Что если на Руси сохранится демократия или альтернативная история Вечевой Руси. Часть 1. Первые полвека вечевой державы

1

Попался небольшой цикл по теме альтернативной Руси в Дзен. Если автор присутствует у нас на сайте, откликнитесь, я размещу этот цикл в вашем аккаунте.

Вы ловили себя на мысли: как бы повернулась история Древней Руси и России в целом, если бы она пошла по вечевому пути развития?

Изначально Россиия стала бы демократической и развивалась бы путем республики. Древней Руси хватило бы четырёх столетий для того чтобы подготовиться к монгольскому нашествию и успешно отбить его. Давайте представим альтернативный вариант истории Древней Руси если бы она пошла по демократическому вечевому пути развития.

«Новгородское Вече» (А. П. Рябушкин, конец XIX века)


«Новгородское Вече» (А. П. Рябушкин, конец XIX века)

Содержание:

Исторический антураж

Итак, середина девятого века. Во времена Деревней Руси носителями вечевых порядков стали такие племена как вятичи, северяне, уличи, древляне, частично радимичи и кривичи, и серверяне ильменские. То есть племена селившиеся на левом берегу Днепра.

Из среды свободных общинников выделяются вожди племён и главы общин, а также крупные землевладельцы.

Что если на Руси сохранится демократия или альтернативная история Вечевой Руси. Часть 1. Первые полвека вечевой державы

Какие факторы послужили складыванию вечевого демократического строя среди этих племён восточных славян:

Первое, вожди племён и главы общин, крупные землевладельцы вынуждены были прислушиваются к мнению большинства. Все главные вопросы жизни племени или общины решались на вече большинством голосов свободных общинников.

Второе, все свободные общинники имели право носить оружие и с помощью него имели право защищать свое племя, свою общину, свою землю и свое хозяйство.

Третье, среди восточнославянских племён не установилось правило перехода власти вождя и старейшины от отца к сыну. Вождём, старейшиной, воеводой мог стать любой свободный общинник проявивший себя в деле или завоевавший авторитет.

В процессе разложения родовой общины и складывания протогосударства восточных славян образовались несколько классов, которые были заинтересованы в установлении демократических вечевых порядков.

Какие это были классы?

1. Из среды свободных общинников достаточно быстро выделился класс крупных землевладельцев и администраторов. Благодаря своему труду и большой семье они обрабатывали больше земли, постепенно захватывали новые земли, нанимали свободных общинников в качестве работников.

Так они становились богаче, влияли на вечевые собрания, приобретали авторитет в общине или племени, становились общинными старейшинами или вождями племен.

3. Третий класс это свободные горожане ремесленники, которые обзоводились своим делом, выделялись из общины, и были заинтересованны в вечевых порядках, чтобы оказывать влияние на решение всего города.

4. Четвертый класс это купцы, которые не хотели платить высокие пошлины князьям за торговлю и проход по пути из варяг в греки.

5. Пятый класс это простые свободные общинники земледельцы и городские ремесленники. Как правило их интересы противоречили интересам остальных классов крупных землевладельцев, бояр и купцов. С помощью вече они противостояли этим классам и отстаивали свои интересы.

6. И шестой класс, который напрямую не был заинтересован в установлении вечевых порядков но активно влиял на установление демократического строя. Это класс белого и чёрного духовенства. Епископы, игумны и простые священники принимали участие в решении различных споров, судебных тяжб, вопросов на вече.

Фактически эти классы явились фундаментом и прообразом будущего гражданского общества Древней Руси.

Любые действия князя, боярина, воеводы или старейшины в обход вече считались нелегитимными. Вече активно противодействовало попыткам кого бы то ни было захватить власть в общине, племени или городе.

Так на протяжении второй половины девятого века на территории племён восточных славян к востоку от Днепра установились вечевые демократические порядки в противовес княжеской власти на землях западных племен восточных славян.

Факторы повлиявшие на установление демократических вечевых порядков

Какие факторы повлияли на установление демократических вечевых порядков в Древней Руси:

1. Децентрализация власти.

2. Установление гражданского общества.

3. Ранняя христианизация населения.

4. Ранняя кодификация законов.

5. Запрет на обращение в рабство славян и запрет на внутреннюю и внешнюю торговлю рабами славянами.

6. Противоборство всего населения княжеской власти.

7. Союзнические отношения с Византией.

Рассмотрим подробно каждый из факторовфакторов.

Децентрализация власти

В каждом поселении восточных славян власть распределялась между несколькими лицами.

Как правило это были:

  • городской голова
  • воевода с отрядом дружины
  • тиун
  • судьи
  • вечевой старейшина
  • волх в и позднее священник
  • знахарь

Городской голова или Старейшина общины выполнял административные функции и был носителем исполнительной власти. Он организовывал укрепление поселения, строительство крепостных валов и стен, ворот, башен, отвечал за строительство дорог и мостов, мельниц, общественных хозяйственных построек.

Поселение в 300 дворов как правило охранял отряд воеводы с дружиной 15-20 человек. Воевода отвечал за оборону поселений и общины, за организацию ополчения, обучения ополченцев, устройство городских оборонительных сооружений, а также разведку.

Тиун выполнял функции сборщика налогов и казначея. Он отвечал за сбор, хранение и распределение налогов. Как правило налоги собирались в натуральной форме и составляли десятину от всех доходов.

Натуральные налоги шли на корм воеводы с дружиной, обустройство и защиту поселения и другие общественные работы.

Функции судебной власти выполнял один судья , либо до трёх судей из числа выбранных свободных граждан, как правило старейшин, признанных авторитетов.

Вечевой Старейшина отвечал за сбор и модерацию вече.

Волхв, а позднее и священник оказывали влияние на каждого отдельного общинника в частности, тем самым косвенно влияли на принятие решений всей общины.

Знахарь лечил людей и скотину, и также оказываюл влияние на рядовых общинников.

Рядовые общинники, как-то кузнец, травник, мельник, либо богатый общинник, или имевшие авторитет среди свободного населения общины, оказывали влияния на принятие решений на вече.

Установление гражданского общества

Среди славян восточных племён рано установилось гражданское самосознание. Свободные общинники выступавшие в качестве протограждан воспринимали себя хозяевами своей земли, своей общины, ответственными за её существование.

Свободный общинник-гражданин пахал землю, либо был ремесленником в городе, одновременно служил в ополчении, принимал участие в вече, выбирал ответственных лиц, платил десятину налогов, и влиял на жизнь общины.

Гражданином считался только свободный общинник, который платил десятину налогов, имел ряд прав и обязанностей.

Запрет на обращение славян в рабство

С гражданским самосознанием напрямую было связано установившиеся правило в среде восточных славян. Это правило запрещало обращать восточных славян в рабство, а также запрещало торговать славянами рабами на внутреннем и внешнем рынке.

Ранняя кодификация устного права

861 годом датируется первое Русская Правда среди племён восточных славян. Далее в течение двух десятилетий IX века составленны Правды нескольких племен восточных славян. И в конце IX века была составлена единая Русская Правда всех племен и общин восточных славян населявших земли восточнее Днепра и Новгорода.

Ранняя христианизация и союз с Византией

Чтобы противостоять княжеской власти Рюрика и его потомков восточные славяне рано начали искать союзников и нашли их в лице православного христианства и Византии. В 865 году вятичи первыми приняли христианство. Затем в течение 5-10 лет остальные племена восточных славян приняли православное христианство.

Сначала племена восточных славян установили союзнические отношения с Херсонесом и Тмутараканью, а потом с Византией, которая была заинтересована иметь защитника своих крымских колоний и союзника на восточных границах в противовес Киевской Руси.

Противостояние княжеской власти

Складывание гражданского самосознания восточных славян напрямую было связано с общественным мнением, которому было противно само понятие княжеской власти.

В то время как ильменские словене призвали Рюрика и образовалась Киевская Русь, восточные славяне никого не призывали и не устанавливали у себя княжескую власть. Они не называли своего правителя князем, а лишь главой, то есть главного среди равных. Либо городским головой, либо старейшиной, либо воеводой.

В виду распределения власти среди нескольких лиц в общине восточных славян не сложилось единоличного правителя который отвечал бы за все стороны государственной и общественной жизни. Власть находилась в руках нескольких лиц, наделеннных исполнительной властью, закодательного веча, и община в целом ощущала ответственность за свою судьбу.

Все эти предпосылки явились связующим веществом, которое сцепило здание будущего гражданского общества восточных славян и способствовало установлению республиканского строя Русского государства.

860 год – племена вятичей, днепровских северян, частично кривичей и радимичей, а также ильменских славен начинают экспансию и захватывают земли финно-угорских племен мери, веси, муромы, пещеры, мордвы, а также земли веспов и печоры.

861 год – написана первая «Русская Правда» у вятичей.

862 год – по версии «Повести временных лет» славяне призывают Рюрика. В это время племена ильменских славен, радимичи, кривичи, дреговичи и поляне, недовольные князем и его порядками, переселяются на земли восточных славян и финно-угорских племен.

863–873 годы – записаны законы в формате «Русской Правды» у племён северян, кривичей, радимичей, дреговичи, ильменских славен. Также составляются отдельные своды законов для городов Смоленска, Ростова, Мурома, Старой Русы, Ладоги, Белоозера.

865 год – вятичи первыми принимают христианство, устанавливают культурные и политические связи сначала с Херсонесом, а потом и с Византией. Затем в течение десяти лет остальные племена также принимают православие.

875 год – складывается Союз племён восточных славян, написана всеобщая «Русская Правда» всех племён, устанавливается единая митрополия на территории всего Союза. Политическим центром становится Смоленск, в нём располагается всесоюзное вече, судебная власть, и избираемый на пять лет князь. Первым правителем Союза племен восточных славян становится Миролюб.

Первый князь Вечевой Руси Миролюб


Первый князь Вечевой Руси Миролюб

882 год – под Смоленском происходит сражение между Миролюбом и Олегом, который двигался с дружиной на юг. Дружина Миролюба дала отпор Олегу, он осадил Смоленск но город взять не смог. После продолжительной осады Миролюб сдает Смоленск и переносит столицу союзного государства в Ростов.

Жители Смоленска, а также дреговичи, северяне и радимичи переселяются на юг по Дону, на восток и северные земли финно-угорских племен.

883-885 годы – основаны города Чернигов, Рязань, Елец, строятся крепости на Дону и Оке, возводятся засечные черты по Дену против хазар.

896 год – Союз племён восточных славян образует Древнерусское царство, столица переносится из Ростова во Владимир, первым русским царем избирается Ярослав – Земский Голова Земель вятичей.

Первый русский царь Ярослав


Первый русский царь Ярослав

898 год – военный и торговый союз с Византией. В обмен на беспошлинную торговлю с Византией Русское Царство обязуется защищать от хазар Крым и воевать с Киевом в случае военного похода Киевского князя.

899 год – с помощью щедрых даров царь Ярослав подкупает хазар и заключает с ними мирный договор обязующий их не нападать на византийские колонии в Крыму.

Так заканчивается история становления первого Русского царства восточных славян.

За эти полстолетия первое Русское царство успешно проходит путь от родоплеменного общества и Союза племён до государственного образования, противостоит натиску киевских князей. Хотя теряет Смоленск, но возникают новые города и крепости, усиливается миграция славян на восток и юг вдоль реки Дон.

Устанавливается единая митрополия Русского царства, зависящая от Византии.

В это время формируеются прото-республиканские обычаи. Устанавливается законодательная власть в форме вече, на котором избирается царь и принимаются важные законы государства. Вече формируется из представителей всех земель царства.

Избираемый на вече царь является исполнительной властью, и служит интересам всего государства.

Судебная власть перемещается во Владимир и там организуется высший судебный орган.

Источники:

https://dzen.ru/a/YEsH5WJXGE7LfdU7

https://dzen.ru/a/YEtGfFO9bl6XdLEB

https://dzen.ru/a/YEuximyGHwEHAEki

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account