Дальнобойней «Томагавка»?

18

Дальнобойней "Томагавка"?

В комментариях ко вчерашней теме, многие усомнились в наличии у Йемена (или стоящего за ним Ирана) крылатых ракет, способных преодолеть более 1600 км от контролируемых хуситами территорий Йемена и до израильского Элайта. Одним из аргументов было то, что «даже американский Томагавк не летит так далеко».

Ну, во-первых все-таки летит. И да, с конвенционной (не-ядерной, а стало быть более тяжелой) боевой частью. Дальность BGM-109E TacTom модели Block IV довели до 1600 км за счет применения нового — более экономичного — двигателя, который также может менять режим работы в полете, добиваясь за счет этого оптимизации расхода топлива.

Во-вторых, давайте сравним две ракеты: американскую BGM-109 «Томагавк» и иранско-йеменскую «Quds-3».

Слева — "Томагавк" британского флота, справа — Quds-3 иранского/йеменского производства

Слева — «Томагавк» британского флота, справа — Quds-3 иранского/йеменского производства

Первое что мы сравним — это размах крыла ракеты. Достаточно хорошо видно, что крыло йеменской ракеты больше размахом и имеет лучшую аэродинамическую форму. Крыло же «Томагавка» меньше и более «прямоугольное».

Причина в общем-то проста; «Томагавк» исходно создавался для запуска из торпедных аппаратов подводных лодок, и главным приоритетом была компактность. Его крыло сложено в боковые ниши корпуса и раскрывается после запуска. То есть при проектировании крыла «Томагавка» инженеры исходили из жестких ограничений внутреннего объема соответствующей секции корпуса ракеты.

Йеменский/иранский «Quds-3» же — ракета чисто наземного запуска. Она перевозится на трейлерах и запускается с рельсовой направляющей. Ее крыло не складывается, и не ограничено внутренними габаритами ракеты. И поэтому оно может иметь большую длину и оптимальную аэродинамически форму — банально создавая большую подъемную силу и позволяя двигателю держать ракету в воздухе с меньшими затратами топлива.

Приблизительно в одном масштабе

Приблизительно в одном масштабе

Далее, смотрим на расположение двигателя. У «Томагавка» маршевый двигатель внутри корпуса, с выдвигающимся после запуска под корпус воздухозаборником. Решение, опять-таки, продиктовано требованием вписать ракету в габариты 21-дюймового (533-мм) торпедного аппарата, и накладывает определенные ограничения на двигатель.

У «Quds-3», двигатель расположен в отдельной мотогондоле под корпусом. Такое расположение, во-первых, снижает требования к двигателю (согласно имеющимся данным, на ракете стоит лицензионный чешский TJ100) и высвобождает место под топливные баки внутри корпуса ракеты. Таким образом, ценой меньшей скорости — так как тяга TJ100 невелика — ракета получает ощутимую прибавку к дальности.

Схема внутреннего расположения ракеты BGM-109C Tomahawk TLAM. Красным выделены топливные баки

Схема внутреннего расположения ракеты BGM-109C Tomahawk TLAM. Красным выделены топливные баки

О внутреннем устройстве «Quds-3», естественно, можно только строить предположения, но в целом пропорционально объему корпуса — ракета, вероятно, несет на 25-30% больше топлива просто за счет наружного двигателя и отсутствия ниш под крылья. На «Томагавке», ниши под сложенные крылья рассекают пополам его центральный топливный бак, вынуждая конструкторов изыскивать способы впихать дополнительное топливо куда только возможно.

Наконец — и что немаловажно — «Quds-3» прозаически меньше и легче «Томагавка». При сопоставимой длине и большем размахе крыла, йеменская/иранская ракета имеет почти на треть меньший диаметр корпуса; 35 см против 52 см у американской. Разумеется, ее боевая часть также меньше и легче — вероятно, не более 250 кг. В итоге, большее крыло и пропорционально больший запас топлива несут ракету, весящую, вероятно, не более полутора тонн (не считая стартового ускорителя).

Таким образом мы получаем, что ракета «Quds-3» вполне может иметь достаточный запас хода для полета на 1700-2000 км. Не за счет каких-то технологических прорывов, а просто за счет оптимизации конструкции под дальность. И эта оптимизация была возможна, в первую очередь, из-за отсутствия у запускаемой с земли «Quds-3» таких жестких габаритных ограничений как у проектировавшегося для запуска через торпедные аппараты «Томагавка».

Дальнобойней "Томагавка"?

Наконец, ряд комментаторов высказывал сомнения относительно курса ракет — почему они шли по более длинному маршруту над Красным Морем, вместо того, чтобы идти напрямую. На это у меня есть три ответа:

* Двигаясь над морем, ракеты существенно снижали риск обнаружения системами ПВО Саудовской Аравии — с которой у йеменских повстанцев… очень недружественные отношения. Даже если бы саудиды сами не сумели сбить ракеты, объявленная тревога сорвала бы все шансы на внезапную атаку.

* Согласно имеющимся данным, для навигации на курсе ракеты «Quid-3» используют систему TERCOM — т.е. сканируют рельеф местности, над которой пролетает ракета, и сопоставляет с хранящимся в памяти маршрутом. Пустыни Саудовской Аравии не представляют особо надежных ориентиров для системы наведения — в то же время, линия побережья достаточно проста для следования ей.

* При движении ракет по кратчайшему маршруту, опасно близко от траектории оказывался священный город Мекка. И надежность никакого оружия не бывает стопроцентной. Даже случайный риск падения отказавшей в полете йеменской ракеты на священный для мусульман город мог бы… сильно ухудшить отношение к хуситам даже в поддерживающем их Иране.

Так что все выглядит вполне логично.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/292498.html

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account