Четыре дня в июне

1

 

Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.

Ровно 350 лет назад, 14 июня 1666 года (по новому стилю), завершилась так называемая Четырехдневная битва – крупнейшее и самое долгое морское сражение XVII века. 119 голландских боевых кораблей под командованием адмирала де Рейтера в течение четырех дней мерялись силами в проливе Ла-Манш со 138 английскими. По количеству боевых единиц голландцы уступали противнику, но на их кораблях стояло в общем счете 4869 пушек, а на английских – около 4500, так что в артиллерии флот Нидерландов обладал некоторым преимуществом.

В первый день сражения англичане имели выгодную позицию и преимущество ветра, но не сумели в полной мере ими воспользоваться. Вскоре после начала битва приобрела хаотичный характер, превратившись в перестрелки отдельных кораблей, с трудом различавших друг друга в клубах порохового дыма.  Голландцам удалось нанести серьезные повреждения 64-пушечному линкору "Свифтшур", 52-пушечному "Ройял Оак" и 42-пушечному "Лойял Джордж", заставив их сдаться. Команда "Свифтшура" капитулировала после гибели своего командира – молодого 26-летнего вице-адмирала Беркли. 48-пушечный линкор 3-го класса "Сент Пол" вспыхнул от каленых ядер, пожар потушить не удалось, и капитан отдал команду покинуть судно. Когда пламя добралось до крюйт-камеры, корабль взлетел на воздух. Также сгорел один из английских фрегатов.

В свою очередь англичане, применив брандеры, сожгли два голландских линкора и серьезно повредили артогнем еще два, которые были вынуждены уйти в порт. В целом первый день битвы не дал решающего преимущества ни одной из сторон, но у англичан потери были выше. Следующим утром перестрелки возобновились. Англичане потеряли шесть кораблей потопленными, один сгорел, а еще несколько потеряли боеспособность и ретировались. У голландцев безвозвратных потерь не было, но четыре линкора из-за тяжелых повреждений вышли из боя и вернулись в порты.

На третий день командующий английским флотом генерал Монк (да, у него был "сухопутный" титул генерал, а не адмирал), видя, что победы достичь не удается, скомандовал отход. При этом на песчаную банку угодил один из крупнейших британских линкоров – 100-пушечный трехпалубный "Принц Ройял", которым командовал вице-адмирал Джордж Эйскью. Голландцы окружили обездвиженное судно и методично начали его расстреливать. В конце концов Эйскью приказал спустить флаг. Голландцам удалось взять ценный трофей на буксир и стащить его с отмели, но повреждения "Принца" были столь велики, что, вновь оказавшись на глубине, он вскоре затонул.

Вечером отступавшие англичане увидели, что им навстречу движется крупное подкрепление – 23 корабля под командованием принца Руперта. С ними английский флот, несмотря на большие потери в предыдущие дни, стал гораздо сильнее противника. Монк решил попытаться взять реванш и все же выиграть сражение.

Четвертый день стал решающим. Флоты сошлись двумя кильватерными колоннами и поначалу двигались параллельно, ведя огонь. Но вскоре линии разрушились, корабли смешались и бой вновь превратился в беспорядочную "свалку", в которой противники палили друг в друга с минимальных дистанций, порой – не более десятка метров. Голландцам удалось в нескольких местах взять вражеские корабли "в два огня", подойдя к ним с обоих бортов. В таких случаях судьба английских линкоров и фрегатов была незавидной, их либо топили, либо принуждали к сдаче.

К середине дня английские и голландские эскадры начали ощущать нехватку боеприпасов. Корабли, опустошив свои арсеналы, один за другим начали выходить из боя. Это, а также спустившийся туман, спасло Монка от полного разгрома, но в последний день сражения он потерял еще 12 кораблей, а голландцы – всего два. Общие потери англичан составляли 20 кораблей, из них не менее 10 было захвачено. Более полутора тысяч матросов и офицеров, в том числе три адмирала погибли, порядка двух тысяч получили ранения и травмы, столько же оказалось в плену. Голландцы лишились четырех линкоров, при этом ни один их корабль не попал в руки противника. Потери среди моряков были весьма велики – около тысячи погибших и до полутора тысяч раненых.

Несмотря на то, что большинство британских кораблей в итоге спаслось, победа де Рейтера была бесспорной. Но воспользоваться плодами этой победы и добить неприятеля голландцы не смогли, так как многие их корабли нуждались в серьезном ремонте и пополнении личного состава. Починку провели ударными темпами и через три недели де Рейтер вновь вывел свой флот в море, взяв на борт более семи тысяч солдат, чтобы высадить десант на британской территории. Однако это уже другая история.

Четыре дня в июне

Эпизод Четырехдневной битвы на картине голландского художника Виллема ван де Вельде

Четыре дня в июне

Четырехдневное сражение в изображении английского художника Абрахама Сторка

Четыре дня в июне

Еще одно батальное полотно с тем же сюжетом голландца Питера Корнелиса ван Соеста

Четыре дня в июне

Английские корабли, захваченные голландцами в ходе Четырехдневного сражения. В центре – линкор "Свифтшир". Картина Виллема ван де Вельде

Четыре дня в июне

Флагман адмирала де Рейтера 80-пушечный линкор "Де зевен провинсьен" ("Семь провинций")

Четыре дня в июне

Главком голландского флота адмирал Михаэль де Рейтер и командующий голландским арьергардом в Четырехдневной битве адмирал Корнелиус Тромп

Четыре дня в июне

Генерал Джордж Монк и погибший в первый день Четырехдневного сражения британский вице-адмирал Уильям Беркли. Сложно поверить, но человеку на правом портрете всего 26 лет

Четыре дня в июне

Голландские пушки XVII века. Справа указан калибр в фунтах

Четыре дня в июне

Английская морская пушка времен Четырехдневной баталии. Почему-то без дельфинов

Четыре дня в июне

Линкор "Лойял Джордж" в том виде, в каком он был захвачен голландцами

Четыре дня в июне

Британский типовой линкор третьего класса середины XVII века

Четыре дня в июне

Трехпалубный 100-пушечный линкор первого класса "Ройял Чарльз" – флагман генерала Монка

Четыре дня в июне

Поединок между "Ройял Чарльзом" и "Де зевен Провинсьен"


источник: http://vikond65.livejournal.com/494054.html

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account