16

Черноморскiй флотъ vs Osmanli donanmasi

Привыкли говорить, что Черноморский флот был крут до безобразия, да даже «Гебену» старые линкоры вломили 5 (18) ноября 1914 год вблизи Ялты. Но почему то все забывают, что в реальности боеспособный турецкий флот составляли  те самые немецкие корабли, а истинный турецкий флот кроме крейсеров и опять же немецких эсминцев типа «S»  представляли из себя так себе зрелище. Вот и подумал, что мог представлять из себя флот в случае более адекватного отношения к нему турецким правительством.

P.S. 17.11.2019 добавил еще один крейсер «Худевендигар», все таки строить османы пытались многое.

Сначала рассмотрим реальную организацию, как русского Черноморского флота, так и Оттоманского. Сначала наш Черноморский флот, данные по его организации на начало войны с Турцией найти не сложно, правда есть небольшие сомнения в его правильности.

Содержание:


Действующий флот

Бригада линейных кораблей: ЛК  «Пантелеймон», «Три святителя», «Ростислав» (по сути входил в корабли 1-го резерва), «Иоанн Златоуст», «Евстафий», к бригаде приписан БпКр «Кагул».

Минная дивизия: БпКр  «Память Меркурия»; 1-й дивизион: ЭМ  «Лейтенант Пущин», «Завидный», «Заветный», «Звонкий», «Зоркий», «Живой», «Живучий», «Жуткий», «Жаркий»; 2-й дивизион: ЭМ  «Лейтенант Шестаков», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Зацаренный», «Капитан Сакен»; 3-й дивизион: ММ  «Строгий», «Свирепый», «Сметливый», «Стремительный», дивизион подводных лодок ЧФ: ПЛ  «Карп», «Лосось», «Карась», «Судак», вспомогательные суда при дивизионе : заградители «Дунай», «Прут».

вспомогательные суда действительного флота: транспорты «Кронштадт», «Днепр»

1-й резерв

суда особого назначения: канонерские лодки «Донец», «Терец», «Кубанец»

2-й резерв

учебный отряд: ЛК (использовался как брандвахтенное и штабное судно) «Синоп», транспорт «Березань», посыльное судно «Казарский», учебное судно «Рион»

резервный дивизион миноносцев: миноносцы №№ 252, 253, 256, 259, 260, 270, 271, 272, 273

Суда вспомогательные:

ЛК (использовался как брандвахтенное и штабное судно)  «Георгий Победоносец», посыльное судно «Колхида», яхта «Алмаз».

С Турецким флотом сложнее, но согласно диссертации Darr, Karl Wilhelm Augustus, «The Ottoman Navy 1900-1918 : a study of the material personnel and professional development of the Ottoman Navy from 1900 through the Italian, Balkan, and first World Wars.» (1998), он был следующим на 1 октября 1914 год.

Squadron  I как я понял 1-ая эскадра

Командующий –адмирал Сушон

Вильгельм Антон Сушон

Вильгельм Антон Сушон

Бронированные корабли: ЛКр «Явуз Султан Селим», ЭБ «Торгут Рейс», «Барбарос Хайреддин», «Мессудие».

Эсминцы: «Муавенет-и-Миллие», «Ядигар-и-Миллет», «Нумуне-Хамийет», «Гайрет-и-Ватание».

Миноносцы: «Драч», «Кютахия», «Мусул», «Акхисар».

2-ая эскадра или Squadron  II

Командующий – адмирал Ариф

Бронированные корабли (так в диссертации): КрЛ «Мидилли»,  БпКр «Гамидие», торпедные канонерские лодки (в Турции считались крейсерами) «Пейк-и-Шевкет», «Берк-и-Сатвет»

Эсминцы: «Самсун», «Ярхисар»,«Ташоз», «Басра».

Миноносцы: «Демирхисар», «Султанхисар»,«Шиврихисар».

Линейный Крейсер «Явуз Султан Селим», он же "Гебен"

Линейный Крейсер «Явуз Султан Селим», он же «Гебен»

Куда делись остальные корабли я не знаю, но скорее всего они просто были не боеспособны, например БпКр «Меджидие» был направлен для ремонта на верфь в Халике, где находился до 19 ноября 1914 года.

А теперь развилка, точнее поправка к истории. Поскольку я стараюсь меньше фантазировать, а больше полагаться на реальные возможности, то ситуация может быть следующая:

  • в начале ХХ-го века какой ни будь умный человек смог все таки убедить султана Абдул-Хамида II о важности флота и важности поддержания боеспособности того что есть. Пришедшие к власти султан Мехмед V Решад  и лидеровы партии «Единение и прогресс» которые в итоге и рулили Турцией перед войной Ахмед Джемаль-паша, Мехмед Талаат-паша, Энвер-паша, так же поддерживались этой точки зрения (в целом так и было). В итоге уже в начале века все таки нашли средства на увеличения военного бюджета, пусть и очень небольшие, но их хватило на достройку части кораблей и модернизацию имеющихся;
  • я не знаю, что представлял из себя адмирал Ариф-Бей, но предположим, он смог наладить боевую подготовку и обеспечения флота на более высоком уровне;
  • турки более оперативно подошли к вопросу получению уже заказанных кораблей, главным образом с Великобритании, просто потому что бриты для нейтрализации русского флота и недопуска его через проливы на это пошли бы. Напомню, что заказано и строилось очень много, в Англии дредноуты «Фатих», «Решадие» и «Султан Осман I», два турбинных легких крейсера в 3550 т, четыре эсминца в 1100 т (скорее всего даже не были заложены или находились на низком уровне готовности и даже британцы их не достроили) и две ПЛ типа Е, во Франции шесть эсминцев и две ПЛ (в реальности были только заказаны в 1914).

Что касается русского флота, то тут танцевать собственно места нет и в любом случае ситуация измениться незначительно. Причин для этого несколько:

  • после русско-японской войны главные вопросы были в восстановлении Балтийского флота, на Черноморский просто банально не хватало денег, да и потуги Турции в любом случае первое время были не значительные;
  • закупить для Черноморского флота корабли за границей или перевести с других флотов было не реально. Турция не согласилась бы, зачем им усиливать основного противника. Поэтому вся надежда была только на верфи в/на современной Украине и Крыму, а их возможности тоже не безграничны;
  • после того как стало известно про заказ дредноутов, правительство и так приступило к укреплению флота. То есть ситуация не поменялась бы кардинально.

Единственно, что можно сделать, это поиграть с организацией, приступить к модернизации устаревших кораблей и поддерживать максимальное количество кораблей не в резерве, а в боеспособном состоянии. В моем случае организация ЧФ РИ на 1 октября была бы такая:

Эскадра Черного моря:

Линейная бригада: ЛК «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Три Святителя».

Бригада крейсеров: БпКр «Память Меркурия», «Кагул», КР-гидроав. «Алмаз».

Минная бригада: 1-й дивизион (ЭМ «Лейтенант Шестаков», «Капитан Сакен», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Зацаренный»), 2-й дивизион (ЭМ «Завидный», «Заветный», «Жуткий», «Живой», «Жаркий»), 3-й дивизион (ЭМ «Живучий», «Зоркий», «Лейтенант Пущин», «Звонкий») 4-й дивизион (ММ «Строгий», «Сметливый», «Свирепый», «Стремительный», № 270 — 273).

Броненосец "Евстафий"

Броненосец «Евстафий»

Командование сил береговой обороны:

Севастопольская бригада охраны водного района: ББО «Синоп», «Георгий Победоносец». Отряд МЗ: «Буг», «Дунай», «Днестр», «Березань». Отдельный подводных лодок ЧФ: ПЛ  «Карп», «Лосось», «Карась», «Судак», ПБПЛ дивизиона «Пендераклия». Тральная партия Севастопольского порта (ТЩ «Альбатрос», «Баклан», «Чайка», бывшие ММ № 258, 267, 255, два катерных ТЩ). Учебный отряд: учеб. суда «Рион», «Черноморец» (ех — канонерская лодка), ПС «Колхида».

Батумский отряд охраны водного района: КЛ «Терец», «Кубанец», 5-й минный дивизион (ПС «Казарский», ММ типа «Або» (№ 261-266)).

Одесский отряд охраны водного района: ББО «Ростислав», КЛ «Донец», 6-й минный дивизион (ПС «Гридень», ММ типа «Адлер» и «Анакрия» (№ 259, 268), типа «Биэркэ» (№ 252, 253), типа «Котка» (№ 256)).

Керченский дивизион охраны водного района: МЗ «Мина», 5 номерных малых моторных минных заградителей.

Как видим опираясь на возможности и в какой то мере послезнания, я вывел все корабли из резерва, впрочем в случае ремонта корабли просто не выводятся из состава подразделений. Далее увеличил количество дивизионов в минной бригаде, с сокращением количества кораблей (для мирного времени), при этом номерные миноносцы типа «Пернов» оставил в составе эскадры, как наиболее боеспособные из старых миноносцев, хотя это сомнительное решение. Создал отряд миннзагов включив в него кроме существующих, как и планировалось еще в 1910 два корабля «Днестр» и «Березань». Сохранил в качестве учебного судна бывшую канонерку «Черноморец» которую в РИ списали еще в 1911 году, а «Алмаз» переоборудовал в носители гидросамолетов (для начала с двумя «Кертисами» и 7 х 120 мм орудиями) и включил в состав бригады крейсеров. Что касается кораблей первого ранга, то переоборудованию подвергнуться «Ростислав» и старые «Синоп» и «Георгий Победоносец» которые я проклассифицирую в ББО с заменой артиллерии ГК на  254 мм/50 орудия «Виккерса» такими же, как на «Рюрике – II». На этом фактически все.

А теперь самое интересное — турецкий флот. При этом мы учитываем, что германские корабли также прорвались и были «проданы» Турции.

Броненосцы или точнее линейные корабли – в реальности были два «немца» «Торгут Рейс», «Барбарос Хайреддин» и перестроенный «Мессудие».

Оба немецких корабля  были в плохом техническом состоянии, но если бы турецкое правительство приняло все необходимые меры для их модернизации и увеличения боеспособности, то безусловно эти корабли были бы крайне полезны. «Мессудие», считался после реконструкции в Италии линкором (ну или броненосцем, проблема в понимании их классификации), но по сути он больше соответствует итальянским же БКр типа «Гарибальди». Скорость для крейсера мала, вооружение для линкора слабо, впрочем при должном уходе вполне полезный корабль эквиваленту которому в русском ЧФ не было, для чего пожалуй имеет смысл его пере классифицировать в броненосный крейсер. Ну «Гебен» как есть, так и оставляем. Далее те корабли что могли бы быть.

«Абдул Кадир» — в реальности достройка данного корабля была прекращена в 1911 году, по техническим причинам, по одной из версий «повело» корпус после 19 лет нахождении на стапеле. Мы же допускаем, что все таки к кораблю относились внимательней и достройка продолжилась сразу после «вразумления» султана Абдул-Хамида II  пока броненосец (а по заявленным данным на начало века он был не плох) не врос в землю. И в 1911 (примерно, скорость достройки была не очень в любом случае)  он все таки вступил в строй, как предполагалось по первоначальному проекту с немецкими 2х2 283 мм орудиями. По бронированию «Ростислав» превосходил «турка», проигрывая в скорости и калибре ГК.

Предполагаемый вид броненосца «Абдул Кадир»

Предполагаемый вид броненосца «Абдул Кадир»

Крейсер «Худевендигар» — малоизвестный корабль, который был заложен в 1892 году на верфи Терсан-и-Амир. Первоначально на него хотели поставить 2 × 1 – 210 мм орудия и 6х1 150 мм  пушки. Но в 1902 году проект переработали, вместо одного винта стало два, соответственно увеличилась мощность ПМ а скорость могла с 17 уз повыситься до 20-21 уз, а в 1904 году вооружение изменилось на 2х1 150-мм и 4х1 120-мм орудия. Его так же как и «Абдур Кадир» разобрали на стапеле в 1911. Предположим, что его все таки достроили и ввели в строй.

Черноморскiй флотъ vs Osmanli donanmasi

Крейсер «Худевендигар» на 1904 г.

Султан Осман I — вероятнее всего именно этот линкор имел наибольшие шансы попасть в состав Турецкого флота к началу войны. Предлагаю допустить, что он успел уйти из Великобритании до августа 1914 (тем более что турецкий экипаж на нем уже был), а Османская империя не вступала в войну и проход корабля к месту базирования был вполне реален. Теоретически с его 14-305 мм/45 орудиями РИ не могла ничего сопоставить даже с вводом в строй «императрицы Марии». По другим дредноутам которые были заказаны Османской империей по готовности данных нет, но «Эрин» (ех-«Решадие») вступил в строй в августе 1914, но с ним ситуация была несколько сложнее и непонятнее, по крайней мере турецкой команды на нем не было, ее просто не пустили, а «Султан Осман I» уже выходил в море на испытания.

Линкор «Султан Осман I» в английском флоте ставший HMS Agincourt

Линкор «Султан Осман I» в английском флоте ставший HMS Agincourt

Далее подводные лодки типа Е — в реальности Турция заказала в Великобритании 2 лодки, так называемой 3 группы которые были сданы в октябре 1915 г., хотя у меня есть некоторое сомнение, поскольку заказ был сделан в 1913 году, то есть это могли быть лодки 1 серии, например Е-7 и Е-8 (последняя кстати в августе 1915 года находилась в составе британского дивизиона ПЛ БФ), теоретически они могли вступить в строй османского флота. Это были крайне удачные полуторнокорпусные лодки с 5 ТА, 3 ПЛ этого типа действовали в составе БФ. На ЧФ до начала 1915 года оставались только лодки постройки 1906-1907 года которые имели ценность только как учебные, то есть в боевых операциях вдали от берега не могли применяться. В то время как две турецкие лодки имели дальность в 3000 миль и вполне могли выходить на позиции рядом с Севастополем.

А теперь о модернизации кораблей. По сути я ограничился перестройкой старых броненосцев которые в реальности были в боевом составе. Лепить из них очередной «Мессудие» это слишком дорого, поэтому ограничимся перевооружением на итальянские 234 – орудия (по 4 в казематах и по два на палубе на баке и юте) и капитальным ремонтом, как корабли береговой обороны вполне реальны.

Таким образом, Османский флот на 1 октября был бы таким:

Командование Черного моря

Линейная дивизия:

1-ая линейная бригада: ЛК «Султан Осман I» (флагман флота), ЛКр «Явуз Султан Селим», к бригаде приписан КрЛ «Мидилли».

2-ая линейная бригада: ЛК «Торгут Рейс», «Барбарос Хайреддин», «Абдул Кадир», к бригаде так же приписан БрКр «Мессудие».

Разведывательная дивизия:

Бригада крейсеров: БпКр «Меджидие», БпКр «Гамидие», Кр «Худевендигар».

Отряд ЭМ: Вне дивизионов как лидеры — торпедные КЛ «Пейк-и-Шевкет», «Берк-и-Сатвет».

1-й дивизион ЭМ: «Муавенет-и-Миллие», «Ядигар-и-Миллет», «Нумуне-Хамийет», «Гайрет-и-Ватание». 2-й дивизион ЭМ: «Самсун», «Ярхисар»,«Ташоз», «Басра».

Командование обороны проливов:

Стамбульская дивизия кораблей береговой обороны: ББО (устаревшие броненосцы) «Муин-и-Зафер», «Иджалие», «Неджми-Шевкет», «Муккадеми-Хаир». Отряд торпедных кораблей:

Флагман Торпедная КЛ «Пеленги-Дерья». 1-й дивизион ММ: «Драч», «Кютахия», «Мусул», «Акхисар», «Юнус». 2-й дивизион ММ: «Демирхисар», «Султанхисар», «Шиврихисар», «Хамидабад». Отряд минных заградителей: «Интибах», «Нусрет», «Нилуфер». Отдельный дивизион ПЛ: ПЛ «Атылай», «Батырай», ПБПЛ «Сёгютлю».

Дивизион охраны водного района (Синоп): КЛ «Айдин Рейс», «Превезе», «Сакиз», «Бюрак Рейс», сторожевые катера №№ 11-15.

Дивизион охраны водного района (Канаклы): КЛ «Иса Рейс», «Дурак Рейс», «Хизир Рейс», «Ташкопрю», «Невшехир», «Малатья», Сторожевые катера №№ 16 — 19

Дивизион охраны водного района (Измир): КЛ: «Мармарис», «Йозгат», «Зухаф», «Килид-Бахир», «Нур-уль-Бахир».

Дивизион охраны водного района (Суэц) КЛ: «Сейяр», «Насрю-Хюда», «Барика-и-Зафер», «Селманпак», «Бейрут», сторожевые катера №№ 20-23

Речной дивизион катеров на Ефрате: №№ 1, 2, 5 — 8

Таким образом линейные силы России имели 16-305 мм/40 и 8 — 203 мм/50 против 14-305 мм/45, 10 — 280 мм/50, 12 — 280 мм/40 и 4 — 280 мм/35 у турецких сил (не считая 2х 234 мм/40 орудий БрКр «Мессудие»). Что имеем в итоге? Если бы турки смогли обеспечить боеспособность уже имеющихся кораблей (т.е. развивая техническую базу), осуществлять своевременную постройку и модернизацию уже заложенных, а самое главное нос по ветру, что бы забрать уже готовые корабли при первой же возможности, то ситуация на Черном море была бы иная. Ваши соображения, уважаемые коллеги?

Небольшая инфографика по главным силам флота, силы охраны водного района и прочее я делать не стал слишком это муторно, уж простите.

Черноморскiй флотъ vs Osmanli donanmasi

Подписаться
Уведомить о
guest

20 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account