Чудовище обло, огромно, четырехзевно… и стреляет!
Адмирал Сушон на мостике Гебена лишь презрительно хмыкнул, и это главные силы Черноморского флота. Четверка стареньких броненосцев предназначенных когда то для взятия проливов. И возможной битвы в узостях с подоспевшим британским флотом. И это все. Занятая оформлением своего восточного фасада Российская Империя совсем забыла о своем мягком подбрюшье и сейчас поплатится за это. Не могут же эти убожества конца XIX века противостоять тевтонской мощи новейшего линейного крейсера. Правда русские их модернизировали. Но вольно, же им тратить деньги на всякий хлам. – Русские начали пристрелку! Доложил артиллерист. – Вижу, что то они рановато, впрочем… достают…-Донер ветер! Что за монстров они поставили на эти старые корыта, залпы следуют одни за другим!
Не успел еще второй в русской линии корабль (Георгий Победоносец) закончить пристрелку, шедший головным Синоп окутался дымом от полного четырех орудийного залпа. Впоследствии выяснилось, замкнуло проводку в автомате Гейслера. На первом прошедшем модернизацию Синопе эти аппараты были особенно неудачны, а заменить их перед Великой войной не успели. Этот залп и решил исход боя. Два из четырех снарядов попали, один в носовую башню, второй в трубу. Третий разорвавшийся в опасной близости от борта тоже можно было считать попаданием…
Впоследствии Сушон вспоминал, что никогда не испытывал большего ужаса, чем когда за утратившим на четверть часа свое подавляющее превосходство в скорости Гебеном гнались развернувшиеся строем фронта русские броненосцы и давали залпы с такой частотой, что казалось орудия у них автоматические…
Когда в конце XIX столетия вектор Российской политики развернулся на восток и все кораблестроительные мощности были заняты постройкой боевых судов для нужд Дальнего Востока. Было принято решение не закладывать новых кораблей на черноморских верфях. Благо и в существующем виде ЧФ настолько превосходил находящиеся в глубоком упадке ВМС Турции, что мотивов для опасения не было никаких. Однако периодически возникающие программы увеличения флота Османской Империи нет нет заставляли нервничать ответственных лиц под Шпицем. Кроме того давние мечтания славянофильских кругов о кресте над Святой Софией тоже находили свое отражения в военных планах. Именно в этой ситуации родился небывалый ранее план по модернизации кораблей ЧФ. Первый проект принадлежал небезъизвестному ВК Александру Михайловичу. В соавторстве с инженером Скворцовым был представлен проект по перевооружению четверки броненосных таранов. Артиллерию среднего калибра предлагалось заменить тем же количеством более современных орудий Кане. Главный же калибр, по мысли Великого князя следовало заменить скорострельными восьмидюймовыми орудиями в башнях. Всего проекта было три. Первый подразумевал, что новые башни будут стоять на тех же местах, где прежде были барбеты. Второй, что башни будут стоять линейно-эшелонировано или уступом. И наконец, третий был совершенно фантастичен и потому запомнился. На носу предлагалось установить невиданные доселе четырех орудийные башни! Проекты были отвергнуты, однако запомнились. И когда в 1902 году на Балтийском заводе была спроектирована четырех орудийная 12» башня, проект обрел вторую жизнь.
В самом деле увеличить вдвое мощь ГК было заманчиво, однако как поведут себя новые башни никто не знал. Таким образом проектировать под новые башни корабли было рискованно. И тут приняли компромиссное решение, испытать новую башню на уже имеющимся корабле, а заодно провести на нем давно назревшую модернизацию и пополнить Черноморский флот более современным кораблем. Выбор пал на Синоп.
Первым делом была усовершенствована силовая установка. Устаревшие цилиндрические котлы были заменены общепринятыми к тому времени в РИФ водотрубным котлам Бельвиля. Одновременно перестраивали главные машины с двойного на тройное расширение. Изменения в каждой машине включали замену двух крайних цилиндров низкого давления на цилиндры высокого (диаметром 1,016 м) и низкого (2,392 м) давления. Средний цилиндр высокого давления соответственно оставался цилиндром среднего давления. Винты и валы оставили без изменений. В мастерских также менялись магистральные трубы водоотливной системы. Паровые вентиляторы и водоотливные машины заменили на электрические, электроэнергия к которым подавалась от двух установленных динамо-машин.
При перевооружении корабля МТК предложил не менять систему бронирования, а ограничиться заменой старых сталежелезных плит верхнего и нижнего казематов на новые крупповские, толщиной в 75 % от толщины старой плиты. Замена брони уменьшала перегрузку на «Синопе» — на 128 т. Соответственно уменьшалась и осадка на 7,6 см.
Но главной изюминкой проекта перевооружения была новейшая четырех орудийная башня, вставшая на место двух носовых барбетов. Новые 305-мм орудия были на 36 % мощнее аналогичных орудий «Чесмы» и на 63 % — «Екатерины II» и пробивали 305-мм плиту крупповской брони с расстояния одной мили (1852 м). Их скорострельность при установке в башнях с электрической системой подачи и наведения превышала старые в три раза. Несоизмеримым было и фугасное воздействие 152-мм снарядов пушек Канэ, которое превышало фугасное воздействие старых 152-мм снарядов в 6,5 раз. Но главное преимущество состояло в том что благодаря уравновешенности башен они могли вести огонь на любую сторону не вызывая крена, вещь совершенно немыслимая до модернизации. Размещение башни потребовало перенести назад единственную мачту, а боевую рубку разместить в небольшом балкончике над башней.
Блестяще прошедшие испытания внушили такой оптимизм Морскому ведомству, что остальные броненосцы серии были модернизированы по сходному проекту. Некоторая задержка, вызванная начавшейся Русско-Японской войной, пошла только на пользу проекту, поскольку были учтены недостатки выявленные эксплуатацией Синопа. Благоприятный опыт эксплуатации четырех орудийных башен привел к тому что аналогичные башни стали отличительной особенностью русских дредноутов.
Стало… Было…