Челновредительство. Американские морские пехотинцы будут десантироваться с космических челноков
В интересах Корпуса морской пехоты США ведутся работы по созданию суборбитальных десантных кораблей. Если новый проект получит развитие, то Пентагон сможет молниеносно направлять свои тактические десанты в любую точку земного шара, без согласования о проходе летательного аппарата через воздушное пространство других стран. Когда технология десантирования из космоса станет доступной для военных, разбирался корреспондент «Совершенно секретно».
Попытки реализации концепции суборбитальных десантных кораблей предпринимались неоднократно. Впервые эту идею озвучили в 2002 году несколько высокопоставленных офицеров Корпуса морской пехоты на слушаниях в Конгрессе США. Тогда сразу после серии терактов американцы предполагали, что эта технология будет полезной, прежде всего, в борьбе с терроризмом. Было заявлено о начале работы по созданию перспективного проекта, который получил рабочее название Small Unit Space Transport and Insertion (малое устройство для космической транспортировки и десантирования), сокращенно – Sustain.
Конечной целью должен был стать перспективный суборбитальный многоразовый челнок, способный за считаные часы перебросить американских морских пехотинцев с территории США в любую точку мира. Предполагалось, что морские пехотинцы совершат пробный полет на опытном образце через 15 лет, а принять на вооружение и запустить производство космических десантных кораблей в серию планировалось в 2030 году.
Штаб по координации программы был размещен в штате Техас, где находится отдел космических проектов морской пехоты – USMC Space Integration Branch. Главным идеологом проекта стал отставной подполковник американской морской пехоты Рузвельт Лафонтен, которого наняла – консалтинговая корпорация, специализирующаяся на военных технологиях и работающая совместно с US Marine Corps.
РЕАЛИЗАЦИЯ СЛИШКОМ ЗАТРАТНА
В 2003 году была одобрена концептуальная идея создания космического десантного транспорта. Все наработки этой технологии сведены и переданы в проект Hot Eagle. Уже прошло больше десяти лет – есть повод подвести промежуточные итоги, и можно однозначно говорить, что программа по-прежнему в начале пути: фактически пока не завершено даже формирование ее концепции.
В настоящее время конструкторы исследуют технологии, которые впоследствии будут использованы при строительстве корабля. Основные работы проводят лаборатория ВВС США (Air Force Research Laboratory) и научно-исследовательское подразделение Пентагона (DARPA). Несмотря на то что идея десантирования из космоса официально признана перспективной, до сих пор многие ученые, политики и инженеры заявляют о ней как о преждевременной.
Как рассказал «Совершенно секретно» эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев, было сразу понятно: проект суборбитальных десантных кораблей не что иное, как попытка выбить финансирование на исследование технологии, которая еще нескоро дойдет до практической реализации:
«Поэтому неудивительно, что последние несколько лет практически нет никакой информации о работе над этим проектом, можно однозначно говорить, никакого существенного развития в ближайшей перспективе эта технология не получила. Но теоретически это очень красивая идея, в отдаленном будущем такие десантные корабли, возможно, будут востребованны.
Чтобы реализовать этот проект, в общем-то никаких прорывных технологий и не потребуется, все они существуют. Но сегодня нельзя быть полностью уверенным, что использование суборбитальных кораблей станет эффективным, учитывая дороговизну, сложность и опасность орбитальных десантных операций. Кроме того, нужно понимать: сегодня американская космонавтика существует в режиме экономии, что вынуждает максимально сокращать расходы, особенно на такие проекты, пусть перспективные, но весьма неоднозначные.
Возможно, приостановка проекта связана с тем, что сегодня частные компании параллельно ведут работы по созданию суборбитальных летательных аппаратов. Вот военные и решили притормозить и присмотреться к результатам их исследований.
Кроме того, пока неоднозначен эффект от обладания возможностью глобального десантирования. Ведь по большому счету острой необходимости именно для американцев в такой технологии сегодня нет. В те точки мира, где им нужно приложение силы, они могут забросить войска гораздо более дешевыми способами. Там, где американцы преследуют свои военные интересы, у них по всему миру сеть военных баз, с которых они могут спокойно отправить либо вертолеты, либо самолеты с десантом и грузами. Пока у них нет необходимости забрасывать свои войска в отдаленные районы Сибири или Антарктиды.
Сейчас есть много красивых идей в военном плане, которые не реализуются в первую очередь по финансовым соображениям. Сложно прогнозировать, когда к идее суборбитального десанта вернутся и когда этот проект будет реализован. Понятно, что речь идет в лучшем случае о середине этого века. Возможно, ее развитие подтолкнет какой-то качественный прорыв в военных технологиях, который резко удешевит создание подобных десантных челноков. Тогда не исключено, что приоритеты поменяются, и американцы пересмотрят планы военных расходов. Но сейчас это маниловщина и прожектерство».
КОСМИЧЕСКИЙ ДЕСАНТ ВНЕ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Основное отличие проекта суборбитальных десантных кораблей от многих других фантастических идей в том, что четко определены и понятны его цели. Доставка группы солдат на большие расстояния связана со значительными логистическими трудностями и может занять много времени.
И теоретически космический аппарат с десантниками на борту, способный выйти в верхние слои атмосферы, может решить подобное задание за считаные часы, в перспективе и минуты. Кроме того, удастся обойти нормы международного права и не согласовывать пролет со странами, над воздушным пространством которых проходит полет. Сегодня, чтобы находиться в воздушном пространстве какой-либо страны, необходимо запрашивать разрешение на пролет, если летательный аппарат летит ниже 80 километров от поверхности Земли. Перепрыгнуть через эту зону – значит, устранить необходимость в получении разрешения на пересечение воздушного пространства. Даже в истории применения американской армии было множество случаев, когда во время военных операций дипломатические согласования с соседними странами занимали столько времени, что проведение операции теряло всякий смысл. Это заставило военных задуматься о возможности обойти этот запрет, организовывать высадки тактического десанта, минуя воздушное пространство государств.
У системы космической высадки есть еще очевидные преимущества. Молниеносная скорость реагирования, обеспечиваемая суборбитальным прыжком группы спецназа с территории США прямо к месту действия, может оказаться решающим фактором для спасения чьих-то жизней, например, при прорыве окружения, операции по спасению заложников, уничтожении лидеров террористов.
Также задачами такого десантирования может быть разведка или уничтожение важных и значительных целей, узлов управления, штабов противника. Кроме того, появляется дополнительная возможность экспресс-доставки грузов и оборудования в любую точку мира. Но о высадках массовых десантов пока говорить рано, корабли даже в отдаленной перспективе не способны перевозить большое количество людей.
СХЕМА ЗАПУСКА В КОСМОС СУБОРБИТАЛЬНОГО КОСМИЧЕСКОГО ЧЕЛНОКА
Фото: Virgin Galactic
БОЛЬШИНСТВО НЕОБХОДИМЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕАЛИЗОВАНО
В рамках программы Hot Eagle планируется создать корабль-капсулу, который будет доставлять отряд морских пехотинцев к месту проведения операции по баллистической траектории, пролетая через открытый космос. В теории все выглядит довольно реалистично даже сегодня: на борт стреловидного суборбитального аппарата поднимается экипаж из двух пилотов, грузится группа из пятнадцати морских пехотинцев. Дальше аппарат готовится к большому суборбитальному прыжку. Команда через считаные часы после получения сигнала тревоги должна оказаться на другом конце Земли в заданной точке мира и быть готовой к выполнению задания.
Пока не решено, как будет стартовать такой аппарат. Один из вариантов – комплекс вертикального старта. Но наиболее вероятный способ старта – с борта самолета-носителя, поскольку это хорошо отработанная технология. Десантный корабль подвешивают на самолет-разгонщик, который поднимает его на высоту нескольких километров и сбрасывает. Для дальнейшего набора скорости аппарат будет использовать комбинацию двигателей. Сначала включится прямоточный воздушно-реактивный, который поднимет на высоту 30 километров, дальше запускается ракетный двигатель. Последний должен забросить машину по параболе в верхние слои атмосферы. После начинается планирование на огромной скорости, по дуге на расстояние до десяти тысяч километров.
Утверждается, что машина будет способна приземлиться почти на любом ровном месте. Это, пожалуй, один из самых спорных моментов всего замысла, особенно в свете того, что о технологии посадки умалчивается. Дальше – больше: аппарат задуман, как многоразовый, он должен стартовать из района применения без дозаправки.
Но практических решений, как самостоятельно он будет возвращаться на базу, тоже нет, поэтому не исключается вариант, что с места посадки его придется эвакуировать, но как именно, также не решено. Рассматриваются варианты стратегического военно-транспортного самолета Boeing C-17 Globemaster, большого транспортного вертолета или конвертоплана Bell V-22 Osprey, сочетающего отдельные преимущества самолета и вертолета.
Существуют и вовсе экзотические проекты – транспортировка корабля при помощи дирижаблей. В общем, точно известно одно – суборбитальный аппарат предполагается доставлять обратно на базу, где его подготовят к новому прыжку.
Нужно заметить, что в США не первое десятилетие разрабатывают проекты гиперзвуковых суборбитальных летательных аппаратов, а также занимаются проектами многоразовых ракетоносителей с крылатыми ступенями. Интерес к этим разработкам проявляют различные государственные ведомства, NASA, а также промышленные компании.
В настоящее время также совершенствуются технологии, необходимые для безопасного входа аппарата в атмосферу на большой скорости, – все это активно развивается сразу несколькими компаниями. Эти технологии, несомненно, будут применены при создании суборбитальных десантных кораблей.
КОММЕРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ КОСМИЧЕСКИХ ЧЕЛНОКОВ НАХОДЯТСЯ НА СТАДИИ ИСПЫТАНИЙ
Кроме того, сообщается, что при создании планов и расчетов суборбитальных десантных кораблей конструкторы Пентагона во многом ориентировались на опыт Берта Рутана, ведущего разработчика туристического космического проекта White Knight, над созданием которого работают в многопрофильном холдинге Virgin Galactic. В настоящее время создан первый в мире частный космический челнок и его самолет-носитель. Сейчас идут работы над продолжением проекта WhiteKnightTwo. Причем самолет-разгонщик этого проекта подозрительно напоминает предполагаемый носитель для Sustain.
В октябре 2010 года WhiteKnightTwo совершил первый испытательный полет. В апреле 2013 года первый испытательный полет с включением своего ракетного двигателя и выходом на сверхзвуковую скорость. На высоте около 14 км спустя 45 минут пребывания в воздухе челнок отделился от самолета-носителя. После этого пилоты впервые включили ракетный двигатель, и корабль поднялся на высоту 16,7 км. Двигатель проработал в течение 16 секунд, как и планировалось.
Во время испытаний была достигнута скорость в 1,2 Маха. Спустя 10 минут после отделения от WhiteKnightTwo суборбитальный корабль успешно совершил посадку. Тогда в компании заявили, что это испытание ознаменует переход к финальной части тестов перед тем, как корабль начнет осуществлять коммерческие суборбитальные полеты с космодрома Spaceport America в штате Нью-Мексико.
Правда, спустя год во время следующего испытательного полета суборбитальный космический корабль SpaceShipTwo потерпел крушение. На борту корабля находились два пилота, один погиб, другой ранен.
АМЕРИКАНЦЫ СМОГУТ СОЗДАТЬ КОСМИЧЕСКИЙ ЧЕЛНОК ЗА ГОД
Тем временем DARPA объявила о начале разработки космического корабля XS-1, который должен стать новым словом в индустрии космических запусков. Новый транспортник будет представлять собой гиперзвуковой самолет и сможет выводить на орбиту груз массой, превышающей 2 тонны. При этом главные условия таковы: себестоимость пуска будет низкой, цена одного полета должна составить не более 5 миллионов долларов, а подготовка к запуску должна быть произведена за день.
Это в будущем поможет решить проблему слишком высокой стоимости суборбитальных десантных кораблей. В настоящее время в проекте принимают участие такие компании, как Boeing, Northrop Grumman и Masten, а также их партнеры Blue Origin, Virgin Galactic и XCOR Aerospace. Дизайн корабля и тестирование технологий будут завершены в следующем году, а первые испытательные полеты могут произойти уже в 2018-м.
Космический аппарат XS-1, по замыслам DARPA, должен соответствовать нескольким требованиям. Так, аппарат будет выводить на околоземную орбиту как военный, так и коммерческий груз массой до 2,3 тонны, то есть представлять собой конкурента легких ракет-носителей.
Заметим также, что американцы уже несколько лет испытывают небольшой беспилотный ракетоплан Boeing X-37. По сути, это орбитальная летающая лаборатория, предназначенная для обкатки различных технологий для будущей космической техники. Известно, что самолет предназначен для полетов на высотах от 200–750 км, способен быстро менять орбиты, маневрировать. Предполагается возможность выполнять разведывательные задачи, доставлять небольшие грузы в космос, а затем возвращаться на землю. Но самое интересное, что внешне просматривается удивительное сходство с первыми эскизами Hot Eagle.
Директор Молодежного научно-технического центра Александр Оликевич рассказал «Совершенно секретно», что в последнее время наблюдается некоторый застой в развитии технологии военных суборбитальных космических челноков. Возможно, сегодня она американцам не нужна:
«Это, скорее всего, политический момент, но уверен, если американцам потребуется запустить эту технологию, когда она неожиданно станет востребованной, то им потребуется на реализацию проекта тех же суборбитальных десантных кораблей не больше года. Не вижу технологических проблем, которые способны помешать его завершению.
Возможно, появится необходимость увеличить энергоемкость топлива, решением могут стать термоядерные авиационные двигатели, над проектом которых в настоящее время работают в том числе американские ученые. Сегодня в гражданской сфере много проектов по созданию суборбитальных аппаратов, не исключаю, это станет следующим этапом развития самолетостроения, когда самолеты большую часть времени будут лететь за счет инерции, а мощность двигателей будет использована только для первичного разгона и набора высоты.
Учитывая, что работы над этими проектами продолжаются, скорее всего, в ближайшее время появятся подобные летательные аппараты гражданского назначения. Ну а по-настоящему востребованными они станут, только когда найдется способ значительно удешевить эту технологию».
источник: http://www.sovsekretno.ru/articles/id/5100/