя эсминец, и снова главной считалась задача нанесения торпедно-артиллерийских ударов по тяжелым кораблям противника. Сейчас нам четко понятно, что в начале 50-х годов эта зада­ча была очевидным анахронизмом, однако она опять же, отражала субъективную точку зрения И.В. Сталина.

Конечно, глупо валить все проблемы отечественного флота на вождя, но непосредственно в судьбе эсминцев пр. 41 и пр.56 он сыграл не последнюю роль (об этом в предыдущих публикациях). Ради достиже­ния высокой скорости хода (39 уз), которая была необходима для сопровождения «сталинских линкоров» и «крейсеров-бандитов», на пр.56 пожерт­вовали автономностью, условиями обитае­мости, живучестью и запасами на модернизацию. И возможно, тогда, в начале 50-х годов, это имело смысл, но в данном конкретном случае, о четком ТТЗ наверное говорить нельзя — имелись требования руководства страны к эсминцу нового поколения. И промышленность отлично справилась с поставленной задачей, а в дополнение еще удалось усилить зенит­ное вооружение, заменив спаренные 45-мм автоматы СМ-16 на счетверенные 45-мм автоматы СМ-20-ЗИФ.

Со смертью И.В. Сталина отпала потребность в постройке тяжелых крейсеров пр. 82 и как следствие — высокоскоростных эсминцев с мощным торпедным вооружением. Дальше — хуже. К концу 50-х годов, с появлением принципиально новых систем вооружения (ударные ракетные комплексы, атомные подводные лодки), эсминец пр.56 начал утрачивать свое боевое значение несмотря на великолепные вооружение, море­ходные и скоростные качества. Наши читатели с восторгом отмечали в комментариях какую скорость мог развивать эсминец пр.56, это все было, но в годы «холодной войны» высокая скорость уже не являлась высшим достоинством корабля. В начале 60-х годов перед на­шим флотом были поставлены иные зада­чи, нежели участие в классическом бою линейных сил, что, естественно, потребо­вало постройки принципиально новых ко­раблей, с мощным противолодочным и зе­нитным вооружением, способных длитель­ное время оперировать в океане. Для них высокая скорость хода уже не являлась первостепенным фактором.

Эскадренный миноносец пр.56 на ходу

Эскадренный миноносец пр.56 на ходу

Появились претензии и к замечательным «стотридцаткам». Несмотря на универсальность орудий ГК к середине 60-х годов для стрельбы по воздушным целям эсминцы пр.41 и пр.56 уже мало годились. Хотя ЦАС-УМ и мог теоретически вырабатывать данные для стрельбы по целям, летящим со скоростью 600 м/с, но ни его работное время, ни скорость наведения 130-мм АУ СМ-2-1, ни их скорострельность (12 выстрелов в минуту на ствол) уже не обеспечивали эффективное поражение высокоскоростных маневрирующих воздушных целей. Некоторые надежды появились в связи с принятием на вооружение нашими потенциальными противниками дозвуко­вых ПКР, идущих прямо на корабль, но они не оправдались.

Апальков отмечает: «…Во-первых, позднее обнаружение этих ракет не позволяло ЦАС-УМ своевременно выработать данные для стрельбы, а во-вторых, на наиболее эффек­тивной дальности стрельбы ракета могла начать противозенитный маневр в верти­кальной плоскости, и тут 130-мм АУ СМ-2-1 «подводили» привода. Все усугублялось от­сутствием какой-либо помехозащищеннос­ти РЛС «Якорь-М2».» … Если у кого то из читателей есть иное мнение по этому поводу – высказывайте. С удовольствием вас выслушаем.

Единственным достоинством эсминцев пр. 56 в 60-70-х годах ХХ века оставалась эффективность орудий ГК при стрельбе по береговой цели. Есть мнения, что эта эффективность была самой высокой в мире среди кораблей данного класса того периода. Данное обстоятельство явля­лось тем более важным, что отечественный флот обладал сравнительно небольшим количеством артиллерийских кораблей, и не­достаточно развитой штурмовой авиацией, которая, к тому же, вся (или в подавляю­щем большинстве) базировалась на бере­говых аэродромах.

Поэтому не надо удивляться, что эсминцы пр. 56 оставались в составе флота вплоть до конца 80-х годов и стали выводиться из него по мере вступления в строй эсминцев пр. 956 (иногда отмечается, что изна­чально эти ЭМ задумывались как корабли огневой поддержки). Эсминцы нечем было заменить, что и является одной из причин их долголетия, а не тем, что они были «шедеврами», как не грустно это осознавать.

И действительно, эсминцы пр. 56 постоянно от­рабатывали приемы оказания огневой под­держки десантам, в том числе и совместно с легкими крейсерами. Например, входе учений на Черном море, проводившиеся в июле 1965 года, для этого привлекался легкий крейсер «Михаил Кутузов» (пр.68бис) и «Пламенный».

Другим важным достоинством артилле­рии эсминцев пр. 56, как уже отмечалось, являлась ее способность вести эффективный огонь по морской цели. Чисто теоретичес­ки, благодаря этому корабль мог в сжатые сроки вывести из строя палубу отслеживае­мого авианосца.

Диаграмма углов обзора и обстрела ЭМ пр.56 (кормовой сектор)

Диаграмма углов обзора и обстрела ЭМ пр.56 (кормовой сектор)

Апальков Ю.В. обращает внимание: «…Хотя подобные приемы использования эсминцев постоянно отраба­тывались, надо признать, что в угрожае­мый период такой авианосец, как напри­мер «Форрестол», с его способностью длитель­ное время поддерживать ход порядка 35 уз, мог сравнительно легко «оторваться» от нашего корабля, даже при полном бездей­ствии его эскорта или авиагруппы, а пос­леднее, по вполне понятным причинам, представлялось маловероятным». Сложно с этим не согласиться.

Исходя из всего сказанного, понятно, что эсминцы пр. 56 (и скорее всего пр.41 тоже, если бы они были построены) уже через несколько лет нахождения в строю, в 60-е годы, потребовали коренной модернизации или переоборудовании. В комментариях высказывалось мнение, что достоинство ЭМ пр.56 в запасе на модернизацию, но это не совсем так. Как раз «Неустрашимый» (эсминец пр.41), с его размерами и водоизмещением (почти на 500 т больше), выглядел предпочтительнее, и благодаря его модернизации, можно было бы получить более эффективный корабль ПЛО, чем при модернизации пр.56 (чо и было сделано в итоге). Аналогичным образом обстояло дело и с вооружением этих кораблей зенитными ракетными комплек­сами. Для коренной модернизации эсмин­ца пр. 56 или его переоборудования оставалось слишком мало запасов водоизмещения, что заставило демонтиро­вать все устаревшее вооружение и значительным образом перестроить корабль, а как известно, подобные работы требуют больших материальных затрат и времени. Возможно такие работы можно было бы сократить, если бы кораблестроители имели дело с корпусом пр. 41. Но все это только предположения.

В итоге можно отметить, что при всех своих достоинствах и недостатках, эсминцы проекта 56 ознаменовали собой успех конструкторов и кораблестроителей, которые доказали. что они могу проектировать и строить, несмотря на послевоенное состояние страны, современные корабли.

И думаю, согласимся с мнением Павлова А.С.: «… После освоения этого корабля будущие проекты так или иначе делались с оглядкой на «пятьде­сят шестые». Есть даже мнение (несомненно, субъек­тивное), что более удачного корабля, чем 56, мы не построили до сих пор»…

Источник — https://zen.yandex.ru/media/navygaming/davaite-spokoino-o-spokoinom-i-dr-5fbd231dd81aaf181b33d6a4

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account