В терминологии армии США в настоящее время не используются термин "понтонный парк" (pontoon park), хотя по своей сути то, что именуется как мост-лента (Ribbon Bridge) как раз и является понтонным парком, предназначенным для наведения через водные преграды наплавных мостов и организации паромных переправ.
От автора. Необходимо пояснить, что в военном деле термин "парк" используется совсем в ином значении, нежели в общей лексике. Это слово обозначает комплект имущества, сосредоточенного вместе и предназначенного для решения тех или иных узких военных задач. Например, "Осадный парк" — комплект тяжелых орудий, боеприпасов, инструмента, оснащения, готовых фортификационных конструкций и т.п., предназначенных для ведения осады крепости. "Инженерный парк" — комплект инженерного имущества, взрывчатых веществ, техники, снаряжения, предназначенный для решения определенного круга инженерных задач. "Понтонно-мостовой парк" — комплект понтонов, пролетных строений, лодок, катеров, автомобилей, вспомогательного имущества, предназначенных для устройства наплавных мостов и паромов. В отличие от, например, понтонно-мостового батальона, парк не располагает личным составом для эксплуатации имущества. В нем может быть немного личного состава для выполнения работ по хранению, ремонту, перевозке имущества парка. Проще говоря, это подвижный узкоспециализированный склад. Но наоборот — понтонно-мостовой батальон имеет на вооружении понтонно-мостовой парк.
Комплект наплавного моста под наименованием мост-лента (Ribbon Bridge) был принят на вооружение Армии США и Армейской Национальной Гвардии в 1972 году. Первоначально, принятой обычно в Армии США для обозначения образцов техники определенной аббревиатуры для этого комплекта дано не было и он именовался сначала просто как Ribbon Bridge. Несколько позднее в армии распространились варианты названия Assault Float Bridge (AFB), т.е. "штурмовой наплавной мост", Assault Ribbon Bridge (ARB), т.е. "штурмовой мост лента", а вследствие того, что из этого комплекта можно собирать не только наплавные мосты, а и перевозные паромы, то появились еще три наименования. Это Multi-Role Bridge (MRB), т.е. "многоцелевой мост"; Multi-Role Float Bridge (MRFB). т.е. "многоцелевой наплавной мост"; и Multi-Role Ribbon Bridge (MRRB), т.е. "многоцелевой мост лента".
В частях армии США, дислоцированных в Германии можно встретить аббревиатуры этого комплекта такие как FSB-1, FSB-2, FSB Aluminium и FSB Steel. Эти аббревиатуры взяты из Бундесвера, где этот комплект также состоит на воружении.
Однако мы будем пользоваться ниже по тексту аббревиатурами, которые в настоящее время в основном используются для обозначения самого комплекта, но не используются в обозначениях инженерных рот, эксплуатирующих эти комплекты ( там применяются старые аббревиатуры).
Для обозначения комплекта первого варианта, принятого на вооружение в 1972 году используются названия Ribbon Bridge (RB) или Standard Ribbon Bridge (SRB). Второе название для первого варианта появилось в 2001 году с принятием на вооружение усовершенствованного комплекта Improved Ribbon Bridge (IRB). т.е. "улучшенный мост-лента".
Таким образом, аббревиатура RB теперь относится к обеим вариантам, SRB к старому варианту, IRB — к новому варианту. Впрочем, эта свистопляска с наименованиеми не прекратилась. Новый вариант комплекта получил еще одно наименование Improved Float Bridge (Ribbon) (IFB(R)), т.е. "улучшенный наплавной мост (лента).
Для простоты изложения материала ограничимся двумя аббревиатурами:
-SRB -вариант моста 1972 года;
-IRB -вариант моста 2001 года.
Итак:
SRB принят на вооружение армии США(US Army) и Армейской Национальной Гвардии (USARNG) в 1972 году и является копией советского понтонно-мостового парка ПМП со следующими отличиями — звенья изготавливаются из дюраллюминия, а не из стали, перевозятся на американских соответствующим образом переоборудованных 5-тонных грузовых автомобилях M812, M945 или иных, оборудованных специализированными платформами и и в качестве буксирных средств используются 24-футовые катера типа MK2.
На снимке спереди береговое звено, сзади речное звено на военных автомобилях, оборудованных для комплекта моста.
Американский мост-лента имеет несколько иную комплектацию, чем парк ПМП в Советской Армии. Комплекты SRB и IRB состоят оба из 30 речных звеньев, 12 береговых звеньев, 14 буксирно-моторных катеров и 56 транспортных автомобилей (советский парк ПМП состоит из 32 речных звеньев, 4 береговых звеньев, 2 выстилок, 12 буксирных катеров, 50 транспортных автомобилей).
По конструкции речное звено мост-ленты почти не отличается от речного звена советского парка ПМП и состоит из двух средних герметично закрытых и разделенных на два отсека понтона коробчатой формы и двух боковых понтонов полуовальной формы.
На снимке слева речное звено в момент разворачивания. Вдали виден перевозной паром, буксируемый двумя катерами по так называемой "продольной" схеме.
Характеристики речного звена SRB:
Длина полная 6.92м., рабочая 6.7 м.
Ширина в сложенном виде 3.22м., в разложенном виде 8.15м.
Высота в сложенном виде 2.31м., в разложенном виде 1.12м.
Ширина проезжей части 4.65м.
Масса 5.443 тонны.
Однако, если в советском парке ПМП проезжей частью являются не только палубы средних понтонов, но и часть палуб боковых понтонов и ширина проезжей части составляет 6.59 метра, то у речного звена SRB проезжей частью являются палубы только средних понтонов и ширина презжей части всего 4.65 метра. Таким образом, советское звено позволяет колесным машина двигаться в прямом и обратном направлениях одновременно, а американское только в одном направлении. Кроме того, это не позволяет собирать мост под грузы 20 тонн (почти вдвое длинее 60-тонного моста), что возможно в советском парке. Да и танки могут двигаться с большей скоростью по советскому мосту. Единственное преимущество звена SRB это вес. Звено ПМП весит более 7 тонн, а звено SRB только 5 тонн.
На снимке справа момент сброса речных звеньев на воду. От автора. Издали и не определить, чьи это машины сбрасывают понтоны, то ли советские на Лабе, то ли американские на Миссисипи.
Береговое звено отличается от речного своим внешним видом (береговой конец звена сходит почти на нет, палуба не горизонтальна, а понижается в сторону берегового конца звена), меньшей грузоподьемностью, и тем, что береговой конец звена может с помощью гидродомкратов отклоняться вверх или вниз от горизонтали на 20 градусов (подниматься или опускаться от горизонтали до 1.07м.) для обеспечения сопряжения с берегом, а также наличием на береговом конце звена откидной апарели для сопряжения моста с берегом.
На снимке развернутое береговое звено (окрашено в темный цвет) стыкуется с речным звеном (белого цвета).
Его характеристики следующие:
Длина 5.97м.
Длина с откинутой аппарелью 7.72м.
Ширина (в сложенном виде) 3.2м.
Ширина (в разложенном виде) 8.13м.
Высота (в сложенном виде) 2.39м.
Высота (в разложенном виде) 1.09м.
Масса 5.307т.
Спуск на воду и развертывание берегового звена происходит аналогично спуску и развертывнию речного. Машина задним ходом сдает к урезу воды, резко тормозит и звено по роликам платформы. будучи освобожденное от замков скатывается в воду, где под действием сил плавучести и усилий торсионных шарниров разворачивается.
На снимке слева понтонный автомобиль M945 с береговым звеном в момент движения задним ходом к урезу воды.
На снимке справа первый момент развертывания берегового звена в воде.
После сброса на воду, разворачивания речных и береговых звеньев и превращения каждого звена в единую жесткую конструкцию за счет запирания палубных и днищевых замков звенья с помощью буксирных катеров доставляются к месту стыковки с другими звеньями.
На снимке речное звено толкаемое буксирным катером.
От автора. Нет-нет, это речное звено американского SRB, а не советского ПМП и солдаты на палубе и катере не русские, а американские.
После разворачивания звеньев, если стоит задача наводки наплавного моста, они стыкуются между собой, образуя ленту моста. От автора. Совершенно непонятно почему при одинаковой с нами материальной части американцы возятся с наводкой моста 2-3 часа днем ( и такие же у них нормативы), при советских нормативах 30 минут днем и 45 мин. ночью (Советский 1257 отдельный понтонно-мостовой батальон Центральной Группы Войск подполковника Скрягина А.В. летом 1979 года на реке Лаба давал днем мост за 13 мин 29 секунд, а ночью при полной светомаскировке за 29 минут 54 секунды ( а читатели сообщали, что и это не предел, иные наводили и быстрее).
Таким образом за 2-3 часа инженерная мостовая рота многоцелевых мостов (184 человека) наводит мост длиной 215 метров под грузы 60 тонн. Допустимая скорость течения до 3 м/сек, однако эта скорость считается экстремальной и рабочей предельной скоростью течения считается 2.4 м/сек. Уложиться в норматив 2 часа днем и 3 часа ночью считается возможным при хорошо обученном расчете и скорости течения до 1.5 м/сек От автора. У нас даже для первоначального обучения начинающих понтонеров искали течение не меньше 1.5 м/сек. Иначе считали, что понтонеры ничему не научатся, т.к на стоячей воде со звеном справится и ребенок.
Штатным автомобилем для перевозки звеньев, их разгрузки на воду, складывания для транспортировки и обратной погрузки служат армейские 5-тонные автомбили M812 или М945, у которых кузов заменен специальной платформой, имеющей направляющие и ролики, для свободного движения вперед-назад сложенного звена, замки для закрепления звена при его транспортировке, откидную кран-балку для выполнения действий по складыванию звена, извлечению его из воды и загрузке на платформу. Привод кран-балки от гидравлической лебедки, установленной в задней части платформы. Привод лебедки от двигателя автомобиля, развиваемое усилие 5 тонн.
Этот же автомобиль, но со специализированной платформы перевозит и буксирные катера MK2 комплекта SRB.
Кроме наводки наплавного моста под грузы 60 тонн длиной до 215 метров из речных и береговых звеньев можно создавать перевозные паромы.
На снимке первозной паром, состоящий из двух береговых и двух речных звеньев. Катера присоединены по так называемой "обычной" схеме и толкают паром поперек его длины..
Возможны следующие варианты сборки паромов из комплекта моста:
*6 паромов под грузы 45 тонн. Состав: два береговых звена, одно речное звено, два катера. Время сборки 8 минут. При большой скорости течения грузоподьемность ограничивается 25 тоннами.
Или
*6 паромов под грузы 70 тонн. Состав: два береговых звена, два речных звена, два катера. Время сборки 12 минут. При большой скорости течения грузоподьемность ограничивается 45 тоннами.
Или
*6 паромов под грузы 75 тонн. Состав: два береговых звена, три речных звена, два катера. Время сборки 15 минут. При большой скорости течения грузоподьемность ограничивается 60 тоннами.
Или
*6 паромов под грузы 96 тонн. Состав: два береговых звена, четыре речных звена, два катера. Время сборки 20 минут. При большой скорости течения грузоподьемность ограничивается 70 тоннами.
Во всех случаях, при так называемой "продольной" схеме (показана на рисунке при различсном количестве звеньев) буксирования паромов, катера пришвартовываются бортом к парому, один с левого борта, другой с правого борта. При скорости течения выше 1.5 м/сек паромы буксируются тремя катерами.
Возможна иная, так называемая "обычная" схема буксирования паромов. Порядок присоединения катеров и их количество видны из рисунка. Этот метод используется при скоростях течения более 1.5 м/сек, особенно, если высокая скорость течения в местах причаливания паромов. Этот метод позволяет лучше управлять паромом на течении и при этом методе легче причалить к берегу, и удерживать паром у берега во время погрузки и разгрузки. Однако для таких паромов их грузоподьемность процентов на 20-50 меньше, чем при продольном креплении катеров и скорость движения парома значительно ниже.
На снимке показан паром с катером, присоединенным "обычным" методом. Однако, вопреки правилам, паром состоит из одного берегового и трех речных звеньев, и катер только один вместо трех. В качетве груза использован транспортный автомбиль М812. Очевидно это сделано с учебными целями на водоеме без течения.
От автора. Перевозные паромы из парка ПМП обычно собирались без использования береговых звеньев, которых в комплекте парка было всего четыре против двенадцати в американском комплекте. У нас каждое речное звено имело две сьемных аппарели, которые обычно были уложены в палубу проезжей части. Это обеспечивало более полное и гибкое использование комплекта парка для сборки паромов. Самый меньший паром из двух речных звеньев имел грузоподьемность 40 тонн (1 средний танк) и при наличии 12 катеров в комплекте парка мы могли иметь сразу 12 штук 40-тонных паромов или 10 60-тонных вместо 6 паромов по 45 тонн у американцев. А береговые звенья использовались лишь при сборке паромов для особо тяжелых грузов (170 тонн), т.к. такой груз при заезде на паром мог раздавить речное звено, которое в этот момент просто ложилось на дно. Тяжесть танка при заезде оно выдерживало, а вот ракетный комплекс едва-ли.
IRB является дальнейшим развитием SRB и был принят на вооружение в 2001 году. Его основное отличие в иной форме палубной части речных звеньев, обеспечивающей лучшую защиту от речной волны и меньше подверженной заливанию водой при высокой скорости течения, большей грузоподьемности моста ( 70 тонн для гусеничных машин и 96 тонн для колесных грузов). Кроме того, комплект перевозится на иных, более грузоподьемных и проходимых автомобилях, получивших обозначение "Общий Транспортер Моста M1977 (CBT)" (M1977 Common Bridge Transporter (CBT) ).
От автора. Собственно, реальная грузоподьемность нового американского комплекта ничем не больше, чем у старого, просто запас плавучести у старого был 30%, а за счет снижения норматива до 20% и получили требуемые 70 тонн против 60 у старого. Очевидно, для того, чтобы протолкнуть в Конгрессе усовершенствованную модель, ссылок на улучшенность конструкции и более совершенное транспортное средство было для законодателей недостаточно. А вот надрывное требование разрешить новую модель потому, что старый мост имеет якобы недостаточную грузоподьемность для современной американской боевой
техники вполне убедительно. Хотя, случаев, когда по наплавному мосту может потребоваться переправа особо тяжелых грузов можно пересчитать по пальцам.
На снимке мост из комплекта IRB, наведенный американцами через реку Тигр во время последней войны в Ираке
Ниже для сравнения покажем в таком же ракурсе ленту моста из комплекта SRB
.
Разница бросается в глаза.
Комплект IRB имеет такое же количество звеньев и катеров, что и SRB, поэтому, все что сказано выше о SRB в полной мере относится и к IRB, за исключением средств транспортировки. Звенья обеих комплектов полностью совместимы между собой, поэтому мост может собираться из звеньев различных комплектов.
Основное транспортное средство IRB это армейский многоцелевой грузовой автомобиль под названием Общий Транспортер Моста M1977 (CBT), который есть ничто иное, как модифицированный армейский грузовой автомобиль M977 HEMTT, оборудованный Системой Обработки Груза (LHS). Он был разработан как транспортное средство инженерных войск для транспортирования речных и береговых звеньев IRB и SRB, элементов комплекта тяжелого моста на жестких опорах (Heavy Dry Support Bridge) с использованием платформы под названием Адаптированный Поддон Моста (Bridge Adapter Pallet, (BAP)) и катеров с использованием платформы под названием Улучшенная Катерная Рама (Improved Boat Cradle (IBC)). При этом сохраняется возможность использования этого автомобиля для перевозки большегрузных контейнеров.
На снимке CBT с загруженным на
него речным звеном IRB и прицепом, оснащенным Улучшенной Катерной Рамой (Improved Boat Cradle (IBC)) с погруженным на него буксирным катером MK2.
Это один из нештатных вариантов транспортирования.
Штатным же является вариант, при котором CBT оснащен либо Адаптированным
Поддоном Моста (Bridge Adapter Pallet, (BAP) и используется для перевозки и работы с речными и береговыми звеньями, либо оснащен Улучшенной Катерной Рамой (Improved Boat Cradle (IBC)) и используется для транспортирования и работы с катером, как, например, он показан на этом снимке.
На снимке показаны выше даптированный Поддон Моста (Bridge Adapter Pallet, (BAP) и ниже Улучшенная Катерная Рама (Improved Boat Cradle (IBC)) в положении для загрузки катера.
В Морской пехоте США, где также принят на вооружение IRB в качестве транспортного средства используется Система Транспортных средств материального обеспечения (LVS)MK48 (MK48 Logistics Vehicle System (LVS)). Вариант машины для речных и береговых именуется Транспортер Контейнеров и Мост-ленты MK18 (MK18, Self-loading Container and Ribbon Bridge Transporter).
Буксирные катера (Bridge Erection Boat),собственно, не входят в комплект ни SRB, ни
IRB, а являются инженерной техникой роты, эксплуатирующей мост-ленту. Поэтому в раных ротах в этом качестве могу использоваться различные катера.
Чаще других используется 27-футовый катер USCSB MK2.
Все компоненты мост-ленты (речные звенья, береговые звенья, катера) могут транспортироваться по воздуху вертолетом CH-47 Chinook.
Комплект IRB был разработан в Командовании Научных Исследований Оборудования Подвижности Армии США (United States Army Mobility Equipment Research and Development Command (MERADCOM)) в форт Бельвюр (Fort Belvoir) штат Вирджиния.
Церемония принятия IRB на вооружение была проведена в армейском депо Эннстоун (Anniston Army Depot) 04 июня 2001.
Главным производителем комплектов IRB для армии США является немецкая фирма Эйзенвек Кайзерслаутерн в городе Кайзерслаутерн (Eisenweke Kaiserslautern in Kaiserslautern GMBH). Две американские фирмы ANAD и General AM являются субподрядчиками, заключившими 5-летний контракт на 211 речных звеньев и 82 береговых звена с возможным дополнительным производством 107 и 43 звеньев соответственно. ANAD производит наружные понотоны для речных звеньев, а так же красит, собирает и проверяет готовые звенья. Дополнительно ANAD красит береговые звенья, изготовленные EWK.
По штату мост-лента (SRB или IRB) состоит на вооружении корпусных инженерных рот многоцелевых мостов (Engineer Company (Multi-Role Bridge) (EN CO (MRB)), которых в инженерной бригаде каждого армейского корпуса должно быть пять. Однако в настоящее время в армии США имеются следующие инженерные мостовые роты (все роты на правах отдельных частей):
*50-я инженерная рота (Штурмовых наплавных мостов) (50th Engineer Company (Assault Float Bridges)). Рота входит в состав 2 инженерного батальона инженерной бригады 2 пехотной дивизии 8 армии. Дислоцируется в в Camp Laguardia, Южная Корея.
*73-я инженерная рота (Штурмового мост-ленты) (73rd Engineer Company (Assault Ribbon Bridge)). Рота входит в состав 555 Боевой инженерной группы (555th Combat Engineer Group) I армейского корпуса (I Corps).
*74-я инженерная рота (Штурмового наплавного моста) (74th Engineer Company (Assault Float Bridge)).Рота входит в состав 62 боевого инженерного батальона (62nd Engineer Combat Battalion) 13 Командования корпусной поддержки (13th Corps Support Command (COSCOM)) III армейского копуса (III Corps).
*502-я инженерная рота (Штурмового Наплавного Моста) (502nd Engineer Company (Assault Float Bridge)).Рота входит в состав 565 инженерного батальона 130 инженерной бригады V армейского корпуса 7 армии США и дислоцируется в Pioneer Kaserne, Hanau Германия.
* 814-я Инженерная рота (Штурмового Наплавного Моста) (814th Engineer Company (AFB)).Рота входит в состав 46 инженерного батальона бригады Warrior объединенного учебного центра командования готовности (JRTC) Командования армии США (United States Army Forces Command (FORSCOM)) в форт Полк штат Нью Джерси. Собственно, эта рота предназначена для переподготовки и тренировки личного состава активного организованного резерва армии.
Кроме того, в Резервной Армии (USAR) имеются: 299 инженерная рота (Многооцелевого моста) (299th Engineer Company (Multi-Role Bridge)), 652-я инженерная рота (Наплавного Моста) (652nd Engineer Company (Ribbon Bridge)), 671 инженерная рота (Многооцелевого моста) (671th Engineer Company (Multi-Role Bridge)), 739 инженерная рота (Многооцелевого моста) (739th Engineer Company (Multi-Role Bridge)).
Более подробно штат корпусной инженерной роты многоцелевых мостов можно посмотреть в разделе "Инженерное обеспечение боя " настоящего сайта.
Таким образом, в настоящее время имеется в армии четыре мостовые роты полностью комплектных и боеспособных — одна в Южной Корее, одна в Германии, одна в I корпусе и одна в в III корпусе. А всего, включая армию резерва и национальную гвардию, тринадцать мостовых рот.
От автора. Прямо скажем, не густо понтонных средств в армии США, не густо. В Советской Армии, каждый военный округ и отдельная армия имели как минимум один понтонно-мостовой батальон (считай по американски — мостовая рота, только у них это называется рота, а у нас батальон), кроме того, по полпарка (т.е. по американски половина мостовой роты) в каждой мотострелковой (танковой) дивизии. Ну, например, возьмем Центральную Группу Войск (Чехословакия). На пять дивизий имели, считая по американски, три с половиной мостовые роты. А если взять Группу Советских Войск в Германии, то там их окажется больше, чем во всей американской армии. Было чего бояться Европе. Недаром они прикидывали, что в случае чего Советской Армии понадобится дня три-четыре, чтобы оказаться на берегу Ла-Манша. И будьте уверены, что-что, а мосты мы наводить умели, и умели неплохо.
Источники
1. Field Manual 90-13 (FM 90-13). River Crossing Operations.Headquarters Department of the Army Washington, DC, 26 January 1998.
2.Marine Corps Warfighting Publication 3-17.1 (MCWP 3-17). Commander, US Marine Corps Washington, DC, 26 January 1998.
3.Training Circular 5-210 (TC 5-210) MILITARY FLOAT BRIDGING EQUIPMENT. Headquarters Department of the Army Washington, DC, 27 December 1988. Chapter 4. Improved Float Bridge (Ribbon).
4. ОфициальныйсайтДепартаментаАрмииСША " Federation of American Scientists" (www.fas.org/men/dod-101/sys/land).
5. Сайт The Website for Defence Industies- Army (www.army-technology.com)
6.ОфициальныйсайтИнженернойшколыармииСША "US Army. Engineer School" (www.woyd.army.mil).
7. ОфициальныйсайтармииСША PM Brinding (peocscss.tacom.army.mil).
8.Сайт Wyoming Military departament(wyoguard.state.wy.us).
9.Сайт US army rebuilds brodges
10.Сайт Improved Float Bridge (www.globalsecurity.org)
Заметки на полях.
Ну вот, опять вы скажете: "Всяк кулик свое болото хвалит". Ну что я могу сделать, если сами американцы признают, что Ribbon Bridge они скопировали с советского парка ПМП, вплоть до количества болтов на крышках смотровых люков, заменив лишь сталь на аллюминий, уложив понтоны на свои грузовики и придав им свои катера. И это сказано не где-нибудь, а в Полевом Уставе армии США FM 90-13 "Операции форсирования рек".
Напомню, что в СА понтонный парк ПМП поступил в 1962 году. К настоящему времени имеются значительно усовершенствованные его модификации ПМП-М, ПП-91, ППС-84, причем последний может использоваться и как плавучая взлетно-посадочная полоса для боевых самолетов палубной авиации (длина 702 метра, ширина полосы 13.8 метра).