Бюджетный флот Швеции — дешево, просто, технологично и с национальной спецификой

2

Флотофильская альтернатива с ФАИ – великолепная графика. Автор, некто Muller.

Неизвестно пока, где разошлись пути Швеции с реальностью. Но в начале 30-х ее укусила муха флотофилии.

Из каких соображений выступала Швеция при составлении технического задания?

Содержание:

Бюджетный флот Швеции - дешево, просто, технологично и с национальной спецификой

1. Линкор должен быть недорогим, это главное требование. Швеция — страна бедная и «Бисмарк» себе позволить не может.

2. Основные потенциальные противники — СССР или Германия — имеют в основном корабли с артиллерией калибра 280-305 мм. Те же самые калибры в основном встречаются у них в береговой артиллерии. Британия же имеет либо мощные, но тихоходные линкоры, либо слабобронированные линейные крейсера.

3. Линкору предстоит воевать или на мелководной и шхеристой Балтике, или в Северном и Норвежском морях с их фьордами. Дальше интересов у Швеции попросту нет. Поэтому корабль должен быть относительно мелкосидящим, скоростным (чтобы мог уйти под берег или под защиту береговых батарей) и маневренным (для действий в шхерах/фьордах). А вот дальность и мореходность не критичны.

4. Самые опасные угрозы для линкора на Балтийском ТВД — мины, торпеды и авиация. Хотя в принципе и линейный бой не исключается. Поэтому — безусловный приоритет живучести над вооруженностью.

5. Швеция имеет развитую промышленность и обладает определенным опытом строительства боевых кораблей, поэтому ей вполне по силам сооружение 2-4 линкоров на собственных предприятиях.

6. Линкору не нужна катапульта и самолеты — разведку ему обеспечат легкие силы и береговая авиация.

С данными требованиями шведские кораблестроители отправились к итальянцам, дабы те спроектировали им линкор. Благо проработанных проектов малых линкоров у них в начале 30-х было навалом…

После синтеза итальянские проектов конца 20-х с опытом Швеции в строительстве и эксплуатации броненосцев береговой обороны, получился вот такой кораблик.

ТТХ:

РАЗМЕРЕНИЯ:

Длина — 193/198 м

Ширина — 28/30 м

Осадка — 7,32/7,50 м

Водоизмещение — 26200/27830 тонн

 

Силовая установка — 8 котлов, 4 ТЗА Parsons-Bofors, 108500 сил.

Скорость — 28,5/16 узлов

Дальность — 3000 миль (запас нефти 900 тонн при нормальном ВИ)

 

ВООРУЖЕНИЕ:

2х3 380/45 орудий

8х2 120/46 универсальных орудий

8х1 40-мм автоматов Bofors

4х4 20-мм автоматов Oerlikon-Bofors

 

БРОНИРОВАНИЕ:

 

Система бронирования — итальянская, экранированная, но внешний бронепояс прикрывает всю ватерлинию. Оба пояса — прямые, чтобы не уменьшать площадь пояса.

Внешний пояс толщиной 60 мм, прямой, высотой от 4 м (в оконечностях) до 5 м (в цитадели) , общей длиной 183 м, с тремя наклонными траверзами толщиной 60 мм. Третий траверс разделяет румпельные отделения.

Внутренний пояс толщиной 300 мм, высотой 5 м, длиной 106 м, на деревянной подкладке, с траверсами толщиной 280 мм. В нижней части толщина уменьшается до 150 мм.

Броневая переборка по оси цитадели толщиной 40 мм

Верхняя палуба — противопульная, 10 мм, предназначена для защиты подпалубных помещений от обстрела с воздуха и для взвода авиабомб и мелких снарядов.

Главная броневая палуба — плоская, опирается на главный пояс, толщина 90 мм

Противоосколочная броневая палуба — опирается на нижний край главного пояса, толщина 40 мм, со скосами по 50 мм, проходит по всей длине корабля.

Общая толщина пояса за счет экранирования эквивалентна 390 мм.

Башни ГК: лоб — 380 мм, борт — 210 мм, корма — 180 мм, крыша — 160 мм, барбет — 280 мм, трубы элеваторов — 150 мм

Башни СК: круговое бронирование 40 мм, барбет 40 мм, крыша 30 мм, трубы элеваторов — 30 мм

Зенитные установки: щиты 8 мм

Рубки: носовая — 310 мм, кормовая — 60 мм, дальномерные башенки — 35 мм

 

Противоторпедная защита организована по французской схеме (за основу взята ПТЗ линейного крейсера «Страсбург»):

Противоторпедная переборка — 40 мм

Противоторпедные були — 15 мм, два ряда отсеков (внешние — заполнены мазутом, внутренние — пустые)

По планам было построено три линкора:

«Тор» — Карлскрона, 1934/1937/1939
«Один» — Гетеборг, 1934/1937/1940
«Фрейя» — Мальме, 1935/1938/1941

Крейсера:

Тяжелый крейсер «Тролль».

Единственный шведский тип тяжелых «вашингтонских» крейсеров, созданный в 1920-х. Основаниями для постройки кораблей были более соображения престижа новообразованной Скандинавской союзной империи, чем реальные военные нужды. Четыре корабля обошлись стране почти в 240 миллионов крон (в ценах 1940 года), что составило более трети всего военного кораблестроительного бюджета с момента провозглашения империи и до Малой войны (1922-1930 годы). Однако обзавестись «вашингтонскими крейсерами» стремилась тогда любая страна, претендующая на роль значимой военно-морской державы. Не обошло это поветрие и Швецию.

Бюджетный флот Швеции - дешево, просто, технологично и с национальной спецификойБюджетный флот Швеции - дешево, просто, технологично и с национальной спецификой

Постройка кораблей этого класса планировалась еще с 1919 года, но по финансовым причинам была начата только в 1924. Классифицировались в шведском флоте как броненосные крейсера. В отличие от большинства таких кораблей своего времени, имели весьма основательное бронирование, но низкую скорость. Впрочем, для сопровождения 21-узловых линкоров 30 узлов считалось вполне достаточным. Также корабли имели весьма нетрадиционную компоновку с линейным размещением артиллерии: это была единственная возможность совместить мощное вооружение, относительно толстый (по сравнению с европейскими конкурентами) главный пояс и малое водоизмещение. При подписании Вашингтонского договора (в 1924 году) Швеция оговорила для себя право сохранить главный калибр 210 мм. Получившиеся в итоге корабли, как обычно, оказались бюджетными гибридами ежа с ужом. Недостатки были традиционными для шведского судостроения первой половины ХХ века: довольно низкая для крейсера мореходность, очень плотная компоновка механизмов, малая дальность действия. Средняя башня имела боезапас всего в 90 снарядов на орудие и очень тесный артиллерийский погреб, с трудом втиснутый между котельными отделениями.

 

Водоизмещение ст/п — 8090/8930 тонн.

Длина — 174 м. Ширина — 17 м. Осадка — 5,5 м.

Скорость — 30,5/17 узлов (форсированная — 31 узел на 3 часа). Дальность экономическим ходом — 3000 миль.

Силовая установка — 12 котлов нефтяного отопления, 3 ТЗА Parsons-Bofors, 64 300 л.с.

Вооружение — 3х3 210-мм/50 пушки, 4х2 533-мм ТА., 8х1 75-мм/51 зенитных пушек, 2х1 25-мм и 8х1 20-мм автоматов.

Зенитная артиллерия с 1936: 3х2 105-мм/41 зенитных орудия, 6х1 40-мм, 1х4 и 4х2 20-мм автоматов.

Броневая защита — пояс 100 мм, бронепалубы 10+35 мм, боевая рубка 100 мм, противоторпедная переборка 30 мм, башни 90/50 мм, барбеты башен 50 мм.

Цена одного корабля — 15 млн $ (1940)

Авиагруппа — 1 катапульта (на корме), 2 самолета.

 

Построено 4 единицы:

«Гарм» (1924-26-28)

«Тролль» (1924-26-28)

«Рикснукен» (1926-28-30)

«Олифантен» (1926-28-30)

 

(чертеж пока сыроват)

(Шарповский файл — sship, Шарп 3.0)

 

Бюджет я перекомпоновал, на 1922-30 выходит на круг 170 млн $, как раз влезают 4 «Ориона», 4 «Тролля», 5 «Кельнов» (1 авианесущий), 9 900-тонных и 14 1100-тонных эсминцев, плюс 22 миллиона остается на всякую мелочь (десяток ПЛ, катера, тральщики), этого добра в Германии много можно по дешевке купить. Четыре «Свериге» остаются в имперском флоте, а «Фюльгия», 16 старых ББО (с момента подписания Вашингтона — канонерки с 210-мм) и всякие старые миноносцы — во флотилии береговой обороны Финляндии, Швеции и Норвегии, где они будут преимущественно ржаветь.Изображение

 

Кстати, число «Торов» скорее всего будет снижено до двух, правильно коллеги говорили. Иначе не потянуть сбалансированный флот. В компенсацию два «Ориона» пройдут в конце 30-х кардинальную модернизацию итальянского типа и получат 8 х 356-мм/50 орудий (разработанных для первого проекта «Тора») и новую силовую установку для 26-узлового хода.

 

К 1940 году (начало войны с немцами планируется на весну, ВМВ началась весной 1939, французов в основном разбили за 1939) получаем:

-2 линкора типа «Тор»

-2 модернизированных «Ориона»

-4 «Тролля»

-10 «Готландов»

-Флот эсминцев: 16 1000-тонных, 12 1800-тонных

-Около 40 ПЛ новой постройки

 

При этом из старья в строю остается:

-1 немодернизированный «Орион» (канонерка на Балтике с 18-узловым ходом, так и не отремонтирован до конца, еще один утопили)

-2 «Свериге» (остальных утопили)

-«Оскар II» и «Фюльгия» (остальные 14 броненосцев-канонерок утопили русские или порезали в 30-х)

-14 эсминцев-«немцев» (еще 9 утопили)

-Все 5 старых легких крейсеров (Светланы на них не полезут, ибо Тролли затроллят, а авиацией по ним тяжело), из которых 1 — гидроавианосец (подлодки у Норвегии искать) и 2 — минзаги на Балтике

-Два десятка старых ПЛ

-На москитный флот заложено 28 млн долларов в ценах 1940 года

-Заложена возможность конверсии большого числа 500-тонных траулеров в сторожевики

Общий судостроительный бюджет «от войны до войны» — 410 миллионов долларов за 9,5 лет, считая чрезвычайные бюджеты 1938, 39 и 40. Сумма вполне подъемна, если учитывать, что военный бюждет одинокой Швеции IRL на 1941 год — 700 миллионов.

Малый крейсер «Готланд».

Бюджетный флот Швеции - дешево, просто, технологично и с национальной спецификой

Предназначен для лидирования эсминцев, эскадренной разведки, минных постановок, сопровождения конвоев, в основном — на Балтике, так как для открытого океана имели явно недостаточную мореходность. Основной тип крейсеров Швеции в 1930-х годах, так как более крупные крейсера для Швеции оказались дороги.

Проект крейсера «Готланд» был разработан в 1929 году. На тот момент Швеция располагала лишь двумя старыми легкими крейсерами, доставшимися ей при разделе остатков кайзеровского флота — «Элефантен» и «Рикснукельн», бывшие «Штральзунд» и «Грауденц». В конце 1920-х они прошли капитальный ремонт с заменой котлов. Однако эти корабли уже не удовлетворяли нуждам шведского флота. Еще более старый броненосный крейсер «Фюльгия» даже не мог считаться полноценной боевой единицей в связи с крайним устареванием.

В 1927 году были заложены два тяжелых крейсера для действий в открытом море — «Хугин» и «Мунин» (вошли в строй в 1933 году). Но положения со слабостью крейсерских сил они не исправили.

Возобновление строительства крейсеров в Германии и достройка Советской Россией кораблей типа «Светлана» потребовало радикального усиления крейсерских сил хотя бы на Балтике. Однако экономическое положение Швеции не позволяло строить на тот момент крупные корабли.

Выход был найден в создании «прибрежного крейсера» низкой стоимости и предельно малого для своего класса водоизмещения, и, в то же время, обладающего приемлемыми характеристиками по боевой мощи и защищенности в ущерб дальности действий, мореходности, автономности и обитаемости. Этот подход — «кораблям предстоит воевать рядом с базами» — был традиционным для шведского судостроения первой половины ХХ века.

Стремясь максимально удешевить строительство, шведские кораблестроители приняли решение заменить клепку электросваркой, на тот момент набиравшей популярность в малотоннажном судостроении. Это позволило на 12% уменьшить массу кораблей, значительно снизить трудоемкость и время постройки. Если клепаные крейсера типа «Хугин» строились почти 7 лет (впрочем, более из-за экономических проблем), то дешевые сварные «Готланды» — примерно по 30 месяцев.

Водоизмещение — 4020/4380 т
Длина — 132/138 м
Ширина — 13,1 м
Осадка — 4,9/5,1 м
Силовая установка — 6 котлов, 2 турбины, 61000 сил. Скорость — 34/17 узлов.

Вооружение:
-3х2 152-мм/50 орудий
-5х1 105-мм/50 зенитных орудий
-7х1 25-мм автоматов Bofors akan m/29 (к 1940 — 4х2 40-мм и 2х4 20-мм)
-1х4 533-мм торпедный аппарат (боезапас — 8 торпед)
-До 70 мин

Бронирование:
-Броневой пояс — 25-40 мм, высота 4 м, траверсы 30 мм
-Броневая палуба — 35 мм, скосы и траверсы 30 мм
-Башни главного калибра — 20-40 мм
-Боевая рубка — 45 мм
-Противопульное бронирование: верхняя палуба над жилыми помещениями, кормовая надстройка, дальномерные посты, щиты зенитных орудий

 

Прошу прощения за размер, у меня в таком масштабе все чертежи — остался от скачанного когда-то чертежа «Тирпица», а уменьшать — качество портится.

«Готланд» — головной корабль серии, 1930/32/33.

1-я группа:

«Смоланд» — 1932/33/34

«Уппланд» — 1932/33/34

«Лаппланд» — 1932/33/35

2-я группа — строились на средства, собранные в Финляндии и Норвегии:

«Ильмаринен» — 1935/36/37

«Вяйнмаринен» — 1935/37/38

«Норге» — 1936/37/38

 

«Адмирал Врангель» — 1937/38/40. Заказан Грецией, но не оплачен в связи с началом Второй мировой войны. Реквизирован шведским правительством и достроен в качестве крейсера ПВО с 6х2 105-мм орудиям.

Корабли активно строились на экспорт и по лицензии. Ряду второстепенных морских держав они приглянулись за неплохое сочетание характеристик при минимальной цене.

3 корабля — «Гейзер», «Гекла» и «Грюнланд» — построены в 1933-35 годах для КВМС Дании в рамках совместной программы усиления флота. После оккупации Дании уцелевшие корабли воевали в составе шведского флота.

Нидерланды заинтересовались проектом «Готланда» для усиления своего колониального флота в Юго-Восточной Азии. В 1934-37 годах Швецией были построены 2 корабля — «Тромп» и «Де Зевен Провинзен». Еще 6 кораблей построены Нидерландами по лицензии (последние два — достроены в Великобритании уже после оккупации страны).

По заказу Российской Державы на базе «Готланда» в конце 1930-х был разработан проект бронированного лидера уменьшенного до 3200/3900 тонн водоизмещения, вооруженного 4х2 130-мм/50 орудиями. В 1937 году РД получила 2 корабля шведской постройки («Рюрик» и «Олег») для Черноморского флота, еще 8 были заложены в РД. Однако в строй вошли только 5 из них — петроградские «Петроград» (1939) и «Москва» (1940), дальневосточные «Громобой» (1939) и «Баян» (1942), а также соломбальская «Аврора» (1940). Два корабля, заложенные в Николаеве, были взорваны на стапелях в 1941 году, а архангельсая «Паллада» — разобрана на металл в 1942. После войны серия была продолжена еще 10 кораблями, которые долгое время находились в составе Российского державного флота и неоднократно модернизировались.

Греция получила в 1938 году один крейсер — «Элли II». Второй крейсер, заказанный в 1937, так и не был оплачен и впоследствии был реквизирован шведским правительством.

Интерес к покупке крейсеров также проявляли Аргентина, Перу и Турция, но конкретных заказов сделано не было.

Эсминцы:

Миноносцы типа «Висбю»

Бюджетный флот Швеции - дешево, просто, технологично и с национальной спецификой

ТТХ:
Водоизмещение: 910/986 тонн. Длина 86/87,5 м. Ширина 9 м. Осадка 2,75/2,9 м.
Силовая установка: 2 котла, 2 турбины, 34000 сил.
Скорость: 34/17 узлов. Дальность — 1500 миль.
Вооружение: 2х2 105/41 универсальных АУ, 4х1 40-мм автоматов, 2х2 20-мм автоматов, 1х4 533-мм ТА (боекомплект 8 торпед), двухтрубный бомбомет (20 глубинных бомб).

Спроектированы в 1929 году в Италии на фирме «Ансальдо» по шведскому заказу. Швеция планировала усилить ими свой флот в связи с ухудшением отношений с Россией. Заказу кораблей помешала война.
Сразу после войны, осенью 1931 года, встал вопрос о пополнении сильно поредевшего флота. Однако послевоенный экономический кризис не позволил подобных трат. Тем не менее, уже в 1932 году правительство приняло программу восстановления легких сил и выделило первые 16 миллионов крон на миноносцы. На более крупные эсминцы денег не нашли, как ни пытались. Миноносцы имели довольно ограниченную мореходность, поэтому поступали в состав Балтийского флота.
Строительство миноносцев велось быстрыми темпами. Корабли строились на наименее загруженных ремонтом поврежденных кораблей верфях — в Турку и Гетеборге. Корабли получили названия в честь городов империи, причем построенные в Турку — в честь финских и норвежских, а построенные в Гетеборге — в честь шведских.
При строительстве серьезное внимание уделялось удешевлению. Широко применялась электросварка. Корабли строились из готовых унифицированных секций, поставляемых на верфи водными путями.
В общей сложности до войны было построено 16 миноносцев типа «Висбю». Последний из них вошел в строй в 1939 году.
Низкая цена обеспечила миноносцу некоторый экспортный успех: 4 корабля в 1935-39 годах были построены для датского флота. После падения Дании три уцелевших корабля составили костяк Датского флота в Швеции.

На 1940 год 14 миноносцев составляли основу легких сил Балтийской эскадры Имперского флота, 2 -находились в составе Норвежской флотилии береговой обороны.
С 1941 года строительство миноносцев возобновлено для нужд сильно пострадавшего Балтийского флота (к тому же отрезанного от ленд-лиза и Гетеборгской верфи, строившей в войну крупные эсминцы). Корабли второй серии были несколько крупнее (88 метров в длину), и имели водоизмещение 1073 тонны. Они получили эшелонированную силовую установку: появился третий котел в собственном отсеке, турбины были разнесены по длине. Кормовая рубка была сильно уменьшена, вместо нее разместили пятое 105-мм орудие в щитовой установке. Усилили и зенитное вооружение: 6 спаренных 40-мм автоматов (от 20-мм на этих кораблях вообще отказались). Число запасных топед увеличено до 6. Кроме того, эта серия кораблей получила 8-трубный 152-мм реактивный бомбомет для стрельбы реактивными снарядами или глубинными бомбами, радиолокатор ПВО Ericson m/40 и лицензионный английский гидролокатор ASDIC. За 1943-45 годы в строй вошло 23 миноносца второй серии (из них 16 «балтийских», построенных в Турку и Стокгольме, и 7 «североморских», построенных в Гетеборге).

Довольно близкими «родственниками» этого проекта являлись итальянские миноносцы типа «Спика», строившиеся большой серией в Италии в 1930-х. Они имели несколько иную компоновку, меньшее водоизмещение и более слабое вооружение.

Насколько я понял тема в стадии проработки и возможны ещё корабли для альтернативного флота Швеции.

Источник — ФАИ

Подписаться
Уведомить о
guest

58 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account