Что если Эдвард Гротте останется в СССР или альтернативный Т-35 и его потомки

18

Немецкого инженера Эдварда Гротте трудно назвать выдающейся личностью. Знают о нём лишь любители бронетехники по Танку Гротте, да по проекту немецкого сверхтяжёлого сухопутного крейсера Р-1000 «Ratte».

Эдвард Гротте


Эдвард Гротте

В начале 30-х годов инженера пригласили работать в СССР, однако карьера у него у нас в стране не сложилась, его детище, танк ТГ, был признан слишком сложным и работы по нему были свёрнуты, а сам конструктор был отправлен назад в Германию. Вместо него, чуть позже, в СССР наладили выпуск «простого» Т-35, «детские болезни» которого так и не были устранены вплоть до самого начала войны.

А предположим, что руководство СССР, признало проект ТГ, ИНТЕРЕСНЫМ и достойным внимания. И было принято решение, продлить сотрудничество с Гротте и поручить довести ему машину до серийного образца.

В 1932 году, доработанный ТГ, получивший название Т-35 был принят на вооружение РККА.

Серийный Т-35 Гротте


Серийный Т-35 Гротте (рисунок взят у коллеги Ansar02)

Т-35 имел следующие характеристики:

  • Масса, т – 25,

Размеры;

  • Длина корпуса, мм – 7500,
  • Ширина, мм – 3000,
  • Высота, мм – 2840,
  • Клиренс, мм – 340,

Броня;

  • Тип брони – стальная катаная,
  • Лоб корпуса, мм/град. – 44,
  • Борт корпуса, мм/град. – 20-24
  • Корма корпуса, мм/град. – 24
  • Днище, мм – 8,
  • Крыша корпуса, мм – 8,
  • Лоб башни, мм/град. – 44,
  • Лоб рубки, мм/град. – 44,
  • Борт башни, мм/град. – 30,
  • Борт рубки, мм/град. – 30,
  • Корма башни, мм/град. – 30,
  • Корма рубки, мм/град. – 30,
  • Крыша башни, мм/град. – 10,
  • Крыша рубки, мм/град. – 10

Вооружение;

  • 107 мм танковая гаубица Сячинтова в неподвижной рубке,
  • 37-мм пушка «большой мощности» Сячинтова с полуавтоматикой от компании «Рейнметалл»,
  • 2 х 7,62 мм пулемёта ДТ,

Силовая установка;

  • Двигатель – V-образный 12-цилиндровый карбюраторный авиационный четырёхтактный воздушного охлаждения М-6
  • Мощность двигателя л. с. – 300,
  • Максимальная скорость км/час – 35,
  • Запас хода по шоссе, км – 350,
  • Запас хода по пересечённой местности, км – 120.

Нельзя не отметить, что танк всё-таки оказался чрезмерно сложным для производства в СССР начала 30-х годов. Поэтому сразу начались работы по увеличению его технологичности.

Однако эти работы результаты давали слишком медленно. В первый год выпуска, в 1932 году, на Ленинградском заводе «Большевик», которому была поручена сборка танков, было построено всего 8 машин. В следующем, 1933, построили 15, а в последний год выпуска, в 1935 году, собрали 20 танков.

В это же время, в 1932 году, на вооружение РККА была принята 45 мм противотанковая пушка 19-К. И выяснилось, что на ближней дистанции она способна пробивать даже лобовую броню Т-35. А борта и корму она способна была пробивать практически со всех дистанций.

45-мм противотанковая пушка 19-К


45-мм противотанковая пушка 19-К

Конечно такое положение вещей, особенно учитывая, что подобные пушки являлись самыми массовыми в странах вероятных противников и штучность советских тяжёлых танков, руководство РККА посчитало недопустимым. Поэтому перед Гротте и его КБ была поставлена задача радикально улучшить защищённость советских тяжёлых танков. При этом было допустимо увеличение до 40 тонн, так была возможность установки на танк 500-сильного бензинового двигателя М-17Л

V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Л


V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Л

Итогом этих работ стала модернизированная машина Т-35М, которая имела следующие технические характеристики.

ТТХ танка Т-35М:

  • Масса, т – 40,

Размеры;

  • Длина корпуса, мм – 7500,
  • Ширина, мм – 3000,
  • Высота, мм – 2840,
  • Клиренс, мм – 340,

Броня;

  • Тип брони – стальная катаная,
  • Лоб корпуса, мм/град. – 100,
  • Борт корпуса, мм/град. – 70,
  • Корма корпуса, мм/град. – 70
  • Днище, мм – 10,
  • Крыша корпуса, мм – 10,
  • Лоб башни, мм/град. – 70,
  • Борт башни, мм/град. – 50,
  • Корма башни, мм/град. – 50,
  • Крыша башни, мм/град. – 15,

Вооружение;

  • 76,2 мм танковая пушка ПС-3,
  • 3 х 7,62 мм пулемёта ДТ,

Силовая установка;

  • Двигатель – V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Л
  • Мощность двигателя л. с. – 500,
  • Максимальная скорость км/час – 35,
  • Запас хода по шоссе, км – 250,
  • Запас хода по пересечённой местности, км – 100.
Тяжёлый танк Т-35М


Тяжёлый танк Т-35М

Отдельно несколько слов нужно сказать об основном вооружении танка. Для него была выбрана пушка ПС-3 имевшая исключительные характеристики, но очень сложная в производстве. Подробно об этом орудие описано у нас на сайте.

В первый год выпуска, новой машины, которым стал 1935 год при плане в 12 танков, было создано всего 4 машины. Это было обусловлено, и задержками в производстве силовой установки, и с перебоями в производстве пушек.

Однако в течении 1935 года, проблемы потихоньку решались и уже в следующем 1936 году было построено 12 танков. В 1938 году производство Т-35М удалось удвоить, а в 1939, удвоить по сравнению с 38 годом. То есть, в 1938 построили 24 танка, а в 39 с учётом сверхплановых машин – 52.

Что касается Эдвард Гротте, то он продолжал работать в КБ, теперь уже Кировского завода, которым стал завод «Большевик». Основными работами, которыми он занимался, являлись, конечно работы по увеличению технологичности Т-35. Однако творческой натуре Гротте, трудно было оставаться в рамках ежедневной рутины, и он в инициативном порядке занимался разработкой абсолютно новой машины.

На эти работы деньги были выделены, но сроки не поставлены, это было вызвано тем, что, в принципе, руководство РККА, в конце 30-х годов, Т-35 полностью устраивали. Однако, Гротте, работал действительно стахановскими темпами и в 1939 году выкатил на испытания абсолютно новую машину, получившую название Т-39.

Данная машина воплотила все новейшие наработки того времени. Подвеска на танке стала торсионной. В качестве основного вооружения была выбрана 107 мм пушка ЗиС-6, которая в этом мире была разработана немного раньше. Ну а силовой установкой новой машины стал бензиновый двигатель жидкостного охлаждения ГАМ-34, мощностью 850 л. с.

Конечно, масса машины подросла, она составила 50 тонн. Однако на динамические характеристики и проходимость это не сказалось, высокая мощность мотора всё компенсировала.

Танк Т-39


Танк Т-39

ТТХ:

  • Масса, т – 49,5,

Размеры;

  • Длина корпуса, мм – 7800,
  • Ширина, мм – 3000,
  • Клиренс, мм – 340,

Броня;

  • Тип брони – стальная катаная,
  • Лоб корпуса, мм/град. – 100,
  • Борт корпуса, мм/град. – 70,
  • Корма корпуса, мм/град. – 70
  • Днище, мм – 10,
  • Крыша корпуса, мм – 10,
  • Лоб башни, мм/град. – 100,
  • Борт башни, мм/град. – 70,
  • Корма башни, мм/град. – 70,
  • Крыша башни, мм/град. – 15,

Вооружение;

  • 107 мм танковая пушка ЗиС-6,
  • 2 х 7,62 мм пулемёта ДТ,

Силовая установка;

  • Двигатель – V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения ГАМ-34
  • Мощность двигателя л. с. – 850,
  • Максимальная скорость км/час – 40,
  • Запас хода по шоссе, км – 260,
  • Запас хода по пересечённой местности, км – 170.

Для испытаний КБ приготовило сразу 3 танка, которые прошли их блестяще. После чего новый танк Т-39 был принят на вооружение. Правда, руководство РККА, пока не понимало для чего ему такая мощная машина. Поэтому Т-35 так же в производстве оставило. А план на производство Т-39 был поставлен 12 штук в год.

30 ноября 1939 года грянула война между СССР и Финляндией, больше известная как Зимняя война. Одной из главных задач этой войны стал прорыв беспрецедентно укреплённой линии Маннергейма. В РИ, имеющимися силами и средствами эта задача решена так и не была. Однако в этом мире на острие штурмовых групп оказались подразделения тяжёлых танков Т-35 усиленные имевшимися Т-39.

При всей доблести финских солдат и мощи их дотов, противопоставить советскому бронированному кулаку, на острие которого шло 12 Т-39, финны ни чего не смоги. Линия Маннергейма была прорвана сходу, а ещё до окончания 1939 года Хельсинки был взят. В январе 1940 года война была в основном закончена. Финляндия стала Карело-Финской ССР, а её главой стал Отто Куусинен.

Флаг Карело-Финской ССР


Флаг Карело-Финской ССР

 Отто Куусинен


Отто Куусинен

Стоит отметить что при штурме линии Маннергейма не был потерян, от огня противника, ни один Т-39. Всего входе боёв на финской оборонительной линии РККА потеряла 3 танка, при этом они вышли из строя из-за поломок и минных полей. Это побудило руководство СССР в дальнейшем сделать ставку именно на эти боевые машины. На 1940 года производство Т-35 сворачивалось, вместо него был поставлен план по выпуску 48 танков Т-39 в год.

Подбитый Т-39 на линии Маннергейма


Подбитый Т-39 на линии Маннергейма

Не смотря на удачное окончание Зимней войны, руководство РККА признало, что мощи 107 мм пушки танка Т-39 недостаточно для разрушения долговременных железобетонных ДОТов. Лучше всего для этих целей подходили, или 203 мм гаубицы Б-4, или 152 мм гаубица Бр-2. Однако их запредельный вес, обе артсистемы весили около 18 тонн, ограничивал их сферу применения. Поэтому руководство СССР перед КБ Гротте поставило задачу адаптировать шасси Т-39 под сверхмощные советские гаубицы.

Первые же прикидки показали, что шасси серийного Т-39 не походит под перевозку столь тяжёлых артсистем. Поэтому началась разработка САУ, практически с нуля.

Все узлы ходовой были пересчитаны и существенно усилены, двигатель перекочевал в центр корпуса, а его бронирование существенно уменьшено. Теперь корпус делался из катанной гомогенной брони толщиной 30 мм, которая имела одинаковую толщину по кругу. Считалось что в первой линии эти машины воевать не будут, а такой защиты от осколков бомб и снарядов вполне достаточно.

Однако, до начала Великой Отечественной Войны, даже опытный образец построен не был, а с её началом уже было не этого.

Кстати, война в этом мире шла для СССР на много легче. Блокады Ленинграда не было, так как снабжение города велось через Финляндию. Это привело к тому, что наступление под Москвой было на много более мощным. Оно привело к окружению штурмующих Москву немецких частей и к огромным потерям Вермахта, которые тот так восполнить и не смог. Далее РККА только наступали. В 1943 году была освобождена вся территория СССР. А сама война закончилась в 1944 году в Париже, так как ни какие союзники в Европе, так и не высадились.

Гитлер вместе с часть немецкой армии отступил в Испанию. А в 1945 году начался второй раунд Испанской гражданской войны, в котором испанские республиканцы, при поддержке Красной Армии добились быстрой и безоговорочной победы. Вся Европа стала Красной.

Когда, в 1942 году, стало ясно, что СССР войну не проиграет, КБ Гротте снова вернулось к проекту сверхмощной САУ. В работе она получила название Объект 212А и осенью 1942 года первая машина вышла на испытания. В начале 1943 года был готов Объект 212Б, с 203 мм гаубицы Б-4. Объект 212А позднее получивший название Су-152Б вооружался гаубицей Бр-2.

Так как, реально, особой нужды в столь мощных САУ РККА не испытывала, то работы над новыми САУ шли не шатко не валко, инженеров никто не торопил. Однако, в штурме Берлина, некое количество, и Су-152Б, и Су-203, всё же участвовало и попало в кадры кинохроники, где эти машины вели огонь прямой наводкой с одного выстрела складывая большие многоэтажные здания.

САУ Су-152Б  


САУ Су-152Б

Ну и последней машиной которую КБ немецкого инженера создало во время войны стала САУ или даже танк, известный как Объект 103. Данная машина родилась из простого желания поэкспериментировать с установкой на Объект 212 других артсистем. Среди всего прочего попробовали как встанет морская 130 мм пушка Б-13. Тут то и выяснилось, что данное орудие слишком лёгкое для базы Объекта и его вполне можно поставить во вращающейся башне.

Изначально эта башня, так же как на Объекте 212, располагалась в задней части корпуса. Однако требование к САУ, как к истребителю танков, подразумевало что в отличие от своих собратьев с гаубицами, данная машина будет встречаться с вражескими машинами, что называется лицом к лицу. А значит машине требуется бронирование, хотя бы на уровне Т-39.

Кроме этого, изменившиеся требование привели к тому что пришло понимание, что машина должна получить корпус классического танка. Поэтому танк снова перепроектировали.

Кроме этого, в это время в СССР появился новый мощный танковый дизель В-6 (абсолютно альтернативный силовой агрегат), мощностью 850 л. с. И было принято решение попытаться установить его на новую машину.

В итоге до конца войны была построена всего один танк. Который даже в рамках войсковых испытаний принял участие в боевых действиях. Но ни каких данных о том, как она там себя проявила нет.

Тяжёлый танк Объект 103


Тяжёлый танк Объект 103

На этом история эволюции Т-35 в СССР закончилась. Объект 103 так и остался в единственном экземпляре и работы по нему были прекращены, так как время требовало новых решений и разработки новой машины.

Но вот в ГДР эти машины получили новую жизнь. После окончания войны Эдвард Гротте вернулся на родину где возглавил танковое КБ. Там для армии ГДР был создан тяжёлый танк, Р.60 Ratte, ставший логичным завершением работ над Объектом 103.

Последний танк, в проектировании которого непосредственно принимал участие Эдвард Гротте – Р.60 Ratte


Последний танк, в проектировании которого непосредственно принимал участие Эдвард Гротте – Р.60 Ratte

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account