Приветствую, уважаемые коллеги. Нарисовался тут еще один экзерсис на тему «Как сделать из «Богатыря» быстроходный дальний разведчик с легким поясным бронированием». И заодно – как провернуть аналогичную операцию с «Баяном».
Недавний интерес к водоизмещению «богатырей» был, собственно, и вызван желанием понять, чего и сколько все же у них можно «отрезать» и где «прибавить».
Поскольку с точным проектным водоизмещением вопросы так и остались, то авторской волей из всего набора доступных значений определяем его в 6600 тонн – так как проектные чертежи рисовали цифру в 6500 тонн еще для варианта длиной по ГВЛ 131,0 м, а не 132,35 м, как стало в итоге.
Как выяснилось после изучения чертежей, у «Богатыря» и у его российских копий (с поправкой на мелкие доли миллиметра при переходе на дюймовые аналоги изначальных метрических толщин) защита броневой палубы в итоге распределилась так:
— на протяжении машинных и котельных отделений (около 48 % длины корпуса) – скосы 69 мм (54-мм броня и 15-мм настил) и плоская часть 33 мм (18-мм броня и 15-мм настил);
— на протяжении оставшейся части длины корпуса в оконечностях – скосы и карапасы 54 мм (39-мм броня и 15-мм настил) и плоская часть 33 мм (18-мм броня и 15-мм настил);
— гласис МО – стены 85 мм (70-мм броня и 15-мм настил) мм и крыша 33 мм (18-мм броня и 15-мм настил).
Если же:
чуть изменить эти сочетания палубной брони – до 55 (40+15) мм на скосах по всей длине корпуса и карапасах, 35 (20+15 мм) в плоской части и 75 (60+15) мм на гласисе МО (минус около 44 тонн);
снять башни ГК с их броней и подкреплениями (минус 219 и 30 тонн) и башенные 152-мм орудия с боезапасом (минус 83 тонны);
установить вместо снятых башенных орудий на полубаке и полуюте по одной 152-мм пушке со щитами развитой формы с 60-мм лобовой, 30-мм боковыми и 25-мм верхней частями (со щитами и боезапасом – плюс около 60 тонн);
установить вместо одноярусных казематов с 80-35-мм броней двухъярусные с 60-30-мм защитой (плюс около 48 тонн), переместив в них оставшиеся 4 бортовые 152-мм орудия –
то при увеличении проектного водоизмещения корабля до 6750 тонн за счет «остатка» в 418 тонн представится возможным:
забронировать его борт от места примыкания скоса броневой палубы к корпусу до средней палубы (на высоту около 3,375 м) 60-мм броней (с установкой ее прямо на обшивку, без деревянной подкладки).
При этом будем иметь крейсер:
— с достаточно протяженным по высоте «противофугасным» броневым поясом;
— с единым по скорострельности ГК (без разнобоя по башенным и палубным установкам);
— благодаря расположению казематов ГК – с достаточно сильным носовым и кормовым огнем (по 5 орудий в залпе) и при этом без превышения верхнего веса (в реальном варианте башни на полубаке и полуюте с 4-мя 152-мм орудиями и броней и четверка располагавшихся там же 75-мм пушек весили около 182 тонн, а в альтернативе дополнительные казематы и 6 шестидюймовок на тех же местах «обойдутся» в 146 тонн);
— благодаря «переезду» 4-х 75-мм орудий на места 152-мм палубных установок в центре корпуса – с более удобным снабжением «однородной» центральной батареи боезапасом;
— за счет незначительного превышения в альтернативе проектного водоизмещения и ширины по ГВЛ (16,72 м вместо 16,6 м) над таковыми в реальности – с предполагаемым сохранением 23-узловой скорости хода при неизменной машинно-котельной установке.
Вот с «Баяном» будет чуть сложнее – но и здесь кое-что вырисовывается.
Его водоизмещение считаем по проекту за 7805 тонн. И если:
снять башни ГК с их броней и подкреплениями (минус 314 и 40 тонн) и башенные 203-мм орудия с боезапасом (минус 64,7 тонны);
установить вместо снятых башенных орудий на полубаке и полуюте по одной 152-мм пушке с типовыми российскими 25-мм щитами довоенного образца (со щитами и боезапасом – плюс около 54 тонн);
снять главный пояс с кормовым броневым траверзом (минус 453,63 тонны) и деревянной подкладкой под бортовую броню (минус около 26,7 тонны);
снять кормовой траверз верхнего 60-мм пояса (минус 16,2 тонны), а сам этот пояс (237,8 тонны) увеличить по ширине с 2,2 до 2,25 м, а по длине – на всю длину корпуса вместо примерно 76 % его длины (плюс около 82,2 тонны) и сместить вниз на уровень бывшего главного пояса;
сгруппировать все казематы 8-ми 152-мм пушек в районе дымоходов с ликвидацией четырех траверзов прежних разнесенных казематов (минус около 50 тонн), а также с некоторым уменьшением за счет увеличения срезов смещенных казематов общей массы корпуса (минус около 25 тонн);
снять 8 из 20-ти 75-мм орудий (минус 45,6 тонны);
изменить конструкцию броневой палубы, оснастив ее скосами (плоская часть – 10+10+20=40 мм, скосы – 10+10+40=60 мм) без увеличения общей массы палубной брони ввиду компенсации увеличенного веса расширения на скосах меньшей толщиной при большей протяженности в сравнении со скосами по ширине уточенной плоской части палубы;
за счет перемещения отделения подводных минных аппаратов в нос и смещения первых двух котельных отделений в корму увеличить на 2 число котлов в носовом котельном отделении, располагающемся теперь в более широкой части корпуса (плюс около 70 тонн), –
то в итоге получаем корабль проектным водоизмещением 6975,37 тонны – а если «довернуть» этот показатель ровно до 7000 тонн, хватает также на утолщение кожухов дымоходов от броневой до батарейной палубы до 40 мм.
При этом:
— за счет высвобождения ряда объемов в корпусе, ранее занятых артиллерийскими погребами ликвидированных орудий, представляется возможным довести полную емкость угольных ям до 1250 тонн угля;
— за счет уменьшения ширины корпуса по ГВЛ с 17,48 м до 17,0 м, некоторого роста мощности КМУ с 2-мя дополнительными котлами (оценочно до 18500 л.с. по опыту реального «Баяна» (II), даже с реальными же 26-ю котлами развившего на испытаниях мощность 18107 л.с.), а также возможного изменения формы винтов на близкую к послевоенным образцам (первый «Баян» с его винтами, как известно, показал на пробах максимум 21,3 узла, а «Адмирал Макаров», «Паллада» (II) и «Баян» (II) – соответственно 22,55 узла, 22,3 узла и 22,3 узла) получить на данном крейсере хотя бы кратковременно на пробах наибольшую скорость в 23,0 узла;
— иметь единый по составу и скорострельности ГК с достаточно сильным носовым и кормовым огнем (по 5 орудий в залпе);
— иметь расположенную полностью на верхней палубе батарею 75-мм орудий, что удобно для снабжения ее боезапасом и управления огнем.
В целом же в подобной «крейсерской» альтернативе, как уже предлагалось мной когда-то ранее, «Баян» и «Варяг» по здешнему образцу строят французы, «Богатырь» – немцы из «Вулкана», «Олег», «Очаков» и «Кагул» – в России. А вместо реальных «Алмаза» и «Аскольда» Круппу заказываются два бронепалубных крейсера по 3375 тонн (тот же размер имеют «Новик», «Боярин», «Жемчуг», «Изумруд»).
С уважением. Стволяр.
P.S. Картинки покрупнее — традиционно здесь: