Добрый вечер, уважаемые коллеги. Нынче у нас в планах очередной раунд издевательств над «доцусимским» русским флотом. При этом изменения в этой истории по большей части будут не слишком существенными, а главная идея всех предложенных переделок будет понятна из первого же абзаца. Хотя виновник всего происходящего в альтернативе, так называемый адмирал «Х», останется величиной непознанной. 🙂
Адмирал «Х», сменивший в 1894 году на посту управляющего русским Морским министерством Н.М.Чихачева, очень любил крейсера. Причем как раз «чихачевского» толка – большие и автономные океанские рейдеры. Хотя конструкцию их он видел все же самую малость иначе, чем его бывший патрон.
Потому, например, снова приостановленный постройкой из-за очередной переделки проекта «Рюрик» получил в итоге первые 45-калиберные восьмидюймовки. Эти пушки на его палубе расположили на французский манер ромбом. Также вернулось легкое прикрытие со стороны борта для шестидюймовой батареи в виде дополнительного слоя бортовой обшивки, как это было в первоначальных планах для данного крейсера. Ватерлинию в оконечностях тоже прикрыл импровизированный пояс из утолщенной суммарно до полутора дюймов обшивки. Правда, за это пришлось заплатить сокращением числа 152-мм пушек с 16 до 14 и отказом от 120-мм орудий в пользу дюжины 75-мм на станках Канэ.
А еще адмиралу «Х» были весьма по нраву соединения из трех более-менее однотипных кораблей. Потому недавно заложенная «Россия» с последовавшим за ней в 1897 году «Громобоем» оказались почти идентичными «Рюрику» по архитектуре, составу вооружения и принципам защиты артиллерии. Разве что с двухдюймовой брони общей батареи и новых щитов восьмидюймовок коробчатой формы у первой перешли уже на четырехдюймовые индивидуальные казематы и щиты у второго.
Впрочем, досталось от нового управляющего и броненосцам. Тот же «Наварин» он повелел уже при достройке перевооружить артиллерией на бездымном порохе – и конструкторам пришлось изрядно поломать головы, втискивая в его башни 40-калиберные двенадцатидюймовки. Новые пушки были даже чуть дешевле прежних – но дополнительная работа с башнями съела весь потенциальный денежный выигрыш. Замена 8-ми старых шестидюймовок на 6 пушек Канэ того же калибра, к счастью, позволила обойтись без лишних трат.
Черноморский «Три Святителя», которого ради быстрейшей отправки «Наварина» на Дальний Восток переместили дальше в очереди на получение артиллерии, претерпел минимальные изменения, сменив свои 4 «стодвадцатки» на то же число шестидюймовых пушек в отдельных броневых казематах. Лишние 150 тонн, потребовавшиеся для этого, выкроили за счет сокращения числа 37-миллиметровок (грот-мачта лишилась боевого марса и ощутимо полегчала) и некоторого ужимания по габаритам надстройки. Причем переместившиеся в углы нового нижнего каземата концевые шестидюймовки тоже получили возможность вести огонь прямо по носу и по корме.
Аналогично, кстати, поправили каземат и на «Сисое Великом». А на броненосцах типа «Полтава» смогли 127-мм броней прикрыть также батарейные шестидюймовки – а с ними и основания дымовых труб до верхней палубы. Платой за эти переделки стало незначительное сокращение толщины главного пояса – у всех четырех названных броненосцев она составила 14 дюймов напротив котлов и машин и 10 дюймов в районе погребов ГК.
«Генерал-адмирал Апраксин», развивавший тип «Ушакова» и «Сенявина», в отличие от первоначальных планов, все же получил на корме, как и в носу, двухорудийную башню. Сотней тонн заведомой перегрузки при этом решено было пренебречь.
А вот «Храбрый», задуманный было как развитие трех канлодок типа «Грозящий», в итоге стал неброненосным (только полудюймовая палуба) 1000-тонным по проекту «стационерским» корабликом с вооружением из пары 120-мм и четырех 75-мм пушек. Позже в составе русского флота появились примерно такие же «Гиляк» и «Хивинец». Тем самым, принцип «троек» при адмирале «Х» продолжал соблюдаться как минимум для кораблей до 3-го ранга включительно.
Правда, на Черном море выдерживать его оказалось тяжелее всего – и за парой заложенных там в 1894 году, одновременно в Николаеве и Севастополе, броненосцев береговой обороны по типу «Апраксина», но только с электрическими башнями Обуховского, а не Путиловского завода, третий, увы, не воспоследовал. Впрочем, 8 броненосных кораблей и так полностью закрывали изначальный план для Черноморского флота по 20-летней программе.
Зато Балтика в этом плане продолжала радовать «тройственные» устремления адмирала «Х». И пусть единичный великокняжеский крейсер-яхта «Светлана» несколько выбивался из канвы, здесь адмирал утешал свое чувство прекрасного тем, что номинально относил его к тройке «больших» современных яхт, в которую он также включал царские «Полярную звезду» и «Штандарт».
Три заложенных в 1896 году больших 20-узловых бронепалубных крейсера типа «Диана» с вооружением из двенадцати 152-мм и того же числа 75-мм пушек тоже услаждали взор. А к паре начатых постройкой годом ранее «броненосцев-крейсеров» типа «Пересвет» (12750 тонн, 18,5 узла, 4-254х45, 12-152х45 и 16-75х50 по проекту) в 1898 году добавился имевший в целом схожие характеристики, но строившийся в Америке «Ретвизан».
Параллельно со строительством новых кораблей шла и модернизация ряда старых. Так, в 1895-1901 годах новую скорострельную 75-152-мм артиллерию получили шесть устаревших крейсеров – «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», «Минин», «Пожарский», «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский» (опять «два по три», если посчитать).
А чуть позже, в 1902-1905 годах шестидюймовки и 75-миллиметровки Канэ достались «Корнилову», «Нахимову» и «Памяти Азова» (по 10, 14 и 12 стволов первых и по 4 вторых соответственно). Причем на «Нахимове» и «Памяти Азова» также поменяли котлы на водотрубные «бельвили» («Корнилову» пришлось обойтись новыми, но по-прежнему огнетрубными) и по примеру «Рюрика» прикрыли утолщенной обшивкой оконечности. Помимо того, вся эта тройка, имевшая теперь общий отрядный 17-узловый максимальный ход, лишилась парусного рангоута.
Под модернизацию в то же время успел попасть и «Император Николай I». Его новый состав вооружения подогнали под «Сисоя» и «Наварин» (снова тройка) – четыре 305-мм в башнях Металлического завода и шесть 152-мм пушек в каземате с легкой (не свыше двух дюймов) броней. Получил данный корабль и котлы Бельвиля.
К 1898 году, когда вырисовалась неизбежность будущей войны с Японией, адмирал «Х» продолжил делать ставку на большие «броненосцы-крейсера», призванные нарушать коммуникации будущего островного противника, не слишком страшась его броненосных крейсеров. Очередные три таковых, «Богатырь», «Победа» и «Баян», в сравнении с «пересветами» подросли по водоизмещению и длине (до 13500 тонн и 449,5 фута по ватерлинии), а также по скорости хода – до 19 узлов (реально – до 19,5). При этом новая двухвальная машинная установка, скопированная с таковой у будущего «Цесаревича», обеспечивала еще и лучшую экономичность, а, значит, повышенную дальность плавания. Вооружение их осталось тем же, что у «Пересвета», «Осляби» и «Ретвизана».
Последними довоенными «чистыми» броненосцами русские оказались обязаны французам. Уже упомянутый «Цесаревич» и пять его отечественных копий (очередные «два по три») при тех же 13500 тоннах водоизмещения, что у «богатырей», и 18-узловом ходе несли вооружение из 4-305х40 и 12-152х45 (все в двухорудийных башнях), а также из 16-75х50 на станках Канэ (поровну в носовом и кормовом казематах). При этом данные корабли благодаря трехдюймовому «третьему» поясу имели почти полностью бронированный надводный борт – и это не говоря о броневой противоминной переборке.
В какой-то мере Франция (размерами и вооружением «Светланы») приложила руку к формированию облика и новых бронепалубных крейсеров Российского императорского флота той поры. Строившиеся в России и за рубежом, все они (9 штук – уже «три по три») имели по проекту водоизмещение в 4000 тонн, скорость в 24 узла (кроме «Боярина», которому по монаршему благоволению в этом плане сделали «скидку» на узел) и главную артиллерию из полудюжины 152-мм орудий с «подливкой» из восьми 75-мм пушек.
«Тройственными» стали и очередные минные заградители. «Амур», «Енисей» и «Волга», 2500-тонные корабли с 18-узловым ходом, благодаря вооружению из пары 120-мм и четверки 75-мм орудий каждый могли использоваться и в крейсерских целях.
Да и начатые переделкой в учебные артиллерийские корабли перед самой войной «Петр Великий», «Император Александр II» и едва не потерянный в 1897 году «Гангут» – их тоже было три.
А еще у адмирала «Х» был бзик на почве того, чтобы отправлять корабли к месту службы готовыми трехкорабельными соединениями, а не порознь. Поэтому войну с Японией на Дальнем Востоке встретили пять основных «троек» – три «полтавы», три «богатыря», «Пересвет», «Ослябя», «Ретвизан», «Рюрик», «Россия» и «Громобой», а также три «дианы». Послабления в этом плане были сделаны лишь для крейсеров-«четырехтысячников» (из них имелись «Варяг», «Аскольд», «Боярин», «Новик» и «Алмаз») и минных заградителей (к театру войны успели только «Амур» с «Енисеем»).
Готовящаяся же им на подмогу армада состояла из двух «девяток», броненосной и крейсерской – шести «цесаревичей», «Императора Николая I», «Наварина», «Сисоя», «Нахимова», «Корнилова», «Памяти Азова», «Донского», «Мономаха», «Минина», «четырехтысячников» «Жемчуга» с «Изумрудом», а еще «Светланы».
И флот адмирала «Х» вполне достойно показал себя в бою…
Приложение 1 – ключевые кораблестроительные отличия данного мини-мира от реального:
— «Ретвизан» по вооружению становится не «первоклассным» 12-дюймовым броненосцем, а фактически еще одним «пересветом», только с лучшей защитой;
— вместо 13 кораблей из нашей реальности («Победа», «Баян», «Варяг», «Аскольд», «Богатырь», «Олег», «Очаков», «Кагул», «Новик», «Боярин», «Жемчуг», «Изумруд», «Алмаз») за счет их совокупного проектного тоннажа строятся только 12 – 3 «10-дюймовых» броненосца-крейсера типа «Богатырь» и 9 бронепалубных крейсеров-«четырехтысячников», из последних два («Очаков» и «Кагул») на Черном море, оба в Николаеве, с закладкой в конце 1898 и начале 1901 годов;
— все три здешних «богатыря» строятся в России, при этом «Баян», заложенный на Галерном острове в начале мая 1899 года, сразу после «Паллады», строившейся чуть быстрее, чем в действительности, не сгорел, как реальный «Витязь»; «Победу» и «Богатырь» с февраля 1899 года строит Балтийский завод на сдвоенном открытом стапеле, созданном на месте разобранного после спуска на воду «Пересвета» большого деревянного эллинга и примыкавшего к нему прежнего малого открытого стапеля (в реальности примерно так этот стапель выглядел на момент постройки «Алмаза») – однако в последующем из-за стесненности условий на данном стапеле для одновременной постройки двух крупных кораблей подобный опыт больше не повторялся;
— «Амур» и «Енисей» строятся на сдвоенном открытом стапеле Балтийского завода после спуска на воду «Победы» в ноябре 1900 года и «Богатыря» в мае 1901 года;
— «Цесаревич» из-за более существенных, чем в реальности, изменений его проекта русской стороной (примыкание противоминной переборки к скосу палубы, пересмотр толщин брони и введение «третьего» пояса, защита броней 75-мм пушек) обретает полную готовность только к ноябрю-декабрю 1903 года и попасть в Порт-Артур уже не успевает – равно как и его первые русские копии;
— для Черноморского флота вместо «Ростислава» строятся два броненосца береговой обороны, а «Князь Потемкин-Таврический», подобный реальному, не строится.
Приложение 2 – расстановка сил Первой и Второй Тихоокеанских эскадр в данном мини-мире:
— на начало войны в Порт-Артуре находятся три «полтавы», «Пересвет», «Ослябя», «Ретвизан», три «дианы», «Варяг», «Аскольд», «Боярин», «Новик», «Амур», «Енисей» (роль стационеров, в том числе в Чемульпо выполняют канонерские лодки и устаревшие крейсера 2-го ранга);
— на Владивосток базируются «Рюрик», «Россия», «Громобой» и вспомогательный крейсер «Лена»;
— оконченные постройкой три «богатыря», бронепалубный крейсер «Алмаз» и вспомогательный крейсер «Ангара» приходят на Дальний Восток в конце января 1904 года, уже после начала боевых действий, из-за блокады Порт-Артура эскадрой Того и во избежание встречи с крейсерами Камимуры обходят Японию через пролив Лаперуза и в последующем базируются на Владивосток;
— выход с Балтики Второй Тихоокеанской эскадры – конец января 1905 года (предполагается, что Порт-Артур к этому времени не сдался, в том числе из-за преимущественного использования сосредоточенных в нем кораблей эскадры, уступающей силам Того и по возможности избегающей в этой связи открытого боя с японцами на море, для артиллерийских ударов по береговым целям);
— во Второй Тихоокеанской эскадре три боевых отряда (1-й – «Цесаревич», «Бородино», «Орел», репетичный и посыльный корабль – «Жемчуг»; 2-й – «Князь Суворов», «Император Александр III», «Слава», репетичный и посыльный корабль – «Изумруд»; 3-й – «Император Николай I», «Наварин», «Сисой Великий», репетичный и посыльный корабль – «Светлана») и два отряда охраны транспортов (1-й – «Адмирал Нахимов», «Память Азова», «Адмирал Корнилов»; 2-й – «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», «Минин»).
Приложение 3 – отдельные тактико-технические характеристики и особенности конструкции кораблей, представленных в данном мини-мире
За редкими исключениями корабли этого мира по сравнению с действительностью подверглись лишь легкому «тюнингу».
«Рюрик»: 4-203х45 (в палубных установках со щитами с 38,1-мм лобовой и бортовой и 19,05-мм верхней броней; расположены ромбически), 14-152х45 (все на станках с бортовым штыром в общей батарее с 76,2-мм траверзами, 38,1-мм бортовой защитой (утолщенная обшивка борта), 19,05-мм крышей (палубный настил) и 19,05-мм разделительными полупереборками между орудиями), 12-75х50 (на станках Канэ), 12-47, 4-37, 2-63,5-мм десантных, 5-381-мм т.а. (надводные), защита оконечностей по ватерлинии утолщенной до 38,1 мм обшивкой, в остальном ТТХ соответствуют реальному.
4-203х45 и 12-75х50 – за счет орудий с реальной «России». 2-152х45 и 6-120х45 уходят другим кораблям.
«Россия»: 4-203х45 (в палубных установках с коробчатыми щитами с 50,8-мм лобовой и 25,4-мм боковой и верхней броней; расположены ромбически), 14-152х45 (все на станках с бортовым штыром в общем каземате с 50,8-мм бортовой и траверзной броней, 25,4-мм крышей и полом (палубный настил) и 25,4-мм разделительными полупереборками между орудиями; крайняя носовая пара орудий в отдельном каземате в полубаке с такой же броней), 12-75х50 (на станках Меллера), 12-47, 4-37, 2-63,5-мм десантных, 5-381-мм т.а. (надводные), полный пояс по ватерлинии толщиной от 178 мм в центральной части до 127 мм в оконечностях, в остальном ТТХ соответствуют реальному.
4-203х45 и 12-75х50 на станках Мелллера – за счет орудий с реального «Громобоя». 12-75х50 на станках Канэ уходят «Рюрику», 2-152х45 уходят другим кораблям.
«Громобой»: 4-203х45 (в палубных установках с коробчатыми щитами со 102-мм лобовой, 50,8-мм боковой и 25,4-мм верхней броней; расположены ромбически), 14-152х45 (все на станках с центральным штыром в отдельных казематах со 102-мм бортовой и 50,8-мм тыльной броней, 25,4-мм крышей и полом (палубный настил)), 12-75х50 (на станках Меллера), 8-47, 4-37, 2-63,5-мм десатных, 4-381-мм т.а. (подводные), полный пояс по ватерлинии толщиной от 152 мм в центральной части до 102 мм в оконечностях, в остальном ТТХ соответствуют реальному.
4-203х45 – за счет орудий с реальных «Храброго» и «Баяна». 12-75х50 на станках Меллера уходят «России». 2-152х45 уходят другим кораблям.
«Наварин»: основное вооружение – 4-305х40 (башни Обуховского завода) и 6-152х45 (заказаны вместо стоявших на нем в реальности 4-305х35 с их башнями и 8-152х35 без увеличения их совокупной стоимости). Форма нового каземата для 152-мм орудий позволяла вести огонь парой пушек прямо по носу и по корме. В остальном после постройки не имеет существенных визуальных и конструктивных отличий от реального.
В 1904 году довооружен 4-75х50 на станках Меллера (как и в реальности).
«Три Святителя»: кроме чуть уменьшившейся надстройки, облегченной грот-мачты без боевого марса и среднего калибра из полностью казематированных 12-152х45 не имеет существенных визуальных и конструктивных отличий от реального.
4-152х45 – за счет 2 пушек с реального «Рюрика», 1 с реального «Владимира Мономаха» и 1 с реального «Кремля». 4-120х45 уходят другим кораблям.
«Сисой Великий»: уменьшение толщины брони главного пояса до 356 мм в центральной части и до 254 мм в оконечностях позволило примерно на 150 тонн снизить конструктивную перегрузку. Помимо этого и изменения формы каземата для 152-мм орудий, не имеет существенных визуальных и конструктивных отличий от реального.
В 1904 году довооружен 4-75х50 на станках Меллера (как и в реальности).
«Полтава», «Петропавловск», «Севастополь»: уменьшение на всех трех толщины брони главного пояса до 356 мм в центральной части и до 254 мм в оконечностях и около 100 лишних тонн перегрузки у «Полтавы» с «Севастополем» позволили прикрыть 127-мм броней батарейные 152-мм орудия. Помимо этого, не имеют существенных визуальных и конструктивных отличий от реальных.
«Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин»: помимо применения на «Апраксине» кормовой двухорудийной башни ГК и его большей примерно на 100 тонн строительной перегрузки в связи с этим, не имеют существенных визуальных и конструктивных отличий от реальных.
«Ростислав», «Князь Потемкин-Таврический»: в этой истории оба строятся за счет тоннажа реального «Ростислава» как два броненосца береговой обороны по типу «Генерал-адмирала Апраксина», с «электрическими» башнями ГК производства Обуховского завода.
5 дополнительных орудий 254х45 для «Апраксина» и «Потемкина», а также еще 6 таких пушек для будущих трех кораблей «богатырской» серии (11 по 55100 рублей – итого 606100 рублей) помимо выпущенных в реальности по давним подсчетам автора суммарно 34 исправных указанных орудий – за счет отказа от замены котлов на водотрубные на реальной «Екатерине II» (627700 рублей). Башни для «Ростислава» и «Потемкина» выпущены Обуховским заводом вместо реально произведенных им 2 «десятидюймовых» и 4 «шестидюймовых» для «Ростислава» без увеличения их совокупной стоимости.
8-120х45 для «Ростислава» и «Потемкина» – за счет 6 пушек с реального «Рюрика» и 2 с реального «Первенца».
Машины для «Ростислава» и «Потемкина» изготовлены Николаевским заводом вместо машин реального «Потемкина».
«Светлана»: не имеет существенных визуальных и конструктивных отличий от реальной. В 1904 году довооружена 4-75х50 на станках Меллера (как и в реальности).
«Диана», «Паллада», «Аврора»: кроме изменения состава артиллерии (12-152х45, 12-75х50, 8-47, 2-37, 2 пулемета), не имеют существенных визуальных и конструктивных отличий от реальных.
12 дополнительных 152х45 для них – за счет 2 с реальной «России», 2 с реального «Громобоя», 8 с реального «Баяна».
36-75х50 на станках Меллера уходят другим кораблям.
«Пересвет», «Ослябя»: кроме изменения состава артиллерии (4-254х45, 12-152х45, 16-75х50, 16-47, 4-37, 4 пулемета) и перераспределения брони в рамках отведенной на нее нагрузки (отображено на прилагаемой схеме), не имеют иных существенных конструктивных отличий от реальных.
2 дополнительных 152х45 для них – за счет 2 с реального «Уральца».
8-75х50 на станках Меллера уходят другим кораблям.
«Ретвизан»: не отличается от реального по длине, но имеет наибольшую ширину 21,79 м (против 22 м). Это вкупе с ростом проектной мощности машин до 17000 л.с. обеспечило кораблю фактическую скорость около 18,5 узла, как и у здешних «Пересвета» с «Ослябей». Меньшая масса вооружения с главным калибром из 254-мм, а не 305-мм орудий, соответствующим уменьшением веса их башен и сокращением числа малокалиберных пушек позволила пустить выкроенный тоннаж на указанную более мощную силовую установку и на защиту корпуса – поясная броня в оконечностях имела толщину 102 мм вместо 51 мм у настоящего «Ретвизана».
4-254х45 – за счет выпущенных в реальности запасных орудий данного типа. 2 башни для них выпущены Металлическим заводом вместо реально произведенных им 2 «шестидюймовых» башен для «Богатыря» и его работы в кооперации с Николаевским заводом по выпуску частей 6 «шестидюймовых» башен для «Олега», «Очакова» и «Кагула».
4-305х40, 2 башни Металлического завода для них и 4-75х50 на станках Меллера уходят другим кораблям.
«Дмитрий Донской»: в 1895 году перевооружен на 6-152х45 и 8-120х45 (вместо реальных 10). Дополнительно в 1903 году получил 4-75х50 на станках Меллера (вместо реальных 6 – причем без снятия 120-мм пушек).
2-120х45 уходят «Владимиру Мономаху», 2-75х50 уходят «Памяти Азова».
«Владимир Мономах»: в 1896-1897 годах перевооружен на 4-152х45 и 8-120х45 (вместо реальных 5 и 6). Дополнительно в 1904 году получил 4-75х50 на станках Меллера (аналогично реальному).
2-120х45 – за счет 2 с реального «Дмитрия Донского».
1-152х45 уходит «Трем Святителям».
«Минин»: в 1898-1900 годах перевооружен на 8-152х45 и 8-75х50 (в отличие от реального, на котором поставили по 6 орудий указанных калибров, при этом в данной истории на корабле были сняты 4 орудия 203х30). Также на нем установлена специально изготовленная машина по образцу одной из главных машин «России» (7250 л.с. по проекту, фактически – около 8000 л.с.). Это вкупе с состоявшейся еще в 1887 году заменой котлов на водотрубные позволило довести наибольшую скорость крейсера до 16,5 узла, что сделало возможным его использование в одном тактическом соединении с «Донским» и «Мономахом» (план подобной переделки «Минина» с установкой машины в 8000 л.с. и доведением скорости до 16,5 узла прорабатывался в 1893-1894 годах в реальности).
2 дополнительные 152х45 – за счет 2 из 12 с реального «Варяга», 2 дополнительные 75х50 на станках Канэ – 1 за счет реального «Гиляка», 1 за счет одного из пяти первых реальных миноносцев типа «Сокол».
Новая машина для данного крейсера изготовлена Балтийским заводом вместо 2 машин реального «Ростислава».
«Храбрый»: в этой истории конструктивно близок к реальному «Гиляку» – 1000 тонн водоизмещения по проекту, главная артиллерия из 2-120х45 и 4-75х50 на станках Канэ.
2-120х45 – за счет заготовленных в реальности 2 из 8 для вспомогательного крейсера «Москва», 4-75х50 – за счет четырех из пяти первых реальных миноносцев типа «Сокол».
«Гиляк»: кроме состава главной артиллерии (2-120х45 и 4-75х50), не имеет существенных визуальных и конструктивных отличий от реального.
1-120х45 – за счет 1 с реального «Уральца».
1-75х50 на станке Канэ уходит «Минину».
«Пожарский»: в 1898 году перевооружен на 4-120х45, используется в учебном артиллерийском отряде.
4-120х45 – за счет 4 с реального «Три Святителя».
«Генерал-адмирал»: в 1899-1900 годах перевооружен на 4-152х45 (как в реальности) и 4-75х50 на станках Меллера, используется в учебном артиллерийском отряде.
4-75х50 на станках Меллера – за счет 4 с реального «Пересвета».
«Герцог Эдинбургский»: в 1901 году перевооружен на 4-152х45 и 4-75х50 на станках Меллера, используется в учебном артиллерийском отряде.
4-152х45 – за счет 4 из 12 с реального «Варяга», 4-75х50 на станках Меллера – за счет 4 с реального «Осляби».
«Император Николай I»: в 1899-1900 годах заменены котлы на водотрубные Бельвиля (как в реальности), а в 1902-1904 годах – артиллерия. Новый состав вооружения – 4-305х40 в башнях Металлического завода с 229-мм вертикальной броней, 50,8-мм крышей, 76,2-мм полом и 203-мм барбетами «ступенчатой» формы (для уменьшения их массы), 6-152х45 в казематах с двухдюймовой бортовой броней, 4-75х50 на станках Меллера, 12-47, 4 пулемета.
4-305х40 и их башни – за счет 4 таких орудий и их башен с реального «Ретвизана», 6-152х45 – за счет оставшихся 6 из 12 с реального «Варяга», 4-75х50 – за счет 4 с реального «Ретвизана».
«Память Азова»: в 1904-1905 годах перевооружен практически аналогично реальному – 12-152х45 и 4-75х50 на станках Меллера, а котлы замены на водотрубные «бельвили» (тоже как в действительности). Помимо того, обшивка в оконечностях по ватерлинии утолщена до 38,1 мм.
2 дополнительные 75х50 на станках Меллера – за счет 2 с реального «Дмитрия Донского».
«Адмирал Нахимов»: в 1898-1899 годах машины переделаны на тройное расширение пара, заменены котлы на «бельвили», в 1902-1904 – артиллерия на 14-152х45 (10 в батарее на местах прежних 152х35, 4 на местах снятых башен орудий 203х35 с их барбетами на верхней палубе), 4-75х50 на станках Меллера, 12-47. Также обшивка по ватерлинии в оконечностях утолщена до 50,8 мм. Кстати, перевооружение только на 152-мм орудия Канэ (правда, в количестве 18 единиц) предусматривали и реальные предвоенные планы по данному крейсеру, о чем имеется указание в литературе.
14-152х45 для данного крейсера – это 14 из 15 таких пушек (15х25400=381000 рублей), выпущенных в данной истории вместо реальных 18-120х45 для «Новика», «Жемчуга» и «Изумруда» и 4-75х50 на станках Канэ для «Алмаза» (18х17720+4х15290=380120 рублей). 4-75х50 на станках Меллера – за счет 4 из 14 с реального «Потемкина». Котлы Бельвиля – вместо выпущенных в реальности для «Чесмы». Переделка машин – вместо аналогичной реальной операции на «Екатерине II».
«Адмирал Корнилов»: в 1902-1904 годах перевооружен на 10-152х45 и 4-75х50 на станках Меллера (вторые – как в реальности).
10-152х45 для данного крейсера – за счет 10 из 16 с реального «Потемкина».
«Богатырь», «Победа», «Баян»: строились как развитие кораблей типа «Пересвет», которые были сочтены адмиралом «Х» все же «слишком броненосцами» (из-за чего перед началом войны с Японией они и базировались в Порт-Артуре как второй броненосный отряд). Поэтому на «богатырях» при росте водоизмещения даже несколько сократилось забронированное пространство выше пояса по ватерлинии, но зато выросли мощность машин, скорость и запас угля.
Их краткие ТТХ: водоизмещение по проекту (нормальное) – 13500 тонн, размеры (проектные) – 137,01 (длина по ГВЛ)/139,29 (длина наибольшая)/21,79 (ширина наибольшая)/7,92 (осадка) м, 34 водотрубных котла Бельвиля, расположенных топками к борту, мощность машин (проектная) – 17000 л.с., скорость – 19,0 (проектная)/19,5 (фактическая) уз., запас угля – 1500 (нормальный)/2500 (полный) тонн, дальность плавания при полном запасе угля (фактическая) – 6000 миль/10 уз., броня – хромоникелевая и Круппа, полный пояс по ватерлинии толщиной от 229 мм в центральной части до 127 мм в оконечностях, 127-мм верхний пояс (20 %), 50,8-мм броневая палуба с 76,2-мм скосами и карапасами (с учетом палубного настила), 127-мм двухъярусный каземат (соответствует по протяженности верхнему поясу) для 152-мм орудий с разделительными 38,1-мм переборками в нем и 38,1-мм крышей (с учетом палубного настила), башни ГК с 229-мм вертикальной броней, 50,8-мм крышей, 76,2-мм полом и 203-мм барбетами «ступенчатой» формы, боевая рубка с 229-мм вертикальной броней, 50,8-мм крышей и полом и 127-мм коммуникационной трубой, 4-254х45, 12-152х45 (станки с центральным штыром), 16-75х50 (станки Меллера), 16-47, 2-37, 4 пулемета, 2-63,5-мм десантных, 5-381-мм т.а. (3 надводных, 2 подводных, 10 торпед).
Про дополнительные орудия 254х45 для данных кораблей сказано ранее. 36-152х45 для них – за счет 11 орудий с реальной «Победы», 12 с реального «Богатыря», оставшихся 6 из 16 с реального «Потемкина», 6 из 12 с реального с «Аскольда», а также 1 из 15 выпущенных в этим мире вместо реальных 120-мм и 75-мм пушек «Новика», «Жемчуга», «Изумруда» и «Алмаза». 48-75х50 на станках Меллера – за счет 20 с реальной «Победы», 20 с реального «Баяна» и 8 из 14 с реального «Потемкина».
6 башен ГК для них выпущены Путиловским заводом вместо реально произведенных им 2 башен для «Победы», а также вместо заказа Николаевскому заводу 2 башен для реального «Потемкина» и его работы над 6 «шестидюймовыми» башнями для «Олега», «Очакова» и «Кагула» в кооперации с Металлическим заводом.
«Варяг», «Аскольд», «Боярин», «Новик», «Жемчуг», «Изумруд», «Алмаз», «Очаков», «Кагул»: строились по единому техническому заданию разными зарубежными фирмами – «Варяг» в Америке, «Боярин» в Дании, «Аскольд» и «Новик» в Германии, все остальные в России по проекту «Новика», признанному лучшим для серийной постройки на российских заводах.
При водоизмещении в 4000 тонн по проекту все они имели мощность машин от 15000 до 18000 л.с., проектную скорость в 24,0 узла («Боярин» – 23,0 узла), запас угля 500/750 тонн (нормальный/полный), фактическую дальность плавания около 3500 миль на 10 узлах и единый состав вооружения – 6-152х45 (станки с центральным штыром), 8-75х50 (станки Меллера), 6-47, 2-37, 1-63,5-мм десантная, 2 пулемета, 4-450-мм т.а. (8 торпед).
Бронирование большинства данных кораблей (броня хромоникелевая и Круппа) включало в себя карапасную палубу со скосами (60-мм скосы и карапасы и 40-мм плоская часть – с учетом толщины палубного настила), 70-мм гласис машинного отделения, боевую рубку со 100-мм стенами, 30-мм крышей и полом и 50-мм коммуникационной трубой, 25-мм защиту дымоходов и элеваторов боезапаса, а также щиты орудий ГК развитой формы с 50-мм лобовой плитой и 25-мм с боков и сверху. По толщинам брони ощутимо отличались только «Варяг» и «Боярин» из-за постройки в футо-дюймовой системе мер: 63,5-мм скосы и карапасы и 38,1-мм плоская часть палубы, 76,2-мм гласис машинного отделения, боевая рубка – 102-мм стены, 25,4-мм крыша и пол и 50,8-мм коммуникационная труба, 25,4-мм броня дымоходов и элеваторов боезапаса.
54-152х45 для них – за счет оставшихся 6 из 12 с реального «Аскольда», 36 с реальных «Олега», «Очакова» и «Кагула», а также 12, произведенных в данной истории вместо 4-305х40 с реального «Потемкина» (12х25400=304800 рублей вместо 4х87100=348400 рублей, остаток в 43600 рублей, а также средства от части не выпущенных здесь для данных крейсеров 47-мм пушек (18х3500=63000 рублей) уходят в пользу выпуска 75-мм артиллерии для эскадренных броненосцев типа «Цесаревич»). 72-75х50 на станках Меллера – за счет 72 с реальных «Богатыря», «Варяга», «Аскольда», «Олега», «Очакова», «Кагула».
«Цесаревич», «Бородино», «Император Александр III», «Князь Суворов», «Орел», «Слава»: в отличие от нашей истории, в данном мире проект «Цесаревича» был более существенно переработан под русские требования еще на проектной стадии (в частности, путем введения скоса нижней палубы, к стыку которого с плоской частью примыкала противоминная переборка), что вызвало рост его проектного водоизмещения до 13500 тонн и увеличение наибольшей ширины до 23,6 м для парирования роста верхнего веса в связи с введением «третьего» пояса и защиты 75-мм пушек, сгруппированных по 8 в двух казематах – носовом и кормовом. Для сохранения при этом требуемой 18-узловой скорости выросла и мощность машин до 17000 л.с. по проекту. Также для обеспечения требуемой дальности плавания при более мощной силовой установке увеличились запасы угля – 875/1500 тонн (нормальный/полный).
Более легкие башни и барбеты французского образца на головном корабле серии обусловили его несколько более основательную защиту. Так, главный, верхний, третий пояса и противоминная переборка «Цесаревича» имели толщину 225-150, 150-105, 75 и 40 мм против 203-127, 152-102, 76,2 и 38,1 мм у кораблей русской постройки. Чуть иной у него была и броня палуб – 40 мм (нижняя – карапасная со скосами), 60 мм (батарейная) и 20 мм (верхняя и крыша каземата 75-мм орудий в полубаке). У строившихся в России «Бородино» и его систершипов соответствующие толщины составляли 38,1 мм, 50,8 мм и 25,4 мм. Толще у «Цесаревича» была и броня боевой рубки – 250 мм против 203 мм, а также барбетов башен ГК (250/200/100 мм вместо 229/178/102 мм). Разве что в плане вращающихся частей башен ГК и СК, а также барбетов последних за русскими кораблями было маленькое превосходство – 254, 152 и 152/127 мм против 250, 150 и 150/120 мм.
Важным моментом стало применение на данных кораблях вместо 75-мм пушек на станках Меллера орудий на станках Канэ, пусть и более тяжелых, но позволивших оснастить их прикрывающими амбразуры в казематах броневыми щитами (50-мм на «Цесаревиче» и 50,8-мм на его российских копиях), что повысило живучесть главного противоминного калибра.
В остальном эти броненосцы в описываемом мире визуально и конструктивно подобны реальному «Цесаревичу» (с отдельными мелкими изменениями внешнего вида на броненосцах русской постройки – облик башен ГК и СК, рангоут и прочее).
Орудия ГК и СК и башни для них – те же, что ставились на эти корабли в нашем мире (разве что для удобства кооперации все броненосцы, строившиеся Балтийским заводом – «Император Александр III», «Князь Суворов» и «Слава», – получили башни Металлического завода, а «адмиралтейские» «Орел» и «Бородино» – Путиловского). 96-75х50 на станках Канэ (96х15290=1467840 рублей) – за счет указанного ранее остатка средств от невыпуска орудий ГК реального «Потемкина» и малокалиберных пушек бронепалубных крейсеров (43600 рублей и 63000 рублей), а также от замены указанными орудиями реальных 120-75х50 и 24-47 на указанных броненосцах (соответственно 120х10600=1272000 рублей и 24х3500=84000 рублей, в сумме с названными остатками – 1462600 рублей).
«Амур», «Енисей», «Волга»: в целом практически идентичны реальным минным заградителям типа «Амур», за исключением состава главной артиллерии (по 2-120х45 и 4-75х50 на станках Меллера на каждом).
6-120х45 для них – за счет 6 орудий с реального «Боярина», 12-75х50 на станках Меллера – за счет 10 с реальных «Амура» и «Енисея» и оставшихся 2 из 14 с реального «Потемкина».
Таким образом, в данной истории вооружение кораблей русского флота переиначено за счет реальных финансовых и материальных ресурсов, даже не трогая произведенные уже в военное время 20 орудий 152х45, уехавшие по данным С.Е.Виноградова во Владивосток, и 6 пушек 120х45, выпущенных в 1904 году для замены расстрелянных на броненосцах береговой обороны (и, кстати, эти пушки оправданно пустить, скажем, на перевооружение выжившего в этой истории и ставшего учебным кораблем «Гангута» (8 шестидюймовок), а также на новую артиллерию для «Корейца» с «Манджуром» и четырех наиболее валидных черноморских канонерок (всё оставшееся)).
При этом за счет «Дианы», «Паллады» и «Авроры» выкроены «лишние» 36-75х50 на станках Меллера, которые, разумеется, наилучшим образом могут себя проявить на русских миноносцах.
С уважением. Стволяр.
P.S. Картинки в большем размере — как обычно, здесь: